Краткая история изменения человека под тяжестью окружающей реальности.
В тексте присутствуют критические спойлеры!
Поначалу книга выглядела как ещё одна история уровня «Сталкер, познавший зону изнутри и снаружи, должен провести молодняк в бункер Сидоровича. Смогут ли они сыграть в благородство или придётся спасать деда от лопаты рыжего, конопатого сталкера?».
И первое впечатление было разрушено ещё быстрее, чем появилось. Книжная зона сильно отличается от зоны игровой. Особенно, отсутствием сколь-нибудь конкретной информации о её происхождении или влиянии на людей.
Соответственно, повадки Сталкеров здесь иные. Деятели теневого рынка кровью и жизнью расплачивались за толики знаний об особенностях зоны.
Эпоха длинною в двадцать лет
«Посещение» образовавшее зоны сильно изменило жизнь людей. Во всяком случае, в близлежащих городах. Часть артефактов люди научились использовать себе на пользу, как, например, неиссякаемые аккумуляторы, часть продолжают исследовать, а остальные имеют неиллюзорные шансы превратиться в оружие массового поражения, если человек научится их перевозить с места на место без серьёзного вреда для себя.
Постепенно выявился ещё один подарок зоны — влияние на людей. Не банальная третья рука или ещё какая дичь, объяснимая «влиянием на ДНК». В пикнике зона воздействовала иначе.
У главного героя, например, родилась дочурка, которая постепенно эволюционировала в обратную сторону, всё больше и больше уподобляясь обезьяне.
У другого сталкера родились шлюха и сын маминой подруги.
Здесь можно узреть любовь и уважение Стругацких к каписталистическому обществу. Посмотрите, появление слабой на передок девицы описано как чудовищное влияние зоны. Не может такая женщина родиться и вырасти у капиталистических родителей при капиталистическом воспитании в капиталистической стране!
Проклятие зоны приковало к себе людей. В третьей истории один из учёных рассказывал о странных статистических выкрутасах, возникающих в местах эмиграции людей, проживающих рядом с зоной.
В местах заселения свидетелей «Посещения» резко подскакивала смертность. Но не от радиации или прямого воздействия мистических сил, а по вполне естественным причинам. И чем больше людей переедут в одно место, тем выше смертность.
И никто не знает, что с этим делать. Вообще. За двадцать лет человечество даже примерно не смогло осознать, что такое зона и как с ней жить.
Преображение Редрика Шухарда
Сталкер за восемь лет превратился из романтизированного хулигана в безжалостного убийцу. Стругацкие показали степень изменения личности не только в поведении персонажа, но и в стиле повествования.
История от 23-х летнем Редрике написана «от первого лица». И герой делится каждой мыслью с читателем. Он полностью открыт.
А финал истории перевернул его жизнь с ног на голову. Герой винил себя в произошедшем и не смог оправиться. Он ушёл с работы и больше никуда не устраивался, перебиваясь забегами в зону.
И вновь советская машина пропаганды не углядела колкую шутку Стругацких о советском режиме. Вчитайтесь в эти слова «Редрик вернулся с зоны и больше не работал», на что это похоже? На советских сидельцев, которых система просто отторгала и не давала шанса устроиться на достойную работу.
Жизнь после увольнения
Редрик до последнего ходил по зоне и собирал артефакты, чтобы продать тем, кто больше заплатит.
Его семейная жизнь омрачилась бедой. Единственная дочка Шухарда постепенно превращается в мартышку. Врачи не могут помочь и говорят, что девочка уже не человек.
Помимо инволюцирующей дочки на плечи Редрика свалился мёртвый отец.
На территории зоны находилось городское кладбище. И по необъяснимой причине трупы решили вылезти из могил и вернуться домой.
Теперь Редрик жил с женой, обезьянкой и зомби. Что наложило на него определённый отпечаток.
В отчаянии сталкер сделал то, что не делал до этого ни разу — прислушался к легенде. Легенде о Золотом шаре, который может исполнить любое желание.
И вновь мы видим неприязнь Стругацких к советскому режиму. Счастье можно достичь только чудом. Чудом, которое существует лишь в легендах.
Но до шара не дойти просто так. Чтобы получить право загадать желание, нужно отправить другого человека на смерть. Что Редрик и сделал. Именно тот Редрик, который напивался с горя от того, что не уследил за подопечным и в результате чего тот умер.
А дальше... Дальше Редрик загадал желание, украденное у юного мальчишки, которого сталкер отправил умирать: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!».
На этом книга закончилась. Не было и намёка на то, что случилось дальше и случилось ли. Редрик был едва жив и без чуда он просто сгинет в этой зоне... Что, собственно, уже случилось.
Итог
После прочтения мне захотелось подобную концовку в «Тенях Чернобыля». Стала бы она своеобразным «Портретом Дориана Грея», в котором каждый увидит именно тот финал, который заслуживает.
Стругацкие оставили читателя наедине с героем, чтобы именно он сам для себя решил, чем закончился последний поход Шухарда.
1. Цитаты Быкова — фейк. Не агритесь на деда, пожалуйста.
2. Сделайте репост, пожалуйста.
Воспринимать Стругатских через Быкова это как смотреть экранку фильма с рекламой казино, в говно качестве и на смартфоне.
Лучший критик (в литературном смысле) по Стругацким это Сергей Переслегин. Быков это постмодернистское чмо.
Так это не цитаты Быкова.
Нет времени объяснять, бери полную пустышку, грузи в галошу и погнали в «борсчт» с неграми общаться об пикниках.
А цитаты быкова это отдельная шиза, чего только стоит про то где увидел «сидельцев без работы». Многим ли надо рассказывать, как таки спокойно и чуть бы не обязательно сразу устраивали на работу бывших ЗК. А сегодня в такое прекрасное время вся суть на картинке.
Воспринимать пикник, с которого началось все бульварное чтиво по сталкеру, как очередное бульварное чтиво по сталкеру это конечно сильно
Пользуясь моментом, подскажите что-нибудь типа Стругацких почитать. Твёрдую фантастику, с качественным вплетением фантастических элементов в описываемый рядовой мир. И чтобы без попаданцев, спасения мира, космоопер, слёз и прочих штампов, но чтобы читалось легко. Кроме Стругацких и ещё пары книг ничего в целом и не читал серьёзного
Если тебе прям научную-научную, то Питер Уоттс - Ложная слепота или та же Задача трех тел. Иначе можешь пройтись по другим столпам, вроде Лема. Другой вопрос, что Стругацкие писали легко и как-то слегка фамильярно. Читаешь и будто рассказ хорошего друга слушаешь. Подобного "пледового" ощущения от фантастики лично я нигде не встречал больше.
Могу подсказать не почитать, но поиграть. The Final Station
Игра прям дышит Стругацкими, вроде даже авторы говорили что их произведениями вдохновлялись. Да и в Стиме сейчас скидка.
Попробуй Нова Свинг М. Джона Харрисона, это прям оммаж на Пикник Стругацких. В принципе можешь и Свет почитать от того же автора.
Энди Уир (или Уэйр). Приключенческая твердая НФ ближнего прицела.
А, ну и Джеймс Кори (если есть на русском, я не знаю), цикл по которому Expanse сняли. Авторы (их двое на самом деле, Тай Френк и Дэниел Абрахам) очень старались, чтоб все было научно. Но там да, есть войнушка в космосе, если это можно назвать космооперой, конечно. Но даже тут все должно быть ок - Тай Фрэнк по военной истории убивается. Минус - там много политики, не всем понравится.
Найди сборник Лауреаты Хьюго
Шикарная повесть. Уже трижды прочел и иногда бывает такое настроение, что хочет вернуться окунуться туда снова. Атмосфера завораживающе-гнетущая.
Возможно, ещё слишком мало времени прошло, но я не хочу возвращаться туда вообще. Слишком реалистично жестокий мир, слишком.
Первое произведение, с которого я начал знакомство с творчеством Стругацких. У меня было предвзятое отношение к фантастике как таковой, но после уговоров товарищей решил попробовать. И меня словно холодной водой окатило, я не верил в то, что я читаю, что фантастическое произведение может быть таким приземленным и живым. Это была любовь с первого взгляда и навсегда.
Счастья всем,и пусть никто не уйдет обиженным.
И тебе того же.
Так зона это коммунизм.
Частые таинственные смерти, метафора на то как люди пропадали. Дочка деградирует из человека думающего, в обезьянку которая может только лозунги кричать. А в конце он пожелал распада СССР.
Изибризи.
Гениально.
"Поначалу книга выглядела как ещё одна история уровня «Сталкер, познавший зону изнутри и снаружи, должен провести молодняк в бункер Сидоровича. Смогут ли они сыграть в благородство или придётся спасать деда от лопаты рыжего, конопатого сталкера?»."
...
Что я только что прочёл?
Как "ещё одна история"?
Что?
🤣
Мои потуги в юмор.
Стругацкие пиздатые.
Бпзаришь бля. Ахуенные челы.
Читал пикник когда услышал про западную экранизацию, но уже абсолютно ничерта не помню... Как же заебал этот дырявый котелок вместо головы ((
Чем не повод прочитать снова?)
Не знаю, не согласен с цитатами приведёнными в статье. Не увидел в книге даже намёка на сатиру на страну советов. Наоборот, когда Редрик рассуждает о Зоне, он говорит, что в СССР её в первый же день перекрыли военные и никого туда не пустят, только сами будут изучать.
Цитаты фейковые.
Комментарий недоступен
До Стругацких я такого не видел. Чтобы романтизированный, смелый и дерзкий юноша за 250 страниц формата А5 превратился в хладнокровного убийцу.
Если сюда Быков приплетен не ради рофла, то это какой-то кринж
Чистейший рофл.
Там скорее о ничтожности наших порывов, сложных мыслей и суеты человеческой жизни и как они скукоживаются на фоне инопланетного пикника, когда неизвестное инопланетное быдло после трапезы не убрало после себя.
Ну, там не говорится что это именно так. Это всего лишь как одно из предположений.
Пикник на обочине - очень достойное произведение Братанов, но кмк уж слишком переоцененное на фоне других их вещей. Ну да это фломастеры.
Сравнения с убогими фанфиками по игре, которая сама по части драматургии неубндительный фанфик по мотивам режут глаз и делают больно. Не надо так.
Не понял, зачем метабыков. Если хотелось добавить гадостей и позлить читателя статьи, можно было взять настоящего Лукьяненко. Или это важно для обозначения гражданской позиции? Если это так, поставлю минус, конечно, интернеткомми-сволочь и паразиты, терпеть их не могу, особенно попытки в культурный анализ и ваимодействовие с медиа.
Мне казалось, что очевидной шутка становится в моменте "Смогут ли они сыграть в благородство". Весь первый абзац — просто шутка. Как и вставки Быкова. Я до сих пор под впечатлением от знакомства с ним и не смог отговорить себя от вставки фраз якобы Быкова про то, как же в СССР жилось плохо, а при капитализме всё будет зашибись.
Рекомендую к прочтению книгу Сергея Тармашева "Ареал".
Он очень осовременил данную тематику, оживил мир зоны, рассказал другую историю, очень насыщенную и разностороннюю. Сохранив основной мотив -аномальная зона-сталкеры-учёные-спецслужбы-контрразведка-шпионы-артефакты-явления. Очень интересно описал все паранормалии.
Так основной мотив Пикника вовсе не в зоне. А «Учёные-спецслужбы-контрразведка-шпионы-артефакты-явления» были в истории постольку-поскольку. Описание больше напоминает историю по играм серии «S.T.A.L.K.E.R.» нежели Пикник. Впрочем, буду рад ошибаться.
Вот почему везде и во всем ищут какую-то скрытую куйню? Может Стругацкие под наитием писали, а не обрамляли неприязнь к советскому режиму в слова и предложения, которые на выходе оказались Пикником на обочине. Если сами Стругацкие об этом говорили или писали, то приведите это здесь.
Це шутки.
Что бля значит ЕЩЕ ОДНА?
Посоветуйте книгу в том же духе!
Она уникальна. Увы 🤷♂️
Слушал я этого Быкова, так можно любой сюжет интерпретировать как тебе угодно...
Я о нём узнал из этого ролика. До того поверить не мог, что в принципе допускается такой вот уровень "интерпретации" в приличном обществе.
«Пикник на обочине» - это великая книга! Была такой десятки лет назад. Осталась такой, и сейчас. Автору благодарность за такой шикарный обзор 👍.
1. Цитаты Быкова — фейк. Не агритесь на деда, пожалуйста.
2. Сделайте репост, пожалуйста.
Это не отменяет того, что Быков 3.14дор.
Ну, наверное, молодец.
Постмодернизмъ в чистом виде: невнятная херня, непонятно зачем написанная, без минимального интереса автора к материалу и с нелепыми "цитатами", которые и вызывают миниальный интерес читателей
Каждый второй коммент про эти цитаты... Ты бы хоть полистал, прежде чем набрасывать.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Почитал и ничего не понял. Два нормальных персонажа за всю книгу, оба умирают через несколько страниц после появления. Остальных всю книгу хотелось обоссать и сжечь.
Гадкие лебеди и Хищные вещи века
Ну что ж... Начало статьи породило во мне разочарование в отношении ее автора. Некие сомнения закрались в мое сердце, а адекватен ли автор, когда сравнивает величайший "Пикник на обочине" с игрой сделанной по Мотивам книги и произведениями написанными по вселенной игры? Это какое-то непонятное для меня проявление неуважения к Стругацким. А проанализируй ка, человек, такое произведение, как "Улитка на склоне"... 😁
Поначалу казалось, что шутка слишком очевидна. Теперь есть ощущение, что нужно было добавить эмодзи.
Ничто так не раздражает и не бесит, как открытый, не ясный, не законченный финал. Классика русской литературы.
В этом и был план. Классика про чувство, а не происходящее. Если, нужны законченный сюжеты — читай ранобе.