Интернет в Китае: современные тенденции и Золотой Щит

Интернет в Китае: современные тенденции и Золотой Щит

Всем привет! На связи WinWin Agency.

Меня зовут Мария Скипетрова, в компании WinWin Agency я курирую направление маркетинга. Сегодня я расскажу вам об основных тенденциях развития Интернета в Китае, которые значительно влияют на работу в этой сфере.

Введение

Начнем с того, что на сегодняшний день количество интернет-пользователей в Китае составляет порядка 904 млн человек (согласно данным из доклада китайского информационного интернет-центра «Статистический доклад о ситуации развития Интернета в Китае» от апреля 2020 года).

Коэффициент распространения интернета достиг 64,5%. Количество пользователей, совершающих покупки в сети, достигло 710 млн человек.

При этом 99,3% пользователей выходят в сеть с помощью мобильных телефонов.

Мобильный интернет

О “мобильности” китайского интернета хочется поговорить отдельно, ведь такой процент распространения именно мобильной сети не имеет прецедентов.

Интересно то, что мобильным интернет в Китае не стал со временем, а сложился изначально, и сейчас лишь укрепляет свои позиции.

Почему так произошло?

Активное распространение интернета началось довольно поздно - в 2009-10 годах. До этого момента широкополосная сеть была очень дорогой и фактически недоступной для большинства граждан.

Чтобы как-то выйти в сеть в Китае в 2000 годах стали активно открываться, так называемые, wǎngbā (网吧), интернет-клубы. Компьютерные игры были основным стимулом к распространению таких клубов. Молодые люди, которые не могли позволить себе ни ПК, ни интернет, стали собираться в заведениях и проводить там время. На сегодняшний день wǎngbā (网吧) по-прежнему очень и очень популярны: клубы хорошо оборудованы, не нужно подключать серверные “ускорители”, который требуют игры, не нужно прокачивать свою “машину”, не нужно самостоятельно подключаться к иностранным серверам, на которых лежат игры. Реально такие заведения в крупных городах можно встретить через каждые 150-200 метров.

Интернет в Китае: современные тенденции и Золотой Щит

Wǎngbā (网吧) являются поистине феноменом современной китайской культуры, они по-прежнему собирают огромную аудиторию. Сейчас при таком клубе можно встретить и кафе, и отели, куда люди могут приехать на неделю, чтобы отдохнуть и поиграть.

В середине первого десятилетия 21 века, когда Интернет становился более доступным, а доходы граждан росли, в Китае стали активно появляться смартфоны, а вместе с ними мобильный интернет. Его вполне хватало для серфинга социальных сетей, для общения, просмотра коротких роликов и коммуникации.

Мобильный интернет становился более доступным также и потому что сервисная отрасль в стране стала активно развиваться лишь после 2010 года. Элементарное подключение интернета дома для китайца было сложным вопросом, который можно было закрыть лишь с большими финансовыми затратами.

Сейчас подключить wi-fi домой не составляет никакого труда, вопрос лишь в абонентской плате.

Вместе с доступным широкополосным интернетом на китайском рынке появились большие домашние телевизоры и захватили рынок. Китайцы стали качать фильмы сразу на тв, необходимости в домашних компьютерах по-прежнему не было. В телевизорах появлялось все больше и больше функций: будильники, радио, каналы, скидки на Таобао, приложения с видео-уроками и многое другое. Благодаря активной системе монетизации, развивались множество сервисов, с помощью которых можно посмотреть любой фильм, попасть на любой видео-хостинг. Так телевизоры помогли роутерам попасть в квартиры китайцев. Телевизор и сегодня - один из главных источников развлечения как для старшего поколения, так и для лаобайсинов (老百姓 - простое население).

Таким образом, мы видим, что в жизни китайцев потребности в десктопном трафике просто нет: для общения - у них есть смартфоны, для игр, которые не тянут смартфоны - компьютерные клубы, для развлечения и фильмов - телевизоры. Почти в каждом магазине, в транспорте, в кафе и ресторанах есть wi-fi, к которому можно легко подключиться, а также есть специальные программы, которые позволяют переключаться между зонами сети без потери качества и скорости трафика.

Золотой Щит

Отдельно хочется сказать пару слов о китайской системе фильтрации трафика, Золотом Щите. Основной первоначальной задачей этой системы было обеспечение цифрового суверенитета. Пожалуй, Китай - это единственная страна, у которой получилось регулировать этот вопрос в полном объеме. Работает Золотой Щит следующим образом: он отдаёт приоритет внутренним серверам, отодвигая иностранные на второй план.

Например, Яндекс поисковик доступен в Китае и не подвергается блокировке, вероятно потому что исполняет требования китайской кибер администрации 网信办, и, например, по умолчанию осуществляет поиск в “семейном режиме”(с отсутствием взрослого контента).

На практике иностранные поисковики и другие ресурсы все равно загружаются медленнее, чем скажем, Baidu. Поэтому только на скорости открытия они теряют около 30% трафика, а если предположить, что есть китайский аналог сервиса, то и все 70%.

Конечно, с китайскими властями можно договориться о размещении серверов в стране, однако, значительно это ситуацию не улучшит.

Сейчас власти Китая не против новых сервисов, приложений и сайтов, разумеется в рамках цензуры, но основной посыл все равно остается следующим - хочешь зарабатывать на китайцах, плати налоги. Именно поэтому наличие китайского юридического лица является решающим фактором при работе на рынке, а уже отсюда вытекает множество лицензий и прав, которые иностранцам получить довольно сложно без знаний специфики рынка. Поэтому многие бросают затею и теряют огромные объемы трафика, которые приносят китайские пользователи.

В конечном итоге перед нами открыт огромный рынок мобильного интернета, который можно и нужно монетизировать. А об этом можно прочитать в нашей предыдущей статье “Как монетизировать китайских пользователей” - https://dtf.ru/u/241786-winwin-agency/135134-kak-monetizirovat-kitayskih-polzovateley

Начать дискуссию