{"id":2689,"title":"\u00ab\u041e\u0431\u043b\u0430\u043a\u0430\u00bb \u2014 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0434\u043d\u043e\u0435 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435, \u043d\u043e \u0438 \u043a\u0440\u0443\u0442\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442","url":"\/redirect?component=advertising&id=2689&url=https:\/\/dtf.ru\/promo\/1011062-kak-oblaka-pomogayut-pri-razrabotke-igr&placeBit=1&hash=9fdf930bb08dedc28192482dd577fa23bfc59c2419176d34c64e6c44fe8cc38c","isPaidAndBannersEnabled":false}

Все дороги ведут в Матрицу: пять философских проблем трилогии Вачовски Статьи редакции

Тревожные вопросы о реальности, или почему мы возвращаемся к симуляции снова и снова.

Культовый статус «Матрицы» неоспорим. Даже спустя двадцать лет после выхода первой части её постоянно упоминают блогеры, писатели, учёные и миллиардеры. Фильм Вачовски далеко не первым рассказал о виртуальной реальности и иллюзорности мировосприятия, но именно он получил настолько широкое признание. Слово «матрица», будучи далеко не новым, даже вошло в речь как самостоятельный неологизм.

Всё потому, что фильм ярко показывает симуляцию и отлично иллюстрирует множество философских проблем. О том, как «Матрица» комментирует идеи мыслителей разных эпох и что попытались донести нам Вачовски двадцать лет назад, мы расскажем в этом материале.

Статья опирается преимущественно на оригинальную трилогию, в особенности на первую часть.

Матрица как мир после сингулярности

Грамотность даже сейчас остаётся основой и моделью всех программ промышленной механизации; но в то же время запирает умы и чувства своих пользователей в механической и фрагментарной матрице, которая так необходима для поддержания механизированного общества.

Маршалл Маклюэн, философ
книга «Понимание медиа» (1964)

Он набирал всю скорость, мчался на всех поворотах, срезал все углы в Найт-сити, но всё равно видел матрицу во сне, яркие решетки логики, что разворачиваются по бесцветной пустоте…

Уильям Гибсон, писатель
«Нейромант» (1984)

Символы и идеи, заложенные в «Матрицу», уже давно разобраны. Поэтому мы поступим иначе — сконцентрируемся на том, какие проблемы обсуждает трилогия и как она комментирует более ранние произведения. Сперва необходимо разобраться в основных понятиях — например, в том, что же такое матрица. Это слово возникло задолго до выхода фильмов, и у него есть несколько значений.

Матрица — это массив данных, представленный в форме столбцов и строк. А ещё межклеточное вещество, служащее фундаментом для биологических тканей. А ещё система линий, путей, дорог; общество и окружение, в котором растёт и развивается личность.

Иначе говоря, это фундамент, основа для чего-то большего. Например, виртуальной реальности — поддерживаемого искусственно мира, похожего на настоящий. Это основа симуляции — имитации какой-то реальной вещи или явления. В фильме Матрица — виртуальная реальность, созданная для порабощения человечества.

В этом разделе мы рассмотрим Матрицу в контексте технологической сингулярности — гипотетического момента, когда человеческая история закончится.

Темп совершения научных открытий постоянно увеличивается, а время между технологическими прорывами сокращается. Например, на науку XX века сильно повлияло изобретение компьютера. Благодаря нему мы научились создавать точные математические симуляции разных явлений — от аэродинамики турбин до мутаций бактерий и вирусов. Это на несколько порядков ускорило проведение экспериментов и в итоге сократило время между новыми открытиями.

И в один момент, как предполагает теория технологической сингулярности, скорость научного прогресса возрастёт настолько, что выйдет из-под контроля человечества. Иначе говоря, мы больше не будем знать, что случится завтра.

Этот момент — и есть сингулярность. В философии и фантастике она сопровождается появлением так называемых постлюдей — это может быть мощнейший ИИ, коллективный разум, сверхлюди и другие существа, интеллектом превосходящие человека.

После появления сильного ИИ человек перестанет быть самым умным существом на Земле. Ответственность за будущее планеты перейдёт к более совершенному виду, а нам останется лишь наблюдать за прогрессом со стороны.

Трилогия «Матрица» описывает частный случай технологической сингулярности.

«Аниматрица», часть «Второй Ренессанс»

Из антологии «Аниматрица» мы знаем, что в конце XXI века наступил золотой век человечества — эпоха, названная Вторым Ренессансом. Люди совершили множество технологических открытий и, что главное, создали сильный искусственный интеллект.

За этим последовала война между людьми и машинами, в которой победили последние. Почти всё человечество погибло, а выживших машины заточили в капсулах и подключили к системе жизнеобеспечения. Мятежный ИИ посчитал, что лучше всего будет сделать людей альтернативным источником энергии.

Для большинства такой опыт оказался слишком травматичным, и они быстро умерли. Поэтому ИИ создал Матрицу — виртуальную реальность, в которой человечество жило привычной для него жизнью. Своего рода коллективную галлюцинацию.

Матрица повсюду. Она окружает нас. Даже сейчас она с нами рядом. Ты видишь её, когда смотришь в окно или включаешь телевизор. Ты ощущаешь её, когда работаешь, идёшь в церковь, когда платишь налоги.

Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду — что ты только раб, Нео. Как и все, ты с рождения в цепях. С рождения в тюрьме, которой не почуешь и не коснёшься. В темнице для разума.

Морфеус
«Матрица»
«Матрица»

Почти всё человечество в первой «Матрице» — живые мумии на искусственном обеспечении, которые от рождения до смерти видят сон, придуманный машинами. Картина достаточно апокалиптичная, но действительно ли сингулярность может принести нам такие страдания?

Многие фантастические произведения XX века показывают технологическую сингулярность совсем иначе. В частности, проблемам постсингулярного общества посвящён цикл «Культура» Иэна Бэнкса. Романы рассказывают о разных аспектах жизни одноимённой цивилизации, в которой всю важную работу выполняют Разумы. Это очень сложные и продвинутые ИИ, которые, как правило, размещаются в космических кораблях и колониях-хабитатах.

Люди же пользуются всеми благами постсингулярной, постдефицитной экономики, живя в своё удовольствие и занимаясь любимым делом. Конечно, сингулярность принесла с собой ряд новых проблем вроде безработицы или разрушения рыночной экономики, но в целом «Культура» показывает, что жизнь большинства людей стала не в пример лучше.

Вероятность того, что ИИ нас не поработит, а решит наши «вечные» проблемы, действительно существует. Он может покончить с военными конфликтами, болезнями, изменением климата и нехваткой продовольствия.

Картина по мотивам «Культуры»
Alex Jay Brady

«Культура» и «Матрица» предлагают два диаметрально противоположных взгляда на сингулярность. Тем не менее у них есть общая черта — акцент на гедонизме.

Дело в том, что независимо от развития ИИ и трансгуманизма развивается само человеческое общество. Благодаря технологическому прогрессу жизнь в городах идёт совсем не так, как в небольших населённых пунктах.

Горожанам не нужно думать об отоплении, водоснабжении, источниках электричества; им не нужно искать еду или лекарства — всё уже продумано. Ещё больше нам упрощают жизнь множество современных сервисов: появились службы такси, устроенные по типу соцсетей, продукты уже давно доставляют из магазинов домой, за коммунальные услуги теперь легко платить по интернету.

Разные экономические теории и труды, начиная с «Богатства народов» великого экономиста XVII века Адама Смита, утверждают: наша цивилизация должна улучшать качество жизни людей и удовлетворять их потребности. «Матрица» возводит эту идею в абсолют.

Даже в последнем городе людей всю работу выполняют роботы

Медицинские системы ИИ контролируют базовые потребности организма, а симуляция делает жизнь интересной и осмысленной. Виртуальная реальность симулирует вкус деликатесов, морской бриз и горную прохладу; она создаёт пространство для творчества, самовыражения и коллективного времяпрепровождения. Теоретически симуляция способна удовлетворить любую мыслимую потребность человека.

Именно такой утопией и была первая версия Матрицы. Но, по словам ИИ Архитектора, люди не смогли до конца поверить в этот идеальный мир. Поэтому пришлось создать симуляцию, приближённую к более привычному для них ХХ веку.

В трилогии человечество в виртуальной реальности держат силой, но во множестве других произведений люди добровольно соглашаются погрузиться в неё. Так случалось в «Городе» Клиффорда Саймака, «Футурологическом конгрессе» Станислава Лема, «Пространстве откровения» Аластера Рейнольдса и книгах других фантастов. Люди отправляются в симуляцию по совершенно разным причинам: кто-то не может вынести тяжести настоящего мира, кто-то ищет лучшей жизни, кто-то просто хочет приятно провести время.

Хорошо объясняют подобное желание роман «Первому игроку приготовиться» и одноимённый фильм. В его мире существует виртуальная реальность «Оазис», которая гораздо интереснее реальности обычной. В «Оазисе» люди могут выглядеть, как хотят, заниматься, чем хотят, общаться с интересными людьми.

«Первому игроку приготовиться»

И какой бы виртуальную реальность ни показывали — «доброй» ли, как в «Первому игроку приготовиться», «злой» ли, как в «Матрице» — важно, что оба подхода взаимно дополняют друг друга. Когда управление Землёй возьмёт в свои руки ИИ, возможно, чем-то таким мы и будем заниматься. А что ещё останется делать?

В целом «Матрица» показывает довольно реалистичный финал истории человечества. Да, мир в фильмах выглядит мрачным и жестоким, а люди — беспомощными. Но у этих прогнозов есть реальное основание, так что тему виртуальной утопии публично обсудят ещё не раз.

Матрица как иллюзия восприятия

Изначально зрители посчитали «Матрицу» историей о побеге из ловушки обмана и о поиске правды. По сюжету первого фильма, главный герой Томас Андерсон начинает догадываться, что окружающий мир — не то, что кажется.

Андерсона находит террорист Морфеус, который выводит его в реальный мир. Оказывается, что привычного города ХХ века не существует. Почти всё человечество заключено в Матрице, а немногочисленные свободные люди прячутся в городской канализации и ведут борьбу с машинами. Главный герой освобождается от уз Матрицы и решает открыть правду другим.

Фильм Вачовски далеко не первым рассказал об иллюзорности мира и ловушке для разума. Так совпало, что в одно время с ним выпустили картины с похожими сюжетами — «Тёмный город» и «Тринадцатый этаж». А в 1995 году вышел один из основных источников вдохновения для Вачовски — полнометражное аниме «Призрак в доспехах». Как и в «Матрице», в нём большое внимание уделялось проблеме ложных воспоминаний.

«Призрак в доспехах»: подробный рассказ о главном киберпанк-аниме

Все воплощения Мотоко Кусанаги.

Идею об иллюзорности мира можно проследить даже в трудах античного философа Платона, жившего в V или IV веке до нашей эры. Он предложил аллегорию об узнике, который прикован к стене пещеры и видит только тени от костра. Он никогда не видел настоящего мира и поэтому принимает изображения на стене за реальность.

Пещера Платона
Платон
из диалога «Государство»

Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

— Это я себе представляю, — сказал Главкон.

— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа её так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

— Странный ты рисуешь образ и странных узников!

— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?

— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?

— А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними?

— То есть?

— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?

— Непременно так.

Если бы узник смог выбраться из пещеры, а затем вернулся назад к остальным людям, те восприняли бы его слова о мире со скепсисом. Если бы это было закостенелое догматическое общество, его вообще могли бы убить за ересь.

Считается, что в первую очередь эта аллегория посвящалась мыслителям и учёным, которые просвещали остальное население. Наставничество было тяжёлой, опасной ношей, и зачастую философы за свои идеи подвергались гонениям и порицанию.

В мире «Матрицы» под городом людей есть своя пещера. Там Морфеус проводит рейв-вечеринки

Миф о Пещере Платон посвятил Сократу. Сейчас его считают одним из величайших мыслителей античности, но у современников к нему было совсем другое отношение. Сократ любил выступать перед толпой, задавая прохожим неудобные вопросы об их мировоззрении. Это часто вызывало волнения в городе. Во время одного из выступлений Сократа арестовали за пропаганду атеизма и в итоге вынесли ему смертный приговор.

Платон предостерегал: бывший узник пещеры, вздумавший рассказать другим правду, должен понимать, что на него могут устроить охоту. Но мифический герой должен устоять перед натиском закостенелого общества и исполнить свой гражданский долг.

Освобождённым узником, уже современным, Вачовски сделали Морфеуса. Для обитателей реального мира он — освободитель и пророк, но для большинства жителей Матрицы — террорист и преступник.

Матрица — это система, Нео. Эта система — наш враг. Когда ты внутри, ты осматриваешься, что ты видишь? Бизнесмены, учителя, адвокаты, плотники. Люди, которых мы пытаемся спасти, но пока они подключены, они все ещё часть системы, а значит — наши враги.

Ты должен понять, что большинство этих людей не готовы к отключению. И множество из них очень привязаны к системе, поэтому они будут бороться за неё.

Морфеус
«Матрица»

Идеи «Матрицы» перекликаются не только с античной, но и с восточной философией. Для большинства восточных верований характерна концепция мира как иллюзии, поиска настоящего «Я» и освобождения.

В индуизме существует Брахма, бог-первоисточник, который во сне разделился на множество осколков — живых существ. Чтобы проснуться, ему нужно познать себя настоящего, поэтому он нашими глазами пытается увидеть себя со стороны.

А в буддизме существует колесо Сансары, колесо вечных страданий. Единственный способ его покинуть — пойти интроспективным путём Будды, познать истину и освободиться от оков иллюзии, которую мы принимаем за реальный мир.

Что есть Матрица? Диктат. Матрица — это мир грёз, порождённый компьютером, созданный, чтобы подчинить нас, сделать из нас всего лишь батарейку

Морфеус
«Матрица»

Похожий путь проходит в фильме Нео. Он узнает правду о Матрице, понимает, что его ограничивает лишь собственный разум, и освобождается. В фильме он к тому же получает особые силы — например, умение останавливать пули и летать.

Таким образом, если раньше философские и религиозные верования достаточно абстрактно рассуждали об нереальности мира, то в «Матрице» Вачовски буквально воплотили эту идею.

С точки зрения античной философии Матрица — наглядный пример мира как иллюзии. Иронично, что для философов Нового времени она послужила бы доказательством реальности бытия.

Матрица как объективная реальность

С развитием философии возникла необходимость в более весомых доводах, чем «здравый смысл» и «общее знание». Более современные мыслители массово пересматривали вещи, которые их предшественники считали незыблемыми.

Многие слышали знаменитую фразу философа и математика Рене Декарта «Мыслю, следовательно существую». Она очень важна для понимания «Матрицы».

В философии есть дисциплина эпистемология, исследующая знание как таковое. Её главный вопрос — «Откуда я знаю то, что знаю?». Если максимально упростить принципы эпистемологии, любое знание можно получить несколькими путями: добывая непосредственный опыт «здесь и сейчас», вспоминая что-то из глубин памяти, размышляя и сопоставляя информацию, получая сведения от других.

Способ не принципиален, важное другое — ни один из этих методов нельзя назвать безоговорочно надёжным. Зрение и слух можно обмануть, память может подводить, а общество — ошибаться.

Возникает вопрос: на чём нам строить знание, в чём вообще можно быть уверенным? Речь идёт не только о сложных концепциях вроде существования Бога, но и привычных вещах: отличим ли мы по внешнему виду искусственный газон от травы, а утку от зайца? Рене Декарт в своих рассуждениях пришёл к тому, что у нас не может быть полной уверенности вообще ни в чём. Даже в абстрактных аксиомах — вроде того, что 2+2=4.

Рене Декарт
«Размышления о первой философии»

Итак, я допускаю, что все видимое мною ложно; я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память; я полностью лишен чувств; мои тело, очертания (фигура), протяженность, движения и место — химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного. Однако откуда мне известно, будто, помимо перечисленных, не существует других вещей, относительно которых не может быть ни малейшего сомнения?

Ведь, возможно, есть некий Бог — или как бы мы это ни именовали, — внушивший мне эти самые мысли? И прав ли я в данном случае — ведь я и сам могу быть их виновником? Так не являюсь ли, по крайней мере, и я чем-то сущим? Но ведь только что я отверг в себе всякие чувства и всякое тело.

Тем не менее я колеблюсь; что же из этого следует? Так ли я тесно сопряжен с телом и чувствами, что без них немыслимо мое бытие? Но ведь я убедил себя в том, что на свете ничего нет — ни неба, ни земли, ни мыслей, ни тел; итак, меня самого также не существует?

Декарт, окружённый демонами

Крайняя степень этого мировоззрения известна как солипсизм — доктрина о том, что ничего кроме нашего «Я» не существует. Если это для вас звучит сомнительно, может быть, мысленный эксперимент выдающегося математика ХХ века Хилари Патнэма вас убедит.

Сперва нужно напомнить, что все наши чувства существуют благодаря специальным рецепторам. Особые клетки улавливают свет, звуковые колебания, химический состав разных ароматов, угловое и линейное ускорение. Они кодируют эту информацию в форме электрохимических импульсов и направляют по нервам в головной мозг. В таламусе разрозненные сигналы собираются в цельный образ, который мы воспринимаем как картину мира.

Но на самом деле мозг очень много додумывает за нас. Например, в действительности мы воспринимаем всего три цвета и только в очень узкой части поля зрения — области жёлтого пятна в сетчатке глаза. Весь остальной мир мы видим серым. Мозг раскрашивает его самостоятельно, основываясь на предыдущем опыте. А как он синтезирует другие цвета и оттенки — до сих пор большая загадка.

Хилари Патнэм в качестве иллюстрации солипсизма предложил идею «мозга в колбе». Представим, что злой учёный отделил чей-то мозг от тела, положил его в капсулу и присоединил к электродам. Если эти электроды будут отправлять точно такие же импульсы, что и настоящие рецепторы, сможет ли наш мозг отличить подделку?

Концепция «мозга в колбе» обыгрывалась в разных произведениях, в том числе в The Evil Within

Учитывая, что в «Матрице» всё человечество плавает в капсулах, подключённое при помощи нейроинтерфейсов к коллективной галлюцинации, трилогия — самая точная иллюстрация этого мысленного эксперимента.

Размышления Декарта формулируют сразу несколько проблем. Первая — это экстремальный случай: весь окружающий мир — ложь, и существуете только вы. Вторая допускает, что мир всё же существует, просто у нас нет возможности проверить, насколько реальны наши представления о нём.

Матрица — именно второй вариант. Проблема в этом случае эпистемологическая, то есть у нас нет возможности проверить, насколько истинны наши ощущения. Наша вселенная тоже может быть симуляцией, и мы никак не сможем подтвердить или опровергнуть это. Но делает ли это воспринимаемую нами реальность менее реальной?

Дело в том, что виртуальная реальность и симуляция — это не то же самое, что обман и иллюзия. Давайте представим, что весь наш мир существует на сервере квантового компьютера, который в реальном времени симулирует законы физики и всю наблюдаемую вселенную. Ещё представим, что за пределами этого компьютера больше ничего не существует.

В таком случае наблюдаемая нами симуляция — и есть реальность. Мы просто не можем воспринимать что-то более реальное. К подобному выводу в своих размышлениях пришёл и Рене Декарт.

Рене Декарт
«Размышления о первой философии»

Однако, коль скоро я себя в чем-то убедил, значит, я всё же существовал? Но существует также некий неведомый мне обманщик, чрезвычайно могущественный и хитрый, который всегда намеренно вводит меня в заблуждение. А раз он меня обманывает, значит, я существую; ну и пусть обманывает меня, сколько сумеет, он всё равно никогда не отнимет у меня бытие, пока я буду считать, что я — нечто.

Таким образом, после более чем тщательного взвешивания всех «за» и «против» я должен в конце концов выдвинуть следующую посылку: всякий раз, как я произношу слова Я есть, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным.

Существование нашего разума — единственная неоспоримая вещь во вселенной. Мир, что мы видим вокруг нас, вполне может быть искусственным, а наши представления о нём — ошибочными. Но для нас он реальный независимо от того, является он симуляцией или нет.

Эти выводы перекликаются с идеями уже упомянутой серии «Призрак в доспехах». По сюжету, в мире произошла массовая кибернизация человечества, и большинство людей установили себе улучшенные искусственные органы и конечности. Они, как и естественные части тела, передают сигналы в мозг через нейроинтерфейс — но, в отличие от органики, киберимплант можно взломать.

Весь ужас взлома в том, что человек не может самостоятельно отличить фальшивые воспоминания и чувства от истинных: они все для него одинаково реальные. Жертве киберпреступления можно внушить, что его семья — совсем другие люди, что он приехал из другой страны, имеет другое вероисповедание. В результате его можно заставить «по собственной воле» сделать то, что нужно злоумышленникам.

То, что для мозга реальность и симуляция мало чем отличаются, в фильме понял Сайфер — предатель, захотевший вернуться в Матрицу. В культовой сцене встречи с агентом Смитом он признаёт, что вкус у настоящего и «симулированного» стейка, поданный электродом по вкусовому рецептору, совершенно одинаковый.

А если разницы нет, почему он должен страдать в мёртвом постапокалиптическом мире, а не комфортно жить в правдоподобной иллюзии? В фильме вопрос «неужели знать правду лучше, чем жить счастливо?» остаётся открытым.

А ещё «Матрица» подчёркивает, что у нас нет гарантированного способа получать истинные знания. Практически всё, что мы знаем, можно подвергнуть сомнению как минимум из-за несовершенства нашего мировосприятия.

Поэтому «Матрица» — это одновременно история о преодолении иллюзий и ода солипсизму. Виртуальная реальность — это обман, на деле ничем не уступающий в «реальности» настоящему миру. В философии ХХ века есть термин, точно описывающий это явление.

Матрица как симулякр

Трактат «Симулякры и симуляция», написанный французским философом Жаном Бодрийяром и выпущенный в 1981 году, — основной источник вдохновения для «Матрицы». Вачовски взяли большинство идей именно оттуда, однако сам Бодрийяр фильмом остался недоволен. Давайте разберёмся, почему.

В первую очередь нужно вспомнить, что книга вышла сорок лет назад. В то время ещё не существовало интернета и социальных сетей, но уже произошёл бум телевизионных сериалов и шоу. Человечество только входило в привычную для нас информационную эру.

Работа Бодрийяра посвящена как раз ускоряющемуся развитию масс-медиа и вытеснению из повседневной жизни настоящих вещей. Вместо них мир наполняется симулякрами — копиями чего-то реального. К примеру, гипермаркет — копия настоящего рынка, имеющая с ним мало общего. Диснейленд — копия замка из мультика «Спящая красавица», который, в свою очередь, срисован с немецкого замка Нойшванштайн.

Нойшванштайн и парижский Диснейленд

Ключевая особенность симулякра в том, что он не просто символизирует реальный объект, а в некотором роде его симулирует. То есть воспроизводит некоторые его качества, берёт на себя часть функций. В Диснейленде проводить вечеринки и принимать гостей можно точно так же, как в Нойшванштайне, но он не годится для проживания или обороны во время осады.

Бодрийяр в качестве примера симуляции приводит жалобы больного-симулянта.

Жан Бодрийяр
«Симулякры и симуляция»

Тот, кто прикидывается больным, может просто лечь в кровать и убеждать, что он болен. Тот, кто симулирует болезнь, вызывает у себя ее некоторые симптомы». Таким образом, притворство, или диссимуляция, оставляет нетронутым принцип реальности: различие всегда явно, оно не замаскировано. Симуляция же ставит под сомнение различие между «истинным» и «ложным», между «реальным» и «воображаемым».

Болен или не болен симулянт, который демонстрирует «истинные» симптомы? Объективно его нельзя считать ни больным, ни здоровым. Психология и медицина останавливаются здесь перед истинностью болезни, которую с этих пор невозможно установить.

Ведь если можно «вызвать» любой симп­том и его нельзя трактовать как естественный факт, то тогда любую болезнь можно рассматривать как такую, которую можно симулировать и которую симулируют, и медицина теряет свой смысл, поскольку знает только, как лечить «настоящие» болезни, исходя из их объективных причин.

На этом сложности не заканчиваются: со временем симулякры меняются, всё больше теряя связь с оригиналом. В финале своего развития симулякр становится совершенно не похож на оригинал и превращается в новую вещь.

В качестве примера можно привести Гомера из «Симпсонов». Когда-то он был пародией на типичного американского отца, но сейчас он — «просто Гомер», персонаж всемирно известного мультика. А вот Рик из «Рик и Морти» пока не прошёл этот путь до конца: люди ещё помнят, что герой — своего рода пародия на Дока Брауна из «Назад в будущее».

Кристофер Ллойд в роли Рика — персонажа, срисованного с доктора Брауна, сыгранного Кристофером Ллойдом

Согласно Бодрийяру, симулякры всё больше вытесняют настоящие вещи из нашей жизни. Даже в таких мелочах, как фейковые мемы вроде «Люк, я твой отец» или чипсов со вкусом пиццы. Большинство симулякров безвредны и незаметны, но потенциальная опасность заключается в том, что они символизируют вещи, которых на самом деле нет.

Представим, что некоторые люди уверены: условная вакцина от инфекционной болезни содержит полноценный вирус, а не просто выделенный белок. После прививки они начнут искать и успешно находить у себя симптомы заболевания, что физически невозможно. Кто-то поверит в теорию заговора о существовании тайных чипов.

Ситуация будет относительно безобидной до того момента, пока не начнутся реальные последствия — например, умышленный саботаж вакцинации.

Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет.

Симулякр есть истина.

Жан Бодрийяр
«Симулякры и симуляция»

Ещё симулякры можно сравнить с ярлыками на рабочем столе компьютера. Это упрощённый символ игры или программы, по которому мы сразу сориентируемся и запустим, то что нужно.

Если по каким-то причинам папка с программами сотрётся с жёсткого диска, ярлыки останутся, создавая иллюзию, что эти приложения всё ещё есть на нашем компьютере. Точно так же в реальной жизни симулякры вводят нас в заблуждение, сильно влияя на нашу картину мира.

Вместе симулякры формируют гиперреальность — сумму всех знаков и символов, среди которых мы живём. Метавселенная, которую хочет создать Марк Цукерберг, — это тоже своего рода гиперреальность: копия нашей реальности, где символы и знаки заменяют настоящие объекты.

Если хотите увидеть одну из самых точных демонстраций симулякра, можно посмотреть сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки»

Сегодня симулякры тесно связаны с концепциями постправды и информационных пузырей. Благодаря этим явлениям виртуальная реальность, фейки и симулякры влияют на нашу жизнь гораздо сильнее, чем реальные события.

Так и мы все живем в мире, поразительно похожем на оригинальный, — вещи в нём продублированы по своему собственному сценарию. Но это удвоение не означает, как это было традиционно, близость их гибели — они уже очищены от своей смерти и даже выглядят лучше, чем при жизни: более привлекательные, более настоящие, чем их образцы, словно лица покойников в похоронных бюро.

Жан Бодрийяр
«Симулякры и симуляция»

Главная проблема симулякров в том, что они приводят к исчезновению значения вещей. Вместо реальных событий происходят инсценировки, содержание становится пустым. Наступает информационная энтропия — вырождение смысла в окружающей нас реальности.

По мрачному прогнозу Бодрийяра, в будущем человечество утонет в симулякрах — своего рода «белом шуме», знаках и символах, которые никак не связаны с правдой, а следовательно не имеют никакого практического значения.

Представьте себе гигантский рынок NFT-токенов, которые больше не будут привязаны ни к одной настоящей вещи. Экономика, построенная на торговле вымышленными объектами, — вот так выглядит апокалипсис по Бодрийяру.

Триумф поверхностной формы, наименьшего общего знаменателя всех значений, нулевой степени смысла, триумф энтропии над всеми возможными тропами.

Жан Бодрийяр
«Симулякры и симуляция»

«Добро пожаловать в пустыню реальности» — произносит Морфеус, знакомя Нео с настоящим миром. Это цитата из трактата Бодрийяра.

Нам предстоит снова стать кочевниками в этой пустыне, но уже свободными от машинальной иллюзии ценности.

Мы будем жить в этом мире, который сохраняет для нас всю сверхъестественность пустыни и симулякра, со всем правдоподобием живых призраков, бродячих животных и симулянтов, в которых нас превратил капитал, смерть капитала, — ведь пустыня городов аналогична пустыне из песков — джунгли знаков аналогичны джунглям из деревьев — головокружение от симулякров аналогично головокружению от природы, — единственный оставшийся головокружительный соблазн агонизирующей системы, в которой труд хоронит труд, а ценность хоронит ценность, оставляя пустое пространство.

Жан Бодрийяр
«Симулякры и симуляция»

Работа Бодрийяра пропитана разочарованием и меланхолией. Она предрекает молчаливую гибель цивилизации в утрате смысла и замещении реального симулякром. С точки зрения философа, это должно произойти постепенно, незаметно. Матрица, в свою очередь, — это один большой симулякр реальности, цифровой Диснейленд.

И главная претензия Бодрийяра к Вачовски — в том, что этот симулякр можно просто покинуть, выйдя в реальный мир. Если рассматривать фильм как адаптацию трактата, это чрезмерное упрощение: в апокалиптическом видении философа места для реальности больше не остаётся нигде.

Матрица как метанарратив

Существует ещё один взгляд на Матрицу, озвученный Вачовски во времена выхода «Облачного атласа».

В философии постмодернизма есть понятие метанарратив. Так называют в том числе публичное обсуждение какой-то истории в обществе, цель которого — одобрить её или отвергнуть. Метанарратив создаётся постоянно. В качестве примера можно привести фильмы Marvel, создатели которых всегда учитывают обсуждения предыдущих картин и играют с ожиданиями.

Что-то подобное Вачовски решили сделать и в сиквелах «Матрицы». Несмотря на то, что недавно вышедшая «Матрица: Воскрешение» раскрывает тему метанарратива намного лучше, мы специально учтём только оригинальную трилогию — чтобы проследить, какие мысли создатели озвучили ещё двадцать лет назад.

Кадр из «Воскрешения»

Вачовски говорят, что первая «Матрица» — простой фильм с обаятельным героем и понятным, жизнеутверждающим посылом. Неудивительно, что он понравился большинству зрителей. А вот вторая и третья части справедливо разделили аудиторию. По словам создателей, большинство теорий и расшифровок сюжета «Перезагрузки» и «Революции» ошибочны и делают ложные выводы.

Так, типичная ошибка рецензентов — слишком прямолинейно воспринимать события фильмов, пытаться их сопоставить и увязать в одну историю. На деле вторую часть создавали не как логичное продолжение первой части, а как деконструкцию. Режиссёры спорили, критиковали, опровергали собственные же идеи, опираясь на приёмы деконструктивистов вроде Жака Деррида — одного из важнейших философов XX века.

Деконструктивизм — это основанное Деррида философское течение, цель которого — подвергнуть критике классические идеи. Деррида всеми мыслимыми способами пытался разрушить чужие представления, находя в них логические ошибки. Всё чтобы приблизить философию к истине.

Когда я пытаюсь дешифровать какой-то текст, я не терзаю себя постоянно вопросом, приду ли я к ответу «да» или «нет» без всяких нюансов.

Жак Деррида
«Позиции»

В первой картине было пророчество об избранном — во второй оно оказывалось обманом машин. «Матрица» была одой индивидуализму и свободе воли — «Перезагрузка» пропитана идеями детерминизма и предрешённости. В первой части главной причиной страданий был ИИ — во второй выяснилось, что утопическая Матрица провалилась из-за природы людей.

А вот третий фильм, «Революция», должен был найти баланс между идеями первой части и их деконструкцией. При этом Вачовски хотели, чтобы зритель сам поучаствовал в создании нового смысла. Подобно тому, как Нео был одновременно заложником пророчества и в то же время активно воплощал его в жизнь, зритель должен был воспринимать идеи фильма и параллельно делать собственные выводы.

В финале картины Нео понимал, что он не может победить в битве с агентом Смитом. Но всё равно нашёл способ проявить волю и сделать осознанный выбор — решив, когда ему сдаться. Знаменитая сцена со Смитом — именно об этом.

— Почему, мистер Андерсон, почему? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете драться? Неужели вы верите в какую-то миссию, или вам просто страшно погибать? Так в чем же миссия, может быть, вы откроете? Это свобода, правда, может быть, мир, или вы боретесь за любовь?

Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия. Хрупкие логические теории слабого человека, который отчаянно пытается оправдать свое существование — бесцельное и бессмысленное!

Но они, мистер Андерсон, как и Матрица, столь же искусственны. Только человек может выдумать скучное и безжизненное понятие «любовь»! Вам пора это увидеть, мистер Андерсон, увидеть и понять! Вы не можете победить, продолжать борьбу бессмысленно. Почему, мистер Андерсон, почему вы упорствуете?

— Потому что это — мой выбор.

Так главный герой сделал выбор в ситуации, где у него не было выбора. Смог построить собственный смысл, когда смысла в его жизни больше не осталось. А сотворение собственного смысла — это, по словам Вачовски, самый интимный и в определённой степени религиозный момент. Режиссёры хотели, чтобы зритель нашёл собственный смысл вместе с героем.

Вместе с этим напрашивается неожиданный вывод. Матрица — это симуляция внутри сюжета фильма. Но и сам фильм — в определённом смысле тоже симуляция. Он показывает вымышленные события, которые подчиняются внутренней логике, и вымышленных героев, которым мы сопереживаем по-настоящему.

Фильмы сами за вас решают, что вам думать, что чувствовать, что видеть. Они контролируют вас, словно Матрица.

Лана Вачовски
режиссёр

Именно поэтому Вачовски решили сделать второй и третий фильм сложнее. Зритель должен был не согласиться с сюжетом, поспорить с авторами, выработать своё мнение — и в итоге создать собственный смысл. Это и делает фильмы, особую форму симуляции, метанарративом. Инструментом диалога между автором и зрителями.

«Матрица» — это фильм-концепция. Он взорвал мир одной яркой идеей — образом всеохватывающей симуляции, неотличимой от реальности. И не имеет значения, какие мысли в него на самом деле вложили Вачовски, а что мы додумали сами. Фильм сделал главное — показал, что Матрица действительно может существовать.

Всё, что нам остаётся, — подобрать философию, которая поможет с этой мыслью смириться.

Как появился и развивался мир «Матрицы» — от бунта машин до последних событий The Matrix Online Статьи редакции

А также — куда делась ложка?

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = 'https://a1d3fec-a.akamaihd.net/MatrixPostDTF/all.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('MatrixPostDTF'); if (container) { s.onload = function () { new window['MatrixPostDTF'].Special({ css: 'https://a1d3fec-a.akamaihd.net/MatrixPostDTF/all.min.css?' + ver, container, location: 'index-feed', }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
143 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Илья Горбачёв

Спасибо, было интересно читать (при чем со второй попытки распробовал). В основном на ютубе десятки теорий о самом фильме, и в основном это просто додумывания авторов видео исходя из увиденного в фильме и сопоставления фактов внутри фильма (что тоже занимательно). А как мне кажется "правильный" вывод как раз вытекает из понимания, на каких трактатах именно строился фильм. Респектище

Ответить
11
Развернуть ветку
Darius GQ

C выходом первой Матрицы количество людей с ником Нео в компьютерных клубах выросло на 999%. Каждый был "избранным".

Ответить
66
Развернуть ветку
Андрей Бойко

😂😂😂😂 Neo-nagibator_1997

Ответить
33
Развернуть ветку
Ujin Fox

Я бы на 90 или 92 в конце поправил

Ответить
14
Развернуть ветку
TVEYE

На 146

Ответить
0
Развернуть ветку
S Ks

Я кароч только недавно узнал что сестры и братья Вачовски это одни и тежи люди

Ответить
11
Развернуть ветку
Jon Stewart
Ответить
56
Развернуть ветку
S Ks

Сказать что я охуел-ничего не сказать

Ответить
2
Развернуть ветку
Андрей Бойко

А родители то их как охуели

Ответить
21
Развернуть ветку
Павел Милехин

аж умерли

Ответить
16
Развернуть ветку
Чукин Михаил

Борис Гребенщиков (группа Аквариум) предсказал эту ситуацию, выпустив за 20 лет до первой Матрицы альбом "Все братья - сёстры"

Ответить
13
Развернуть ветку
Олег Хельгар

Чувак, у нас тут криптовалюты еще нфт всякие, ты точно охуеешь

Ответить
4
Развернуть ветку
S Ks

Да тут то я в теме

Ответить
0
Развернуть ветку
falc4000

Ты ещё скажи броверс систерс не смотрел

Ответить
0
Развернуть ветку
S Ks

Не, не смотрел

Ответить
0
Развернуть ветку
falc4000

ой зря

Ответить
0
Развернуть ветку
S Ks

Ну так исправлюсь

Ответить
0
Развернуть ветку
falc4000

расскажешь потом

Ответить
1
Развернуть ветку
S Ks

Если что уровень владения языком у меня только такой

Ответить
1
Развернуть ветку
S Ks

Так что может это не то

Ответить
0
Развернуть ветку
S Ks

Ебана рот, Братья систерс? Конечно же смотрел

Ответить
0
Развернуть ветку
Павел Милехин

Всегда считал, что основной вопрос матрицы это нахуя, а главное зачем?

Ответить
15
Развернуть ветку
Маленький бокал

ну так да, за все фильмы так и не объяснили зачем нужна матрица

Ответить
6
Развернуть ветку
Олег Хельгар

Всм не объяснили? Жопоц смотрел. Без матрицы люди малоэффективны в качестве батареек т.к. умирают быстро.

Ответить
4
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

А зачем освоившим термоядерный синтез машинам вообще нужны люди они там случайно не объяснили?

Ответить
15
Развернуть ветку
Олег Хельгар

Ну нравится им людей а жижу сажать. И где-то про термояд упоминается? Учитывая что Вачовски настолько в теме что посчитали рациональными батарейки из людей - про термояд они ваще могли не знать.

Ответить
4
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

В аниматрице. Именно на него перешли после операции "Темные небеса". Но даже геотермальная энергия, которую юзают Зиониты эффективнее, чем биоэлектрика тела же. А это из второго фильма. Собственно, из-за этого я и верую в теорию нескольких слоев, она хоть как то объясняет это, как и силы Нео в "реальности".

Ответить
6
Развернуть ветку
Silent Vet

Там скорее садистское удовольствие от эксплуатации человечества, как они раньше эксплуатировали машины

Ответить
8
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Это, кстати, было бы куда логичнее. Мол директивы и способ выживания машин так исказились за время войны, что издеваться над людьми стало ценным само по себе. Прямо как в "У меня нет рта, но я должен кричать" офигенная идея, никогда не думал в таком ключе.

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

Может на мозгах майнят?

И надеются возродить человеческую цивилизацию что бы было куда денюшки потратить.

*читай: используют вычислительную мощь мясных мозгов для каких-нибудь специфических расчетов.

Ответить
5
Развернуть ветку
Andrey Kanunik

Вроде как по первоначальной версии так и должно было быть (люди как процессоры, а не как батарейки), но создатели фильма посчитали, что такой концепт будет трудно понятен тогдашнему зрителю.

Ответить
7
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Оно было бы толково, если бы из той же аниматрицы мы не знали, что они вполне неплохо умеют эмулировать разум и в целом давно превзошли людей по вычислительным мощностям

Мне нравится концепция о недостатке адаптивных возможностей у машин, и матрица нужна для эмуляции поведения и поиска "творческих" путей решения. Что-то в этом роде.

Ответить
4
Развернуть ветку
Александр

Т.е. люди нужны Машинам, потому что человеческий мозг - относительно дешевый, крутой генератор информации, за счёт которой ИИ может учиться, развиваться и иметь цель своего существования. Такая причина симбиоза с человеком мне кажется наиболее интересной.

Ответить
1
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Ну да, я примерно об этом же.

Ответить
0
Развернуть ветку
Максим Кирияк

Теория нескольких слоев обесценивает смысл фильмов. Полный контроль упраздняет необходимость борьбы.

Ответить
2
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

А смысл фильма в этом? Мне вот кажется, что смысл в невозможности отличить реальность от иллюзии, причем принципиальную. Таким образом борьба становится ценна сама по себе, независимо от результата.

Ответить
1
Развернуть ветку
Максим Кирияк

А мне кажется что смысл в том что у людей нет свободы воли и выбор лишь иллюзия в наших головах. Мы не можем делать выбор вне нашего опыта, чувств, желаний и поэтому любой выбор сделан задолго до момента наступления необходимости его сделать.
Если у Матрицы есть несколько слоев, то это значит что машины контролируют все, а значит борьба людей бесполезна, убийство людей в Зионе так же бесполезно, это лишь трата ресурсов. Гораздо проще все перезагрузить, исправив тотальные ошибки.

Ответить
0
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Ну, в самой матрице агенты убивают людей пачками при необходимости, зачастую в виде сопутствующего ущерба.

А кто тебе сказал, что если есть множество слоев, есть вообще какие-то машины? Не забывай, все машины и их деятельность находятся в "реальности", кто все контролирует мы не знаем (точнее, теперь знаем, геймдизайнер)

Ответить
0
Развернуть ветку
splinefx

Да у Нео просто вай-фай был встроенный

Ответить
2
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

А что это меняет? Избранный имеет власть в матрице, но матрица - лишь часть мира машин, каким образом способности избранного вдруг работают на сентинелов? Ты же введя чит на режим бога в игре не можешь намайнитть себе таким образом биткойны или отключить СБ аэропорта.

Ответить
0
Развернуть ветку
splinefx

Это был постметаироничный комментарий, но если всерьёз развивать эту бредятину, то люди же как-то загружают в мозги новые знания из Матрицы, почему бы не иметь в голове всякие протоколы для доступа к машинам в реальности, а там уже по беспроводу, скажем, оверклокать их, вызывая перегрев и выход из строя, или брать данные из их аналогов GPS-чипов (если такие есть) и подобным образом определять их местоположение с закрытыми глазами (компилируя эти данные и достраивая картину окружающего мира).

Ответить
3
Развернуть ветку
famiak

Люди в принципе неэффективны в качестве батареек, биологически.

Ответить
0
Развернуть ветку
Константин Гущин

Мое любимое объяснение этого феномена из книги "Гарри Поттер и методы рационального мышления"

МОРФЕУС: Долгое время я не мог в это поверить. Но я видел эти поля своими глазами. Видел, как они перерабатывают мёртвые тела, чтобы внутривенно кормить живых…

НЕО (вежливо): Простите, пожалуйста.

МОРФЕУС: Да, Нео?

НЕО: Я долго пытался сдерживаться, но по этому поводу считаю необходимым высказаться. Человеческое тело наиболее неэффективный источник энергии, какой только можно придумать. Эффективность тепловой электростанции уменьшается при работе турбин на низких температурах. Любую еду, пригодную для людей, гораздо эффективнее сжечь в топке. А теперь вы говорите, что для кормления живых используются тела мёртвых. Вы когда-нибудь слышали о законах термодинамики?

МОРФЕУС: А сам ты где слышал о законах термодинамики, Нео?

НЕО: Любой, кто изучал физику в школе, знает о законах термодинамики!

МОРФЕУС: А где ты ходил в школу, Нео?

(Пауза)

НЕО: …В Матрице.

МОРФЕУС: Машины придумали изящную ложь.

(Пауза)

НЕО (робко): А могу я где-нибудь взять учебник по настоящей физике?

МОРФЕУС: Такой вещи не существует, Нео. Вселенная не подчиняется математическим законам.

Ответить
6
Развернуть ветку
Олег Хельгар

я ровно это и имел ввиду

Ответить
0
Развернуть ветку
TVEYE

В первой части Смит объясняет всё.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Uu

Насколько помню смысл был в симбиозе людей и машин. Машины конечно могли обойтись без людей, но созданы они были для службы людям. Матрица наиболее удобный способ существования людей и их обслуживания машинами.

Ответить
0
Развернуть ветку
К и с о г л а в я der Kitoglav

Почитать книги по этому вопросу :
Уильям Ирвин - Матрица как философия
Томас Метцингер - Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель эго
Платон - Государство
Джед МакКенна - Духовное просветление прескверная штука
Горан Бэклунд - Опровержение идеи о существовании внешнего мира

Ответить
15
Развернуть ветку
Judge Jameson

Филипп К. Дик. Человек в высоком замке.

Ответить
5
Развернуть ветку
К и с о г л а в я der Kitoglav

фу, любитель т*евтонцев

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexander Abdulov

Тогда уж Декарта ещё

Ответить
1
Развернуть ветку
Маленький бокал

Джед МакКенна - Духовное просветление прескверная штука
Книга претенциозное дерьмо.

Ответить
0
Развернуть ветку
VasyanlolPro

как и вся философия

Ответить
0
Развернуть ветку
Артём Михайлов

Забавная фигня. Смотришь комменты, и все такие на ДТФ: Новая Матрица портит всё что было в оригинале, оригинал такой шедевр, а новая часть - высер.
Опять же, смотришь комменты на ДТФ: пфы, старая Матрица хуйня, фильмы говно, всё говно.
Комментаторы на ДТФ такие мамкины, неопределившиеся комментаторы.
P.S. Конечно я не про всех. Много и прекрасных людей. Всем мир.

Ответить
10
Развернуть ветку
Маленький бокал

неопределившиеся комментаторы
А я определился.
Недавно пересмотрел трилогию Матрицы. В 30 лет вопросы которые поднимаются в фильме, уже не кажутся чем-то невероятным. Про реальность, причину и следствие и т.д. Это что-то на уровне цитат и "умных мыслей" из говно-пабликов ВК. Зато стала сильно заметна необузданная пафосность и кичевость фильмов.

Сейчас я уже не могу спокойно осмотреть, как лидеры людей собираются в Матрице, но выглядят при этом максимально по пижонски - все в модных рубашках, пиджаках, плащах и очках. А когда персонажи встают в пафосные позы в драках это тоже вызывает смех. Все какое то очень подростковое что ли. Но в совокупности, если выключить мозг, это все еще стильное и креативное экшн кино, где нужно закрывать глаза на пробелы в логике.

Ответить
9
Развернуть ветку
Андрей Юревич

Давай снимем философский фильм, где бои проходят в стиле финала к-1 образца 1999 года.

Ответить
0
Развернуть ветку
лирика лапши

сколько людей столько и мнений, в чем проблема)

Ответить
13
Развернуть ветку
Максим Кирияк

Люди возводят все в абсолют. Все мы ситхы, не иначе.
Я фанат оригинальной трилогии, только что посмотрел 4 часть. Не считаю что он как-то обесценивает прошлые фильмы. Но фильм считаю максимально постным и скучным, особенно для тех кто не знаком со вселенной. Персонажи скучные и не раскрытые, в сюжете логические дыры, никто вам не расказывает как/что/почему происходит все то, что происходит. А концовка максимально странная.
Обьективно фильм - очень средний, субьективно - постная хуйня. Простите за мат.

Ответить
7
Развернуть ветку
Олег Хельгар

Разные люди, пчел

Ответить
5
Развернуть ветку
Артём Михайлов

Люди разные, а токсичность одна, кек

Ответить
–3
Развернуть ветку
Рамиль Сабыров

В трилогии человечество в виртуальной реальности держат силой
Но ведь в фильмах прямо говорится, что это не так. Как раз Архитектор говорит, что 99% добровольно выбирают матрицу (синюю таблетку). Проблема только в 1% несогласных. И в финале в итоге Нео понимает, что людям нравится Матрица и он сохраняет её, а не уничтожает, вытаскивая оттуда всех, как мечтал Морфеус и всякие зионцы.

Ответить
11
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Так там и процент аномалий - не проблема. Они наоборот нужны и полезны для обновления и реструктуризации матрицы путем избранного. В этом и прелесть.

Хотя лично я остаюсь верным приверженцем теории н+ слоев матрицы.

Ответить
4
Развернуть ветку
Максим Кирияк

Если бы процент аномалий не был бы важен, то и избранный не нужен. Аномалии накапливаются, больше людей их видят и начинают сомневаться в реальности мира, затем пытаются вырваться. И в целом система работает все менее стабильно и в какой-то момент появляется избранный как итог всей нестабильности, да он помогает Матрице стать совершеннее, но через ее перезапуск.
А теория про несколько слоев полностью обесцениваетвсе происходящее и делает борьбу не то что ненужной, а абсурдной.

Ответить
2
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Ты слишком узко смотришь на борьбу, как по мне. В мире симулякров и сама борьба - симулякр. А в мире постмодерна важно действие, но не результат, форма, но не содержание. Борьба самоценна, как и иллюзия выбора, хотя настоящего выбора вовсе нет, о чем и говорит кино.

Ответить
1
Развернуть ветку
Максим Кирияк

Тогда машинам незачем разводить всю вакханалию в трилогии и можно просто все исправить. Как можно смотреть фильмы, понимая что происходящее не имеет значение и в целом в рамках вселенной невозможно?

Ответить
0
Развернуть ветку
Алексей Никитин

Интересная статья, но у меня после прочтения статей про всякие филосовские темы и -измы вообще ничего в голове не откладывается. Как только люди запоминают эти термины и идеи и еще срутся между собой за них, ума не приложу.

Ответить
6
Развернуть ветку
Darth Salakh

Я вот плохую вещь щас напишу. Это значит, что-ты нихера не понимаешь, что читаешь и тебе просто приятно как буквы складываются в слова. Либо, что вероятнее, что тебе невыносимо похуй на поднятые темы. Другой вопрос в том, что нахуя ты тогда читаешь неинтересные для тебя вещи?

Ответить
0
Развернуть ветку
Алексей Никитин

Какие ты выводы сделал по одному комментарию). Мне нравится читать про философские темы, чтобы взглянуть на свою жизнь и мировоззрение под другим углом и это расширяет мой кругозор, запомню ли я что такое солипсизм( пришлось залезть в статью, чтобы вспомнить слово), конечно нет. Другой вопрос, тебе чсв черепную коробку не жмёт?

Ответить
0
Развернуть ветку
Darth Salakh

Как что-то может расширить кругозор, если оно
вообще ничего в голове не откладывается
?

Ответить
0
Развернуть ветку
Алексей Никитин

Не откладываются термины и что за ними стоит, но я могу задуматься о том как я воспринимаю мир вокруг прочитав чью-то идею.

Ответить
0
Развернуть ветку
токсичная мразь

Это точно в научпоп?

Ответить
5
Развернуть ветку
Т. Шеантис

Точно не в этот подсайт.

Ответить
0
Развернуть ветку
falc4000

Квадрология

Ответить
0
Развернуть ветку
Иван Пискун

Четвертой части не существует.

Ответить
11
Развернуть ветку
perfect_genius

Так он про Аниматрицу, всё норм :D

Ответить
3
Развернуть ветку
Маленький бокал

И перезапуска тоже.
*это я так, на будущее

Ответить
0
Развернуть ветку
Simon

Прохожу ведьмаков и ассасинов. Недавно ходил на Матрицу и Паука. Все в мире есть бесконечный повторяющийся снова и снова цикл

Ответить
4
Развернуть ветку
Кир Роквелл

Матрица - как хуйня, которую Вачовски сняла, чтобы порефлексировать из-за утраты близких и принятия своей индетификации.

Ответить
–4
Развернуть ветку
Konstantin Hmm

Согласно Бодрийяру, симулякры всё больше вытесняют настоящие вещи из нашей жизни. Даже в таких мелочах, как фейковые мемы вроде «Люк, я твой отец» или чипсов со вкусом пиццы. Большинство симулякров безвредны и незаметны, но потенциальная опасность заключается в том, что они символизируют вещи, которых на самом деле нет.

Не понял примеры, почему мем про Люка фейк? Почему чипсы со вкусом пиццы симулякр?

Ответить
1
Развернуть ветку
Какушиго Мусока

а ты не замечал разве, что любой продукт, на котором указано "со вкусом чего-то" по факту обладает совершенно другим вкусом, но наш мозг сопоставляет вкус с тем, что написано и обманывает себя, и ты такой "да, точно похоже". похоже. но по факту это совершенно другой вкус.

Ответить
7
Развернуть ветку
Valeratal Val

у Вас продукты какие-то плохие. Да, вкус не всегда на 100% соответствует, но тем не менее похож

Ответить
0
Развернуть ветку
Какушиго Мусока

не у меня, а у всех. это была ключевая мысль - он должен быть "со вкусом", а не "со вкусом, похожим на...". ну и похож он не потому, что это такой же вкус, а потому что твой мозг делает его похожим, благодаря знанию настоящего вкуса или смежных с ним, достраивая картину того, какой ты должен ощущать вкус.

Ответить
4
Развернуть ветку
Valeratal Val

Да у тебя блин плацебо вообще на 100% действует
типа, разливают в банки все одинаковое, просто этикетки разные :)

ну а че, удобно. А мозг достраивает :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Какушиго Мусока

попробуй как нибудь реальную сметану с зеленью съесть, а потом чипсы с этим вкусом, уверяю, они и близко не покажутся похожими. но не сравнивая эти вкусы напрямую чипсы "вроде бы как бы напоминают сметану и зелень".

Ответить
7
Развернуть ветку
Valeratal Val

зелень очень разная бывает. Чипсы - не ем.
Нет вкуса "зелень". Петрушка, Укроп, Кинза - у всех свой вкус

Вот например, есть шампунь "зеленое яблоко", пахнет ли зеленым яблоком? ну точно не морковкой пахнет. Но каким именно зеленым яблоком? Яблок хренова туча сортов. Грин Смит, например. Зеленые и спелы. Или зеленое яблоко Антоновки, но не спелое
Поэтому тут вопрос что с чем сравнивают
Еще есть апельсиновая Фанта. Но вкус не совсем соответствует свежевыжатому апельсиновому соку. Но! в Фанте до хрена сахара, возможно если бы сахар из нее вытащить, был бы вкус более близок

Ответить
1
Развернуть ветку
Какушиго Мусока

вкус "сметана и зелень" есть, ибо есть чипсы с таким вкусом. ты не понимаешь, о чем я говорю. именно в этом и смысл, что указана просто "зелень" , а не "кинза". мозг не знает, что конкретно ты должен чувствовать, и достраивает тебе вкус. шампунь не пахнет никакими зелёными яблоками, ибо они вообще почти не пахнут ничем, понюхай на досуге. у фанты никогда не бывает апельсинового вкуса, хоть ты вытащишь сахар, хоть нет.

Ответить
3
Развернуть ветку
Valeratal Val

Куда он достраивает то? если я сам не знаю, что за зелень. Я не дегустатор. Вот дегустатор сказал бы, что тут 20% петрушки, 70% укропа и еще какая-то хрень неизведанная.
Вкус слишком сложный для понимания, потому что реально его измерить (измерить на что похожа и на сколько похоже зелень на петрушку или укроп) довольно проблематично
Не, нет вкуса зелени. В смысле в живой природе. А в сметане - да, есть. Ну то что, производитель назвал "зеленью". У меня просто такой сметаны нет под рукой, я бы попробовал и сказал точнее, на какую именно зелень это похоже.
Что касается яблок. Ну, разрезать их надо, тогда запах будет больше (или сожрать)
Фанта апельсиновая - вкус близок к апельсину. Именно что близок. А какая нить Фанта огуречная будет близка по вкусу к огурцу

Ответить
0
Развернуть ветку
Какушиго Мусока

я не могу дальше биться в стену, ты просто не понимаешь, что я пишу. говорю, что на продуктах написано "со вкусом", а не "со вкусом похожим на/приближенном к..", ты игнорируешь и пишешь "ну оно же похоже", хотя должно быть не похоже, а тупо с этим вкусом.
говорю, что мозг достраивает вкус основываясь на предыдущем опыте, ты мне "откуда он знает, он не дегустатор", фэйспалм. про какую-то сметану со вкусом зелени стал писать, что это вообще, зачем?! короче счастливо оставаться

Ответить
5
Развернуть ветку
Valeratal Val

Блин, ну нет вкуса зелени. Потому что "зелень" это какое-то обобщение. Как "мультифруктовый" сок. Вкус "мультифрукта" ?

У тебя примеры неудачные.

Возьми какой-нить определенный вкус, а не абстрактную "Зелень"

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Лисяный

Ещё добавлю, что популярная фраза «Люк, я твой отец» — это феномен Манделы. В оригинальном фильме такой цитаты нет

Ответить
7
Развернуть ветку
Тимур Есенбаев

«Я устал, я ухожу» → из той же серии )

Ответить
3
Развернуть ветку
Valeratal Val

А это чего, нелицензионная копия что ли?
https://youtu.be/dWKgihC8BBc?t=70

Ответить
0
Развернуть ветку
Franz-Joseph

она звучит не "Люк, я твой отец", а "Нет. Я твой отец"

Ответить
2
Развернуть ветку
Valeratal Val

ну так "люк, я твой отец" это сокращение от этой трехминутной тирады
то есть на письме было бы так "Люк ..... вырезано... Я твой отец" А в устной речи так не укажешь

Ответить
5
Развернуть ветку
Franz-Joseph

Да)))
я просто сказал, почему эти фразы разные на таком, буквалистском уровне.

Вообще, слегка искаженное восприятие фразы Дарта Вейдера не есть док-во "фальшивости" нашего мира, и поводом для серьезных выводов о проблемах человечества.

Ответить
1
Развернуть ветку
Valeratal Val

Можно еще привести в пример цитату Ленина (не, не про доверие цитатам), а про "важнейшим из искусств для нас является кино". Которая в полном варианте приобретает скорее обратный смысл. Не как похвала Кино, а скорее наоборот

Ответить
0
Развернуть ветку
Franz-Joseph

ну как я знаю, продолжение про цирк является мифом, как раз таки

Ответить
0
Развернуть ветку
famiak

Я устал, я ухожу

Ответить
0
Развернуть ветку
ulys13

Чипсы это симулякр пиццы, они не пицца, но имеют её свойства - вкус пиццы.

Ответить
3
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Не имеют, и в этом суть. У пиццы нет какого-то особого вкуса, ее вкус зависит от ингредиентов, это все равно, что сказать "чипсы со вкусом пирога" не уточняя, какого и с чем. Но производитель сам синтезировал вкус, нарек его вкусом пиццы и сделал симулякр. Штуку, вкус которой отождествляется со вкусом другой штуки, но не соответствует и не может соответствовать ему.

Ответить
9
Развернуть ветку
ulys13

Мне кажется тут скорее какой-то стериотипный вкус пиццы подразумевается, томат, сыр и т д. Если назвать "чипсы со вкусом пиццы пепперони" будет точнее?

Ответить
1
Развернуть ветку
Арлекин Петрович

"стереотипный вкус"
Вот этот стереотип и есть симулякр.

Ответить
4
Развернуть ветку
Семёнъ Сычёвъ

Не будет, потому что фактически это будет просто вкус пепперони. Не думаю, что вкус многокомпонентного блюда можно передать экстрактом. Да и по факту, я обожаю чипсы со вкусом пиццы, но они совершенно не похожи на пиццу же

Ответить
3
Развернуть ветку
Valeratal Val

чувак, ща такая химия, что передать можно что угодно. Вопрос бюджета

Ответить
0
Развернуть ветку
Арлекин Петрович

"почему мем про Люка фейк?"
Потому что Вейдер никогда не говорил "Люк, я твой отец".

"Почему чипсы со вкусом пиццы симулякр?"
Потому что никакого "вкуса пиццы" не существует.

Ответить
4
Развернуть ветку
Valeratal Val

Это просто сокращенная цитата. В ней вырезана не нужная трехминутная болтовня. То есть на письме было бы "Люк......вырезано.... Я твой отец" В устной речи так не скажешь

Ответить
–1
Развернуть ветку
Арлекин Петрович

Никаких "просто сокращенных цитат" не существует.
И мем этот - письменный.

Ответить
0
Развернуть ветку
Valeratal Val

Ну так, "важнейшим из искусств для нас является кино" это сокращенная цитата (сокращена с начала и с конца)

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexander Chirvony

Потому что никто в "Звездных войнах" не говорил этой фразы.

Ответить
0
Развернуть ветку
Гарант твоей девственности

Факт в том, что мы никогда не поймем природу реальности. Но всегда будем пытаться, и это будет делать нас неудовлетворенными. Как говорил Сайфер, счастье в неведении)

Ответить
3
Развернуть ветку
perfect_genius

Для любопытных неведение - несчастье. Тот самый 1%, наверно.

Ответить
1
Развернуть ветку
Никита Агапов

огромное спасибо за очень хорошую и интересную статью!

Ответить
3
Развернуть ветку
BlackRaven

Лонгрид который мы заслужили.

Ответить
1
Развернуть ветку
perfect_genius

Но который никто не читал. Слишком длинный.

Ответить
0
Развернуть ветку
BlackRaven

Я держался, но сбился на половине.

Ответить
1
Развернуть ветку
Igor W

Я так и не понял, новая матрица говно или смотреть можно?

Ответить
0
Развернуть ветку
splinefx

Ты должен сам сделать выбор
(но вообще, конечно, говно, да)

Ответить
3
Развернуть ветку
Victor Victorson

говно

Ответить
0
Развернуть ветку
KorbenDallas

Иронично, что тебе ответили как в новой матрице, выбор у тебя есть, но мы знаем, как ты поступишь в следующий момент.

Ответить
0
Развернуть ветку
Дисептиконище

А может Матрица — это просто научно-фантастический пересказ Библии?

Ответить
1
Развернуть ветку
Valeratal Val

Таки Нео распяли? или Смита? Я просто ток первую смотрел

Ответить
0
Развернуть ветку
Арлекин Петрович

А где там про "Саломею" было в Матрице?

Ответить
0
Развернуть ветку
M N
Ответить
0
Развернуть ветку
Valeratal Val

Короче, надо посмотреть 2 и 3ю части

Ответить
0
Развернуть ветку
perfect_genius

Будто в нулевые годы вернулся, к этим всем теориям и разборам.

Ответить
0
Развернуть ветку
Иван Карантаев

Вы лучше ответте откуда Морфиуса вынули ? Нео создал матрицу в матрице?)

Ответить
0
Развернуть ветку
Victor Victorson

Симулякр создал симулякра в симуляции

Ответить
0
Развернуть ветку
famiak

Так матрица просто перезапустилась, люди то в батарейках те же остались

Ответить
0
Развернуть ветку
Иван Карантаев

Морфиус умер ?

Ответить
0
Развернуть ветку
famiak

На каком слое симуляции?

Ответить
0
Развернуть ветку
Данте Аллигьери

Текст огненный! Почетал-койфонул! У аффтара вот такая башка должна быть! 👍🏻

Ответить
0
Развернуть ветку
Cergey Hreenevich

Симулякр - образ. Интенцию и сентенцию лучше обходить стороной, по наставлениям Гоббса, чтобы не рухнула модель предположения.

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Грибков

Нужна новая игра по Матрице,только без аванпостов)

Ответить
0
Развернуть ветку
Stepan Morozov

Лонгрид на уровне. Качественная проработка. Спасибо

Ответить
0
Развернуть ветку
Игос Кислов

Нравиться ПРОБЛЕМ

Ответить
0
Развернуть ветку
Тимур Есенбаев

Ой, наплёл… В одну кучу понакидал и автора трудовой теории стоимости, и путаника Маклюэна и полубезумного адепта интертекстуальности Дерриду :D

Давно я такого славного дурацкого винегрета не читал. Спасибо за хорошее настроение и интересные выводы, Автор! :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Max Dicker

Помнится под впечатлением от просмотра фильмов во сне смог творить все что творит Нео - гнуть ложки(телекинез), летать, осознавать сон и менять его. Правда матрица после таких манипуляций крешилась и выкидывала ̶н̶а̶ ̶р̶а̶б̶о̶ч̶и̶й̶ ̶с̶т̶о̶л̶ из сна...

Ответить
0
Развернуть ветку
Wovk Wovkovich

Тогда в Матрице все просто и логично, у неё есть обусловлены баги а-ля аномалии, которые копятся, а потом бах воскресает избранный, позже все воюют и стреляют, бах Матрица перезагрузилась и улучшилась и так постоянно пока не станет идеальной))) а вы шо хотели хэппи энд?)))

Ответить
0
Развернуть ветку
Кирилл Хлыбов

Спасибо за лонг, очень познавательно. Много идей для размышлений можно подчерпнуть

Ответить
0
Развернуть ветку
Никита Просто Никита

Для меня показатель того что матрица - великое кино - это то что я ,16 им летний замерок, посмотрев его влюбился в этот шедевр . Кино не выглядело так будто снято более 20ти лет назад , а снять фильм так качественно способен далеко не каждый режиссёр

Ответить
0
Развернуть ветку
Сергей Галкин

Цитата Платона сама охуенная ящитаю....

Ответить
0
Развернуть ветку
taleon

Смысл Матрицы - зрелищный боевик со спецэффектами, в который умело вплетены идеи, уже за сотни лет обсосанные философами и даже в кино засветившиеся задолго до того, как бы "Мир на проводе" выдающегося Фасбиндера вышел в 1973 (блеклый "13 этаж" явно оммаж ему немецких продюсера и режиссера). Так как "Мир на проводе" - типа "старьё", там нет спецэффектов, хореографического рукомашества, ногодрыжества и уворачивания от пуль, то и фанатов пубертатного возраста он не снискал и франшизой не стал.

Ответить
0
Развернуть ветку
S Ks

Я кароч думал нихуя и сестры и братья кино снимают, вот то творческая семья

Ответить
–1
Развернуть ветку
cec3olw8

👎🏻

Ответить
–4
Развернуть ветку
Читать все 143 комментария
null