Литмаркет - восемь месяцев

Ваша любимая традиционная рубрика с обзором ситуации на рынке книжных литературных порталов в России. Но в начале я хотел бы поговорить об итогах круглых столов, прошедших в рамках ММКЯ 2020. Для тех, кто захочет лично посмотреть видеозаписи данных мероприятий, я оставлю ссылки на трансляции. Поэтому в тексте я затрону те моменты, что не попали на видео.

Литмаркет - восемь месяцев

Московская книжная ярмарка в этом году станет исторически значимым событием, так как в её рамках традиционные издательства впервые обратили пристальное внимание не только на электронные и аудиокниги, но и такой сегмент рынка как самиздат. Причинами для этого стали стабильный рост продаж электронный копий книг (по разным оценкам он составит от 8 до 20% от общего денежного объема книжного рынка в России) и глобальные тенденции, проявившиеся наиболее остро в эпоху короновируса.

Продажи с помощью интернета в этом году не просто стали спасением для традиционной книжной индустрии. Издатели наконец-то стали признавать (хоть и весьма неохотно), что будущее книг за онлайн продажами (и не важно, в каком формате - бумажный, электронных или аудио копий).

Какие наиболее заметные тренды отмечали практически все участники рынка?

1. Маркетплейс: то что продемонстрировали Озон и Вайлсбери (особенно вторые, увеличившие продажи книг в период самоизоляции на 300 с лишним процентов), является не просто компенсаций отсутствия возможности покупать книги офлайн. Это формирование: а) привычки, б) экосистемы. Отныне офлайн магазинам придется ещё больше трудиться для того, чтобы привлекать к себе потенциальных покупателей. И для этого нужно перестраивать абсолютно всю систему офлайн продаж (как сделал Джеймс Даунт с магазинами Barnes and Nobles и Waterstones). Но в любом случае, офлайн магазины уже оказались на позиции догоняющий. И пока они будут переформатировать, маркетплейсы будут всё больше и больше отгрызать себе часть рынка.

2. Рекомендательные сервисы: логичное продолжение интернет-продаж и рефренов в сторону Netflix. На данный момент ни один онлайн магазин или литературный портал не может похвастаться идеальной рабочей рекомендательной системой. Для этого владельцем сайтов необходим: а) большой ассортимент, б) бигдата и умение использовать её на своём сервисе. В общем, все игроки активно начинают работать в данном направлении. Посмотрим, кто первым достигнет совершенства.

3. Аудиокниги: с одной стороны, тут всё понятно и довольно очевидно. О росте данного сегмента говорят уже пару лет (хотя умные люди предрекали рост продаж аудио ещё в 2016 году). Но расскажу о паре новых штрихов:

• Подкасты. Старое-новое направление, имеющее с одной стороны мало отношение к книгам. Но тут нужно понимать, что за популярные подкасты книжные сервисы решили бороться на одном уровне с представителями музыкальной индустрии. Кто больше заманит на свой сервис топовых подкастеров и их аудиторию (которая по мнению владельцев сайтов, после прослушивания подкастов начнет бродить по их сервису и начнет слушать (а затем покупать) книги и/или музыку. В любом случае, от того, как развивается ситуация с подкастами в России выиграют все: и авторы подкастов, и владельцы ресурсов, и слушатели.

• Автоматическая начитка текста. Как по мне - весьма неоднозначная история. Технологии не стоят на месте, и логично, что создание программы-робота, качество начитки текста которого ни чем не будет уступать качеству исполнения живого декламатора, это всего-лишь вопрос времени.

- Это очень хорошо для читателей (слушателей), авторов и интернет-порталов. Ведь если у книги ещё нет аудио версии, то можно просто нажать кнопку и послушать её в аудио. Для книг, написанных давно и чьих авторов нет в живых; для книг, которые захотят прочесть 50-100 человек в мире - это спасение. Ведь никто не станет вкладывать тысячи рублей в создание аудио версии книги, если понимает, что затраты на неё не отобьются.

- Но появление подобных программ становится угрозой для начинающих и полупрофессиональных декламаторов. Ибо кто станет заказывать создание фонограммы за небольшие деньги, если робот начитает её бесплатно. Кроме того, это заметно сократит число покупок аудиокниг, ведь части аудитории не особо важно качество исполнения.

4. СамИздат: "На книжной ярмарке только и разговоров что о самиздате" (с) Как я уже отмечал, в этом году кардинально поменялась риторика традиционных издателей относительно данного сегмента рынка. То, что долгие годы (с 2011) формировалась у них под боком и на что не принято было обращать внимание, вдруг "неожиданно" превратилось в заметный кусок рынка. Инициативные писатели (возглавляемые, как это всегда и бывает с революционными вещами в России - писателями-фантастами) создали свои платформы и принялись работать с читателями и покупателями напрямую. И наторгуют по прогнозам в этом году на 2,4 млрд руб. Конечно, издатели уже пробуют оседлать эту волну: Эксмо - Eksmo Digital, АСТ - АСТ-самиздат, Литрес - Литрес: Самиздат, но достичь заметных результатов смогли лишь последние из списка. Казалось бы, это оксюморон: традиционные издатели предлагают писателям свои сервисы самиздата. Однако, факт остается фактом. Конечно, есть авторы, для которых очень важно издаться на сайте Литрес под лейблом известного издательства. Но тем писателям, для кого важнее получение солидного финансового вознаграждения за свои труды, совершенно непонятно, для чего им в этой схеме посредник в виде издательства. Конечно, издатели ведут активную работу по привлечению авторов на эти площадки, предлагая им определенные бонусы. И скорее всего, подобная стратегия принесет свои плоды. Но в любом случае, традиционные издатели и в этом вопросе находится в положении догоняющих. А как я отмечал выше - независимые сервисы самиздата являются революционерами и локомотивами в этом вопросе. И как в своё время Амазон захватил американские и европейские книжные рынки, так и в нашей стране не стоит исключать подобный сценарий. Время покажет.

• Отдельно стоит отметить, что наконец-то удалось прийти к более-менее общему пониманию: сколько продает и зарабатывает топовый автор самиздата в России?

- 100-120 тыс. копий электронных книг в год

- от 2 до 5 мил руб. с продаж эл. экз. в год

Нужно понимать, что топовых авторов СИ в России не так уж много, примерно столько же, сколько и топов на бумаге. Но есть нюанс: с каждым годом топовых сетевых авторов становится всё больше, топовых бумажных авторов всё меньше.

5. Объединение: То, о чём лично я говорю на протяжении многих лет, наконец-то стало звучать из уст и других (в том числе и самых крупных) игроков на книжном рынке. В условиях выживания и борьбы за внимание людей, требуется объединение усилий всех участников рынка. В 2020 году книжная индустрия далеко не в лучшей своей форме. Лишь онлайн-сервисы, объединившиеся с писателями, чувствуют себя уверенно в завтрашнем дне. Но они не упиваются своей удачей, а наоборот - протягивают руку традиционным издателям и предлагают им вместе улучшать и развивать общую экосистему. Ведь у каждой из сторон есть уникальные инструменты и преимущества, которых нет у другой стороны. И лишь сотрудничество и сочетание помогает всем подниматься вверх. Я очень надеюсь, что разговоры о взаимном сотрудничестве не останутся пустыми деловыми реверансами и в следующем году мы все перейдем от слов к делу.

6. Экосистема: логичное завершение всех озвученных выше тезисов. По общему признанию участников выставки, будущее за теми сервисами (издательствами), кому удастся создать работающую экосистему, в которую будут вовлечены все участники литературного процесса: писатели, читатели, издатели, декламаторы, рецензенты, художники, редактора, блогеры и все остальные. Хорошо что мы понимали это ещё при создании нашего портала Литмаркет в 2016 году, поэтому заложили и развивали проект именно в этом направлении. Правильная ли это стратегия? Посудите сами: за восемь месяцев мы реализовали лишь 10% от нашего первоначального плана. При этом, мы поднялись на седьмую строку среди всех литературных порталов и на четвертое место среди независимым сервисов самиздата в России.

Выводы вы можете сделать сами.

А теперь переходим к разбору традиционного рейтинга* литературных порталов в России за август 2020 года:

• У лидеров списка всё без изменений, практически все продемонстрировали небольшой рост по сравнению с прошлым месяцем.

• Отдельно стоит отметить увеличивающийся разрыв между Mybook (в августе ребята так и вовсе увеличили посещаемость на 40% по сравнение с аналогичным периодом за прошлый год) и Bookmate (много месяцев подряд демонстрирующий снижение показателей). Если вернуться на минутку к разговору о ММКЯ, то там звучал ещё один интересный момент: теперь не только авторы, но и издатели говорят о том, что сотрудничество с подписными сервисами им невыгодно (по причинам маленьких роялти и непрозрачности отчетности о продажах).

• Литрес отметился новым способом привлечения клиентов (Абонемент), а Литрес: Самиздат начали публиковать своих авторов на бумаге (на базе издательства "Яуза", тиражами по 2 000 экз.)

• Эпоха самоизоляции оказалась к нам благосклонна, что позволила нам не только укрепить свои позиции, но и даже поднять в списке на одну позицию чуть раньше, чем мы себе прогнозировали. Конечно, вероятность того, что за оставшиеся четыре месяца мы сможет подняться ещё на одну строчку не большая, но мы будем над этим работать. Это будет хороший подарок на наш День Рождения :)

Берегите себя.

Ваш Н.А.

_______________________________________

*Рейтинг составлен по сумме показателей:

• среднесуточная посещаемость уникальными пользователями;

• количество опубликованных тайтлов;

• количество опубликованных авторов;

• предполагаемый среднемесячный финансовый оборот.

Обещанные ссылки на видео:

Начать дискуссию