Истоки фансервиса

Откуда пошли «сюжеты» в аниме и манге.

Сюжеты in a nutshell
Сюжеты in a nutshell

Пляжный эпизод, горячие источники, панцушоты, обтягивающие практически ничего не скрывающие одежды на женских персонажах и прочие кочующие из тайтла в тайтл одинаковые ходы — это всё то, что в отаку-среде принято называть фансервисом. Некоторым это всё нравится, некоторые же прямо называют фансервис «раком, убивающим аниме». Но при этом таких сцен в современных произведениях из Японии не становится меньше. Более того сформировались целые жанры, которые состоят исключительно из фансервиса. Но что же это такое и как оно вообще появилось.

Любой каприз за ваши деньги

Буквально, фансервис — это «обслуживание фанатов». Стремление создателей произведения дать фанатам то, что они хотят увидеть в данном произведении. Несмотря на то, что сейчас термин фансервис ассоциируется преимущественно с моэ и этти-контентом, да и возник на фоне появления этих не менее интересных явлений в культуре аниме и манги, в него входят и другие проявления, вроде мета-отсылок на другие произведения жанра. Всякие римейки и ремастеры старых произведений тоже можно считать проявлениями фансервиса. Одним из самых древних проявлений заигрывания с публикой считается приём «пролом четвёртой стены» в комедии «Лягушки» древнегреческого комедиографа и поэта Аристофана.

Дионис: Но скажи мне, ты видел отцеубийц и лжесвидетелей, о которых он говорил?

Ксантиас: Не так ли?

Дионис: Посейдон, да. Зачем смотреть! (указывает на аудиторию) Теперь я их вижу.

Однако в таком смысле термин фансервис стал использоваться после появления на западе. В более узкой «исконно японской» трактовке это действительно отвлечённые от основного сюжета вставки чаще всего эротического характера, добавленные с целью угодить публике и привлечь аудиторию. «Если какой-либо эпизод можно вырезать из произведения и это не повлияет на целостность сюжета, то скорее всего этот эпизод и есть фансервис». В основном это заметно по лицензированным в Америке аниме, в котором в процессе перевода и адаптации весь фансервис часто вырезается из-за культурных различий востока и запада.

Приподнимая юбочку истории

Трудно назвать конкретное произведение, которое можно считать точкой отсчёта появления фансервиса в аниме и манге. Возможно будет правильным считать, что некий эротизм всегда встречался в японском фолклоре. Достаточно вспомнить известную гравюру укиё-э «Сон жены рыбака», которую считают первой работой в жанре «хентая с тентаклями». Также нелишним будет упомянуть и каталоги йокогамских фотографий 19 века, на которых чаще всего были полуобнажённые, как бы снятые случайно, молодые девушки. Но в то же время аниме и манга изначально предназначались для детей. Как же так получилось, что в них появился фансервис? В этом плане можно считать, что фансервис имеет примерно те же истоки, что и в принципе эротика в манге и аниме.

Как сказано в работе Йосио Сугимото «The Cambridge Companion to Modern Japanese Culture», это произошло в результате увеличения возраста аудитории примерно в 60ых годах. Изначально, на заре существования манги и аниме, большинство работ ориентировалось на детей и, соответственно, сюжеты там были простыми. Но шло время, дети росли и появился спрос на более взрослые истории. Так стали появляться новые жанры, покрывающие самые разные возрастные категории. Примерно отсюда и пошло известное разделение манги и аниме по возрасту и полу читателей. Но куда интересней то, что именно в шестидесятых появился культовый журнал Garo, в котором публиковалась альтернативная и авангардная манга. Среди которой была, например, гэкига — жанр манги с большей реалистичностью рисунка и историй. Нередки были сюжеты связанные с темой секса. Ну и также там публиковались работы жанра эрогуро.

Одна из обложек Garo
Одна из обложек Garo

Однако публикующиеся в Гаро произведения сложно назвать фансервисом. Они были скорее арт-хаусом манги того времени. В то же время порнографические произведения существовали и до этого. Так в «The Anime Encyclopedia A Guide to Japanese Animation Since 1917» отмечается, что первой такой работой можно считать аниме Suzumi-bune или Cool Ship. Десятиминутная немая анимация, долгое время считавшаяся утерянной, но неожиданно найденная в 2018 году и переданная в Национальный Киноархив Японии. Целиком в открытый доступ, к сожалению, не попадала, и скорее всего не попадёт, поэтому о чём это аниме практически ничего не известно.

Единственное доступное изображение Cool Ship
Единственное доступное изображение Cool Ship

Однако факты выше интересны больше как проявление эротизма в аниме и манге, но не объясняют проявления его в массовой культуре. Конечно, это важно для развития медиума, появления в нём новых идей и способов самовыражения, но всё ещё было достаточно маргинальным явлением чтобы стать трендом. С другой стороны сексуализация и объективация уже были частью «продающего фактора» в те времена. Так можно вспомнить традиционных для американского футбола чирлидерш (что довольно иронично если вспомнить об общей консервативности США).

Кларисса из "Люпен III: Замок Калиостро (фильм второй)" Хаяо Миядзаки считается первым примером моэ в аниме.
Кларисса из "Люпен III: Замок Калиостро (фильм второй)" Хаяо Миядзаки считается первым примером моэ в аниме.

Но в Японии культура потребления начала формироваться только в 70х. Пожалуй, именно этот период можно считать зарождением фансервиса в аниме из-за повсеместного использования образов молодых девушек нередко с двусмысленными подтекстами. Примерно в то же время сёдзе сформировалось как жанр в манге (а в последствии и аниме) для девочек до 18 лет. Такие работы сформировали романтизм в более привычном нам понимании — драматические истории о человеческих отношениях. В том числе о любви. В отличие от хронологически предшествующих жанров сёнен (для мальчиков до 18 лет), где во главу угла ставились боевые истории с победой добра над злом, и сейнен (для мужчин от 18 лет), где доминируют сложные психологические сюжеты вроде детективов и триллеров, сёдзе дало пространство для более чувственных историй.

И тут проявился неожиданный момент — оказывается мужская аудитория, которая превалирует и по сей день в фандоме аниме и манги, также интересуются сёдзе-произведениями. Не исключено, что это произошло по вышеописанной причине повсеместного присутствия образов молодых девушек, привлекательных для мужчин. И, как известно, спрос рождает предложение. Сначала в виде моэ, а потом и откровенной и скудно прикрытой одеждой эротики под видом обычного произведения.

Dirty Pair
Dirty Pair

Несмотря на то, что широко термин «фансервис» начал использоваться только в конце 80-ых, сам фансервис сформировался несколько раньше. Одним из таких ранних представителей «фансервисного» аниме стал комедийный научно-фантастический экшен-сериал Dirty Pair 85 года от Studio Nue. По нынешним меркам оно скорее непримечательный представитель жанра, но помимо своей фансервисности оно ещё интересно тем, что было пу сути первопроходцем среди подобных историй в манге и аниме (ну и ранобэ, если вспомнить об оригинале) о двух персонажах с мировоззрением Chaotic Good и об устраиваемых ими разрушениях в процессе выполнения своих задач.

Первым же зафиксированным случаем использования самого термина «фансервис» можно считать мокументари-аниме 1982 Otaku No Video от студии Gainax. Таким образом авторы высмеяли самих себя за особо качественную прорисовку колыхания женской груди в своих предыдущих работах. Сам приём называется Gainax Bounce и некоторыми считается одним из первых осознанных проявлений фансервиса.

Gainax Bounce

Особенности национального фансервиса

Несмотря на то, что большинство тропов в целом универсальны для произведений разных культур, японский фансервис имеет ряд не всегда понятных для людей западной культуры тропов/фетишей, у которых могут быть достаточно необычные предпосылки. Далее будут рассмотрены лишь несколько из приёмов фансервиса, но безусловно самых популярных и с которыми это слово ассоциируется.

Панцушот

6 секнда первой серии 👌 и это даже не рекорд

Буквально «снимок трусов», сделанный как бы случайно. Самый распространённый элемент фансервиса, который можно встретить практически в каждом аниме, выходящем после нулевых. Настолько распространённый, что можно встретить например у Миядзаки. Некоторые тайтлы даже начинаются с этого тропа, а то и вообще строят на нём сюжет.

Истоки фансервиса

Женские трусы вообще отдельный фетиш в Японии, имеющий довольно неожиданные корни. Исторически сложилось так, что до конца Второй Мировой Войны как таковых трусов в Японии не было. В ходу были панталоны, а для купания использовали закрытые купальники (те самые, что можно увидеть в слайсах в сериях с школьным бассейном). Да и то только те, у кого были деньги на эти предметы гардероба. Вообще нагота была скорее нормой в Японии во времена до середины прошлого века. Но вот в послевоенной стране начали появляться и трусы западного образца. И снова по большой цене. Поэтому засветить трусы до 60-ых было практически способом показать свою обеспеченность. Это оставило свой след на японской эротике тех лет, а потом и превратилось в фансервис.

Купальные сцены

Мальчики, контролируйте свои буры
Мальчики, контролируйте свои буры

К ним относятся самые разные эпизоды разной степени масштабности: от обычного принятия ванны, к походу в общественную баню, до порой несколькосерийных иконических горячих источников. Помимо очевидного фансервиса в виде обнажённых тел, эти сцены выражают довольно интересный нюанс японского общества — они действительно очень любят мыться. Настолько что способны часами находиться в ванной.

Онсен
Онсен

Вообще сэнто (те самые общественные бани) и онсэны (горячие источники) имеют достаточно долгую историю, что может быть темой отдельной статьи. Но остаётся фактом то, что они глубоко укоренились в японской культуре, что такой фансервис больше является данью уважения со стороны творцов. Ну и возможностью ввернуть возможность показать обнажённых тел и связанных с темой шуточек.

Иронично, что одним из самых первых представителем купальных сцен в мультипликации являются не аниме, а мультики Диснея. Например, Золушка 50 года. Первым аниме же с полноценной купальной сценой можно считать Princess Knight 67 года, но, кхм, там далеко не фансервис. Поэтому пальма первенства уходит сейнен-манге 68 года в жанре научно-фантастического боевика 009-1 заавторством Сётаро Исиномори. Вообще там довольно много купальных сцен, поэтому в теории эту мангу можно назвать первопроходцем. Из аниме же можно назвать один из первых не утерянных хентаев Senya Ichiya Monogatari или One Thousand and One Arabian Nights 69 года выпуска.

009-1
009-1

Что интересно, есть вики, в которой записаны все купальные сцены за историю аниме и манги.

Пляжный эпизод

Снова на пляж
Снова на пляж

Святой грааль аниме, без которого обходится мало какой тайтл. Более того, это один из самых первых представителей фансервиса. Первым появлением пляжного эпизода можно считать оный в самом Астро-Бое 63 года, пусть и не в классическом виде.

Последние минуты жизни арбузика
Последние минуты жизни арбузика

С точки зрения компоновки произведения пляжный эпизод в аниме часто выполняет роль разгрузочного филлера между арками. Такая возможность передохнуть от прошедших событий и подготовиться к будущим. Примерно тем же самым занимаются обычные японские школьники во время каникул. Благо Япония — это остров, поэтому с наличием пляжей и моря в доступных пределах перемещений для обычного японского школьника обычно нет. Возможно это напоминание о таком беззаботном времяпровождении с разбиванием арбуза (дорогого деликатеса у них, между прочим) и ночными фейерверками сохраняет популярность пляжных эпизодов как часто встречающегося филер-фансервиса. Ну и сюжеты, куда же без них.

Появление фансервиса в аниме и манге — это не внезапное случайное событие. Это настоящая трансформация медиума под воздействием изменяющегося общества. И довольно интересно отслеживать предпосылки появления тех или иных явлений.

2727 показов
12K12K открытий
1111 репостов
73 комментария
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Опа, культурный материал подъехал!

Ответить

Неделя культуры

Ответить

В дополнение к посту рекомендую ознакомиться с этой статьей, которая неплохо раскрывает особенности японского общества (ну и по сути стала причиной написания сего поста).

Ответить

Есть более простое объяснение сексуального фансервиса - сублимация сексуальных и романтических отношений. Любопытное исследование, которое показывает, что в Японии уже довольно долго рекордное количество девственников в возрасте от 18 до 39 лет - 25% всего населения. А наличие сексуальных отношений жёстко привязано к высокому доходу. 

Ответить