Не зли сестру Дали: история о трёх прядях волос

Художнику без музы никак не обойтись, но гений некоторых живописцев настолько велик, что сил одной музы может и не хватить. Даже если муза очень мощная.

У муз при этом свои проблемы: можно быть самой распрекрасной музой, а всем этим творцам нужно от тебя только одно — вдохновение. После чего они сразу отворачиваются лицом к холсту и всё, давай, до следующей картины.

Так и у Сальвадора Дали. Когда речь заходит о музе, то все, конечно, сразу вспоминают его жену Галу. Ну, точнее, сначала вспоминают слонов на длинных тонких ножках, а потом уже её. Гала была мощна, но пока они с Дали не познакомились, музу художнику как могла заменяла сестрица, Анна Мария.

Сальвадор Дали с сестрицею Анной Марией
Сальвадор Дали с сестрицею Анной Марией
«Фигура женщины у окна», Дали, 1925. Анна Мария смотрит из окна летнего дома Дали в Кадакесе. Жанр картины чаще всего определяют как магический реализм. Это примерно как «Сто лет одиночества» Маркеса, только в живописи
«Фигура женщины у окна», Дали, 1925. Анна Мария смотрит из окна летнего дома Дали в Кадакесе. Жанр картины чаще всего определяют как магический реализм. Это примерно как «Сто лет одиночества» Маркеса, только в живописи

Анне Марии приходилось непросто, потому что брат, этот капризный засра... то есть впечатлительный юноша был невероятно капризным засра... то есть очень эксцентричным молодым человеком.

Например, когда он поступал в Академию изящных искусств, то принёс вступительный рисунок меньшего размера, чем требовалось приёмной комиссии. Рисунок отклонили, но до конца поступления было еще три дня и Дали успел к дедлайну, вот только новый рисунок был ещё меньше. Правда, он получился такой мастерский, что его всё равно приняли. Приняли, потерпели несколько лет и выперли, потому что ну невозможно же с ним!

Если откровенно, сестра носилась с братом-гением, как с писаной торбой — восхищалась и нянчилась. И поначалу Дали на всех женских портретах рисовал только сестру. Она то так, то эдак сидела спиной к нему, лицом — к городу Кадакесу, а он её изображал и особенно волосы норовил выписать потщательнее. Так ему прям нравились волосы — сил нет.

Никакой управы на этих художников: насмотрятся картин Вермеера в пубертате — и рисуют потом волосы, рисуют...

Анна Мария и её фирменные три прядки волос. 1925 год — «Девушка со спины», и 1926 год — миниатюра «Спина девушки»
Анна Мария и её фирменные три прядки волос. 1925 год — «Девушка со спины», и 1926 год — миниатюра «Спина девушки»

Портреты сестры были прекрасны и безмятежны. Но это как с инстаграмом: на фотках ты в спортзале, с букетом и пьёшь смузи из сельдерея, а в жизни тебя вот-вот уволят, лишний вес и молния на пуховике сломалась, бесит.

В жизни Анну Марию начинал выводить из себя весь этот эпатаж, особенно после выходки брата на выставке в Париже. Он тогда на холсте картины «Священное сердце» написал: «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери».

«Ах так!» — подумала Анна Мария, понимая, что из муз её вот-вот уволят. На самом деле мы, конечно, не знаем, что она тогда подумала, зато в 1949 году вышла книга «Сальвадор Дали глазами сестры».

Сальвадор Дали и его основная муза — Елена Ивановна Дьяконова, она же Гала Элюар, она же, в результате, Гала Дали
Сальвадор Дали и его основная муза — Елена Ивановна Дьяконова, она же Гала Элюар, она же, в результате, Гала Дали

Анна Мария следила за судьбой Дали — особенно за тем, как Гала постепенно занимает его сердце, ум и мастерскую. Но в книге описала, что брат был совсем не рок-звездой в блестках, а обычным юношей, романтичным, спокойным, любящим живопись, семью и мурмурмур.

Мальчики вообще не очень любят, когда их считают обыкновенными, что уж говорить про гениев. Особенно про тех, которые годами выстраивают эпатажно-скандальный имидж.

«Ах так!» — подумал Дали про сестру. И мы опять, конечно, не знаем, что он взаправду подумал. Но следующий портрет сестры уже назывался не «Женщина у окна» или что-то такое же воздушное, а «Юная девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов своего целомудрия».

Но волосы на картине он ей тщательно выписал всё равно.

Анна Мария и её, кхм, рога целомудрия
Анна Мария и её, кхм, рога целомудрия
3535
4 комментария

Первый раз в жизни я увидел картины Дали в журнале Огонёк в начале перестройки и охренел, мне казалось, что так прекрасно и сюрреалистически не может рисовать человек, до сих пор его поклонник

4
Ответить

Они даже не дропает ниче

Ответить

У мужчины-художника бывает муза, а у женщины-художницы кто?
Музон?

Ответить

Музык

Ответить