Мнение о Subnautica: Below Zero

Коротко о том, как я разочаровался.

Мнение о Subnautica: Below Zero

Игра, которую я ждал

Прошлой весной я прошёл первую Subnautica. Проходил я её в один из самых тяжёлых периодов своей жизни, поэтому эмоции и ощущения сохранились до сих пор. Невероятно красивый подводный мир и его обитатели, атмосфера, простой и интересный сюжет, несложный геймплей. Я уже писал обзор на эту игру, поэтому заново расписывать что-либо я не стану. Хочу лишь подытожить, что мне она безумно понравилась. Одна из лучших игр, что я проходил в прошлом году.

После прохождения я начал ждать, когда из раннего доступа выйдет Below Zero. Я только краем уха слышал, что с разработкой что-то пошло не так, что ушёл сценарист, что сюжет меняют и т.д. Меня это не особо интересовало, так как я не углублялся в вопрос, поэтому я просто продолжал ждать полноценный релиз.

Когда пришло время выхода я был в предвкушении. Никаких эмоциональных потрясений со мной не происходило и за игру садился уже в другом настроении, нежели год назад. Хотелось уже как можно скорее ознакомиться с этим творением, посмотреть на чудесный мир инопланетных чудовищ и познакомиться с сюжетом. Однако что-то пошло не так спустя несколько часов.

Мнение о Subnautica: Below Zero

Первые минуты

В отличие от своего первого знакомства с Subnautica, к игре я был более-менее готов. Т.е., первыми моими эмоциями от оригинала были удивление и восторг, а повторить подобное скорее всего невозможно, так как ты уже знаком с этим миром.

Пожалуй, с этого и стоит начать, так как окружение, место действия и прочее являются одновременно достоинством и недостатком игры. Нужно сначала похвалить игру, так как дизайнеры выполнили свою работу на отлично, несмотря на то, что я буду говорить дальше. Из-за смены места действия открывается огромное пространство для реализации многих вещей, которые делают Below Zero отличной от оригинала.

Начало игры происходит на суше, где вокруг снег и новое растение, которое греет и смотрит прямо на игрока. Первые минуты впечатляют, особенно после погружения в воду. Отличительной чертой двух игр является невероятно красивый подводный мир, который так и говорит «ну сделай скриншотик, смотри как круто».

Изучать игру на первых часах приятно, так как вокруг много нового. То какие-то фиолетовые гейзеры, то длинные и запутанные кораллы, то глыбы льда. Даже когда ты выходишь из воды и начинаешь бродить по суше тебе интересно, ведь это что-то чего раньше не было, и понимание того, что это «новое» ещё и большое, усиливает погружение в игру.

Мнение о Subnautica: Below Zero

Шаг назад

Игра красивая, спору нет, но из этого вытекают проблемы. Начну пожалуй с фауны. Я не вижу проблем в том, чтобы брать таких же рыб, что были в первой части, я принимаю это, так как они довольно интересные и стали как родные.

Но ведь помимо самокопирования нужно привнести что-то своё, так? И разработчики так думали, но видимо практически все крутые идеи они успели реализовать в первой части, так что во второй они пытались сделать хоть что-то.

Запоминающихся хищников — нет. Они пустые, неинтересные, совсем не завораживающие. Раздражающие болванчики, не более. Да пожалуй так можно сказать обо всём. Хочу лишь отметить теневого левиафана (так как он красивый), глазомедуза (так как она красивая) и термальный сад (так как он красивый и в него можно заплыть, что очень круто, но бессмысленно).

Когда ты попадаешь в мёртвую зону, то никакого страха нет, прыгающий на тебя чёрт по сравнению с призрачным левиафаном какая-то букашка без отличительных черт. Я даже как-то расстроился, когда столкнулся с этим недоразумением.

Мнение о Subnautica: Below Zero

Биомов меньше. Глубина меньше. Разнообразия меньше. Могу похвалить дизайнеров за остров кувшинок (и то с натяжкой). Остальное такое нудное месиво, что даже в голове не всплывает. Многообразие пещер заканчивается на пещере кувшинок (видимо идеи на кувшинках закончились), а дальше лишь пещера с фиолетовыми кристаллами и пещера с красными кристаллами. Вау. Извилистые мосты вообще одна из худших вещей, что есть в игре.

В игру ввели пингвинов, и сначала тебя они умиляют, кажутся чем-то прикольным. Но потом ты понимаешь, что кроме них на суше ничего нет. Правда, на острове ты проводишь огромную часть игры, но по факту это однообразная пустышка на которой ты легко заблудишься, так как ориентироваться в этой игре невозможно, и которая начнёт раздражать через 15 минут пребывания на ней.

И что же сделали разработчики для такого огромного куска локации? Пингвинов, сталкеров и глистов. Всё. При первом появлении глистов они покажутся неплохими из-за дизайна и крутой, как кажется, идеи, но учитывая, что тебе необходимо бродить по окрестности, где они обитают, ты будешь проклинать того, кто решил ввести их в игру. Они не настолько сильно раздражают, но когда ты уже устал от игры и просто хочешь её поскорее закончить, черви будут лишь усугублять твоё отношение к данному проекту.

Мнение о Subnautica: Below Zero

Пустая игра

Я уже слегка затронул тему касательно того, что на острове не очень удобно ориентироваться. Всё одинаковое, блеклое (как бы странно это не звучало в контексте места действия) и скучное. Передвигаться по локации то ещё удовольствие.

В игру ввели транспорт (о нём немного позже) в виде мотоцикла и, боже, лучше бы они этого не делали. Неудобная и хрупкая штука, которую я променял на Краба, который редко когда подводил.

Места, где были учёные, изучать более-менее интересно. Мне понравилось побродить по разрушенным станциям и встретиться с огромным левиафаном, но запоминающихся мест мало (где-то пара штук за игру) и поэтому всё кажется каким-то пустым. По большей части это просто заглушки, где разработчики оставили кусочки сюжета (об этом тоже будет позже).

И ладно если бы побегушки по суше были не очень длинными, как в оригинале, но нет, разработчики почему-то решили, что Subnautica это игра, которую полюбили за сушу, раз теперь это чуть ли не основное место, где будет происходить действо. Данное решение меня так сильно раздосадовало, что я до сих пор не могу простить им за такое решение. И это ведь не как минимум «прикольно», а раздражающее времяпрепровождение.

И казалось бы, игра по подводное пространство, это же ведь сама Subnautica, значит там должно быть всё хорошо. Как бы не так. Все плюсы я расписал выше, слегка пожаловался на скудный мир, но это было только вершина айсберга.

Оригинал запомнился своей масштабностью и разнообразию биомов, как на не очень большой глубине, так и на очень большой. Их было достаточно, чтобы запомнить и научиться ориентироваться в водной местности. Конечно, без карты это всё равно не удобно, но когда ты изучил мир, тебе становилось намного проще и ты стал понимать где и что находится. Хоть лавовые пещеры придумал садист без чувства меры, но даже там было лучше, чем в Below Zero.

Из-за второй части я начал подозревать у себя топографический кретинизм и серьёзно забеспокоился. Но как оказалось не я один такой, кто плохо разбирался в местном окружении. Сверху, снизу, справа, слева — всё одинаковое. Компас спасал в редких случаях, но даже он меня подводил. Учитывая, что игра в разы меньше первой части, это ещё более странно.

Должно же быть проще, но разработчики видимо забыли, что тебе, как игроку без карты, как воздух необходимо умение понимать, где ты находишься. И это умение ты должен развить благодаря исследованию, изучению местности, понимать под каким углом что и где находится, по какому растению и текстурке лучше понять расстояние и глубину. Но не в Below Zero.

Мнение о Subnautica: Below Zero

Новая-старая игра

Так как я уже большую часть своих претензий к геймплею высказал выше, остаётся затронуть лишь механики выживания и транспорт. Сама игра не поменялась. Это всё та же старая добрая Subnautica, где выживание максимально казуальное. Всё так же изредка напрягает отсутствие еды и кислорода, но это уже особенности жанра.

К новой «механике» присоединилась температура, которая заставляет тебя искать место, где можно согреться и не умереть. На самом деле бесполезное нововведение, так как из-за щедро расставленных пещер и растений можно даже не переживать насчёт холода. А когда ты перейдёшь на Краба, то необходимость в тепле в принципе исчезнет.

Карту в игру не ввели, что глупо и странно, учитывая, что ты способен создать транспорт и оружие, но не можешь сделать обычную карту, которая могла бы заполняться исходя из того, где игрок был. Хорошая идея, которая сделала бы игру в разы приятнее, но они почему-то этого не делают. Зато добавили закрепление рецептов. Теперь не нужно запоминать тысячу ингредиентов, а всё удобно расположено в углу.

Строительство базы стало хуже. Раньше тебе нужно было учитывать место и глубину, где ты хочешь сделать свой дом, теперь же выбора нет. А если и есть, то он не имеет особого значения и ты его не замечаешь.

Думаю, уже многие успели пожаловаться на отсутствие Мотылька и Циклопа. Его заменили Мореходом к которому надо прикреплять различные модули. Я понимаю почему избавились от Циклопа. Игра стала меньше, пространства для передвижения такой махины очень мало.

Мне показалась идея с Мореходом интересной, так как находить модули и улучшать свой транспорт путём присоединения новых помещений увлекательно. Думал я так сначала, но потом он тебя скорее раздражает. Благо оставили родного Краба, который остался таким же классным.

Мнение о Subnautica: Below Zero

Другие приоритеты

Как мне кажется, все вышеперечисленные претензии вытекают из одной большой проблемы — сюжет. Понятное дело разработчики решили уйти в расширение лора и сделать игру более сюжетной. История в первой части была проста и она помогала тебе исследовать мир, но не водила за ручку. Это было интересным дополнением к игре от которого решили отказаться и не сказать, что это плохо. Оно просто другое и из этого могло бы выйти что-то стоящее. Если бы студия наняла нормальных сценаристов.

Я постараюсь без спойлеров, но если вы боитесь узнать даже малейшие детали, то рекомендую перейти сразу к выводам. Главная героя Робин прибывает на родную нам планету 4546B, чтобы узнать, что случилось с её сестрой Сэм, которая считается погибшей. Так как это по сути сиквел (подающийся как спин-офф), то и сюжет будет произрастать из событий прошлого.

Завязка обычная, но её развитие — моё почтение. Такая лютая дичь, что воспринимать всерьёз происходящее было крайне трудно. Начну с того, что главная героиня теперь разговаривает. Она пытается что-то комментировать, а в записках мы узнаём о её прошлом и отношениях с сестрой. Сделать человечным персонажа за которого мы играем это хорошо, вот только чем дальше в лес…

Мы встречаем Ал-Ана. Архитектора, который будет в голове Робин до конца игры. Они будут общаться и лучше узнавать друг друга. Вроде интересно, но какой же это заезженный и ленивый сюжетный ход. Человек учит пришельца быть более человечным, учит его человеческим понятиям о морали, навязывает свои убеждения и всё это происходит в одностороннем порядке.

Ал-Ан выступает не в роли иной формы жизни, которая опередила человечество по развитию на тысячелетие, а недоразвитого идиота, который впитывает всё как губка. Из этого может получиться что-то хорошее, но если с персонажами был бы диалог, если бы они учились друг у друга и познавали различные вещи. Но Робин выступает в роли современной женщины, что порой несёт какой-то бред. А с концовки я так вообще выпал.

Мнение о Subnautica: Below Zero

Далее хочу сказать несколько слов об основной сюжетке, где нам надо узнать, что случилось с сестрой. Так вот. Бездарный фанфик на левом сайте и то выйдет качественнее и логичнее. Персонажи не запоминаются, являются лишь какой-то затычкой. Диалоги пытающие их раскрывать нудные и неинтересные, никакой харизмой от них и не пахнет, такое чувство, что они были добавлены из дешевого сериала, где все герои одноклеточные. По сравнению с записями с «Дегази» — это ленивая подделка.

А теперь ещё немного спойлеров с которых я пригорел основательно. Сэм, сестра Робин, смогла из нихера создать лекарство от Хараа. Т.е. развитая раса инопрешленцев за долгое время и после проведения кучи экспериментов не сумела создать лекарство из-за чего планета умирала.

У них был Морской император, у них были технологии, но они так и не смогли добыть фермент для спасения планеты. Но вот наша дорогая Сэм умнее, лучше, сильнее, красивее, сообразительнее предтечей. Действительно, почему тупые пришельцы не додумались воспользоваться подорожником, который, сука, не работает?

Мнение о Subnautica: Below Zero

Вывод

Я был максимально раздосадован. Прошёл её так быстро, как мог. Я просто не хотел уже находить внутри этого продукта желудочно-кишечного тракта. По сравнению с оригиналом это наглая подделка сделанная непонятно для чего. Они оставили лишь основу игры в виде подводного мира и геймплейных механик, заменив остальное на что-то другое.

Первая часть умудрялась пугать, ты находился в постоянном напряжении, так как вокруг тебя одна лишь неизвестность. Чем дальше ты отплывал от капсулы, чем глубже ты заплывал, тем темнее становилось. Тебя окружали звуки страшных тварей, которых ты не видишь. А когда ты с ними сталкивался, ты ужасался перед их размерами и внешностью.

Всё это подкреплялось одиночеством. Ты на планете один, никого больше нет. Ни предтечей, ни людей. Вокруг только вода и записки давно умерших людей. Когда впервые появилась Морской император я настолько сильно испугался, что отходил от этого ещё несколько минут.

В Below Zero этого нет. Главная героиня говорит, Ал-Ан говорит, где-то бродит живой человек, карта маленькая. У тебя просто нет времени почувствовать себя одиноким и обречённым. Теперь игра воспринимается как обычное приключение посреди океана и не более. Плохо это хорошо судить будет каждый сам, но для меня это огромнейший минус.

Мнение о Subnautica: Below Zero

Я не знаю, жду ли я продолжение. Сюжет, геймплей, смена курса и новые идеи мне оказались совсем не по душе. Думаю, что если и будет ещё одна игра в этой серии, то от первой игры она уйдёт ещё дальше. С другой стороны мне всё же интересно посмотреть, что из этого выйдет, так как развилась некая любовь к серии. Атмосфера, саундтрек, дизайн чубриков это всё отдаёт чем-то своим, непохожим на другие выживания.

Как мне кажется им нужно полностью поменять игру, убрав то, чем была известна Subnautica, не пытаться паразитировать на идеях прошлого, а сделать такое же красиво приключение, но уже где-то в другом месте и с другими механиками.

Аргументы в стиле «это не вторая часть, это спин-офф, это дополнение и т.д.» я не принимаю. Игра продаётся по той же цене, что и оригинал. Она стоит 1000 рублей, цены повышали для всех регионов. Значит разработчики хотят свой продукт продавать за полную цену и считают, что она того стоит. Но при этом она в разы меньше.

Прочесав интернет, я посмотрел на кого заменили старого сценариста. И тут я понял откуда растут ноги. Я понял почему история, которая по сути является основой игры, такая пресная и бездарно написанная. Если студия захочет сделать продолжение, то я надеюсь, что «уважаемая» Джилл Мюррей не будет задействована. От меня игра получается лося, а я видимо буду возрождать блог. Или нет.

Рекомендую подписаться на меня в Twitter или добавляйтесь в Steam!

117117
52 комментария
Автор

Нормальный пост в блоге спустя год, ахуеть. 

30

Нормальный пост в блогеМолодец, от скромности не умрёшь

1

Сам себя не похвалишь...😂🤦‍♂

Спасибо за статью. Да, всё так.
Абсолютный восторг после первой части, а вторую часть забросил где-то на середине.

Лично для меня одной из ключевых преимуществ первой части был Циклоп. Без этой замечательной мобильной базы с ангаром и без "Welcome on board, captain" игра потеряла практически весь свой шарм для меня.
Никаких эпичных сбросов ловушек, никакого тушения пожара на борту, никакиких вылазок наружу и осмотр корпуса в поиске пиявок.

Новый Мореход не идет ни в какое сравнение с Циклопом. Похоже авторы не осознали насколько важной частью игры он был.
Думаю разработчики в продолжении еще сильнее улучшат аспект строительства мобильной базы (возможно всю базу сделают мобильной), но вместо этого они сделали шаг назад.

Плюс игру добивает полное отсутствие опасности. Хищники среднего размера просто расталкиваются на Мореходе и полностью игнорируются.

17

Опа-опа, не щитпост, опа, не одобряю!

12

Комментарий недоступен

5

Опа-опа, не щитпост, опа, одобряю! 

13