Сталкер 2 через 60 часов.

Личные наблюдения, разочарования и пожелания. Без спойлеров.

Сталкер 2 через 60 часов.

Чтож, случилось то, чего не могло случиться в принципе - Сталкер 2 вышел. Пятнадцать лет надежд вылились во что-то сложно-удабриваемое для одних, и чистый восторг для других. Пытаюсь разобраться во многом чисто для себя почему я наигрываю по 5 часов подряд в казалось бы неиграбельную пустую альфу. Чтобы хоть как-то разложить мысли по полкам, разделю всё на разделы.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ.

Начнем с базы, с атмосферы. Первые ролики вкупе с саундтреком вызывали сомнительные чувства ибо не ощущался тот мистическо-жутковатый вайб за что любили серию, и отчасти они даже оправдались, но к своему счастью (или несчастью) я настолько давно играла в первые оригинальные Сталкеры с "той самой атмосферой", что уже и не помню как оно было. Новая часть дает хоррора и дискомфорта, как и раньше, а мне по сути большего и не надо. Да и коричневый светофильтр нагоняет стилизации, поэтому вопреки олдам, коие могли быть недовольны, атмосферу игры запишем в плюс. Вдобавок, воистину зрелищные погодные эффекты, темные ночи с тревожным эмбиентом наваливают геймплейного неудобства, вызывая желание быстрее вернуться на базу и отсидеться там до утра. Ушлые модеры даже сделали плагины для длинных дней, которые я к своему греху ставила, но потом поняла чего добивались разработчики таким скоростным дневным циклом и в полной мере прониклась ощущениями перегруза в индустриальных локациях с оглохшими наушниками от шторма и красным компасом тревоги. Самый лучший момент в такой ситуации, это ввалится в закрытое помещение освещая на пару метров давящий мрак своим фонариком, который светит на пару метров и пытаться расслышать сквозь барабанную дробь капель дождя по крыше, не дышит или не ходит ли тут какая тварюга.

Сталкер 2 через 60 часов.

Второй элемент на повестке дня это карта и ее исследование. Тут GSC снова навалили базу. Начнем с основ - чем вообще отличается Серия Метро от Сталкера? Ответ в названии. Метро базируется на книжном первоисточнике и как следствие, упор идет на сюжетную составляющую, историю о людях и их проблемах в условиях жизни в постапоке. Сталкер же как неудивительно про сталкерство - исследование заброшек в поисках ценного лута. И вот это Григорович с командой возвели в абсолют. В полнейший абсолют. Когда показывали карту из слитого билда, где были метки на сотнях локациях и что в каждой будет что-то интересное, в это было сложно поверить - инди команда метит в эксплоринг уровня 4-го Фолла. И в таких масштабах они и не смогли сделать игру (никто бы не смог), но то, что на КАЖДОЙ локации что-то есть, это все же было реализовано и сделано именно так, как и должно. Чтобы найти что-то действительно ценное, а именно тайник, надо обнюхать каждый угол завода и в одном из десяти обязательно выпадет что-то весомое. Причем строгой логики в спавне предметов нет и можно как найти классную броню на крыше рандомного сарая, так и потратив час на поиск кода для электронного замка обнаружить за дверью пару "Геркулесов". Разочарованию нет предела. 😢 Иногда игра радует квестами в таких местах, но чаще конечно же валяются расходники и патроны, которые конечно нужны всегда, но хотелось бы чего-то более интересного.

Еще приятно удивило что в злачных местах старых частей, любопытным олдам положили ценный лут. Типа "помнишь тут рюкзак был в ТЧ? Вот держи дробовик что залезла сюда"

Сталкер 2 через 60 часов.

Очень приятно порадовали аномалии. Если в прошлых частях они все были по большей части небольшими пассивными локальными возмущениями у земли, то тут никогда не знаешь что это за хрень, живая она или нет, опасна или просто декор. Я как-то пыталась убить вспышку, которая знатно меня напугала ночью и я не могла понять что это. Или видоизменившееся пси-поле, которое сначала я приняла за баг. Ну и тот пузырь из Залесья, который по правде пугает меня до чертиков ибо он будто дышит и вызывает жуткие чувства. И всё это лишь малая часть неизведанных возмущений, которые необходимо изучить или избегать.

Сталкер 2 через 60 часов.

Ганплей. Я не знаю почему многие скривили лица от этого элемента игры ибо он сделан вполне недурно и на мой взгляд лучше чем в Метро. Речь идет именно про ощущения от стрельбы, чувство отдачи, веса оружия, звуков и прочего. Есть модификации, которые не только влияют на ТТХ, но и визуально облагораживают автомат. Мне например нравится что если увеличить магазин для автомата, то ГГ теперь будет перезаряжать именно увеличенный. Как и в прошлых частях, имеются патроны различных типов - обычные, бронебойные, экспансивные, настильные. Даже небольшой перебор со всем этим учитывая что по ощущениям они слабо влияют на что-либо. Скиф автоматически выглядывает из-за угла если подойти к краю стены в прицеливании, что позволяет даже немного тактикулить методично и медленно продвигаясь по зданию и исследуя его в безопасном режиме. Ну и всё это конечно красиво и стильно анимировано, с различными контексными движениями цепляния прицела, нового магазина и устранения клина. Рядовые вещи, но приятно что они все есть.

Сталкер 2 через 60 часов.

Немного о сюжете. Он в Сталкере по моему мнению как в порно - просто должен быть и служить лишь поводом для посещения новых неисследованных локаций. Но, тем не менее, GSC заморочились с ним и наблюдать за событиями довольно интересно, тем более после соевости ДрагонАги, я тут испытываю хоть какие-то эмоции. И это довольно забавно ибо игра наказывает за добродетель призывая игрока быть более циничным и не играть в палладина, а ставить свои личные интересы выше чужих и стараться извлечь выгоду лишь для себя. Пока до меня это дошло, я потеряла 27000 кредитов на квестах и пару уникальных видов оружия именно завершая задания как мне казалось хорошо и правильно. Потом же я конечно стала всех убивать. Неприятно, но не я такая, а Зона, в смысле Периметр такой.

Еще один жирнющий плюс в копилку игры ее нелинейность. Я устала считать сколько сюжетных ответвлений было провалено из-за того, что я выбрала другой путь или сколько было контента пойди я по ветке другой фракции. Игру нужно пройти минимум два раза, чтобы увидеть бОльшую часть контента. Почему не всю? А потому что даже в рамках своей ветки там тоже куча ответвлений. Я не буду врать, я не знаю насколько и где они отличаются, но факт того, что у меня уже потеряны несколько хабов, а те вещи, где у игроков были фрустрации, а у меня они просто не произошли, говорит о многом. По правде я не знаю сколько еще до финала сюжета, но у меня не исследовано ПОЛОВИНА всей карты со знаковыми местами оригинальной трилогии, да то и дело попадались неактивные квестовые рубильники или двери, которые видимо должны быть жамябельными по каким-то квестам. Всё это дает надежду на довольно масштабную нелинейность.

А, ну и приятный бонус - вся игра как и Киберпанк снята одним кадром с плавным переходом из катсцены в геймплей и обратно и без единой загрузки кроме сюжетных телепортов и сна. Да, не так зрелищно и богато, но всё же.

Еще было забавно встретить свою фамилию в игре. У меня она довольно редкая и за всю жизнь видела лишь пару однофамильцев, а тут внезапно :3

Сталкер 2 через 60 часов.

Оптимизация. Чего бл...? Да, она в положительных. Ну смотрите, я сужу лично из своего опыта и высоты бюджетной древней сборки рязань 1600 и RX580, а не ваших богатых 4к 4080 120 фпс. Есть такая замечательная игра, как Alan Wake 2, которая на моем сетапе из-за отсутствия каких-то модных шейдеров выдает 20 фпс с ФСР в производительности. То есть картинка в ноль, фпса нет. Есть не менее замечательная Dragon Dogma 2, которая выдает чуть менее худший фпс, 25-27, но со все также нулевой графикой через ФСР. А есть Сталкер 2, который на TSR качество в 70, выдает 40 фпс вне заселенных лок, а с фреймгеном и правкой .ini файлов я играю в среднем с 60-70 фпс при графике на низко-высоких (низкие настройки где влияет на фпс, высокие настройки где не влияют). Собственно, а на что мне жаловаться в производительности если в некоторых играх хуже? Кста в новом Monster Hunter ситуация как в Догме.

Локализация. Играла на украинской и она получилась весьма годной. Иногда герои матерятся или едят что-то по рации, голоса в респираторах отличаются от голосов голых лиц. Всё выглядит весьма живо и не слишком театрально.

Сталкер 2 через 60 часов.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ.

Знаете что общего между Андреем Апанасиком и системой ИИ в Сталкере 2? Они не работают. Даже название в его честь - A(panasik)-Life. Тот спавнер назвать работающей системой ограниченного интеллекта довольно сложно. Он буквально портит вообще всё. Все элементы, стелс, чувство опасности, случайные бои.... Ну хорошо, ну не можете/не успеваете вы сделать А-Лифе 2.0, ну соорудите вы базовое заселение как уже было в сотнях других дрочилен вроде юбисофтовских или Тоддаутах, чтобы хотя бы при первом посещении там уже был хоть кто-то живой. ИЧСХ такое даже бывает в особо редких случаях, но чаще, через 10 секунд я вижу краснение компаса и бежащего на меня из-за пределов цеха кровосиси. Ну это же позор. И ведь по одной из стартовых миссий нам можно попытаться зачистить лагерь бандитов по стелсу, которые ходят по маршруту. Что помешало так сделать в других местах?

Оружие. Его чертовски мало. В игре нет М4! Немного скрашивает ситуацию уникальные образцы, которые имеют вшитые обвесы, но все же в плане разнообразия это ничто. Да, возможно ситуация с экзотическим оружием из старых частей ломает здравый смысл (откуда в Зоне F2000 и L85?), но сейчас рядовое оружие в игре это G36 и SPAS-12, что тоже не похоже на мейнстрим.

Лут. Как и в случае с оружием, он однообразный. В игре занятная ситуация, когда предметы, что ты находишь в тайниках, либо слишком ценные (броня, оружие, обвесы) либо слишком рядовые, вроде патронов или аптечек. Не хватает чего-то среднего.

Слишком большие расстояния между ключевыми точками. В этом плане сильно провисает Затон и Болота. Там между квестовыми маркерами зачастую ходьбы по километру туда и обратно...в абсолютно мертвом мире... После Залесья это сильно бросается в глаза. Нет, для меня не проблема топать в никуда пять минут ибо в той же GAMMA это 90% геймплея, вот только там был ШАНС встретить мутантов или НПС, которые убьют за секунды, поэтому ты всегда на измене и постоянно вслушиваешься и всматриваешься во всё. Здесь же этого нет из-за всё того же спавнера мобов, да и расстояния в старых локах были скромнее как и не было голых полей.

Сталкер 2 через 60 часов.

Многие монстры стали хуже. Если например к собакам, псевдо-псу, бюреру, кабану, химере, тушканам и контролеру в целом вопросов нет, то ко многим другим есть. Кровосос больше не сосет, а почему-то тупо валит. Да и вообще его превратили в рядового моба и довольно раздражающего. А когда их два. Или три. Или четыре...Вам нормально там? Ирония в том, что спавн мобов в васянских сборках на Сталкер Аномали лучше и логичнее чем здесь. Ну как так? Почти у всех монстров единственная атака это либо прыгнуть в лицо, либо повалить. Более-менее порадовали только полтергейст, бюррер, псевдо-пес, схватка с которыми довольно сложна, а сами они обладают умениями которые могут сваншотить Скифа. Сложность вытекает еще и из следующего фактора.

Губкость. У всех НПС, будь то монстр или человек нет НИКАКОЙ реакции на стрельбу в них. Тотальный игнор. И если игрок думает сбить атаку кровосиси выстрелом в лицо или ввести в стан бандита выстрелом в живот, то пусть еще подумает. У врагов есть только два состояния - жив и мертв. Это деградация в сравнении со старыми частями, где импакт от выстрелов был, как и были индикаторы ранения мутантов, вроде хромающего кабана или скрючевшегося после выстрела в живот человека, где как раз появлялось время на прицеливание смертельного выстрела в голову.

Реюз ассетов. Нет, повторение обычных домиков в столько огромной игре это обычное дело, тем более так делал Миядзаки, но реюз БАРЖИ из Зова Припяти? Могли хотя бы не столько культовую локу копировать, а одну из новых, чтобы это не так бросалось в глаза. Из-за этого у меня сломалась топография местонахождения и это вкупе с тем, что локации и так перемешали относительно своих мест.

Плохая читаемость типов патронов. Но это проблема нищуков с 24 дюймами и игра явно была нацелена на 4к и мониторы дороже жизни.

Сталкер 2 через 60 часов.

БАГИ!!!!1111

В каждой великой игре они должны быть и тут Сталкер 2 не разочаровал. Если у меня за час ничего нигде не отвалилось, значит отвалится в следующий час. При этом вещи вроде мертвого НПС в смешной позе или идущего в стену я даже за них не считаю. Это самая меньшая из проблем. Но вопреки тому ору, что стоит на весь интернет, чего-то непроходимого у меня не было. Пока...

Но что было. Как-то по одному сюжетному квесту, мне понадобилсь поговорить с полковником Варты. Это почти самое начало игры. Я успешно заигнорила это задание продолжив копаться в помойках Зоны, но внезапно, убив каких-то очередных бандитов, главный сюжетный квест...обновился, и дал мне задание убить еще каких-то бандитов севернее того места, куда указывал маркер сюжета. Это было ооочень далеко от текущего и вообще никак не могло быть связано. Но в итоге, таки добравшись по сюжету до этого квеста и поговорив с полковником, игра дала и тут же провалила мне дополнительные условия квеста, проникновения по стелсу на базу бандитов. И это был ЕДИНСТВЕННЫЙ серьезный баг, который хоть как-то повлиял на опыт.

Крашей за 60 часов у меня был ОДИН. И был ОДИН фриз на 7 секунд, стабильный, в какой-то лабе. Раз в час игра может фризануть на пол-секунды видимо что-то подгружая.

Периодически исследованные локации снова становятся вопросиками, будто я там не была никогда. Также после катсцен обычное дело если отвалится интерфейс. Лечение сейф-лоад здесь же.

Может глючить звук во время дождя, когда шум капель то пропадает вместе с музыкой, то вновь появляется. Лечение всё тоже - сейф-лоад.

Потолки текут! Даже в подземках на низине -2 этажа аномальный дождь протекает через бетон. При этом игра понимает что я в помещении и например капель на оружии нет, как и звук дождя становится приглушенным. Смогут ли они это пофиксить? Вопрос. Учитывая что локаций сотни и хз как они прописывали дырявость потолка - для каждой локации своя или есть общий паттерн "потолок" и там дырявый код. Загадка.

НПС в шлемах могут говорить то через респиратор, то обычным голосом. Как-то раз даже Скиф говорил через респиратор. То есть дорожки есть, но они ломаются.

Иногда спавнит оружие в инвентарь. Раз заспавнило прямо в руки. Спасибо хоть мое не исчезло. Баг был пару раз за всё время.

Если отвернуться и уйти с поля зрения трупов(?) а потом резко вернуться, то они оживают и вновь умирают на глазах. Мир очень жесток.

Тайники журналиста оказывается даются все и сразу...или наоборот. После патча 1.0.3 у меня появился дополнительный квест с тайниками журналиста по всей карте, хотя до этого было только два.

Сталкер 2 через 60 часов.

ПОЖЕЛАНИЯ ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ИГРУ ВЕЛИКОЙ

Тут я немного распишу чего бы стоило добавить в игру дабы она ощущалась гораздо лучше и могла смело взять свои 85 баллов без "если".

Исправление багов это как само собой разумеющееся. Я прекрасно понимаю как сложно делать такие комплексные многослойные игры и что без них никуда, но игра не настолько сломана дабы господь ее сжег. Киберпанк был хуже в этом плане.

Добавить хоть какую-то жизнь в локации. Хоть иногда. Хрен с ним с Алайфом, я по правде слабо представляю как они могут ее вкрутить в открытый бесшовный мир, но сделайте хотя бы как в Фар Край. Палю гайд. Все локации поделены на пул определенных мутантов и людей и на шанс спавна. Допустим на южной локации А, на Завод 1 может заспавниться с 10% шансом стая собак, 10% кабаны, 30% бандиты, 30% сталкеры и 20% ничего. Шанс спавна, количество и вид НПС меняется от локации к локации, чем севернее тем сложнее. Ну и спавните их ЗА забором по направлению взгляда игрока, на расстоянии 200 метров, а не за спину на 50. Нувсамделе. Ну и рандомные отряды мутантов или анклава в полях. То есть эта формула работает уже десятки лет и всех устраивает. Да, игрок не сможет увидеть в биноклю как заспавнились кабаны и бандиты и сцепились друг с другом, но нужно ли оно если это сделано так, как сейчас??? Из-за огромных открытых полей всё видно, а не как было раньше, где локация 500 на 500 метров и заставлена домиками.

Добавить ремки для костюма и оружия. Тот самый средний пул лута. Градация как с едой - 5%, 10%, 20% и 50%. Естественно чем лучше набор тем реже. Позволит экономить немного на ремонте. Вместо уменьшения цен на ремонт как раз.

Крафт. Из чего? Из частей мутантов и ремок. Чем дальше идет прокачка тем лучше нужны части. Например хвост пса и ремка на 5% для стартового апгрейда и ремка 50% и шкура химеры для последнего. Можно добавить каких-то частей вместо частей мутантов, например с разбора оружия. ГЛАВНОЕ НЕ ПЕРЕБОРЩИТЬ. Я прекрасно понимаю свидетелей Аномали и Мисери где были горы мусора и которых трясет от воспоминаний о них.

Оглушение от выстрелов у НПС. Хотя бы. Хрен с ней с индикацией уровня урона.

Сталкер 2 через 60 часов.

ЧТО УЖЕ МОЖНО УЛУЧШИТЬ.

Небольшой список модов улучшающий опыт пребывания в Зоне до апдейтов или глобальных исправлений от модеров.

1. Optimization Essentials улучшает производительность, уменьшает шлейфы от апскейлеров, уменьшает задержку мыши и еще кучу всего необходимого. В архиве различные пресеты для различных сетапов, вплоть до самого картофельного. Аналог Optimized Tweaks но работающий на уровне ini-шника, а не мода (поэтому мало с чем совместим)

2. Maklane Better Zone - ребаланс всего сразу и по отдельности если надо. У меня стоит полная версия. Меньше ХП у мутантов, оружие бьет больнее, аптечки лечат медленнее, патроны весят меньше, еда дольше сохраняет положительные эффекты, даже вода стала полезна. То есть игра стала ближе к привычному адекватному геймплею, где все умирают быстро и по делу, а не конкурс кто кого перетанкует. Запаситесь бронебойками и дробовиком. Наконец-то кровососа можно убить до того как он добежал.

3. Mutant Loot - теперь с мутячевых можно лутать запчасти. И вы не поверите насколько это стало как-то...правильнее что-ли. Понятнее. Логичнее. Как последняя деталь паззла. Во многом спасибо Гроку, создателю самого популярного мода на Аномали, GAMMA. То есть отец взялся за исправление, а значит нас ждет много годноты, это радует.

4. A-Life Extended - изменяет расстояние спавна мобов на более приличные. К тому же есть версия со стелсом, что позволяет даже убивать кровососов из скрытности. Стелс глючный, иногда не видят в упор. Поэтому по желанию, можно только оригинальный мод.

5. Large Loot Inventory - увеличивает окно инвентаря.

6. Project Itemization - добавляет лутабельный мусор в трупы врагов. В тайники не добавляет. Зато будет что носить в инвентаре после освободившего места.

7. Real Weapon Names - настоящие названия оружия. У меня перестал работать из-за какого-то мода выше, но отдельно работает отлично.

8. Red Shells - красные патроны для дробовика. Есть что-то сатанистское в стандартных синих.

Какой же можно сделать итог из всего этого. Получилась ли хорошая у GSC Games? Да. Можно ли ее сделать еще лучше? Тоже да и даже без особых усилий, где вся трудность это реализация A-Life или чего-то подобного. БОльшую же часть геймплейных косяков игры можно исправить патчами или особо рукастыми модерами, коим теперь есть чем заняться.

А есть им чем заняться потому что игра вообще ВЫШЛА, она существует, она нормальная, где-то даже отличная, а где-то имеет детские ошибки, но за 60 часов я не увидела и не прочувствовала что Сталкер 2 делали на отлюбись. Местами не хватило опыта, местами слишком сильно следовали старой формуле боясь экспериментов и гнева фанатов. А местами не успели починить. Но у этой игры есть будущее, игрокам она зашла, и даже если такой легендарной как старая трилогия она не станет, то сравнится с Метро, а местами может и превзойдет его. Это вполне по силам.

104104
66
44
22
22
22
11
11
11
133 комментария

за 60 часов я не увидела и не прочувствовала что Сталкер 2 делали на отлюбись

17
7
1
1
Ответить

тебе-то откуда знать какая игра, ты не играл.

21
3
1
Ответить

Я поиграл, не скажу что затягивает, очень препятствует погружению отсутствие нормальной озвучки, при чем возникает какой то когнитивный диссонанс, вот я и жду когда допилят озвучку.

Ответить

Еще один жирнющий плюс в копилку игры ее нелинейность.В Сталкере нелинейности больше чем во всех номинантах на лучшую RPG 2024 года
Кстати что странно, почему ее не записывают как рпг, хотя игры где от рпг только какая-то прокачка получают это "звание"

20
Ответить

факт. Я думаю схожу ща туда, потом туда. Не может же сюжетный квест туда быть провален. Квест туда провален. Оке, там помощи просят, справятся без меня. Оке не справились, базы больше нет. 😳

10
2
Ответить

там кста челик недавно рассказывал что прошел игру 4 раза и там были различия.

4
1
Ответить

Что-то я не увидел в недостатках следующего. "Захожу на военные склады поностальгировать и облутать сейф. Меня встречает 6 псов. убиваю. Захожу на первый этаж штаба. Побродил, слышу голоса. Выхожу. Спиной ко мне стоят наёмники, один из них сидит уже на вышке. Убил. Захожу обратно. Открыл дверь на второй этаж, брожу по нему. Забегают псы. Убил. Повернул рубильник, слышу голоса. Выглядываю из окна. Приближаются 4 бандита. Убил. Надо найти пароль от оружейки на первом. Брожу по складам, ищу. Убиваю ещё 6 псов. Нашёл. Вернулся, облутал, покидаю склады. С базы бегут псы". Какой долбоёб решил, что бесконечный спаун это весело.

15
Ответить