{"id":3881,"url":"\/distributions\/3881\/click?bit=1&hash=e456b64697230d93edcda0dd20f3c8aa5d4abd88effca1a7571a12fa6564c38a","title":"\u0413\u0435\u0439\u043c\u0434\u0435\u0432-\u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441, \u0433\u0434\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0437\u044b: \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435","buttonText":"\u041f\u043e\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"a410dbd1-804c-54dc-84ea-e6227d71d9b4","isPaidAndBannersEnabled":false}
kinima_dtf

«Зеркальная маска»: По ту сторону сна

Год: 2005
Режиссер: Дэйв МакКин
Жанр: Приключение, Фэнтези
Продолжительность: 1ч.41м.

Хелена Кемпбелл путешествует вместе с цирком своего отца, и в последнее время такая жизнь становится частой причиной семейных ссор. В разгар одной из таких перепалок Хелена грубит матери, но шанс извиниться выпадает ей лишь перед больничной койкой.

В этом материале мы обсудим, почему простая история просто работает, рассмотрим архетипические образы представленные в сюжете и узнаем, как каждый из нас проживает миф, сталкиваясь с ними в повседневности.

Обманчивая наружность

«Зеркальная маска» попалась мне в руки совершенно случайно и, как это часто бывает с подобными находками, шансы извлечь из них что-то стоящее крайне малы. После знакомства с отрывком из фильма мои ожидания были занижены. После просмотра — более чем превзойдены.

Кино подобное «Зеркальной маске» это всегда большой риск. В такие фильмы или влюбляются с первого взгляда или ненавидят за каждую мелочь.

Сюрреалистическая эстетика выступает ключевой отличительной чертой фильма и главным порогом для потенциального зрителя, а с учетом примитивных спецэффектов, на которых держится большая часть ленты, этот порог кажется выше, чем он есть на самом деле. Однако, именно за ним скрывается самая достойная часть этой картины.

Хорошие спецэффекты не делают плохой сценарий лучше и в этом отношении «Зеркальная маска» доказывает, что также верно и обратное. Стилистика фильма и его скромный бюджет не синонимы безвкусице. Первое впечатление от грубых компьютерных моделей проходит весьма быстро и на сцену выходит сюжет.

Ординарная неординарность

Сценарий «Зеркальной маски» не отличается характерной для визуальной составляющей фильма смелостью, но его исполнение и внимание к деталям невозможно не заметить.

В сущности, перед нами типичная история взросления, приправленная драмой о потере члена семьи, которая обличает не только проблемы подростков, но и их родителей. Вступление к этой истории, однако, играет наиважнейшую роль. Демонстрация повседневной жизни главной героини есть тот секретный ингредиент, который добавляет «захватывающее» в приключение, что предстоит Хелене в мире сна.

«Я так и не успела извиниться… Так, чтобы она мне поверила».

Хелена

Один из способов заставить зрителя сопереживать герою это показать его отношение к дорогим ему людям или вещам, принципам и пр. Хелена искренне волнуется за свою мать и раскаивается в своем проступке, на чем строится прочная эмоциональная связь между зрителем и героем. Оттого мотивация Хелены на этапе путешествия кристально ясна, потому что мы точно знаем, что ей движет.

К слову о вещах понятных на интуитивном уровне: некоторые сцены с экспозицией, как та, что происходит в библиотеке стоило бы сократить или переработать, дабы не объяснять совершенно очевидные моменты и не ставить две экспозиции друг за другом.

С другой стороны встречаются и по-настоящему достойные внимания эпизоды. Один из них разворачивается в «Магазине масок», где фантастический сон на мгновение балансирует на грани кошмара. Неожиданно, музыка вплетается в происходящее настолько сильно, что от этого становится не по себе и хочется как можно скорее покинуть зловещее место.

На этой ноте стоит также отметить, что музыка раскрывается в полную меру только ближе к финалу фильма, где звучат великолепные композиции «Close to you» и «If I Apologize».

Очень важный человек

Оказавшись во сне детали и персонажи реальности занимают в мире бессознательного свои архетипические роли. Одну из этих ролей исполняет загадочный спутник главной героини по имени Валентайн. При любой удобной возможности он не стесняется напоминать о своей важности, во что поначалу верится с большим трудом.

Но, несмотря на свою обманчивую наружность, Валентайн на самом деле очень важный человек для Хелены, поскольку он — воплощение её анимуса.

Анима и анимус это бессознательные представления о противоположном поле. Анимус выступает мужской стороной личности женщины и формируется архетипическими культурными образами, опытом общения с мужчинами, и, первостепенно, влиянием отца. Негативные проявления этого феномена четко прослеживаются в характере главной героини.

«…Он (анимус, прим. ред.) порождает недоразумения и раздраженные объяснения: ведь его материя — не рассуждения, а менения. […] анимус аргументирует с помощью пристрастий [и] ярче всего он проявляется во время споров не терпящих возражения сторон».

— К. Г. Юнг, «Эон: Исследования о символике самости»

Валентайн присутствует на экране с первых секунд хронометража: в форме тряпичной куклы на заднем фоне вступительной сцены, в воображаемом диалоге, что разыгрывается Хеленой, и в споре между девушкой и её матерью. Поверхностный предмет их конфликта, скрывающий подлинную проблему, только сильнее подчеркивает закулисную роль анимуса.

«Я выгляжу как идиотка!»

Хелена

Не сложно догадаться, что неспособность Хелены принести искренние извинения имеют тот же источник.

Деятельность анимуса, однако, не исчерпывается сплошь отрицательными настроениями. Они обращают внимание героини на внутренний разлад, что в мире сна описывается «нарушением баланса между светом и тьмой».

Переломным моментом в отношениях Хелены и Валентайна выступает сцена в которой они жонглируют, чтобы помочь героине прийти в себя. Визуальное сходство этого эпизода со вступительным номером в цирке, во время которого девушка жонглирует со своим отцом отнюдь не случайно. Оно свидетельствует и закрепляет причастность анимуса к образу отца.

Разумеется, не каждый подросток в равной степени одержим анимусом или его мужским эквивалентом — анимой, но каждый, кто обнаруживает себя в их сетях, попадает в них в первой половине жизни, т.е. на этапе взросления. Интеграция этих аспектов в сознательную область психики и постоянное наблюдение за ними — ключ к позитивной трансформации и часть процесса индивидуации, т.е. психологического развития индивидуальной личности.

Зеркальная маска

«Многие мифы и сказки символически описывают начальную стадию процесса индивидуации под видом заболевшего или начавшего стареть короля. …Волшебная вещь или талисман, которые могут избавить короля и его страну от несчастья, всегда представляют из себя что-то весьма необычное. …Вещь, которая может изгнать дьявола, всегда уникальна, и найти ее непросто. То же самое происходит и с человеком при первом в его жизни кризисе. Он ищет нечто, что невозможно найти или о чем ничего не известно».

— Мария Луиза фон Франц, «Глава 3. Процесс индивидуации. Первые проявления подсознательного», К. Г. Юнг, «Человек и его символы»

Чтобы понять, что представляет собой эта вещь в нашем случае, разделим её на составляющие. Зеркало впервые встречается Хелене в форме окон, в которых она наблюдает своего злого двойника или Тень. Как правило, Тень содержит в себе негативные стороны личности, вытесненные в бессознательное. Во снах этот архетип проявляется в виде человека одного пола со сновидцем. Таким образом, зеркало выступает для Хелены символом познания Тени и Самости.

«Если индивидуум достаточно серьёзно и долго боролся с проблемой анимы (или анимуса) и добился прекращения отождествления с ними части своей личности, подсознание вновь изменяет характер своего влияния и выступает в новой символической форме, представляющей Самость — глубокое ядро психики. В сновидениях женщин этот центр обычно олицетворяется верховным женским образом — священнослужительницей, волшебницей, матерью-землей или богиней природы и любви».

— Мария Луиза фон Франц, «Глава 3. Процесс индивидуации. Самость: символы целостности», К. Г. Юнг, «Человек и его символы»

Что же касается маски, то она так же следует обозначенному направлению, выступая средством трансформации личности.

«Все преобразования облекаются во что-то, полное глубокой тайны и стыда… Следовательно, преобразования должны быть скрыты от взгляда — и, следовательно появляется необходимость в маске. Скрытность ведет к преображению: это помогает «тому-что-есть” стать “тем-чем-хотелось-бы-быть»; именно это составляет магический характер преображения…»

— Х. Э. Керлот, «Словарь символов»

В своей сущности, зеркальная маска и совокупность ее качеств — не столько цель, сколько условие осуществления позитивного психического изменения, что достигается человеком в результате кропотливой работы в процессе столкновения с самим собой.

Итог

«Зеркальная маска» не хватает звезд с неба, но и не падает в грязь лицом, что является достижением, учитывая её неординарную эстетику. Если же она вам понравится, то у данного фильма есть все шансы стать одним из ваших любимых.

Критерии

Сюжет — 1/2
Актерская игра и персонажи — 1,5/2
Музыкальное сопровождение — 2/2
Декорации и костюмы — 1,5/2
Качество изображения и съемки — 1,5/2

Финальная оценка: 7,5/10

Источники

  1. К. Г. Юнг, «Эон: Исследования о символике самости»
  2. Мария Луиза фон Франц, «Процесс индивидуации», К. Г. Юнг, «Человек и его символы»
  3. В.В. Зеленский, «Толковый словарь по аналитической психологии»
  4. В. П. Самохвалов, «Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий»
  5. Х. Э. Керлот, «Словарь символов»
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null