Одно название на троих: заметка об антологии «Настоящий детектив»

Три сезона сериала «Настоящий детектив» имеют намного больше различий между собой, чем можно подумать исходя из общего для них названия.

Постер первого сезона<br /> Источник: <a href="https://www.hbo.com/true-detective/season-1" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайт HBO</a>
Постер первого сезона
Источник: сайт HBO

Первый сезон сериала «Настоящий детектив» претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем детективный триллер. Нарочитая затянутость, фокус на персонажей, пара-тройка отсылок в качестве приманки для любителей поиска глубокого смысла, само название проекта — все эти приёмы лишь маскируют то, что собственно детективная часть в нём слаба, а достоверности в происходящем на экране нет и в помине.

Сюжет первого сезона, в сущности, прост и предсказуем, но при этом искусственно затянут. Вопреки слову «настоящий» в названии, фабула его далека от реалистичности, не слишком последовательно придерживается логики и содержит ряд больших натяжек.

К примеру, не занятно ли, что вроде как могущественный культ с влиятельными покровителями за все восемь эпизодов никак реально не помешал расследованию? Коулу и Харту не то чтобы «не дали взять» кукловодов: просто они сами с этим не справились.

Основная проблема второго сезона «Настоящего детектива» — название.

Как показывают отзывы, публике (и даже ряду критиков) оказалось непросто принять, что в антологии сезоны могут кардинально отличаться друг от друга. Многие оказались разочарованы тем, что второй сезон оказался не таким, как первый. Но он не хуже (может, даже и лучше), он просто другой. Второй даже в плане визуального стиля заметно отличается от первого, не говоря уже о содержании. Не тягучая «южная готика» с прозрачными аллюзиями на окололавкрафтовскую мистику, а динамичный калифорнийский нуар в духе «Лос-Анджелесского квартета» и «Китайского квартала».

Второй сезон в чём-то ещё сильнее отклоняется от «правды жизни», чем первый, но эти отступления от реалистичности компенсируются большей увлекательностью и возросшей динамикой сюжета. Сиквел более честен с зрителями: он с самого начала даёт понять, что представляет собой нео-нуарный детективный триллер, не более того.

Вообще «Настоящий детектив» насквозь пронизан литературными отсылками. Не случайно Пиццолато — преподаватель литературы.

Оригинал и, в заметно меньшей мере, третий сезон несут явственные черты жанра «южной готики» — повествований с несколько жутковатой и таинственной атмосферой в сеттинге южных штатов США, отчасти схожих с традиционной готической литературой по используемым мотивам и тропам.

Сценарий первого сезона соткан по лекалам того субжанра, что теоретик литературного мастерства Джеймс Н. Фрей назвал «детективом мейнстрима». В отличие от обычных, «жанровых» детективов, внимание в детективе подобного рода, по замечанию Фрея, «сконцентрировано скорее не на преступлении, ухищрениях убийцы и расследовании, которое ведет герой/сыщик, а на образе главного героя и его жизни. В жизни герой должен расследовать преступление, но помимо этого дела у него еще куча проблем, типичных для романа мейнстрима — психологические сложности, проблемы с детьми, неудачный брак и т. д.».

Сиквел же вдохновлён стилистикой нуара и «крутого детектива», местами его сценарий откровенно заимствует элементы сюжета из романов Эллроя (в особенности, из второй части «Лос-Анджелесского квартета»).

Третий сезон имеет столь явные черты внешнего сходства с первым, что кажется вторичным на его фоне. В то же время арканзасская история во многом превосходит луизианскую.

По сравнению с первым сезоном, в третьем сценарий стал глубже, реалистичнее, сложнее по нарративной структуре, а поднимаемые им темы — серьёзнее. Не без оговорок, но всё же можно сказать, что нечто подобное могло произойти и в реальной жизни, в отличие от умело сотканных, но насквозь искусственных сюжетов первых двух сезонов.

Многих разочаровала развязка триквела. Она не совпадает с ожиданиями зрителей, но по крайней мере эта концовка более оригинальна и реалистична, чем предсказуемый финал первого сезона.

Не могу избавиться от мысли, что второй и третий сезоны антологии, каждый по-своему, только пострадали от того, что разделили название с первым.

3333 показа
288288 открытий
2 комментария

Эхх, поменять бы первый и второй местами, глядишь и перестали бы говорить что сериал скатился
Походу люди вообще антологии не умеют смотреть и анализировать сезоны как отделимые друг от друга вещи

Ответить

Эхх, поменять бы первый и второй местами, глядишь и перестали бы говорить что сериал скатился

Боюсь, люди всё равно бы говорили, что сериал скатился, только за образец принимали бы другой сезон.

Ответить