Цветные из трущоб: мнение о перезапуске Saints Row

Субъективное мнение фаната серии о том, что перезапуск не выглядит таким уж сомнительным.

Цветные из трущоб: мнение о перезапуске Saints Row

Актуальные темы — не мое, ибо я предпочитаю отсидеться весь информационный шквал по той или иной причине где-то в норе прокрастинации и безудержного гейминга попеременно. Но мимо данного события мне, как человеку с картинкой в профиле в виде части скриншота Saints Row 3, пройти почти невозможно.

Дабы понять всю тонкость ситуации, вам, как читателям, нужно знать ровно три вещи:

- я очень плохо отношусь к визуальным проявлениям расового разнообразия, испытывая максимум терпимости разве что к азиатам с эстетической точки зрения — ну, не нравятся мне широкие носы, толстые губы и мелкие кудри, а в вопросе цвета кожи мои предпочтения настолько специфичны, что вопрос к симпатичным мне героям «оно вообще живое или нет» нередко справедлив.

— я никогда не была сторонником GTA и иже с ней, со временем признав несомненные сюжетные достоинства и качество проработки, но до сих пор не став даже симпатизирующим серии игроком, не то, что фанатом.

- я обожаю серию Saints Row, несмотря на первые два пункта, буквально описывающие всю серию, особенно 1 и 2 части.

Предупреждение: в статье присутствуют абстрактные и конкретные незначительные и значительные спойлеры ко всей тетралогии основных игр.

Как и у многих игроков, мое знакомство с франшизой началось с «тройки», и я неимоверно благодарна за рекомендацию этой игры, так как ни реклама, ни рецензии в журналах не могли меня до этого даже заставить обратить на серию больше внимания, чем прочтение превью наискосок.

Стильный трейлер, отличная музыка, яркий, наглый дизайн и открывающие сцены, задающие тон чего-то крышесносного — от ограбления, в ходе которого раздаешь автографы фанатам, через перепалки с Филиппом «Я-бельгиец» Лореном и до пикирования Босса с небес на грешную землю Стилуотера. Даже не зная, кто такой Гэт и Шаунди — и достаточно долго свято полагая, что Босс стал Боссом только из-за убийства Джонни — я была захвачена историей, и отпускать она меня не собиралась, как и не собирается до сих пор. «Тройка» пройдена мной минимум трижды, и я не сомневаюсь, что это не предел.

Saints Row 3, как потом выяснится, уже осуществляла отнюдь не робкие шаги за грань реализма, и это ей невероятно шло. Она казалась мне этаким продвинутым вариантом «Святых из Бундока» — ярким и стильным и, если разбираться во многом, выглядящей неправдоподобно, да вот только я этой правдоподобности не ждала и не искала. Как новичку во франшизе было не с чего. А ведь поиграй тогда я в первые две части, мое мнение было бы несколько или совершенно другим. Но зачем играть в старые части, когда вот-вот выходила новая?

Четвертая — еще более сумасшедшая, гротескная и ироничная. Больше пародий богу пародий, больше заигрываний с игроком, старые знакомые и новые товарищи, пришельцы, суперсилы, засветившиеся еще в дополнении к прошлой части, и, мать его, живой Джонни Гэт (я все еще не знала, в чем вся суть акцентирования, но ликование Босса и Шаунди были заразительны). Даб-стэп-пушка и возможность выказывать внимание теперь не просто браткам, а практически сопартийцев прилагается, и вы невер-аск-фор-зис. Трагизм уничтожения Земли казался досадной неудачей, а бытие Босса президентом Америки — вполне отличной идеей. Финал же был поистине масштабен, а титры с идеей путешествий во времени до удивляют своей простотой и гениальностью — да, я хочу игру про то, как Кинзи уделывает Монро в знаменитом платье.

Цветные из трущоб: мнение о перезапуске Saints Row

Это было неимоверно крутым приключением — и очевидным тупиком. Ни дополнение про Ад, ни Агенты не могли спасти франшизу из столь смертоносной ловушки без пошлых приемов типа сна собаки или альтернативных вселенных (что, кстати, было в рождественском дополнении, но на то оно и дополнение, а не обязательный сюжет). Разработчиков настигла критика и финансовый, скажем так, не-триумф, причины которых мне было сложно понять, равно как и сетования на скатившийся в сомнительный цирк-сюжет. Для меня он и был вполне... несерьезным и до этого, с зомби-вирусом, эмо-гиком-лидером-преступной-банды-и-кибер-богом Мэтттом Миллером и покатушками с тигром в машине. Ключевое слово, замечу «был».

Пару лет назад Великий Габен милостиво раздал своей пастве диковинное старье — Saints Row 2. Скриншоты ее не то, чтобы мотивировали срочно тянуться к кнопке «Загрузить», но я почему-то решила «Эй, это же Святые, я могу потратить на них пару-тройку часов и удалить, если не понравится» — и затем напрочь зависла в игре до ее полного прохождения. Геймплейно не раз и не два проект вызывал у меня раздражение, но всему свойственно совершенствоваться, и до элегантного бега от одного небольшого магазинчика до другого на каблуках с завораживающей физикой «привлекательности», если не угадать с размером, видной даже из-за спины, была корявенькая трусца по огромному пустоватому моллу, где притаился единственный на весь город «Nobody Loves Me».

История о том, как Босс очнется, будет спасен из тюрьмы и снова сделает Святых великими, не может оставить равнодушным сочувствующего серии, как ни странно, своей отменной драматургией, мрачностью и сюжетом. Да, да, кто проходил, тот, надеюсь, согласится, что среди абсурдного утрамбовывания целиком трупа Джонни Гэтом в мусорный мешок напротив своего дома и драк с бомжами за базу группировки именно «двойка» сама трагичная и жестокая. Похитить и затолкать в багажник помощницу главаря вражеской группировки, доставить автомобиль на трек с гонками на уничтожение авто, а затем, когда главарь расплющит их своим внедорожником, кинуть ему ключи с издевательской улыбкой? Босс такое умеет. Пустить пулю в лоб своему товарищу, которого до этого момента протащили привязанным к машине эн-цать километров, дабы облегчить его мучения? А что Боссу оставалось? Закинуть на похоронах Аиши сына якудзы, повинного в ее смерти, в гроб и похоронить заживо за неуважение к горю Гэта? Этот идиот заслужил в сотню раз худшего.

Цветные из трущоб: мнение о перезапуске Saints Row

Сравнение было достаточно шокирующим, и оно лишь подтвердилось после ознакомления с истоком франшизы — первой частью. Расистские шуточки и готовность главного героя пристрелить испанскую барышню в споре о то, из новой ли коллекции ее туфли, не снижали градуса серьезности классических сейчас во многом историй про принципиального лидера банды вкупе с его беспринципными подручными, про когда-то друзей детства, вставших во главе разных группировок, про мнимую смерть ради спасения, и, конечно же, про традиционный нож в спину бывшей «шестерке», ставшей слишком значимой и опасной. Здесь зарождается дружба Гэта и Босса, здесь чужая последним двум частям приглушенная гамма, главный герой все еще может быть только мужского пола, а о уникальных репликах и акцентах его озвучки и упоминать не стоит — три фразы, если не подводит память, на всю игру разве что доказали, что протагонист не нем.

Заканчивая столь долгое вступление-ностальгию, я перейду к главному: что бы не хотелось увидеть смотрящему, Saints Row не всегда была нескончаемым безумием и весельем, но всегда была полна «цвета», и это, знаете ли, логично в некоторой степени. Статистика подсказывает, что иммигранты нередко становятся участниками той или иной маргинальной или незаконной деятельности, и, хвала небу, это не игра о нелегальных строителях, а о вполне себе бандитах. Давайте же вспомним, кто составляет каждый раз костяк основных неигровых персонажей, кто запоминается, кого мы убиваем, ненавидим или восхищаемся.

Фабула каждой из первых трех игр условно повествовала о сражении Святых за контроль территорий и доходов с тремя группировками, по ходу которого под финал обычно подтягивалось и правительство или военные силы, обычно, вы не поверите, из привилегированных белых господ, но это спойлер, поэтому отложим его.

В первой части героям противостоят классически стереотипные латино-американцы Карналес (Los Carnales), не менее классические темнокожие Вайс Кингс (Vice Kings) во главе с Бенджамином Кингом и не столь запомнившимися мне Вестсайл-Роллерз (Westside Rollerz), собирательным образом автоугонщиков и стритрейсеров с незначительным восточным колоритом. Товарищи протагониста тоже не похожи на богатых и белых — потомок азиатских мигрантов Гэт, который сам не прочь пошутить над тем, насколько он «желтый», мулатка Аиша, темнокожий лидер Святых Джулиус. Приятна глазу и азиатка Лин, а весьма скучного Троя вы, скорее всего, и не запомнили на их фоне.

Сиквелл о возвращении Босса снова сталкивает игрока с тремя вражескими бандами: Дети Самеди (Sons of Samedi), классические темнокожие с сильным налетом вудуизма в символах, напоминающие стереотипных якудза Ронины (Ronin) и Братство (The Brotherhood), покрытые татуировками, напоминающие что-то полинезийское. Да, всех рисуют яркими, жирными мазками стереотипов, однако, именно это здесь и было нужно истории. Система «кураторов» врагов была еще в оригинале, и здесь механика ответственных за каждую банду выведена ярче, снабжена личными мотивами, и это несомненный плюс. Игра предлагает нам Шаунди — хиппаря, которая, несмотря на откровенно тормозящий от выкуренных веществ мозг дает постоянно неплохие наводки и советы, Карлоса, молодого очевидно с азиатскими чертами лица участника Святых, который как раз вытаскивает Босса из тюрьмы, и Пирса, внешне стереотипного «ниггу», обладающего, тем не менее, отличным аналитическим складом ума. Никуда не делся и Гэт, появится Джулиус, а Боссу предстоит столкнуть в сражении не на жизнь, а насмерть двух узкоглазых дедов — главу местной якудзы и главу местной триады. Ах да, еще белые люди здесь представлены главой администрации и владельцем концерна Ультор (Ultor) Дэйном Вогелем. Недолгая, но яркая традиция на злодеев-белых-и-богатых во франшизе начинается здесь.

Мною обожаемый триквелл принес новую звезду, а, точнее, сразу три, образующие Синдикат — Моргенштерн (Morningstar), Деккеры (Deckers) и Лучадоры (Luchadores). И если последние с мексикано-рэстлинговым колоритом балансируют на грани с привычными «белыми» персонажами, то первые две — прямо их квинтэссенция. Шикарный классический европейский мафиози Филипп Лорен — бельгиец, подавляющая часть банды которого тоже европейцы. А Мэтт Миллер — семнадцатилетний помешанный на виртуальной реальности гений, представляющий этакую свежую кровь, пошел еще дальше: в его банду берут исключительно британцев.

Дабы уравновесить шансы Святых против последнего в банду «рекрутируют» Кинзи Кенсингтон — в прошлом агента ФБР, и несомненно светлокожую европеоидной внешности милую девушку, однако, с ней вместе «канонизируют» и Зимоса, темнокожего любителя садо-мазо-клубов, выглядящего как типичный афроамериканский сутенер, рестлера-мексиканца Анхеля «Ангела» Де Ла Муэртэ и русского громилу Олега. Правда, у последних есть и легкий флер утилитарности, превалирующий над осмысленностью... Иными словами, не так они полно и насыщенно прописаны, как остальные. Да, есть сестрички Уинтерс (но они из банды Лорена), Ночной Клинок и Джош Бирк в одном лице, выглядящий как типичный техасец мэр Бёрт Рейнольдс, но есть и лидер силовиков STAG Сайрус Тэмпл со своей помощницей, опять же, заметно смуглые... В общем, едва ли можно сказать, что «тройка» хоть как-то глобально исправила положение по «цветастости» сброда, что возглавляет или кому противопоставлен Босс.

Что же «четверка»? Начнем с того, что произошел отказ от фабулы номинальных фракций — противостоим-то мы Зиньяку, который, правда, не дурак выдернуть из воспоминаний то предательницу Vice Kings Таню, то еще кого из прошлых игр, а с гибелью Земли немного поубавилось и старых братков — те, кто не удостоился чести быть «похищенными» на корабль, пришлось прекратить свое существование (Олега и Ночного Клинка жаль, остальное население — как-то не особо). Помимо небелковой формы жизни в, гм, лице CID, Босс может считаться буквально последним белым человеком, помимо Кинзи и Миллера, оба из которых-таки выжили. Зато компанию им составят и Пирс, и Бенджамин Кинг, и Шаунди, и выживший Гэт, и новичок из Ми-6, очевидно арабского происхождения, Аша Одекар, и еще один темнокожий — Кит Дэвис, вице-президент при Боссе. Что подводит к тому важному для меня размышлению, которое я вкладывала в это графоманство: никто не «насовал» в новом трейлере представителей различных рас, если по итогу их смогут хорошо показать в сюжете. Да-да, вы можете сказать, что «если» — но разве кто-то из непричастных к разработке сейчас наверняка знает, как они будут «реализованы»?

Слева направо: Шаунди, Мэтт, Кит, Шаунди из будущего, Кинг, Гэт, Кинзи, Аша, Пирс. По центру на переднем плане - протагонист. <br /> Скриншот автора
Слева направо: Шаунди, Мэтт, Кит, Шаунди из будущего, Кинг, Гэт, Кинзи, Аша, Пирс. По центру на переднем плане - протагонист.
Скриншот автора

Мы все говорим про серию, повествующую о преступных бандах, подавляющее количество которых были отнюдь не светлокожими представителями Америки или Европы. Более того, я лично говорю о серии, которая буквально отбила у меня желание высказывать «фи» при взгляде на любого африканского персонажа. История Святых совершила переворот в моем игровом мышлении: «Афроамериканцы могут быть нестереотипными и уместными, могут быть стереотипными и уместными, они могут быть персонажами, а не репрезентацией расы — чем и должен быть каждый созданный герой каждой истории». При желании можно обвинить разработчиков, что, мол, они использовали белого классического преступника для демонстрации белого классического преступника, а стереотипного якудзу-японца выставили якудзой-японцом, но не находите ли вы это обвинение странным?.. Saints Row не меняла расы в угоду моде, позволяя себе столь нечастые сейчас шутки о цвете кожи и поле, сдабривая все долей сарказма и здорового юмора под слоем отличной матершины, которой до Watch Dogs: Legion я не видела равных. Сексуальные девиации, продажа в рабство с аукциона и гонки на сабмиссивах? Конечно! Воровство людей? Проститутки должны работать на правильных бандитов, Зи позаботится, а пленный актер — отличная разменная монета. Жестокое обращение со всем, что под руку подвернется и Джонни Гэт, убивающий ради своего удовольствия? О чем вы, это же Святые, «Это их работа»(с). В мире, где профессор Генко беспокоится за рейтинги своего чудесного шоу, а поливание из ассенизаторной машины дома для снижения престижности района является нормой, вопрос о уместности рас кажется странным.

Я прекрасно понимаю недовольство игроков — последние тенденции на «реализм», начавшиеся года так с 2016, а то и раньше, вызывают только раздражение. Количество полураздетых фигуристых барышень не в азиатских проектах угрожающе стремится к нулю, а даже те, что есть, нередко далеки от стандартов европеоидной внешности, и, казалось бы несоответствующие историческим реалиям «пришельцы» с африканского континента появляются повсеместно то в реалиях восточно-европейского фэнтези, то при дворе европейских и русских правителей, благо, пока в основном в кинематографе. Привычные, нередко весьма неплохие, хоть и грубоватые шутки внезапно становятся «расистскими» и неприемлемыми.

Тенденции нервируют настолько, что нередко достается и незаслуженным «жертвам» в произведениях с реальными историческими прототипами или историях по мотивам. Колоритному «черному самураю» в Nioh повезло гораздо больше, чем темнокожему французскому офицеру из визуальной новеллы Ambition: A Minuet in Power. Чтобы узнать, кем он является — реально существовавшим Тома-Александром Дюма, отцом того самого и всем известного Александра Дюма, что написал историю юного гасконца и трех мушкетеров — нужно поиграть, а заклеймить популизмом на расовой почве темнокожего военного в реалиях французской Революции куда проще.

Портрет Тома-Александра Дюма<br /> Оливер Пиша (1825-1912)
Портрет Тома-Александра Дюма
Оливер Пиша (1825-1912)

Многие игроки дружно осуждают новые трейлеры. Немногочисленные аргументированные комментарии недовольны смягчением образов и уходом к, как сказано в статьях по проекту, приземленности. Есть и те игроки, которые не уверены, что история вернется к сдержанности первой части, не увязнув в заранее провальной попытке подражать сюжету о Былинном Расхитителе Бричек, тогда как огромное число иных зрителей высказывается о забивании основных действующих лиц темнокожими и азиатами из-за моды. Возможно, стоит обратиться к прошлому, увидев, что серия никогда и не уходила от именно этого аспекта, пусть и сменив сдержанную «обертку» на яркий фантасмагорично-безумный фантик? Боюсь, для этого многим нужно поиграть, а это, как все мы знаем, гораздо трудозатратнее, чем осудить.

3636 показов
249249 открытий
11 репост
5 комментариев

всё еще есть причины почему материалы не в основных подсайтах? =\

Ответить

Ответ "Все еще набираюсь смелости после последней публикации не в блог" засчитается?)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Так ведь проблема совсем не в цвете кожи...

После первого трейлера огромное количество комментариев было посвящено тем, что персонажи набраны, образно выражаясь, по "цветным" квотам, особо с учетом смугленькой Босс.
Никто (кроме вас, на данный момент) не сравнивал концепты с роликом, эту претензию я бы поняла. Мне, например, Виола с сестрой тоже на концептах больше по душе, чем в игре.)

Ответить