В чужой монастырь со своими заморочками

В чужой монастырь со своими заморочками

Или "Легко быть верующим, когда все хорошо" на примере фильма Молчание/ Silence 2016 года.

Перед началом поста я хотел бы выделить факт того, что в наши дни это не фильм, а минное поле, про которое высказываться достаточно стрёмно. Но я попробую.

Итак, краткая "фабула" : В XVII веке два священника-иезуита подвергаются насилию и преследованиям во время странствия по Японии, куда они приехали с целью найти своего наставника и распространять христианское Евангелие.

А теперь по пунктам - почему фильм вызвал у меня интерес:

1. Эндрю Гарфилд - Долгое время, как и многие, я совершал довольно распространённую ошибку. Я корил актёра за грехи сценариста и режиссера. Собственно да - после второго человека паука с ним в главной роли я мысленно поставил крест на актёре. И был не прав уже слишком поздно. В конце 2016-2017 я таки поддался искушению и посмотрел с ним "по соображениям совести" - и именно в этот момент я понял как был не прав, и "а парень может!" - и собственно тогда же я заметил что у него за тот же год был фильм молчание, который вызвал мой интерес.

2. Сам стык культуры старой Японии и чего-то нового (и достаточно враждебного для них).

И последнее перед началом: Фильм идеально лег на то время, когда я как раз закончил Призрака Цусимы, который так же отлично показывает то, как через определенные догматы можно построить социум с конкретными линиями поведения, что является одним из важных и краеугольных моментов фильма.

Итак, приступим.

Первые минуты фильма на самом деле очень сильно "атакуют зрителя" известными лицами. Нам сразу демонстрируют трех главных европейских персонажей которых играют Лиам Нисон, Адам Драйвер, и собственно Эндрю Гарфилд. За счет этого фильм создает ощущение, что это именно ФИЛЬМ - типичная проблема с которой приходится бороться известным актёрам, но это терпимо когда они вводятся равномерно. Но тут пошли по другому пути, и решили выложить все козыри со старта, что бы зритель втягивался постепенно. Именно поэтому в первую часть фильма верится с трудом. Ну не видишь ты в двух священниках - священников. Ты видишь истеричку из рода Скайокеров, и Питера Паркера.

Но это чувство отпускает тебя буквально сразу после смены локации для повествования с Португалии на Японию (достаточно рано). И окончательно исчезает к середине фильма, где как раз начинается самое вкусное. Да и в целом Драйвер и Гарфилд действительно хорошо справляются. Они качественно передают характеры своих персонажей, которые получились на самом деле СОВЕРШЕННО разными. И очень приятно смотреть как они имея одну исходную цель, и общие религиозные ценности, совершенно по разному относятся к происходящему вокруг. Оттого концовка каждого из них воспринимается по настоящему волнительно. И отдавая должное либо постановщику, либо сценаристу (мне сложно понять кто тут больше заслужил похвалы) - начало их истории и конец к которому они пришли действительно дарит зрителю эффект развития и раскрытия персонажей.

Но как бы не было интересно наблюдать за действиями Главных Героев - их действия лишь второй план для той "красной нити" которая идет через весь фильм - жертвенность в христианстве. И на мой взгляд, для любого человека, которому может быть интересна религии как веры, а не как инструмента - эта красная нить вам понравится. Фильм поднимает шикарные вопросы в виде "можно ли отречься только на словах?", "физическое воплощение - лишь материя?", и "какова цена твоих убеждений?". И в каждом из этих вопросов поднимается тематики "границ" и того, сколько люди вкладывают в свои слова, поступки и мысли.

На самом деле прошу простить, если только больше запутал, ибо описывать фильм ПОЛНОСТЬЮ избегая спойлеров и острых тем просто неимоверно тяжело. Ведь основная суть фильма в каждом конкретном моменте, реакции на него, и последствиях выбора.

Фильм волшебно играет с подачей. Как минимум один из твистов был достаточно хорошо поставлен, и то КАК, от КОГО, и в каком объеме доносится информация не дает возможности угадать его до самого конца. Именно угадать. Так же хорошо ставятся "острые" моменты - где персонажам приходится делать выбор, не зная последствий - и ты находишься в том же самом незнании. Это приятно.

Фильм так же замечательно затрагивает не только на самом деле глубоко духовные вопросы, но и показывает религию как инструмент. Честно я давно не видел фильма, который мог бы себе это позволить. Возможно дело в том, что я сам "свободный" в плане религии человек - я не особо верю сам, но и не мешаю верить другим (по крайне мере пока это не вредит окружающим и самому человеку). Именно поэтому для меня в фильме не было антагониста. И это забавное ощущение, когда ты в целом прекрасно понимаешь все стороны конфликта, какими-бы жестокими не были их действия.

Однако фильм не без спорных моментов. Например образ персонажа Гарфилда постоянно отсылает к образу Исуса. И я говорю не только про внешность (что довольно грязный ход). Я говорю именно про поведение. Т.е. если бы мы могли представить действия самого "любящего всех" человека - пожалуй да, он бы так и поступал. Но к сожалению это происходит настолько часто, что от этого начинаешь уставать. Но фильм очень хорошо использует эту усталость. Она позволяет понять и прочувствовать кульминацию всего фильма, в которой тот самый образ Иисуса максимально сталкивается с человеческой усталостью. И как бы получается, что мы устаем от этого, но устаём мы не зря.

Так же , хоть я не могу сказать чем это вызвано, фильм воспринимается скучноватым. Возможно дело в недостатке химии между персонажами, что странно, ибо диалоги поставлены хорошо. Ты сочувствуешь многим персонажам, но им словно не хватает глубины. Все те, к кому фильм может вызвать сопереживание просто не успевают раскрыться в достаточной мере, что бы вызвать необходимый уровень сострадания.

Так что даже не смотря на высокий рейтинг фильм оставляет довольно странное ощущение после просмотра. Он не легкий, но и не достаточно тяжелый. Он богат на множество диалогов (и монологов), которые жизненны и натуральны, но в тоже время - слишком. Он не вызывает восторга от просмотра, но в тоже время оставляет желание сесть на кухне и обсудить просмотренное. Именно поэтому фильм не стоит смотреть одному - фильм действительно требует собеседника, с которым можно поделиться мыслями. Главное подобрать адекватного собеседника. Людям которые очень ревниво относятся к религии я бы все-таки фильм не рекомендовал. Но всем остальным - на самом деле однозначно.

В чужой монастырь со своими заморочками

Спасибо, что прочли эту небольшую заметку

* * *

На правах саморекламы: фильм отлично зайдет, если решите при путешествии по карелии посетить Валаам)

9292 открытия
3 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Момент отличный на самом деле - особенно тот факт, что он показывает отношение японской "черни" в христианству. Мол "что, зачем и почему".
И об этом там, к слову, очень качественный диалог во второй половине фильма про "уродливую жену". 
Но в целом не считаю что этот момент прямо 
противоречит общепризнанному мнению, что Японцы крайне самобытна и враждебна по отношению к другим культурамПлюс не стоит забывать , что все эти традиции сохранялись и старательно насаждались определенными кастами, и с определенными целями.

Ответить

@Dark CyMPAK если ты не смотрел - тебе может быть интересно

Ответить