{"id":3848,"url":"\/distributions\/3848\/click?bit=1&hash=c73ad010e3b1f69a991b33d449a53ced396eb00d60200c75b4005510cdd28980","title":"\u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0443\u043c\u00bb \u0438\u0449\u0435\u0442 \u043d\u0430\u0441\u0442\u0430\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432. \u041c\u043e\u0436\u0435\u0442, \u044d\u0442\u043e \u0432\u044b?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u043c","imageUuid":"2d5b949a-5ac1-587d-aac5-43560e643b30","isPaidAndBannersEnabled":false}
IntellectoKids

Зачем геймдизайнеру работать в сфере детских образовательных игр

Девять специфических особенностей работы.

Привет, меня зовут Михаил Котлов, я CEO компании IntellectoKids: мы разрабатываем образовательные игровые приложения для детей от 3 до 7 лет.

Сегодня я расскажу, чем создание детских игр отличается от разработки игр для взрослых, какой опыт можно получить в этой индустрии и какие вызовы ждут геймдизайнера, выбравшего детское направление.

Почему возникла эта тема: мы говорим о быстрорастущем рынке

Мировой рынок детских образовательных игр и приложений сейчас на подъеме. Одно из самых перспективных направлений — приложения для дошкольников. К примеру, по данным AppAnnie, в январе-мае 2020 года общая выручка в категории «Приложения для детей до 5 лет и младше» (iOS) возросла аж на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года! Заметим, что большая часть выручки (92%) приходится на образовательный сегмент детских игр.

С началом пандемии спрос на обучающие игры вырос. Родители столкнулись с необходимостью занять дома детей чем-то полезным и в то же время увлекательным, — и обратились за помощью к мобильным устройствам.

Многие из тех, кто не давал раньше детям планшеты, убедились, что образовательные игровые приложения могут приносить пользу и обучать. Конечно же, кризис когда-нибудь закончится, но родители останутся с этим знанием; их мнение уже не поменяется, а значит детей, которые учатся с помощью мобильных игр, будет становиться только больше.

С ростом рынка игровых образовательных приложений для детей растет потребность в геймдизайнерах, обладающих профильным опытом.

Почти как взрослые

На первый взгляд, детские образовательные игры ничем не отличаются от казуальных игр для взрослой аудитории. Основная часть работы геймдизайнера точно так же включает в себя создание увлекательного геймплея, интуитивного интерфейса, интересных игровых механик, плавных игровых сессий; взаимодействие с программистами и художниками.

Но есть как минимум девять особенностей, которые делают детское направление необычным и достойным внимания, потому что ставят перед геймдизайнером уникальные задачи и позволяют получить исключительный опыт.

Сочетание двух аудиторий и сегментов

В играх для взрослых игрок и покупатель — один и тот же человек. С детскими играми не так: играет ребёнок, но решение о покупке принимает родитель. Это две принципиально разные аудитории, о чем геймдизайнеру следует помнить.

Если для ребёнка важно, чтобы игра была интересной, то для родителя — чтобы она приносила пользу и обучала. Соответственно, геймдизайнер работает на стыке двух направлений: образовательного и игрового — и, разрабатывая различные механики и контент, учитывает интересы обеих аудиторией.

Так что индустрия детских приложений сложнее, чем кажется. С одной стороны, геймдизайнер должен упаковать обучающие элементы в интересную игру, потому что без классного геймплея ребёнку будет скучно. С другой — помнить про методическую составляющую разработки, сделав игру обучающей, чтобы игра точно достигала образовательных целей.

Поэтому при создании образовательной игры для детей геймдизайнер работает в связке с методистом. Схема их взаимодействия зависит от того, на чем сфокусирован продукт: на обучении или, собственно, игре. Например, в IntellectoKids сейчас процесс строится так: сначала методист придумывает образовательную программу, а уже потом геймдизайнер на основе этой программы пишет ГДД.

Далее методист вместе с геймдизайнером анализируют, сохранился ли образовательный смысл, будет ли игра понятна детям заявленного возраста. А раньше в наших приложениях доминировала игровая часть, и мы сначала разрабатывали геймплей, а потом встраивали в него обучающие механики.

В любом случае перед геймдизайнером стоит сложная задача сохранить правильный баланс между пользой и развлечением в продукте.

Думаем как ребёнок

Геймдизайнер, работающий в сегменте детских образовательных игр, должен каждый раз ставить себя на место ребёнка и думать как ребёнок, что, конечно же, нелегко. Поэтому если есть возможность, сначала лучше создать быстрый прототип и дать поиграть в него детям. Так вы проверите, насколько понятен и интересен аудитории ключевой геймплей.

Но это только начало. Когда будет готова первая стабильная версия игры, необходимо провести полноценные life-тесты.

Важно не «полировать» продукт до идеала, а показать именно MVP, так как скорее всего после тестов вам придется многое дорабатывать, даже если вы считаете, что все продумали.

Дети взаимодействуют с приложениями иначе, чем взрослые. Какие-то механики вам надо будет упростить, потому что они окажутся сложными в прохождении. Где-то потребуется переделать интерфейс или добавить анимации на те объекты, которые инстинктивно привлекают внимание ребёнка, однако не были предусмотрены изначально в ГДД. Иными словами, пока не проведен life-тест с детьми, считать разработку игры завершённой совершенно точно нельзя.

Другой взгляд на UI

Если говорить в целом, то UI в детском приложении должен быть еще более понятным и простым, чем в случае со взрослыми играми. Например, кнопки должны быть больше, чем во взрослых приложениях, потому что у маленьких детей хуже развита мелкая моторика. При этом кнопок должно быть немного, чтобы ребенок не запутался. Цвета должны быть ярче, анимации более захватывающими.

Вот всего несколько тонкостей разработки UI детского приложения:

  • лучше не размещать интерактивные элементы внизу экрана, потому что дети могут случайно их задеть;
  • по той же причине между кнопками должно быть много места;
  • интерфейс должен состоять из простых четких значков и определённого цветового кода, который легко запомнить;
  • по интерактивным элементам должно быть понятно, что с ними можно взаимодействовать. Например, кнопки могут быть очерчены белым контуром или тенью, интерактивные элементы должны сверкать или шевелиться, привлекая внимание маленького пользователя. Можно также использовать приглушение цвета неинтерактивной части экрана;
  • жесты, с помощью которых ребёнок будет управлять действиями в игре, должны быть простыми. Например, смахивание и касание подходят под это определение, а сжимание и вращение — нет;
  • важно использовать звуковые или визуальные подсказки, чтобы ребёнок понимал, что ему делать на каждом этапе.

Меньше текста, больше голоса

Взрослые часто играют в игры в транспорте и в общественных местах — и отключают звук на телефоне. Соответственно, важная информация в игре обычно доносится текстом.

Дети же до 7 лет, как правило, еще не умеют читать, так что в отличие от игр для взрослой аудитории, здесь геймдизайнер не может гарантировать, что ребёнок поймёт даже самый короткий текст. Поэтому обучение и нарратив необходимо подавать через графические образы, звуки и голосовую озвучку.

Сложности обратной связи

Во-первых, дети ожидают звуковой или визуальной обратной связи на любое своё действие, воспринимая это как награду. Геймдизайнер может добавлять звуки (например, аплодисменты), подбадривающую анимацию вроде фейерверка, придумывать разную реакцию персонажей (смех, танец).

Во-вторых, играя, дети должны иногда ошибаться, потому что без ошибок не бывает эффективного обучения. С другой стороны, ошибка не должна огорчать и демотивировать, а значит необходимо, чтобы ребёнок в любом случае получал поощрение.

Если у ребёнка что-то не получается, дайте ему второй шанс, вместо того, чтобы ставить крестик напротив задания.

Пример корректной реакции на правильный ответ: «Какой ты молодец»; пример корректной реакции на ошибку: «А давай попробуем ещё раз!».

Внимание ребёнка нужно постоянно удерживать

Дети очень активны, их не заставишь долго сидеть на месте и играть в одно и то же. К тому же они по природе любопытны и часто отвлекаются на что-то новое, а значит геймдизайнеру приходится постоянно бороться за внимание юного пользователя.

Как сделать, чтобы ребёнок снова и снова возвращался к приложению — и не заскучал? Например:

  • продумывать короткие игровые сессии;
  • создавать в одном приложении много мини-игр в разных жанрах и с различными механиками.

Есть и ещё один фактор. Дебора Гельман, автор книги «Design for Kids: Digital Products for Playing and Learning», говорит, что если для взрослого самое главное — достижение цели и победа, то для ребёнка важнее сам процесс игры. Дети вовлечены в каждое действие. Поэтому нужно делать задания максимально интерактивными, чем больше ребёнок будет взаимодействовать с персонажами и с каждым объектом, тем лучше.

Дети быстро растут

Поэтому приложение для четырёхлетних детей будет неинтересно семилетним. Скорее всего, возрастной диапазон, с которым вы будете работать — два года. Геймдизайнеру придётся помнить про возрастные особенности развития ребёнка. Нужно понимать, как дети в конкретном возрасте взаимодействуют с предметами, как у них меняются интересы, как они играют в реальной жизни, нравится ли им придерживаться правил или изобретать свои игры, любят ли они соревнования.

Например, дети до трёх лет с радостью складывают одни предметы в другие, повторяют различные звуки (например, как говорят животные), строят башни. Дети от 3 до 5 лет подражают родителям — и воодушевленно отнесутся к идее воспроизводить в игре взрослые занятия (например, покупку продуктов в магазине или уборку комнаты). А ещё они уже могут собирать простые пазлы и полноценно взаимодействовать с персонажем, отвечая на его вопросы, если того требует игра.

Свобода творчества

Практически во всех жанрах игр для взрослых сложились свои традиции и сформировались лидеры рынка. На этих лидеров ориентируются остальные разработчики и геймдизайнеры, копируя либо отдельные элементы и механики игр, либо вовсе — концепции целиком.

Детская сфера приложений моложе, в ней нет безусловных лидеров, на которых равняются другие компании. Поэтому у геймдизайнера в этой индустрии огромное поле для творчества и намного больше свободы.

Он может реализовывать самые необычные решения и идеи, тестировать новые подходы, разрабатывать для одного приложения множество разных игр (а это, в свою очередь, дает возможность придумывать разнообразные ГДД), сочетать игровые и образовательные элементы, экспериментировать с сюжетами, создавать характерных персонажей, с которыми ребёнок «подружится», вносить больше интерактивных механик.

Полезный продукт

Геймдизайнер в детской индустрии не просто придумывает игры, он создает полезные продукты, которые:

  • помогают ребёнку приобретать знания;
  • бережно знакомят детей с цифровым миром и готовят к будущему (ведь без понимания, как работают технологии, в современных реалиях никуда);
  • учат ребёнка учиться, в том числе самостоятельно;
  • влюбляют ребёнка в арифметику, иностранные языки и другие предметы;
  • развивают в ребёнке любознательность и различные типы мышления (в зависимости от игры, — например, логическое).

Бонус. Ваши креативные идеи примут с восторгом

У детей незашоренное восприятие, что делает их самыми благодарными игроками. Они готовы удивляться, узнавать новое, бурно радоваться при виде любимого персонажа, следить за полетом вашей фантазии. При условии понятного UI, интересных образовательных механик, грамотно выстроенных игровых сессий, увлекательного геймплея — любая ваша идея будет принята «на ура».

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Анна Болдырева

Очень крутая статья! спасибо :) 

Ответить
Развернуть ветку
IntellectoKids
Автор

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
hollow cropper

Чтобы прокормить семью

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Январев

Шо, опять?
Истории про то, как "обучающие игры обучают детей" уже лет 20 минимум.

Проблема была и остаётся:
а) все дети разные, поэтому универсальную программу сделать невозможно. Да, даже в возрасте от 4 до 6 лет. Нет, даже если вам методолог говорит, что "ученые доказали"
б) В целом, считается, что возраст до 7 лет характеризуется активным освоением физического мира(!) и родного языка(!). Вы опять хотите впихнуть английский? Еще раз добавить слова "three" и т.д. из которых ребенок запомнит почти ничего? Зато это прекрасно продается родителям, да - обучение английского до школы. 
в) "Логическое мышление"? Омг, я уверен, у вас очередной вариант освоения арифметики. Вот давайте честно - для освоения примеров 2x3 существующих игр предостаточно. По сути, это единственное, что можно легко и осмысленно освоить до школы в игровом формате.

"Он [геймдизайнер] может реализовывать самые необычные решения и идеи" - да, потому что почти что угодно можно попытаться продать родителям, как "оригинальную методику по обучению детей". 

"дети ожидают звуковой или визуальной обратной связи на любое своё действие, воспринимая это как награду"
- взрослые, эм, тоже. Судя по современным играм. Проблема в том, что при этом нарушается долгосрочное планирование, и остается непрерывное ожидание "вознаграждений" за всё и вся.

——
Ребята, я понимаю, что современные родители всё тревожнее и тревожнее, и запускают "раннее развитие", потому что "после 3 уже поздно". И этот рынок будет расти, как и рынок антидепрессантов для детей. Но я совсем, совсем не уверен, что в конечном счёте это всё на пользу.

Ответить
Развернуть ветку
IntellectoKids
Автор

Здравствуйте! Спасибо за такой развернутый комментарий!
Давайте пройдемся по каждому пункту.

а) все дети разные, поэтому универсальную программу сделать невозможно. Да, даже в возрасте от 4 до 6 лет. Нет, даже если вам методолог говорит, что "ученые доказали"

Все дети действительно разные, но существуют национальные образовательные стандарты и программы, которые нацелены на "среднее" в зависимости от возраста ребенка. То же самое и с образовательными играми.
При этом когда каждый ребенок начинает заниматься по нашей программе, мы оцениваем его уровень знаний, чтобы грамотно поставить образовательные цели.

б) В целом, считается, что возраст до 7 лет характеризуется активным освоением физического мира(!) и родного языка(!). Вы опять хотите впихнуть английский? Еще раз добавить слова "three" и т.д. из которых ребенок запомнит почти ничего? Зато это прекрасно продается родителям, да - обучение английского до школы.

Это скриншот к игре по обучению математике для англоязычных детей, поэтому цифра три написана на английском. Добавить слово "три" - это мизерная часть обучения. Основной фокус обучения у нас совершенно на другом.

в) "Логическое мышление"? Омг, я уверен, у вас очередной вариант освоения арифметики. Вот давайте честно - для освоения примеров 2x3 существующих игр предостаточно. По сути, это единственное, что можно легко и осмысленно освоить до школы в игровом формате.

Действительно, сейчас очень много методик, перенесенных в цифровую форму. Мы стараемся сделать их еще лучше и увлекательнее, так как многие ресурсы, которые мы видели, кажутся нам скучными и не всегда понятными. По поводу развития логического мышления — такие игры существуют.
Мы стараемся, чтобы игры были нацелены не на запоминаение – а на понимание темы и на развитие разных типов мышления +любознательности.

г) "Он [геймдизайнер] может реализовывать самые необычные решения и идеи" - да, потому что почти что угодно можно попытаться продать родителям, как "оригинальную методику по обучению детей".

Не поэтому, а потому что необычные решения и идеи увлекают ребенка и делают игру более интересной и понятной, особенно это важно в образовательном процессе. Вы никогда не «продадите» ребенку скучную игру, А родитель просто отменит подписку, если игра не будет достигать образовательных целей.
Оригинальность методики у нас тоже присутствует, но исходит она не от геймдизайнера, а от тандема: методист + геймдизайнер.

д) "дети ожидают звуковой или визуальной обратной связи на любое своё действие, воспринимая это как награду"
- взрослые, эм, тоже. Судя по современным играм. Проблема в том, что при этом нарушается долгосрочное планирование, и остается непрерывное ожидание "вознаграждений" за всё и вся.

Да, во взрослых играх это тоже присутствует. Но нам кажется, что дети к этому более восприимчивы (исходя из нашего опыта), поэтому мы уделяем этому моменту немало времени при разработке.
Если есть какие-то научные работы, доказывающие, что именно подобное ожидание вознаграждений потом остается на всю жизнь, мешает в повседневности и т.д. - будем рады почитать и сделать выводы! 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Январев

Приятно, что вы добросовестно отнеслись к комментарию.
Давайте также отвечу.

а) > существуют национальные образовательные стандарты и программы, которые нацелены на "среднее" в зависимости от возраста ребенка

Теоретически, да, но 1) Практически - это школьные программы, со всеми вытекающими последствиями. 2) Существует разница между национальными программами. 
Дальше начинаются интересные вопросы - на какой уровень вы рассчитываете? на какую страну? какие навыки? почему вы уверены, что дети эти навыки осваивают?

Потому что пока описание и позиционирование выглядит как "мы поддержим развитие ваших детей" - что, естественно, не дает конкретики и вызывает подозрения.

б) > Это скриншот к игре по обучению математике для англоязычных детей, поэтому цифра три написана на английском.

Да, жаль, это было непонятно. 
Впрочем, у вас есть фраза "влюбляют ребёнка в арифметику, иностранные языки и другие предметы", так что воспринять обучение другому языку было естественным. Кстати, если вы ориентированы на англоязычную аудиторию - вы ей тоже предлагаете изучать иностранный язык? И какой? Или же это про русскую?

в) > сейчас очень много методик, перенесенных в цифровую форму. Мы стараемся сделать их еще лучше и увлекательнее, так как многие ресурсы, которые мы видели, кажутся нам скучными и не всегда понятными.

Вероятно, я не открою тайну, сказав, что другие ресурсы тоже пытаются сделать "лучше и увлекательнее". 
К сожалению, пока не видно ничего, чтобы подтверждало эту идею. Пока можно говорить только о хорошем уровне графики.

По поводу развития логического мышления — такие игры существуют.

Мы стараемся, чтобы игры были нацелены не на запоминаение – а на понимание темы и на развитие разных типов мышления

А можно... какие-нибудь доказательства? Кусочек методологии, например? 
Например - что вы подразумеваете под логическим мышлением? Для какого возраста его пытаетесь преподать? С каким результатом?

Вы преподаете классическую логику? С кванторами существования и всеобщности? Почему-то мне кажется, что нет. 

Тогда что? Адаптируете логические игры? Какие? Почему вы решили, что они учат логике так, как нужно?

Я вот преподаю игру в шахматы. Преподаю программирование. Я, конечно, могу заявлять родителям, что "я преподаю самый важный скилл 21 века...", но, честно говоря, это заявление больше пафосное, нежели реальное.

 Вы никогда не «продадите» ребенку скучную игру, 

Во-первых, если убрать с планшетов все игры, и оставить только образовательную, то ребенок в неё будет играть. Или у вас есть ощущение, что вы можете на равных конкурировать с классическими играми по увлекательности и погруженности? Я бы предположил, что в таком случае вы несколько переоцениваете свои результаты. Скорее, вы конкурируете с другими "образовательными" играми.

Но откровенно скучную конечно, нет, не продадите.

 А родитель просто отменит подписку, если игра не будет достигать образовательных целей.

А можно какой-то список образовательных целей? Хочется просто узнать, чему же вы всё-таки собираетесь научить. 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Январев

(2 часть, не поместилось)

г) > Если есть какие-то научные работы, доказывающие, что именно подобное ожидание вознаграждений потом остается на всю жизнь, мешает в повседневности и т.д. - будем рады почитать и сделать выводы!

Пожалуйста - вот про внешнюю и внутреннюю мотивацию:

"Отличались ли наиболее успешные участники олимпиады особым мотивационным профилем?...

...у наиболее успешных участников олимпиады вновь был обнаружен феномен доминирования внутренней мотивации над внешними ее типами. Напротив, менее успешные школьники продемонстрировали достаточно высокую выраженность всех исследовавшихся внешних типов мотивации – стремления угодить родителям, желания получить право поступить без экзаменов в вуз и честолюбивого желания соревноваться и быть лучше других. Все они негативно сказывались на результатах, хотя и не принадлежали к ярким типам контролируемой мотивации.

То есть менее успешные подростки в большей мере воспринимали олимпиаду как место борьбы за призовое место ради достижения славы, внешнего признания, поступления в престижный вуз на льготных основаниях, в то время как их более успешные сверстники относились к ней скорее как к интересному событию, ценному самому по себе, участвуя в котором можно попробовать свои силы и побороться, но прежде всего не с другими, а с задачей и самим собой."

Т.О.Гордеева "Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации"

или вот на dtf:

https://dtf.ru/gamedev/210062-pochemu-kvesty-i-dostizheniya-ubivayut-tyagu-k-eksperimentam-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-motivaciya-v-igrah

По моему опыту, лучше всего развивают игры-песочницы типа Minecraft, Roblox Studio или Scratch по причине того, что ребенок там может сам задавать себе цели... но, увы, они плохо вписываются на планшеты/телефоны. Во многом потому, что по своей природе планшет скорее устройство потребления, нежели созидания. Поэтому применительно к вашей мобильной игре задание внешних целей и постоянные одобрения (звездочки, звуки) представляются мне практически единственным вариантом, но, увы, я не могу его одобрить.

Ответить
Развернуть ветку
varan941

Есть разные понятия геймификация и полезный геймдизан. То что вы описали это геймификация - (звуки, анимации, награды и тп.) она нужна чтобы дети внимательней играли в игру/тренажёр. 

А вот полезный геймдизан может родить в ребёнке идею или мысль о том, зачем он вообще этим занимается и на сколько это полезно и интересно.

Я согласен что игры не могут пока полностью заменить стандартное обучение, но как мне кажется их главная цель, это именно подтолкнуть ребёнка к обучению.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Январев
 это именно подтолкнуть ребёнка к обучению.

Это - прекрасная идея!

Только я бы предложил:
а) не давать логическое мышление и иняз детям 4-6 лет. Потому что им рано.
б) использовать не игры с четкой структурой целей, а среды типа Scratch, Minecraft для создания ребенку творческого пространства. Не зря они используются в куче школ программирования - суть в том, что они поощряют создавать что-то самостоятельно.
Но и это - для детей от 7-10 лет. Зачем агитировать дошкольников?.... Рано им ещё.

Ответить
Развернуть ветку
Lonely Vasyan

Сделал бы уже кто-нибудь аналог халф лайфа или портала, только для детей. Чтобы физику и векторную алгебру на наглядных примерах изучать. А то все двадэ, да двадэ.

Ответить
Развернуть ветку
Энергетический волк

Мне уже скоро 25, но я не представляю как можно на портале изучить физику

Ответить
Развернуть ветку
toch.

Ну так потому что это становится ясно в 42.
Хотя я бы сам с удовольствием поучился физике в 3д игре, где наглядно показывается, как работают формулы, чтобы можно было их менять - и менялась физика в игре, и так далее. 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Болдырева

ну, какие-то аспекты можно (ускорение, там), но не фундаментально, конечно. Также тут будет проблема в том, что понимание-то придет, а вот почему так - объяснить будет некому. Поэтому придется все равно добавлять образовательности.

Ответить
Развернуть ветку
Вечный Петя

Помню Олег Ставицкий когда ушёл из игромании, тоже основал компанию, которая делала игры для детей. Интересно, как у него сложилось...

Ответить
Развернуть ветку
Artem Savotin

Спасибо большое за статью. Мы также взялись с командой за детскую игру и подходим к разработке максимально методично. Были бы рады пообщаться и принять в команду гейм-дизайнера с опытом разработаки детских игр для возраста 3-6 лет или просто получить консультацию. asavotin#5879

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Январев

Отписался в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор
Геймдизайнер в детской индустрии не просто придумывает игры, он создает полезные продукты

тут утверждается, что все остальные игры, кроме детских, являются бесполезными?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Таболова

Крокодилы бывают красные и зелёные. Красные крокодилы точно носят очки. Значит ли это, что все зелёные крокодилы очков не носят? В общем, нет) 

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор

по законам логики, всё так. Зачем тогда такая фраза? Хотелось бы узнать мнение автора по поводу полезности недетских игр.

Ответить
Развернуть ветку
IntellectoKids
Автор

Здравствуйте! Конечно же, мы не считаем, что остальные игры бесполезны. Далее по тексту идет объяснение: мы говорим о продуктах, которые обучают, т.е. это социально значимая сфера, поскольку имеет образовательный уклон

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Егор Соколов
Зачем
Ответить
Развернуть ветку
Читать все 21 комментарий
null