И лишь тусклый свет керосиновой лампы освещал дорогу в никуда – Конкурс святых котов

Ровно сорок два предложения о книге, изменившей моё сознание в детстве. Ровно сорок два признания в любви.

И лишь тусклый свет керосиновой лампы освещал дорогу в никуда – Конкурс святых котов

Лунный свет падает на край моей койки и лежит там большой сияющей плоской плитой. За потрескавшейся от старости оконной рамой главенствует тёмная глухая ночь. Лишь редкие отзвуки сверчков слышны где-то вдалеке.

Сквозь мутное стекло деревянной двери пробивается замедленная жизнь больничного коридора. Время от времени на этой импровизированной «стеклянной» сцене появляются силуэты медсестёр, словно в театре теней. А иногда можно расслышать приглушённые вскрики пациентов из соседнего крыла. Там располагается неврологическое отделение.

Я сижу под одеялом, укрывшись с головой. Так теплее, да и посторонние звуки перестают пугать. В правой руке у меня фонарик, а левая служит прекрасным помощником при перелистывании страниц. Чтение ещё никогда не было настолько увлекательным.

Современная обложка книги
Современная обложка книги

Впервые знакомство с романом «Метро 2033» за авторством Дмитрия Глуховского произошло, когда мне было около двенадцати лет. В тот момент я был вынужден лечь в больницу чуть больше чем на неделю по поводу проведения операционного вмешательства. В качестве средства против скуки взял с собой эту книгу.

Помню, тогда меня привлекли обложка и краткая аннотация. История о постапоклиптической московской подземке, мутантах и борющихся в этих адских условиях за жизнь людях — этого было достаточно, чтобы полностью захватить внимание ребёнка.

Одна из первых обложек книги
Одна из первых обложек книги

В любом случае, в то время произведение Глуховского оказало на меня сильнейшее влияние. Книга не только смогла помочь побороть страх одиночества от нахождения в большой холодной больнице, но и привила любовь к чтению, показав, что это может быть очень даже интересно, когда не происходит вынужденно. Также роман посадил в детском сознании ростки размышлений об истинном гуманизме и хрупкости жизни.

Оказавшись на горизонте восприятия в самый подходящий момент, «Метро 2033» помогло мне маленькому понять природу человеческой души в условиях, приравнивающих естество индивидуума к «первобытному» типу общинного существования со всеми вытекающими из этого последствиями.

Книга в целом чётко иллюстрирует идею постоянства человеческого вида в отношении ведения бессмысленных войн в слепых попытках что-то доказать себе подобным. Ведь даже в условиях мира после наступления ядерной зимы люди не оставляют усилий продемонстрировать собственную важность, пусть даже перед лицом плесени и туннельных крыс. Не будет ошибкой, если скажу, что это лейтмотив романа. К слову, вечно актуальная тема, в особенности сейчас.

И лишь тусклый свет керосиновой лампы освещал дорогу в никуда – Конкурс святых котов

Дмитрия Глуховского далеко не все считают хорошим писателем. И уж точно, ни один из его романов не имеет возможности считаться великим литературным произведением.

Однако это не делает в частности книги серии «Метро» (в том числе входящие в расширенную вселенную) плохими, а даже наоборот, позволяет им быть ровно тем, чем они и являются — достойной постапокалиптической фантастикой о судьбе человечества, вынужденного платить слишком высокую цену за собственное невежество.

Именно поэтому я рекомендую ознакомиться с «Метро 2033». Став основоположником целой книжной Вселенной, своим романом Глуховский смог создать удивительный мир, полный свирепых опасностей и сломленных судеб, размытых границ морали и неоднозначности совершаемых поступков, несправедливости и предательства, жизни на грани гибели и смерти на грани надежды.

И лишь тусклый свет керосиновой лампы освещал дорогу в никуда – Конкурс святых котов

Оконная рама затрещала от неожиданного удара, будто только что в неё врезалась стремительно летящая птица. В это же мгновение слева за стеной раздался пронзительный крик и практически сразу мутное стекло, разделяющее вход в палату с коридором, продемонстрировало мелькающие очертания куда-то бегущих фигур.

Осторожно открыв деревянную дверь, и тем самым «разрушив» театральную сцену труппы теней, я вышел наружу. Вокруг не было ни единой души. Даже дежурная медсестра куда-то отошла. Видно пару минут назад она тоже была одним из промелькнувших чёрных силуэтов.

По помещению гулял сквозняк, раскачивая металлические дверцы главного входа в отделение. В воздухе висел слегка сладковатый запах лекарств. Буквально только что коридор был полон жизни, а сейчас нельзя было услышать и звука. Складывалось впечатление, что время вокруг вдруг остановилось. Не происходило совершенно ничего. И только лишь тусклый свет керо... простой лампы накаливания, мерцая, освещал тёмный тоннель больничного коридора.

Сжав в руках книгу, я развернулся, захлопнул за собой дверь и отправился обратно — в мир постапокалиптического московского метрополитена.

3.7K3.7K показов
345345 открытий
13 комментариев
Ответить

Эх, нахлынули воспоминания. Тоже прочитал в юности, но немного при других обстоятельствах. Купил книгу в каком-то ларьке на Павелецкой, чисто скоротать время в метро. Сел полистать и в итоге проехал свою станцию. В то время я часто бывал в подземке и старался книгу читать только там. Несколько раз даже целенаправлено приезжал на станции о которых шла речь в романе, садился на лавочку и продолжал чтение, переодически отвлекаясь на интерьер реального прототипа, пытаясь представить как тут будет в 2033. Интересный был опыт с эффектом погружения.
Свои воспоминания из больницы в духе романа классно изложил! Серег, гоу книгу писать)

Ответить

Вот это максимум иммерсивности :) Я обычно (до сих пор даже), когда в московском метро оказываюсь, каждый раз в переходах между станциями подмечаю гермоворота и вспоминаю книгу.
На самом деле мне нравится пробовать себя в художественном изложении мыслей, если можно так выразиться. Давно поставил цель написать роман, есть даже несколько идей и концептов. Один написан в черновике-заготовке. Точнее написан не роман, а набросан сюжет, персонажи и тд. Хочу с мелких рассказов начать. Все руки не дойдут никак:) Опять же есть и идея, и набросок сюжета. Когда-нибудь в жизни пришлю копию романа с подписью, это точно!

Ответить

Тоже первый раз прочитал Метро 2033 в 13-14 лет, а потом и весь цикл. Недавно перечитывал в 22 — книжки значительно слабее воспринимались, но 2033 тянет на уверенную 7 даже сейчас

Ответить

Аналогично. "Ниже ада" Андрея Гребенщикова тогда больно нравилась (да и вся трилогия, слог отличный). Спустя лет 10 пробовал вернуться, но первая попавшаяся книга от автора "Севера" показалась очень слабой. Да и 2035 оказалась ужасной... разрушать тёплые воспоминания расхотелось.

Ответить

Да, согласен полностью

Ответить