BadComedian, о российском кино или плохо или ничего

Дисклеймер: в тексте изложено мнение автора, являющегося энтузиастом кино без профильного образования. Текст написан верным подписичком Бэда и ожидаемо не осуждает его деятельность, не склоняет ни к любви ни к ненависти. Текст стремится спровоцировать размышления о его влиянии на зрительские умы. Вы не обязаны читать текст, если он кажется вам {любая дискредитирующая оценка}. Желающим излить накопившуюся желчь ради самоудовлетворения, прошу не тратить свое время, подобное останется без ответа. Любая иная критика и диалог приветствуются. Давайте уважать друг друга.

Когда человек становится средством массовой информации с аудиторией небольшой страны (по некоторым данным на сегодняшний день аудитория BadComedian составляет от 5 до 8 млн. подписчиков, не считая тех, кто не смотрит его ролики без подписки, а сами ролики собирают десятки миллионов просмотров), его голос (и лицо) становятся оружием массового поражения. «Мнением» уже не прикроешься, ибо любое мнение становится референтным, за которым и в огонь и в медные трубы. А это и есть первый кирпичик в системе, подавляющей в человеке критическое мышление.

Впору (если не слишком поздно) поразмышлять о явлении БэдКомедиана (творческий аватар Евгения (Евгена) Баженова) народу. Влияет ли он на кассу? Добрый самаритянин или злой тролль, изливающий желчь из пустого в порожнее? Можно ли считать его кинокритиком? И стоит ли принимать его слова так близко к сердцу?


Для незнающих (ну мало ли), Женя Баженов — один из основоположников современного русского Ютуба, ведущий и автор канала, на котором регулярно и в циничной манере освещает (унижает) неудавшиеся отечественные (и реже – иностранные) ленты. Если попытаться придать Баженову образность, то лучше прочих подойдет Робин Гуд, а точнее — Робин «Бэд». Темный рыцарь чебурнета, что с подписчиков денег не берет (их ему жертвуют), контент чинно-благородно пилит, а злодеев наказывает за хищение в особо крупных размерах. Точно Дуров, только блогер.

BadComedian, он же Евгений Баженов https://zen.yandex.ru/media/id/5e8787a75423ab6a10c6f362/badcomedian-kritik-rossiiskogo-kino-5f0483be8a10716e824b03cf
BadComedian, он же Евгений Баженов https://zen.yandex.ru/media/id/5e8787a75423ab6a10c6f362/badcomedian-kritik-rossiiskogo-kino-5f0483be8a10716e824b03cf

«Не многое на свете долго бывает важным»

Если воспринимать творчество Жени близко к сердцу (а комментарии под роликами подтверждают их существование), то важно понимать, в его работах все строится на единственной манипуляции – гипертрофии в угоду собственным суждениям. А предвзятость подтверждения и гневные пассажи с пеной у рта убедят и искушённого.

Второе — кинокритический анализ не имеет ничего общего с методом Бэда. Кинокритика не дает оценочных суждений, не обличает за документальную неточность и не осуждает персонажей за их поступки. С прикладной точки зрения эта деятельность не более, чем профанация. Женя анализирует не ткань фильма, не ее изнанку и не художественное значение в контексте истории, он [придирается], и часто ради самой [придирки], беснуется за несоответствие картины собственным ожиданиям (чтобы не быть голословным, достаточно посмотреть удаленный обзор на «Левиафана», комментарий вДудю про «Высоцкого: спасибо, что живой» или «Горько») и обвиняет героев за отсутствие развития и мотивации, которые совершенно необязательны, чтобы фильм вышел выдающимся. Bad обзорщик-прожарщик, автор хейт-шоу, преуспевший в своем амплуа, но не больше.

«Уходим.— Конечно… — А деньги? !— Остаемся.— Конечно…»

Другое противоречие кроется в его влиянии на российский кинорынок. Как и было сказано в начале, когда человек становится СМИ с миллионной аудиторией, его голос обретает вес в умах людей (достаточно вспомнить прецедент с «Движением вверх»). В обзорах Жени отечественный кинодел редкий антагонист в худшем своем проявлении — карманы налогоплательщиков (нас) обкрадывает, умы развращает.

Но важно понимать — кино явление коммерческое (даже самое авторское, иначе бы не выжило), а значит спрос порождает предложение, а значит в отсутствии законодательного контроля, рынок будет предлагать зрителю то, что приносит прибыль. И если «Бабушка легкого поведения 7: пенсионный холокост» и «Непосредственно Каха 3D» окупают затраты, значит это кому-нибудь нужно, значит — кто-то хочет, чтобы они были. Все, как классик завещал.

Именно поэтому обличать в этом случае логичнее не создателей, а аудиторию. А если быть точнее, — не обличать (ничего постыдного в том, чтобы смотреть условно-плохое кино и любить его, нет), а образовывать примерами яркого и образцового кинематографа, которого в России сегодня (да и всегда было) в избытке, если протереть замутненные очки. Но это не формат Жени, а жаль.

"Улыбайтесь господа, улыбайтесь"

Можно спросить, но неужели в его роликах один только хейт? Не совсем. В своих референсах Женя не единственно, но чаще прочих аппелирует к советской классике, неприкосновенной и практически-святой.

Фрагмент из ролика "[BadComedian] — Непосредственно Каха (НОВЫЙ ШУРИК)"

И при всем уважении к наследию Гайдая, Тарковского или Чухрая, подобные сравнения выглядят не более, чем манипуляцией на незыблемом статусе этих работ и на ностальгических чувствах аудитории. Ведь никто не рискнет оспорить ценность «Бриллиантовой руки» или «Соляриса», а в сравнении с той же работой Мегердычева («Движение вверх») или Козловского, критикуемая картина проиграет с треском (при том, что эти картины действительно слабы).

«А я яблоки ела, я, я просто сгорела»

Кроме прочего Женю оскорбляет эксплуатация кино в целях пропаганды. Тяжело открыто поддерживать пропаганду любого рода и формы, но, если отложить в сторону инструмент пропаганды как таковой, важно спросить себя, может ли пропагандистское кино быть хорошим? Если коротко, то да, и противоречия здесь никакого нет. Можно без труда привести с десяток хороших пропагандистских лент, взять хотя бы революционную трилогию Эйзенштейна или «Касабланку» с Богартом и Бергман в главных ролях (попытка милитаризировать американских солдат перед вступлением в войну). «Союз спасения» плох не потому что пропагандирует ненависть к оппозиционным структурам, а потому что плох как фильм. И важно эту разницу видеть.

Если присмотреться внимательнее, то выяснится, что вся деятельность Бэда носит характер…«пропаганды». Что?! Обратившись к любому тезаурусу, становится ясно, что пропаганда – это "распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования нужного общественного мнения» (Прим.: источник – Википедия). Выходит, что пропагандист в пропагандистской манере критикует пропагандистов. Цитируя всеми любимого (в том числе и самым Женей) Никиту Сергеевича, – «иронично?».

Источник изображения: https://www.meme-arsenal.com/
Источник изображения: https://www.meme-arsenal.com/

Как утверждал сам Джордж Оруэлл в своем «The Frontiers of Art and Propaganda», «…в той или иной форме пропаганда таится в каждой книге, всякое произведение искусства имеет смысл и цели — политические, социальные или религиозные, — а наши эстетические суждения всегда окрашены в цвета наших предрассудков и верований».

Так где провести грань между «чистым» искусством и пропагандой? Одно ясно, что ничего не однозначно, а значит, стоит быть аккуратнее в своих излияниях, которые не станут подвергать критическому осмыслению и примут в том виде, в котором получили.

«Вот так просто принимая уже готовый ответ, ты разучишься думать сам»

Справедлива установка о легальности любого творчества, пока есть те, кому оно интересно и нужно. Однако в противовес этой максиме звучит утверждение о конфликте свобод («Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека»). И главная претензия к Бэду заключается в том, что он убивает критическое мышление, формируя ложный образ российского кино. А когда выводы делают за нас, мы лишаемся возможности думать самостоятельно.

11 показ
476476 открытий
20 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Чувак, он просто делает обзоры. Ты еще скажи, что в войнах виновны производители оружия

Те, кто смотрит — это их проблемы. Да твой текст это то же самое, что бедкомедиан делает, только уже в его сторону направлено. Шиза бля

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

а что мешает посмотреть Бэда и посмотреть фильм? сделать своё мнение. 
или автор своё виденье на всех пытается натянуть?
многие по русскому кино делают вывод не смотря ни сам фильм, ни Бэда. что тоже неправильно. 
почему только чёрное или белое?
"И главная претензия к Бэду заключается в том, что он убивает критическое мышление, формируя ложный образ российского кино." если у человека никогда не было крит. мышления по какому либо моменту то никакой Бэд тут ничего не убьёт. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить