Коротенько о Mount&Blade: Bannerlord, и как мы влюбляемся в песочницы.

Сразу о важном, игра вышла давно, и даже из раннего доступа. Брал я ее на релизе, и с тех пор время от времени начинал партии, и доходил до финала. Каким его примерно задумывал в начале. Обзор хвалебный, и не своевременный. Предназначен для редких людей, пропустивших проект, и старожил кто до сих пор читает про игру (хотя дли них тут разве что парочка протухших мемов, уж извините). Так что если вам не за этим, то сэкономлю ваше время, ибо сие есть лонг. А всем оставшимся "гнилая цыпленок" уже не страшна, а значит не своевременность тоже. Жму ваши крепкие, нордские руки.

Начать обзор любой части M&B без этого древнего мема, - преступление.
Начать обзор любой части M&B без этого древнего мема, - преступление.

Небольшая ремарочка для тех кто в танке. Moun&Blade серия игр в средневековом сеттинге, действие которой происходит в выдуманной империи Кальрадия. По типу песочница. По жанру мешанина из экшена от первого или третьего лица на выбор, и симулятора полководца на глобальной карте. Нам предстоит водить отряд по той самой карте, участвовать в сражениях управляя своим балванчиком, и бойцами. Все это дело как водится, прокачивается. И это кор геймплей. Дерись, качай себя, качай бойцов, скупай шмот. Становись вассалом, королем. Строй свое государство, или устрой разбойничий анкап где все будут спорить как работает суд. И так до первого обсера, когда тебе снова придется собирать отряд бомжей, и качать его по новой. Повезет если уже будет свой замок, где тебя ждёт новая пачка смертников, с вилами на перевес. Описал не то что бы что-то увлекательное, да? Но почему же тогда серию любят?

А на это есть сразу несколько важных причин, и потому дальше мы пойдем по четкой структуре, из того что лично мне всегда было важно в этой серии игр. И как я уверен этот список будет актуален для многих.

  • Сражения и осады
  • Прокачка героя
  • Солдаты
  • Мир, и его симуляция
  • Отыгрыш
  • Неписи, их рождение и смерть
  • Владения, и менеджмент

Так что там у нас по сражениям? Они тут как и диалоги инициируются столкновениями отрядов (коняшек и человечков на карте). Но мы сейчас поговорим именно о враждебно настроенных отрядах. В первую фазу завязывается диалог, в котором можно сражения избежать. Как пример забашлять разбойникам за проход (да кто так делал вообще?!). Или уговорить враждебного лорда перейти на вашу сторону. И ещё некоторые варианты избежать сражения. А можно это самое сражение наоборот навязать. Как правило, более слабые противники не захотят биться, в заведомо проигрышной положении.

Когда не в тему достал свой полуторник... Чел слева в теме:)
Когда не в тему достал свой полуторник... Чел слева в теме:)

Во второй фазе, когда сражение уже неизбежно нам позволяют выбрать варианты. Можем как ринуться в атаку, так и послать наших бойцов на автобой. Ну или сбежать, если положение невыгодное. Что важно, если персонаж игрока ранен, то в бой его никто не пустит. Автобой и все тут, качайте тактику.

И собственно в третью фазу, мы появляется на карте, которая в общих чертах отражает местность. Выбираем отряды, задаём местоположение, командиров приставляем к отрядам если есть. Наши бойцы так же при нас, и наступает момент отдавать приказы. Они тут забиты на хот-кей, и нужно немного практики. Но за то вы будете не просто отправлять всех в тупую атаковать, а научитесь следующему, - разделять отряды, отводить и подводить нужные типы войск на позиции, выгрызать всю пользу из ландшафта. И это все не прекращая рубить головы недругов. Неплохо, да? К тому же сражения могут быть по настоящему масштабными. Сотни воинов на одной карте не проблема.

А теперь к эстетической части. Анимации ранения, смерти. Звуки битвы, - лязг стали, свист пролетающих стрел, грохот сломанных щитов . Все это тут есть, и не для галочки. До сих пор помню как подстрелил убегающего разбойника в сраку, так он за нее от боли схватился! Мелочь, а приятно. Тем более что подобных деталей в игре множество. Ну, и нет ничего приятнее чем стоять посредь поля брани, кровью окропленным, под визги братии своей. Особенно, когда перевес был не в твою пользу, да ещё и раза в два, а полоска хп едва ли не пуста.

Красивое...
Красивое...

Но это так, разогрев, ведь в игре есть полноценные осады. И они весьма вариативны. Вы можете, - втупую ворвать в замок раздолбив ворота (в большинстве случаев огребете). Построить катапульты, мангонели, баллисты, и попробовать сохранить их до начала боя (противник делает тоже самое). Миксовать осадные орудия с осадными машинами, таран, башня осадная, лестницы, и все такое. Ну и как вариант для отчаянных, заморить защитников голодом (как правило долго, и бесполезно).

В любом случае это приведет к тому что вы со своими бойцами пойдете на приступ, и сможете во всю проявить свои тактические таланты. В том числе орудуя баллистой или катапультой. Самое то что бы убрать большой отряд противника на стенах, и создать разлом для своих воинов. Ещё бы не забыть что противник ещё легче сделает тоже самое, пока осаждающие толпятся у ворот или лестниц. Ну и в целом, можно зеркалить эту ситуацию, если защитником являетесь вы.

Смотрел эти скрины до выхода игры, был скептичен. Рад что был не прав.
Смотрел эти скрины до выхода игры, был скептичен. Рад что был не прав.

Сражения тут зрелищные, и чертовски приятно видеть солдат, которых ты как бравый отец-командир муштровал. Вчера он вландский босяк с вилами, а сегодня арбалетчик-снайпер с понурым лицом, повидавший некоторое дерьмо. И так же чертовски больно видеть, как из-за твоей ошибки, весь или большая часть твоего отряда погибает от вражеской конницы. Не передаваемые ощущения.

А что там по прокачке? Лучше будет показать, что бы сразу был понятен масштаб.

Скрин как и другие, из старой версии. Но суть та же.
Скрин как и другие, из старой версии. Но суть та же.

На этом моменте доходит, - а игра то не только про сражения, тут и торговать можно, и крафт есть, и шайки преступные возглавить можно, и мастерские, и прости Господи КОРОВАНЫ... Ваааай красота.

Если немного углубиться, то действительно, игра не только про сражения, хоть они и неотъемлемая часть. Вы правда можете вообще не драться. Избегать всякого столкновения, и в волю торговать, курсируя от города к городу. А навык торговли быстро прокачается. Главное не забыть вкидывать в нужный навык очки фокуса, что бы не стопорить его развитие. А для ускорения процесса, можно и характеристику подкачать. И те и другие очки сыпятся с апом уровня, все как всегда. Разве что характеристики не на каждом уровне.

А теперь о солдатне. У нас на территориях бывшей империи раскинулись несколько государств, и у каждого кроме трёх имперских фракций своя ветка прокачки бойцов. Коротко о них.

Коротенько о Mount&Blade: Bannerlord, и как мы влюбляемся в песочницы.

Вландия (они же Свадийцы)

Типично европейское государство, с графами, королем, и соответствующими войсками. Ева ли не лучшая тяжёлая конница. Но точно лучшие арбалетчики.

Коротенько о Mount&Blade: Bannerlord, и как мы влюбляемся в песочницы.

Стургия (они же Норды, от части)

Знакомые нам бояре, с великим князем во главе. Северяне, и на карте размещены удобно как для нападения так и для защиты. Хоть и подпирают кочевники. Лучшая тяжёлая пехота эвер.

Коротенько о Mount&Blade: Bannerlord, и как мы влюбляемся в песочницы.

Баттания (поправьте, ну не Родоки же?)

Абсолютный аммаж на кельтов во всем. От геральдики, до тронных залов, и войск. Лучшие пешие лучники, весьма сносная конница, и ситуативная пехота с двуручами.

Коротенько о Mount&Blade: Bannerlord, и как мы влюбляемся в песочницы.

Ассераи (они же Сараниды)

Восток дело тонкое... Сборная солянка из разных восточных культур. По войскам соревнуются за место лучшей тяжёлой конницы, но в целом сбалансированы.

Коротенько о Mount&Blade: Bannerlord, и как мы влюбляемся в песочницы.

Кузитское ханство (они же Кергиты)

Прямое копирование с монголов времён поздней золотой орды, как мне кажется, но если будут знающие люди, - просвятите. По войскам, это уникальная ситуация. Это конечно конные лучники, и лёгкая конница как таковая. Но они в принципе заточены под очень неторопливые сражения, наматывая круги вокруг противника, шпигуя стрелами. Довольно интересные ребята

Коротенько о Mount&Blade: Bannerlord, и как мы влюбляемся в песочницы.

Имперцы (запад, юг, и север)

Это римская империя периода распада. Этим все сказано. Войска сбалансированы, и все виды неплохи. Разве что выделяются катафракты, довольно мощные ребята.

И что имеем в сухом остатке? Набор из разных национальных войск, из которых можно создать такой таран, что снесет любую моно армию. Лезалит из warband, абсолютно прав, и в этой части тоже.

Коротенько о Mount&Blade: Bannerlord, и как мы влюбляемся в песочницы.

Ладно, сражаться весело, качаться тоже, да и войск родов у нас уйма. А что с миром где мы обитаем? А тут все просто, и гениально. Есть точки притяжения, деревни, замки, города. Из деревень в города курсируют с товарами крестьяни. Из городов в города КОРОВАНЫ. В деревни за солдатами приходят лорды, в замки они ездят обороняться/отдыхать/пополнять гарнизон, с городами так же. Добавляем на карту бандитов, мародеров, наемников всех мастей которые охотятся за нами, крестьянами, и КОРОВАНАМИ (простите, оно само). Плюс не забываем что во время войны деревни грабят, а крестьян убивают. Вуаля, получаем живой мир с работающей экономикой. Где то убили отряд крестьян, и они не донесли зерно? Цена на него в этом городе вырастет. Нам это может помешать закупаться, или наоборот помочь обогатиться. И зерно, это я условно, само собой. Почти с любым товаром такая ситуация. Но что важно, перед осадой можно выкупать еду из города, и спровоцировать дефицит. Захватить город будет легче, если вражины начнут падать в числе от голода. А потом за хорошую цену распродать в нем нехилое количество товарки, что бы отбить затраты. Как вариант, и он рабочий.

Как видите мир тут работает просто, реалистично, и интересно. Казалось бы, симуляция жизни это сложная штука, к которой многие так и не подступились. Турки из TaleWorlds пошли другим путем. Они просто перенесли из реальности несколько паттернов поведения, и это работает.

И вот мы подошли к самому наверное главному для меня в таких мирах песочницах. Написать историю своего героя.Что тут сказать, отыгрыш тут номинален, и нет особых диалогов и решений как в РПГ. Ваш стиль игры это и есть отыгрыш. Присутствуют конечно некоторые моральные маркеры у нпс и игрока, вроде "Доблестный" и "Кровожадный", но это лишь слегка дополняет картину. Фактически же ваш отыгрыш строится на том как вы себя ведёте в деталях. Отпустили ли пленника? Занимаетесь работорговлей? Грабите деревни? С кем и почему воюете? Зачем встали на сторону тех, или других? Или быть может из приципа ходите по карте только с отрядом лучиков, косплея Робин Гуда? Игра не задаст этих вопросов. Но позволит сделать как вы считаете нужным в рамках своей роли. Все наверное уже смотрели что то вроде истории сира Бранте, или сира Тостеда, если нет, то советую. Отличный пример такого прохождения. И сам подумывал записать что-то этакое, да руки никак не дойдут.

А теперь о лордах, королях, и их наследниках. В игре можно банально умереть от старости, или же в бою. Ждать этого долго, разве что на сложности "лорд знамени" вас прикончат быстро, если быть совсем уж беспечным. Если есть наследник, продолжите играть за него. По мере взросления, можно задать вектор развития, как и при генережке персонажа. О женитьбе сказать особо и нечего. Выбираете свободную партию, а дальше от вашего положения. Либо охмуряете, либо договаривайтесь с семьёй. И тут игру хочется немного поругать. Шанс убеждения низок, а качают его редко, провалиться легко, и много тут завязано на рандоме. Возможности повторить процесс сначала нет. Толькой сейвскам, но не на режиме "железная воля", там один слот под сейв. Да и не правильно это как то.

Но это все что касалось нас. А что же окружение? Да у них так же. Умирают в боях и от старости, наследники продолжают править за них. Как вариант начать лордом, и набирая силу, продвинуть себя или наследника в короли на выборах в совете. Главное накопить достаточно влияния и подождать пока помрёт ваш сюзерен. Или поторопить события, приведя его к жуткой битве, из которой он не выйдет живым. Главное самому не откинуть копыта. Да и шанс не велик, ибо у королей и броня королевская. В общем то, решайте сами, способов хватает. Мир будет меняться, и со временем в живых не останется никого, из тех кого вы могли видеть в самом начале. Это на самом деле мало что меняет. Просто неплохая деталь для отыгрыша, да игру это освежает немного. Появляется чувство причастности. Не даром так популярны симуляторы династии типо Crusader Kings.

Да помри ты уже дед-пердед.
Да помри ты уже дед-пердед.

Теперь когда мы разобрались со всем прочем, то образовывается вопрос. А чем править будем? В идеале, хорошо защищённым городом. И гарнизон налогами отбивает, и лавки под боком. Его нужно качать через постройки, вариативности тут нет, просто вкидываешь голду, и в максимум. Вроде просто, но у нас постоянная война. Деревни будут грабить, процветание снижаться, да и город ваш могут захватить. Потому всегда нужен определенный баланс, между хорошим гарнизоном, едой, и ростом процветания города. Все взаимосвязанно. А ещё не стоит забывать что замок не вашей культуры будет проседать по параметру верность, и неплохо бы посадить в условный вландский замок, вландца-управленца из числа напарников (разбросаны по тавернам). Вроде бы легко, но в куче обстоятельств, такая недвижимость по началу будет приносить боль в дырка-задница. Со временем привыкаешь.

Менеджмент тут как раз и спасает. Держать еду в загажнике на случай дефицита, прокачать напарника кузнеца, держать при себе мулов и килотонну еды для долгих переходов в армии. И хорошо бы всегда иметь средства к существованию, и какой ни будь пассивный доход. От тех же КОРО... Я хотел сказать мастерских. Всегда может статься так, что сильно просядешь после какой ни будь осады, где твой город отберут, а тебя продержат в темнице 100500 лет. Разве что в лейт гейме такие суммы, что ну никак нельзя просесть. Это так. Но начало и первые шаги в качестве лорда примерно такие.

В заключение, хочу сказать, игра невероятная в своей простоте. Но формула работает. Есть все возможности написать уникальную историю, и получить кипу приятных воспоминаний, о своих похождениях в Кальрадии. Я намеренно упустил многие моменты, и описывал не слишком детально, что бы новичкам дать затравку, но не испортить впечатление. Ну а старых фанатов серии и обожателей новинки, милости прошу в комменты, где не прав поправьте, покидаемся навоз... Аргументацией. В приличной дискуссии. Но имейте ввиду, - Я выбираю Я.

66
11
12 комментариев

Маунтыч ахуй, одна из лучших аддиктивных игр, литерали наркотик для меня. Минусы, вскрываемые в ваниле легко перекрываются модами. Жаль она не породила свой жанр как сосалики, рогалики и т.д.
И это, закинь пост в игровой подсайт.

3
Ответить

Согласен, потому и захотел написать. Может кто наткнется, и захочет приобщиться. За совет благодарочка, не подумал.

Ответить

как минимум есть кенши и старсектор, за что уже можно поблагодарить mb, да и в целом жанр древний, как kingsBounty, который наяривали еще в 90ых

Ответить

Баннерлорд хорош, потому что челы взяли работающую формулу первой части и сделали как в ней, только лучше. Подтянули визуал, вот прям где нужно добавили глубины геймплея – крафт, осады, развитие поселения – и получили один из лучших сиквелов в истории.

1
Ответить

Думал об этом написать, но решил сильно не привязываться к первоисточнику, чтоб не распугать только трогающих баню. Но то что написали, факт. Под каждым словом подпись ставлю.

1
Ответить

А что, её допилил наконец?

1
Ответить

Пора друг. Допилили, ру текст вставили как обещали, баги поправили в целом, механики что обещали приделали. Все ветки прокачки наконец юзабельны. Баланс тоже прикрутили. Ну и в целом ещё добавили приколюх с бандами городскими. Да и модов включая глобальные уже понавыходило.

1
Ответить