{"id":2568,"title":"\u0422\u0435\u043b\u0435\u043f\u043e\u0440\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0445 \u043a\u0430\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0438\u0437 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430\u00bb \u0432 Google","url":"\/redirect?component=advertising&id=2568&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321806-kak-ne-zamorachivatsya-s-reklamnoy-kampaniey-i-bystro-nastroit-ee-v-google-obyasnyaem-v-5-50-i-500-slovah&placeBit=1&hash=842592b001f89eba8e751c8412550d4825bd0026e6df82eb3f2e06239bc3df51","isPaidAndBannersEnabled":false}
Семён Костин

История игровой журналистики в России

Пост для новых читателей, а также небольшой экскурс в рабочие будни.

Полную версию текста вы можете прочесть по этой ссылке — История игровой журналистики в России

Я бы не стал делать этот пост, если бы не некоторые технические «закавыки» нашего движка, из-за которых в моём профиле появился творческий беспорядок в виде свалки статей, кусочков «игрожура». И самое грустное, что редакционный пост не получается закрепить в шапке моего профиля, но это можно сделать с постом в блогах. Читатели просили разобраться, я сделал отдельный пост.

Рисунок Ивана Ефимова

Что ж, как-то странно делать пост только ради этого, поэтому расскажу о том, как мы «дожили» до такого гиганта!

Сперва немного цифр: два года от идеи до её реализации, написано 134 страницы текста 11 шрифтом, 355 тысяч знаков и около 50 вычиток. Если выкинуть месяцы простоя (текст был у редакторов или завис из-за других заданий), то на написание и вёрстку у меня ушло около 10 месяцев.

Идея сформировалась благодаря рубрике «Лонгриды по заказу». Читатель Илья Таскаев предложил рассказать об игровых журналах, после чего Олег Чимде передал мне это задание, так как в редакции DTF я лучше всех (не моё мнение) разбирался в теме ретро. Я буквально вырос на игровых журналах, и давно хотел написать что-то на эту тему.

Сделаю лирическое отступление: в детстве (10 лет) работа игрового журналиста казалась для меня райским делом. Я восхищался ребятами из «Великого Dракона», с упоением читал их тексты и думал: «Вот она — работа мечты. Играешь, описываешь свои впечатления, и тебе ещё за это платят!».

Отчасти так, но больше миф. Во время работы над игрожуром я несколько раз выгорал, у меня случались панические атаки, а после сдачи я целую неделю плохо спал, переживал, что текст завернут назад с кучей правок (однажды так и случилось). И до 2019 года я не был уверен, что из этого выйдет что-то путное. Это к разговору о том, что игровым журналистам легко живётся :)

У меня не было дедлайнов — я создавал их сам. Сидел ночами за изучением очередной подшивки журналов, задвигал личную жизнь на второй план (о чём жалею) и старался закончить всё побыстрее, параллельно отвлекаясь на другие тексты. Я реже стал публиковаться на DTF только из-за этого.

И ладно бы только игрожур! Помимо него я взял ещё ДВА гигантских текста. Первый для ДТФ (заканчиваю), второй не для ДТФ (отправлен), но от издания. В итоге за полтора года я написал больше 200 страниц.

Работа над текстом стартовала в апреле 2018 года. Я написал две вводных главы (СССР и ZX), собрал материал и продумал структуру. Вскоре понял: 30 страниц не хватит, выйдет унылая фигня. Я тут же написал Олегу. Пояснил ему, что лонгридом и даже ультралонгридом тему раскрыть не получится — это будет поверхностная отписка. Либо мы не пишем текст и всё отменяем, либо мы делаем что-то новое и огромное. В итоге Олег дал полный карт-бланш. Мол, пиши, а там разберёмся.

Альфа-версия текста (если можно так выразиться) была написана в декабре 2018 года. Она напоминала мой обычный лонгрид. Там я разобрал каждое издание, кратко пересказывал его историю и разбавил всё своим мнением. Вышло 69 страниц. Олег раскритиковал текст и выкатил сотню правок.

Ему категорически не понравилось отсутствие ссылок на информацию, цитат от причастных людей, и то, как я бессовестно проехался по некоторым изданиям. Я был разбит, но переписал некоторые главы с нуля, сильно всё дополнил, плюс повторно изучил все источники и журналы.

Почему так вышло? Мы просто не сошлись в видении формата. Я задумывал текст как нечто огромное, но при этом личное. Про ссылки я не думал, рассматривал всё как своё мнение. Да, я проехался по некоторым журналам и современным сайтам, но это явно было лишним (учитывая, что 90% текста написано в позитивном ключе). В общем, я видел игрожур монструозным текстом, но простым и без амбиций. Просто хотел порадовать читателей, получить уйму историй о любимых журналах в комментариях. Я даже не думал превращать свой труд в какое-то гигантское исследование размером с книгу.

Но стоит признать, что если бы не Олег и его советы, то текст бы не получился таким интересным. За это ему большое спасибо. Олег направил меня в нужное русло, мы поменяли формат. Игрожур постепенно трансформировался из лонгрида в монографию. С ссылками, крутыми цитатами и общением с причастными журналистами. Число страниц увеличилось до 115.

Доработкой я занимался с января по июнь 2019. Почти всё ИМХО я удалил, текст стал более обезличенным. Кстати, меньше всего я трогал главу про Game.EXE. Вот она как была написана, так и не менялась. И это при том, что в юношеские годы я читал EXE меньше остальных журналов.

С августа 2019 по январь 2020 текст либо вычитывался редакторами, либо лежал на полке, настаивался. А когда я начал вносить финальные правки и улучшать мелочи, то получилось 130 страниц. Весь этот объём я верстал сам, а ребята потом создали из него электронную книгу.

Сейчас бы они сказали, что просто делали свою работу, но я хочу поблагодарить Олега Чимде и Лёшу Сигабатуллина. Они потратили десятки часов на вычитку и редактуру. Поддерживали меня и хотели сделать текст лучше. Низкий им поклон. Это лучшие редакторы, с которыми я работал.

Не могу сказать, что на 100% доволен своей работой. Можно было ещё раз пообщаться с авторами Game.EXE, чуть подробнее раскрыть историю AG и выйти на других главредов «Страны Игр» и «Игромании». Рассказ про каждый журнал растянуть до 30-40 страниц, но увы, во всём нужно знать меру. Если в тексте чего-то не хватает, то только из-за определённых рамок у каждого раздела. Если появится возможность, то с удовольствием сделаю расширенную версию в печатном виде или напишу ответвление.

Этим текстом я также хотел выразить дань уважения журналистам и изданиям, на чьих текстах я рос. В разные периоды я читал «Навигатор», «Игроманию», «Страну Игр» и «Великий Дракон». Все они повлияли на меня в той или иной степени. Больше всего рубрика Max View из «Нави» и лонгриды из «Страны».

Спасибо, если прочли наш «Игрожур» до конца. Если будут какие-то вопросы, то задавайте, с радостью отвечу.

0
30 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
mishka_kokosolapiy

Семён, если задумаешь выпустить статью небольшой книжкой (как статьи у преподов), то я беру предзаказ уже сейчас!

Ответить
7
Развернуть ветку
Komrad

Вот кстати да, текст вполне тянет на отдельную книгу. Я тоже бронирую!

Ответить
6
Развернуть ветку
Ежегодный дым

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–4
Развернуть ветку
Семён Костин

Текст для тех, кто читал журналы, смотрел передачи и для кого старый игрожур — дорогое воспоминание, ностальгия. Если судить по фидбэку в сети, то да, интересно. За неинтересные темы мы не берёмся :)

Ответить
15
Развернуть ветку
Александр Утусиков

"Второй не для ДТФ", где посмотреть?

Ответить
0
Развернуть ветку
Семён Костин

Он пока не вышел. Анонс будет позже, не от меня зависит :(

Ответить
1
Развернуть ветку
Максим Бласко

Ну как бы...

Ответить
3
Развернуть ветку
Азаза

Статья будет дополняться? ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
2
Развернуть ветку
Семён Костин

Критически уже нет, а вот какие-то мелкие дополнения буду вносить.

Ответить
4
Развернуть ветку
Азаза

Теперь делай статью о разных играх мультиплатформы времен старых консолей, а потом можешь уйти на пенсию раньше срока)

Ответить
1
Развернуть ветку
Удивленный звук

Сильно выгорел пока писал? Не разочаровался в профессии?

Ответить
1
Развернуть ветку
Семён Костин

В профессии не разочаровался, но капельку выгорел, да. 

Ответить
3
Развернуть ветку
Artjöm Alexandsson

а что значит выгорели? интересуюсь, потому что пытаюсь тоже писать, иногда ощущение к третьему дню правок, что я уже не могу. Это оно?))) Или вы про материал статьи? (пока не прочитал ещё).

Ответить
0
Развернуть ветку
Семён Костин

Писать целый год один текст — пытка. Параллельно работаю над книгами сейчас, но это другое. Выгораешь, переживаешь, глаз замыливается. Хочется поскорее его отпустить и забыть.

Ответить
1
Развернуть ветку
Artjöm Alexandsson

да, да! то же самое.

пс: а почему ГОД? Потому что большой или много исследовать пришлось?

Ответить
0
Развернуть ветку
Семён Костин

Бесконечные интервью и много исследований, да. Ну и объем 145 страниц (без картинок) 

Ответить
1
Развернуть ветку
Artjöm Alexandsson

У меня сразу вопрос: посоветуйте, с какой части мне надо читать вашу статью? По факту у меня просто ностальгия именно по 2004-2009 годам, этому периоду, и, в основном, "Игромании". Ну и остальные журналы тоже. "Навигатор", "АнимеГид", "Game.exe", "Страна Игр", "PC Gamer", короче, всё, что тогда выходило и составляло культуру нулевых. Но и середина-конец 90-х (как это вообще всё начиналось, "От Винта" и прочее) мне тоже интересны. А вот ZXSpectrum-эра, СССР мне мало знакомы. С другой стороны, я бы прочитал всё по порядку внимательно, от начала до конца. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Семён Костин

Ох даже не знаю) Лучше с самого начала (есть зацепки между главами), конечно, но можно и по любимым журналам, а потом всё остальное. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Artjöm Alexandsson

О, да.. Я тут видимо не понял, что это на несколько страниц (браузерных), думал, ну, просто длинный текст, но не очень. Вы видимо просто колоссальную работу проделали. Мне вообще DTF (я недавно по-нормальному его для себя открыл) нравится вот такими авторами как вы и вообще общим стилем (в т.ч. YouTube-канал). Тут нету этого вот мусора с имиджборд-сленгом, хейтерством и прочим, что очень часто встречается на других сайтах или пабликах вконтакте (особенно олдовых). Очень просто интересные, профессиональные тексты.

Ответить
0
Развернуть ветку
Азаза

Game.EXE 90-х можно назвать лучшим представителем игровой журналистики своего времени. Пока конкуренты еще набирались сил и пытались слегка развиваться, то УЧУ уже мощно заходил рецензиями, интервью с разработчиками и другими интересными статьями. Еще раз стоит отметить великолепного журналиста Олега Хажинского, который привил мне любовь к разным стратегическим жанрам. На его уровне так писать могли лишь Владимир Веселов и Андрей Ленский. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Егор Пахотин

Знакомое чувство беспокойства после сдачи. В моем случае, правда, было так, что в отдел пришли мужики в робах с горящими глазами и сказали: "там чета по твоим чертежам стрела на подъемник не становится". Не загоняйся сильно, если тебе грозит просто непонимание со стороны редактора. Ты пишешь классные тексты и работаешь с хорошими редакторами.

Ответить
0
Развернуть ветку
Andrey Apanasik

Не уверен, что это нужно было целиком на dtf публиковать, формат совсем другой. Каждый подзаголовок отдельной статьёй с отдельным обсуждением - весьма спорно.

Хотелось бы потом статистику увидеть по всему этому делу. Сколько людей прочитало, до какой страницы дошли и т.п.

Ответить
0
Развернуть ветку
Spect

Там как раз у каждой страницы отдельный счётчик просмотров

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Титов

Великолепная подборка.

Ответить
0
Развернуть ветку
Pavel C

когда в статье не упомянули Великого Повелителя персиков и Владыку Верхнего Интернета

Ответить
0
Развернуть ветку
Семён Костин

Ну что вы, зайдите в раздел Игромании. Там про Антона много.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Andrey Apanasik

Олег уничтожил этот текст
@Олег Чимде 

Ответить
–1
Развернуть ветку
Иван Громадский

Писать хоть что-то по игры и не упоминать Мэддисона, это конечно, позор 

Ответить
–6
Развернуть ветку
Семён Костин

Но он есть в тексте :) 

Ответить
0
Развернуть ветку
Andrey Apanasik

Согласен. Мэддисон - это позор индустрии (¬‿¬ )

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 30 комментариев
null