BigData приходит в итальянские музеи

BigData приходит в итальянские музеи

Вот и настало лето. После долгого закрытия музеи и галереи Италии открываются и приветствуют в своих стенах гостей и туристов. И перед всеми культурными заведениями встал нелёгкий вопрос о возмещение убытков, понесённых из-за локдауна. Музеи с художественными галереями также пытаются возместить хотя бы часть из 190 миллионов евро тех доходов, который они потеряли в прошлом году. Но нужно думать креативно в ногу со временем – поэтому новый проект по сбору данных призван помочь кураторам выставок понять, какие картины и скульптуры будут самыми привлекательными и выгодными на выставочных экспозициях.

Группа исследователей из национального агентства новых технологий ENEA разработала компьютерную систему ShareArt, осуществляющую поведенческий анализ посетителей музеев. Так, возле каждого экспоната располагаются устройства с видеокамерами, они собирают множество данных, такие как: сколько человек останавливалось у конкретного экспоната, насколько внимательно человек рассматривает произведение (скульптуру, картины), сколько времени он это делает, на каком расстояние, какие участки/области экспоната привлекают его взгляд.

Внешний вид установленного компьютерного устройства ShareArt Source: Istituzione Bologna Musei
Внешний вид установленного компьютерного устройства ShareArt Source: Istituzione Bologna Musei

По словам исследователей ENEA: Стефано Ферриани (Stefano Ferriani), Джузеппе Маргелла (Giuseppe Marghella), Симонетты Пагнутти (Simonetta Pagnutti) и Риккардо Сципинотти (Riccardo Scipinotti) – это может помочь определить «привлекательную ценность» отдельных произведений искусства, что, в свою очередь, приведёт к изменениям в планировке музеев и галерей, а также в расписании выставок.

Над системой начали работу ещё в 2016 году, но только сейчас команда ENEA приступила к активному её тестированию в музеях, после решения правительства полностью открыть музеи и галереи, которые были в основном закрыты из-за пандемии.

Изначально четырнадцать устройств ShareArt инсталлированы, в рамках совместного проекта, с Управлением Музеев Болоньи (Istituzione Bologna Musei), где исследователям дали возможность опробовать свою технологию на выставках с широким спектром произведений искусства различных форм, периодов и размеров, соблюдая конфиденциальность наблюдателей.

«Благодаря нашему компьютерному алгоритму обработки данных, мы можем проанализировать взгляд наблюдателя», – сказал Ферриани в интервью. – «Мы определяем, где сосредоточено внимание большинства людей разглядывающих ту или иную картину или скульптур. Например, глядя на холст Трофима Биго (Trophime Bigot) "Святой Себастьян, за которым ухаживает святая Ирина" мы поняли, что зрители, как правило, фокусируются не на центре композиции, а немного правее от лица святого, благодаря игре света и тени, создаваемой кистью художника».

Картина Трофима Биго «Святой Себастьян, за которым ухаживает святая Ирина»
Картина Трофима Биго «Святой Себастьян, за которым ухаживает святая Ирина»

ShareArt также отслеживает, сколько посетителей останавливалось перед произведением искусства, у которого ведётся мониторинг и как долго его рассматривают гости галерей. По словам инженеров ENEA, очень немногие работы удерживают посетителей более чем на 15 секунд возле себя, а среднее время рассматривания какого-либо произведения составляет всего 4–5 секунды.

Некоторые выводы исследователей оказались неожиданными – снятые данные с камер указывают, что люди больше отдают предпочтения разглядыванию «оживлённых» или, скажем, «динамичных» частей картин (а также гравюр, фресок). Так, например: «зрители, рассматривающие диптих 14-го века работы Витале дельи Экви (Vitale degli Equi) больше внимания уделяли правой стороне картины, где изображён Святой Пётр благословляющий паломника; левая же часть с изображением фигур Святых Антония Аббата и Святого Джакомо Маджоре не удостаивалась особо внимания. – сказал президент Болонского музея Роберто Гранди (Roberto Grandi). – Возможно это вопрос логистики расположения наших экспонатов, а возможно, человеку рассматривающему картину мешал кто-то другой, заслоняя часть фрагмента собой. В любом случае, нужно больше объективной информации для статистики».

По словам Гранди, полученные данные могут привести к изменениям в освещении помещений, расстановке и размещении произведений искусства по отношению друг к другу; и уже сейчас полученные результаты показывают, что некоторые музеи и галереи хотят переосмыслить, как сделать некоторые картины и скульптуры более заметными и доступными.

По словам итальянских исследователей, статуя Аполлона из древнего города Вейи (известная как Аполлон Вейский, за авторством скульптора Вулка) в натуральную величину, датируемая 510-500 гг. до н.э., является тому примером. Хотя она стала одной из жемчужин в коллекции Национального этрусского музея в Риме, технология ShareArt показала, что лишь немногие посетители уделяют ей внимание. По словам Джузеппе Маргелла из ENEA, принцип, которым руководствовались администраторы музея «приберечь самое лучшее до последнего момента» не был выигрышным, так как некоторые посетители попросту пропускали статую.

«Пока что мы столкнулись только с одной серьёзной трудностью по ходу испытаний ShareArtмаски на лицах посетителей, мешающих считывать их выражения лица и сопоставлять количественные данные с анализом когнитивной психологии». – сказал Гранди. – «Мы выражаем надежду, что постепенное ослабление ограничений от Covid'а в Италии откроет не только двери для любителей искусства, но и избавит посетителей носить сами маски».

Критики этой инициативы отмечают, что в будущем, если музеи будут делиться друг с другом информацией с подобных систем по сбору данных за посетителями, – они могут отдавать предпочтения экспонировать те произведения искусства, которые имели бы больший психологический и эмоциональный отклик у зрителей. А это может развить однобокое утилитарное отношение галерей к экспонатам, т.е. показывать лишь то, что выгодно для получения прибыли, соответственно, сформировав массовое потребительское отношение в ущерб настоящей художественной ценности любого произведения, пусть и не нашедшего интереса у широкого круга людей.

На это Роберто Гранди отмечает: «Было бы заблуждением делать слишком много выводов о поведении зрителей, основанных на физической реакции. Та же улыбка в разных культурах может означать разные вещи».

P.S. отдельная благодарность в подготовке материала @Антон Новиков

___________________________

Источники:

Начать дискуссию