Воссоздание и деконструкция штампов. «Мертвые не умирают» Джима Джармуша

Воссоздание и деконструкция штампов. «Мертвые не умирают» Джима Джармуша

Недавно на экраны вышел внежанровый фильм «Малышка зомби» о культуре вуду, предполагающей существование зомби. И фильмы про зомби, кажется, уже отжили свою эпоху, однако регулярно нам предоставляют все новые и новые вариации классического хоррор-образа. Вспоминаем еще один фильм о ходячих мертвецах, вышедший этим летом и показанный в Каннах параллельно с «Малышкой зомби» — «Мертвые не умирают» Джима Джармуша, и не отвлекаемся на дифирамбы звездному касту.

«Мертвые не умирают» — это последовательное воссоздание и деконструкция штампов, характерных не только для зомби-хорроров, но в некоторой степени и для драматургии любого остросюжетного кино. И впечатляет даже не то, что Джармуш сломал жанр, — вроде бы, тем самым принеся в жертву и собственный фильм, — а как раз то, что в пустотах, пробивающихся между обломками разрушенных нарративов, фильму-таки удалось случиться.

Воссоздание и деконструкция штампов. «Мертвые не умирают» Джима Джармуша

Этот эффект «скрытого» фильма, формально никак себя не проявляющего, возможен, вероятно, именно потому, что Джармуш смог полностью исключить из своей работы авторский голос, и само это исключение помогло соединить обломки в новый фильм. К примеру, в финале закадровый голос, своей интонацией по-джеймисоновски отсылающий не к одному конкретно, но ко всем одновременно фильмам и видеоиграм о зомби, произносит «критическую речь» об обществе потребления, серьёзную, но вместе с тем настолько напыщенную и морализаторскую, что поверить в нее просто невозможно.

И в этой невозможности, к которой нас толкает не Джармуш, а скорее мы сами с нашим культурным бэкграундом, и скрыт конструктивный материал: ведь это выбор, который мы, хоть и вынужденно, но делаем сами. Так же работает и другой штампованный ход, который когда-то (скажем, в мультфильмах второй половины 20 века) сам был призван показать условность экранных штампов: когда персонажи начинают обсуждать сценарий фильма и ругать самого Джармуша. Этот «выход за пределы реальности фильма» безошибочно воспринимается как лукавство, тем самым не давая нам пойти по лёгкому пути и констатировать, что смысл фильма всего лишь в том, что «реальность кино ненастоящая». Нет, реальность эта вполне реальна, несмотря на все деконструкции, просто теперь она глубже, чем нам казалось раньше.

Воссоздание и деконструкция штампов. «Мертвые не умирают» Джима Джармуша

Не ясно до конца, похоронил ли Джармуш этим фильмом жанр зомби-хоррора. Может, совсем даже наоборот: высветил те его особенности, которые всегда были на поверхности, но воспринимались как вульгарные и изжившие себя, и показал, что из этих штампов можно собрать нечто совершенно иное, чем, может быть, и занимаются любители фильмов категории Б.

Другие материалы редакции:

22
Начать дискуссию