Атака Титанов

Атака Титанов

Атака титанов стала для меня очень близким произведением, которое подарило мне гигантское количество эмоции и тонны почвы для самых разных размышлений. Я абсолютно точно могу назвать его одним из лучших произведений искусства, с которыми мне посчастливилось на данный момент познакомится. Вчера вышла завершающая полуторачасовая серия аниме. Я знаю, что есть ряд людей и их немало, а может как раз таки наоборот, ведь когда нас всё устраивает мы спокойно этим наслаждаемся, когда же нам что-то не нравится мы кричим об этом на весь мир. Главное, что есть активная часть людей, которые концовкой недовольны. Я их понимаю, даже прочитал несколько полноценных статей с доводами и примерами из манги. Согласен ли я с ними? С некоторыми аргументами вполне, но это всё равно никак не отражается на моём мнении и ощущении по поводу этого произведения, ведь, как я уже сказал, ни одно другое не дарило мне столько эмоций и размышлений как Атака. Поэтому по большому счёту концовка для меня ничего не решала, всё уже было решено в самом начале, 2000 лет назад.

Возможно наши души представляют собой струны, самых разных скрученных геометрических форм. И струны эти характерны не только для нас, людей, но и для всего, во что мы вкладываем частичку себя. Они колеблются и этими колебаниями мы можем одарить статичные, по сути своей, объекты, дав им жизнь. И такое чувство, что фаза колебаний моей души очень близко совпала с колебаниями Атаки, что привело к резонансу. Возможно последние главы и в силах изменить гармонию частично, но сделать это полностью никак не способны. Здесь я попытаюсь выделить те частоты, которые более всего срезонировали со струнами моей души.

О чём бы я хотел рассказать в первую очередь? Может о главном герое? Я думаю успеется, а сначала можно сказать несколько слов о мире. Такая фантастическая по сути и такая реальная на практике жизнь за пятидесятиметровыми стенами. Они призваны защищать, но одновременно подавляют. Эрен и Армин рождаются здесь в полном неведении, они живут и растут в догмах о последнем оплоте человечества, которое прячется от загадочных титанов, преследующих только одну цель – сожрать их. И не смотря на всё это два мальчика желают выбраться и узнать мир за пределами стен. Но почему? «Потому что я был рождён свободным» – отвечает Эрен. Я очень много думал о свободе; думаю каждый из нас в некотором роде находится за стенами и также как Эрен смотрит в книгу Армина, поддерживая мечты об освобождении. Однако освобождения не случается. Выбравшись за стены, герои понимают, что никакой свободы за ними нет, за ними лишь другие люди, наставившие на них все свои орудия и готовые махнуть рукой командующего по первой же готовности. Наша свобода кончается там, где начинается свобода других. И что же будет, если этих других не станет? «Мы станем свободны?» Казалось бы, что да, но получив свободу внешнюю мы теряем свободу внутри себя. Эрен видит будущее и понимает, что только истреблением одной стороны можно остановить бесконечный круг ненависти друг к другу. Он становится заложником этого непосильного морального груза. Зажатый между внутренними побуждениями и внешними обстоятельствами. Этот прыжок не совершить, не отбросив человечность, но ведь мы хотим быть людьми на той стороне.

Я не большой любитель сериалов и многосерийных проектов в принципе. На мой взгляд они сильно растянуты, а сценаристы искусственно заставляют нас продолжать смотреть их, используя ряд приёмов, основной из которых – клиффхэнгер. Атака не является исключением и чего-то принципиально нового не предоставляет, но одно дело, когда что-то сделано искусственно и совсем другое – искусно. В Атаке как будто нет лишних событий, а если и есть, то они умело прячутся. Ты чувствуешь себя как на представлении иллюзиониста, ты не хочешь узнать тайну этого трюка, ты рад обманываться и продолжать смотреть столько, сколько можешь. Произведение само говорит: «пересмотри меня, взгляни под другим углом».

Нам словно вручают кубик Рубика, у которого сломаны грани. Его крутят и демонстрируют со всех сторон, а потом словно требуют сложить, предоставить решение, которого нет. От нас не требуют сочувствия к героям, не требуют эмпатии к ним, нам предоставлено лишь понимание. И именно понимание ведёт нас к сопереживанию каждому герою. Поэтому мы и не можем собрать этот кубик, мы не можем сделать выбор между людьми, лишенными памяти и вынужденными выживать среди титанов и людьми, живущими в гетто, где единственный социальный лифт – это военная служба и смерть через 13 лет.

Про каждого персонажа можно писать целую статью, так что здесь возьму только одного для рассмотрения – 13-ого главнокомандующего разведкорпуса Эрвина Смита. Одно его имя является ответом на вопрос: «Что такое лидерство?» Он не был самым умелым воином, был хорошим стратегом, и снова же не лучшим, но он был тем, кто аккумулировал лучших вокруг себя. Он был тем, кто шёл впереди, а не тем, кто кричал, что нужно делать, сзади. Эрвин становится первым героем, который приносит в жертву самое дорогое, свою мечту, свою цель жизни. Он жертвует собой, умирая в том же неведении, в котором был рожден. Для человечества как вида история крайне важна, не смотря на то что она не раз переписывалась в угоду тому или иному доминирующему игроку. У нас всегда возникает потребность в правде при наличии хотя бы доли сомнения. Через прошлое мы пытаемся осознать настоящее, нарисовать картину мира так, что бы точно знать, где должны быть мазки принадлежащие нам. Крайне символично, что Эрен узнает правду прикосновением к руке Хистории.

В счёте человеческих жизней у нашего вида уже очень длинная история, но мы все равно продолжаем действовать как и тысячи лет назад. Гонимые нашей корыстью мы клеймим любого, кто стаёт у нас на пути. Демонизируя врагов мы выключаем мораль, мы забываем нравственность. Этим активно пользуется те, у кого есть ресурсы управлять нами, мы им верим. До тех пор, пока собственные глаза, удерживаемые открытыми самой реальностью, не заставят нас убедится в обратном. Как можно принять, что наши убеждения ложны? Как можно принять, что всю свою жизнь мы находились в тёмной пещере, которая на самом деле просто пещера, а не настоящий мир? Кто мы теперь для тех, с кем мы прожили наши жизни? И кто для тех с кем проживаем их сейчас?

Всё, что было сказано и ещё больше того, чего сказано не было, упирается в двойственность человеческой натуры. Мы хотим свободы, но не желаем ответственности; стремимся к правде, но не удобные события прошлого готовы забыть; кричим как нужно поступать, но никогда не поступаем так сами; хотим жить в мире, но не можешь без войны и конфликтов; желаем быть любимыми, но не готовы проявить любовь сами. Атака титанов не про чёткую однозначную историю, она очень сложна, комплексна и готова к совершенно разным трактовкам, включая отстаивающие её несостоятельность. Однако в этом и есть учесть шедевра. Многие философы высказывали подобные мысли, но мне запомнилась именно формулировка Шопенгауэра: «Каждый берёт от искусства столько, сколько способен дать». Атака титанов однозначно шедевр человеческого искусства, стоит лишь отдать ему частичку себя и услышать её оглушительный овтет.

В какой же всё таки фазе колеблется Атака? Какие частоты её выделяют на остальном фоне? Вероятно это можно услышать только самому. Даже если воспринимать эти слова буквально, там есть услышать. Музыку, которая навсегда останется звучать не только в голове, но и медленно проходится смычком по струнам души. Метафоричные титаны лишь образ, всё находится в руках людей. Они самых разных размеров, одни – крохотные, отдающие огромную тень, а другие – титаны, живущие в их тени. Путешествие за стены окончено и теперь хочется вернуться обратно за них.

Oh, where is my lover?

And I got no power

I’m standing alone, no way

Calling out your name.

44
4 комментария

Выведи часть текста в ленте, чтобы твой пост не выглядел так, будто это просто подпись к картинке.

2

Спасибо за совет

Я их понимаю, даже прочитал несколько полноценных статей с доводами и примерами из мангиАдапатция годная так-то, я помню только один вой - когда Wit всрала линейку восстания в 3м сезоне раскромсав ее на куски.
Учитывая, что я тот еще не любитель Маппы, отдам им должное.
В финале они изменили чутка диалог Эрена с Армином в лучшую сторону, добавив глубины
В манге Армин благодарит Эрена за то, что он стал массовым убийцей ради них.
В аниме он говорит: "Я тоже в этом говне участвовал и очень сильно замешан в геноциде. Увидимся в аду, Эрен."

1

К сожалению с мангой ещё ознакомится не успел, так что писал именно про аниме, спасибо за ваши интересные замечания

1