Dark Souls через призму универсальных мифов

Всем привет! В этой статье я буду рассматривать Dark Souls через призму двух концепций - мономифа и мифа о конце света.

Dark Souls через призму универсальных мифов

А что это за мифы вообще?

Мономиф, или иначе единый миф - это термин, предложенный исследователем мифологии Джозефом Кемпбеллом. Мономифом является единая для всех произведений структура пути героя, будь то сказка, фильм, миф или же роман. Эта структура соответствует и мифам Древней Греции, и мифам Скандинавии, и даже мифам индийской мифологии.

Эсхатологический миф, или же миф о конце света - из названия, думаю, понятно.

Конец эпохи огня

Рассмотрим сначала Dark Souls как миф о конце света. В большинстве культур причиной разрушения мира является несовершенство бытия или же несовершенство человеческой души, греховность бытия с самого его зарождения.

«Греховность» в мире Dark Souls является первородной частью существования, коей обладают все люди, ведь, по природе своей, они, на самом деле, являются нежитью, несущей тьму. Игровыми средствами концепция такого «первородного греха» реализуется с помощью системы смертей — умирая в форме человека, которая является не изначальной, а приобретенной в игре, вы возвращается обратно к своей истинной тёмной форме — нежити.

​Таким рано или поздно обречен стать любой человек в мире Dark Souls
​Таким рано или поздно обречен стать любой человек в мире Dark Souls

Важную роль в мире Dark Souls играет первородное пламя. С появлением пламени зарождается и известный нам по играм мир, мир богов и героев. Это - Эра огня. С затуханием пламени происходит и закат этой эры, закат мира богов и героев.

Гвин, повелитель Солнца, предводитель богов​
Гвин, повелитель Солнца, предводитель богов​

После Эры огня следует Эра тьмы - эпоха бессмертной нежити и её торжества, но, раз за разом, пламя разгорается вновь...Такое циклическое мироустройство напоминает смену кальп в буддизме. Все миры, которые только есть, разрушаются, чтобы зародиться вновь. Маха-кальпа (Эра огня) сменяется ничем (Эрой тьмы), а ничто - маха-кальпой. Колесо сансары даёт оборот.

Проклятый герой

Концепция мономифа представляет из себя единую для всех героических сюжетов структуру, разделенную на несколько стадий.

Сепаративная стадия

Сепаративная стадия характеризуется "пробуждением героя". Сначала он находится в стабильности, у него обычная, размеренная жизнь, а затем он слышит зов - призыв к странствию.

Любая из игр серии начинается с универсального места, пребывающий в котором герой находится в состоянии забытья, стабильности. Затем он слышит зов, пробуждающий его ото сна, и не важно, служит ли зовом голос странствующего рыцаря, или же колокола (1 и 3 часть Dark Souls).

​Пристанище нежити, в котором заперт герой в начале первой части
​Пристанище нежити, в котором заперт герой в начале первой части

Лиминальная стадия

Лиминальная стадия характеризуется оторванностью героя от привычного мира. Он оказывается посреди давно забытых мифов, руин, сражается с чудовищами из преданий. Здесь герой слеп, словно новорожденный котенок, ведь находится уже в мире богов и чудовищ, а не людей. Ему приходится пробивать себе путь через неизвестность.

В Dark Souls отсутствуют какие-либо серьезные маркеры и подсказки, навигация сводится к минимуму. Это — игровое решение, реализующее эту самую мифологическую слепоту героя (если он, конечно, не пользуется гуглом, кхм).

Легендарный город богов Анор Лондо
Легендарный город богов Анор Лондо

Конечная стадия

Конечная стадия странствия характеризуется прибытием героя к Axis Mundi, Пупу Земли. К первородному месту мира, началу всех начал.
В Dark Souls герой, в конечном счете, оказывается в месте, из которого произошел мир, и у него есть возможность продлить миру жизнь ценой собственной жизни . Создание нового мира, или, по-крайней мере, существенное изменение текущего, являются одним из ключевых элементов мономифа. Преодолевая трудности за пределами мира смертных, герой возносится в сонм богов, а если быть точным - все герои, пожертвовавшие собой ради возжигания пламени, становятся единым архетипичным божеством - Душой Пепла из Dark Souls 3.

​Горнило Первого Пламени, из которого возник мир
​Горнило Первого Пламени, из которого возник мир

Миф о выборе

В конечном счете Dark Souls можно охарактеризовать как соединение мономифа и мифа о конце света - как миф о герое, который, прорываясь через цикл смертей и перерождений, вернулся к началу всего и продлил миру время существования.
Однако, в Dark Souls существует возможность отказаться от акта продления мира, выбрав Эру тьмы, но, тем не менее, цикл этим навсегда не прерывается. Это вновь отсылает к буддизму — чтобы ты не делал, как бы ты не старался, преодолеть грешность и несовершенство мира невозможно, ведь ключем к преодолению греховного мира является отказ от действий и желаний (в рамках игры это можно трактовать как осознанный отказ играть в игру).

​Эра огня подошла к концу...
​Эра огня подошла к концу...
33
Начать дискуссию