Истории моих жизней: почему вы рано похоронили DayZ Standalone

Ранний доступ, сырость и плохая оптимизация — когда-то совокупность этих слов не была на слуху у каждого увлеченного видеоиграми человека. Но в какой-то момент все изменилось, и многие вполне оправдано считают виновником перемен игру DayZ Standalone, выпущенную в ранний доступ в декабре 2013. Сегодня я расскажу вам о ее истории, проблемах и потенциале. Но, что более важно, сегодня я расскажу вам, почему ее люблю.

Истории моих жизней: почему вы рано похоронили DayZ Standalone

Примечание: все скриншоты, используемые в статье, кроме того, который на обложке, сделаны лично мной, а большинство из них запечатлены в периоды с 2015-2017 на слабом железе. У многих игроков в действительности игра выглядела гораздо красивее.

История

DayZ Mod

Перед тем, как говорить об отдельной игре DayZ, стоит сначала немного погрузиться в историю и понять, как вообще эта игра появилась на свет. А появилась она из-за небольшого мода, который разработал новозеландец Дин Холл.

DayZ Mod, созданный как мод к симулятору военных действий Arma 2, снискал впечатляющую популярность среди геймеров — всего через несколько месяцев после релиза в 2012 количество игроков в него превысило миллион человек. Что же в нем было такого увлекающего

Во-первых, он предлагал игрокам взять на себя роль выжившего в мире, где случился локальный зомби-апокалипсис. Игрокам предстояло постоянно удовлетворять первичные потребности персонажа, чтобы не умереть от голода, жажды, переохлаждения или перегрева — редкие припасы можно было найти в окружении опустевших деревень и городов, расположившихся между пожелтевшими осенними лесами. Интерес прибавляло то, что в заброшенных населенных пунктах можно было нарваться на зомби — вели они себя зачастую неадекватно и глупо, но зато сбегались на громкие звуки, например, от выстрелов, и толпой могли предстать серьезной угрозой для незадачливого стрелка.

Истории моих жизней: почему вы рано похоронили DayZ Standalone

Во-вторых, мод был многопользовательским: на карте Черноруссии, так называлась странна, в которой происходили события, одновременно могли находиться несколько десятков человек. А поскольку первичной задачей для любого игрока было выживание, при встрече с другими постоянно возникало законное желание «отобрать» необходимые припасы силой — для этого в игре было и огнестрельное, и холодное оружие. С другой стороны, можно было попробовать избежать насилия и поторговать со встречным — а почему бы и нет? Правда, от ножа в спину никто не был застрахован (¬‿¬ ).

В-третьих, порой жизнь персонажа становилось очень важной для самого игрока. Могло так получиться, что он благополучно выживал на протяжении нескольких часов, уже обзавелся завидным вооружением и экипировкой, и собирался, например, основывать свою собственную базу, как вдруг встречал враждебно настроенного игрока. Немногие в такой ситуации смогут сохранить хладнокровие и принимать адекватные решения в сжатые сроки, в которые обычно и происходили перестрелки.

Безусловно, в моде были еще вещи, о которых я не рассказал. Но, на мой взгляд, именно эти три составляющие формируют главную причину популярности DayZ Mod, которая перешла и в DayZ Standalone.

DayZ Standalone. Первые годы разработки

После очевидного успеха DayZ Mod студией-разработчиком Arma 2, Bohemia Interactive, было принято решение начать создавать отдельную игру. Для этого она выделила Дину Холлу команду и предоставила им свой игровой движок Real Virtuality 3. Игра вышла в ранний доступ (и, соответственно, в Альфа-версию) 16 декабря 2013 года. Я не буду здесь подробно расписывать, что игра из себя представляла на тот момент, однако играть в это было достаточно тяжело: крайне мало контента, сплошные баги, а механик всего пара штук, да и те — очень «деревянные». Игра неплохо развивалась, Дин Холл обещал выход в Бету уже к началу 2015 года, но со второй половины 2014 темп разработки резко снизился, а 14 ноября сам Дин неожиданно покинул команду.

Истории моих жизней: почему вы рано похоронили DayZ Standalone

Как оказалось, дело было в устаревшем движке, который не позволял адекватно развивать игру, поэтому команда приняла решение написать новый движок, позже он будет назван Enfusion Engine. И пока значительная часть разработчиков была занята написанием Enfusion Engine, игра пополнялась лишь незначительным контентом — одеждой и оружием. В 2015 в игру были добавлены лишь две интересные вещи: транспорт (который потом убрали) и животные. Впоследствии разработчики периодически улучшали интерфейс или добавляли новые (и обычно сырые) механики, но игра уже имела крайне низкую репутацию, и из нее постоянно уходили игроки: кто-то возвращался в улучшенный модами DayZ Mod (да, моды на мод), а кто-то уходил к жанровым конкурентам. Однако после постепенного внедрения нового движка игра начала преображаться.

Наши дни

Теперь мы перешли к основной части этого поста. К сожалению, без экскурса в историю не было бы понятно, почему вокруг игры сформировалось негативное мнение. Давайте теперь поговорим о различных аспектах игры, сравним ее с DayZ Mod, и я, наконец, скажу, почему вам стоит попробовать поиграть в DayZ Standalone.

Онлайн. DLC. Моды

Вопреки распространенному в игровом сообществе мнению, в DayZ играет много людей. Найти сервера с игроками по нужным вам параметрам не составит труда.

В данном примере лишь официальные сервера. Основной движ происходит на серверах сообщества
В данном примере лишь официальные сервера. Основной движ происходит на серверах сообщества

К тому же, у игры существует DLC. Оно представляет собой новую карту Livonia, взятую из Arma 3 и адаптированную под DayZ. Для «дедов» она привносит новые пейзажи и локации, которые еще не приелись. Для новичков же геймплей на ней будет поинтереснее, чем на «ванильной» Черноруссии, потому что Ливония имеет меньшую площадь при таком же количестве игроков — соответственно, шанс встретить незнакомца здесь гораздо выше.

Тем не менее, значительную часть игроков не устраивал тот путь, по которому пошла DayZ — слишком медленно или слишком «не туда», и они нашли особый путь игры — с модами. После релиза версии 1.0 была добавлена поддержка модификаций через мастерскую Steam, а также стал доступен инструментарий для их создания. В считанные дни были анонсированы (а позже и выпущены) сотни «улучшений» оригинальной игры: новые оружия, текстуры, предметы и механики вывалились на изголодавшихся по контенту игроков. И теперь, работая в своем темпе, разработчики могут не переживать, что кто-то покинет их игру из-за длительного отсутствия обновлений.

Какие-то модификации могут менять сезоны, например<br />
Какие-то модификации могут менять сезоны, например

Моды не просто расширили оригинальную игру: некоторые изменили саму концепцию. DayZ с выхода в ранний доступ была одной из платформ, которая позволяла организовать RP-движуху. Но моды невероятно расширили потенциал ролевых серверов: stalker rp на основе DayZ, например, снискал особую популярность.

DayZ vs DayZ Mod

Оговорю сразу, в этой части я лишь сравню две игры концептуально — разбирая каждую мелочь я рискую написать текст, который никто не дочитает. Вспомним три главных аспекта, за которые многие любили DayZ Mod в свое время и посмотрим, сохранил ли в себе их сегодняшний DayZ Standalone:

1) DayZ Mod позволял игроку чувствовать себя настоящим выживающим. DayZ Standalone не только дотягивает до этого уровня, но и усиливает погружение: зомби стали умнее, появилась охота, хищники, более соответствующие апокалипсису локации, продвинутая система спавна лута, болезни и … каннибализм. Круто!

Это, конечно, не каннибализм, но жутковато все равно<br />
Это, конечно, не каннибализм, но жутковато все равно

2) DayZ Mod подкупал тем, что там можно было взаимодействовать с другими игроками. Опять же, DayZ Standalone только расширил количество возможных действий, ведь теперь можно показывать различные жесты, жарить мясо у костра, рыбачить, перевязывать/кормить/поить/делать непрямой массаж сердца окружающим людям, связывать и свежевать неприятелей (или приятелей (¬‿¬ )).

3) Драйв от столкновений с игроками никуда не делся. Улучшенный движок вывел стычки (и огнестрельные, и рукопашные) на новый уровень, сделав их более реалистичными и приятными. По сравнению с модом и ранними версиями, была проделана невероятная работа над анимациями передвижения и взаимодействия с оружием. А ганплей, на мой взгляд, стал чуть ли не самым лучшим среди существующих игр.

Сохранил ли DayZ принципы первоисточника? Определенно. Но какая же главная причина любви людей к этой игре?

DayZ — это истории

Примерно раз в полгода-год я возвращаюсь в DayZ вместе со своими друзьями. У нас нет конкретной цели, но мы понимаем, чего хотим от очередного врыва в игру: попасть в новую передрягу. Именно формирование невероятных, смешных, грустных и прочих историй — главная причина, по которой такие люди, как мы, до сих пор играют в DayZ. И я призываю вас посмотреть на игру именно с этой стороны.

Истории моих жизней: почему вы рано похоронили DayZ Standalone

В качестве примера я приведу несколько историй, которые произошли с нами за несколько лет игры в DayZ. Они у вас, конечно, не вызовут таких эмоций, которые вызывают у нас, но мне важно передать вам саму возможность получения такого опыта.

Как меня немцы в плен захватили

Начну с одной из самых запоминающихся историй. Как-то на немецком сервере бежали мы вчетвером особо без оружия, полуголые и утомленные, как вдруг увидели, что навстречу нам направляются полностью экипированные в военную форму ребята с автоматами в руках. Решив не испытывать судьбу, нами было принято решение разделиться по парам и побежать в разные стороны, чтобы увеличить шансы на выживание.

Я побежал вместе со своим напарником по полям, в сторону густых лесов центра карты. Мы бежали километра полтора, но противники не отставали, периодически подгоняя нас пулями. По приблизительным расчетам, они были позади где-то на километр. И вот мы, наконец, увидели впереди огромный лес, в котором можно было спокойно оторваться от врага — оставалось только добежать. Где-то в ста метрах от опушки я уже был уверен, что нам удастся спастись, но вдруг мне прилетел роковой выстрел в ногу, который ее сломал. Я упал на землю, и больше не мог встать. Видя лишь силуэт своего брата, который пересекал опушку, я пожелал ему спастись, после чего мой персонаж вырубился. Пришел в себя я все в том же месте, лес был совсем рядом, но появилась одна проблема — на меня теперь была направлена пара стволов, владельцы которых что-то задорно говорили на немецком. Мне вылечили ноги, заковали в наручники, раздели, и ясно дали понять, что убежать у меня не получится. Вместе с ними, медленно перебирая ноги, я отправился в Старый Собор.

В то время я очень любил скриншотить все, что со мной происходит
В то время я очень любил скриншотить все, что со мной происходит

Мы пришли в городскую церковь, где нас встретил еще один их напарник. Я просил бандитов отпустить меня, но они, почему-то, не слушали. Зато потом накормили мясом (предположительно, человеческим) и привели в церковь еще одного заложника не из моего отряда. Мне явно оставалось недолго, ведь я уже начал незаметно вырываться из наручников (да, такая механика тоже есть) — а там либо смерть, либо спасение. Смерть намного вероятнее. Но внезапно сервер решил перезапуститься, а я решил больше с этими немцами не пересекаться.

В той самой церкви<br />
В той самой церкви

Зайдя через несколько часов, я, со сломанными ногами, но без наручников (не буду вдаваться в подробности, почему мое состояние было именно таким, хоть мне и вылечили ноги) оказался один в центре чуть ли не самого опасного места на карте — зато живой. Кстати, у меня получилось благополучно ползком пересечь город и сделать себе медицинскую шину, после чего я отправился к выжившим друзьям.

Дружба с иностранцем

Все на том же немецком сервере у нас расположился достаточно большой схрон в горах, мы очень тщательно подбирали место, которое соответствовало бы нашим критерием: отсутствие распространённых троп, относительно близкое расположение к берегу при близком расположении к военным объектам, максимальная сложность в нахождении другими игроками.

Преспокойно около недели мы заполняли его вещами, но в один день, пока там возился мой брат, он увидел прямо над собой, на вершине горы, игрока, который что-то говорил ему на английском. Я попросил товарища ничего не делать и сам отправился на дипломатический разговор, смекнув, что если мы просто убьем его, нам придется передвигать весь схрон в новое место, которое еще надо было найти. Пока я бежал к месту, брат немного разговорил его, и наш диалог сразу начался в дружелюбной форме — Линно, так его звали, оказывается, просто охотился с луком в округе и случайно наткнулся на нашу базу. Он оказался очень приятным человеком, и я предложил ему играть с нами на постоянной основе: это показалось мне хорошим решением неприятной ситуации. И он согласился!

Истории моих жизней: почему вы рано похоронили DayZ Standalone

Мы пережили вместе несколько передряг: например, отбивали его с ребятами от волков, от которых он прятался на охотничьей вышке. Еще вместе с нами он участвовал в тактической перестрелке с другими игроками, которая заняла полтора часа реального времени.
Потом мы еще вместе играли в пятую цивилизацию, но с тех пор он редко появлялся в сети, а последний год вообще находится офлайн. Надеюсь, с ним все хорошо, а его небольшие познания в русском, которыми мы его наделили, пригодятся ему в жизни :D.

«Слезай, волки побеждены»<br />
«Слезай, волки побеждены»

Человек-мерзляк

В одном из относительно ранних обновлений в DayZ был добавлен отдельный остров-тюрьма, на который можно было попасть только вплавь. В то время с температурой тела персонажей творилось что-то не совсем адекватное, но мы решили втроем (я, друг и брат) сплавать на этот остров и посмотреть, что там вообще есть. К сожалению, десятиминутное плавание совершенно не оправдало себя, потому что там находились в основном гражданские вещи, и единственное, чем привлекал этот остров — это само его наличие в игре. Однако и в таком скучном и пустом месте мой брат смог развеселить нас — умерев от переохлаждения.

Дело в том, что раньше статусы персонажа вылезали в виде текста в левом нижнем углу экрана, никаких шкал состояний не было. Состояния, опасные для жизни, выводились красным цветом и достаточно часто, чтобы игрок точно обратил на них внимание. Длительное плавание и намокание одежды негативно отразились на температуре тела персонажа брата, но он, похоже, просто не замечал надписей. В какой-то момент медитативного изучения острова он вдруг спокойнейшим голосом сказал: «У меня гипотермия», явно не особо понимая значение этого слова. Фраза, которую он сказал через секунду, прозвучала очень лаконично: «You are dead». Каким образом он мог пропускать многочисленные предупреждения от игры, остается загадкой.

Я даже смог найти скриншот с его телом
Я даже смог найти скриншот с его телом

Еще одна история приключилась с нами недавно. На уже вышедшей версии 1.0 мы решили с братом вдвоем поиграть на модифицированном зимнем сервере. С балансом температуры там был явный перебор в сторону хардкорности, мы достаточно долго встречались, а вот что произошло, когда мы наконец встретились (костер не спас):

У меня, на самом деле, есть еще десятки различных историй, но я выбрал лишь те, которые вспомнил, и про которые можно достаточно много написать. Остальные могут описываться буквально одним предложением, но это не делает их менее значимыми в плане эмоций.

Пара примеров: однажды я с СВД в руках минуты за две на короткой дистанции смог убить семерых полностью вооруженных противников; во время первой игры на Ливонии я, игрок со стажем в несколько лет, выстрелил себе в голову, чтобы не умереть позорной смертью от голода; мы как-то работали таксистами и заставляли «пассажиров» в виде платы переливать нам бензин с бензоколонок в наш грузовик с помощью обычных пластиковых полуторалитровых бутылок.

Игры создаются, чтобы передавать опыт. Какие-то игры позволяют нам почувствовать себя гангстером в 2077 году, какие-то превращают нас в правителя, который может управлять целой страной, а какие-то сделаны, чтобы мы просто нашли отдушину от ежедневной суеты. Опыт, который дает DayZ — это опыт историй, которые не произойдут с нами в реальной жизни, но эмоции, которые мы получаем от них, оказываются вполне реальными.

9595 показов
4.9K4.9K открытий
22 репоста
31 комментарий

К созданию этого поста меня подтолкнуло, помимо общего отношения к игре, сомнительное название и выводы видеоролика на канале Stopgame от 24 мар. 2019 г. “Как и почему умерла DayZ?”. Оттуда же я брал некоторые факты про историю разработки. Тем не менее, видео вполне интересное, рекомендую всем к просмотру

Ответить

Ух, хлестанула меня ностальгия. Больше всего в DayZMod, с ванильной карты запоминались "квесты" по сбору авто. Найти полуразобранную буханку без колес, бензина, запчастей и потом бегать пол дня, а то и день (реального времени) и собирать детали. При этом надо учесть что за один заход можно унести максимум 1-2 колеса (могу ошибаться) а запчасти на авто - большая редкость

Ответить

Или карта "Намальск" с местным кровососом и вечной войной за бункер. Бункер - подземная локация с топовым лутом и единственным входом (он же выход) - шахтой с вертикальной лестницей. Про эти лестницы в DayZ - надо отдельно сказать, что анимация взаимодействия с ней очень долгая, а сломать ноги можно было бросив ее, не дойдя до конца 1-2 ступеньки (в прямом смысле). Помню как с друзьями целых 2 дня держали оборону внутри этого бункера на каком то оч. популярном сервере, пока стая голодных до лута игроков пытались выкурить нас то гранатами, то отчаянными камикадзе которые прыгали в эти шахты, ломали ноги и в последние секунды перед потерей сознания от кровотечения стреляли во все что движется. В конце концов у нас закончились съестные припасы (кушать тоже надо было) и было решено тянуть жребий - кто пойдет наружу (выйти тоже было проблематично из-за весьма терпеливых игроков пасущих вход в шахту 24/7). В итоге, перед моментом истины, сервер рестартнуло. После передподключения, внутри нас уже ждали несколько шустрых игроков, которые успешно убили нас до того как мы успели прогрузиться.

Ответить

Давно хотелось поиграть, но всё как-то не удавалось

Ответить

Спасибо за репост :D
Может еще появится возможность, а пока иди в киберпанк играй

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить