{"id":3871,"url":"\/distributions\/3871\/click?bit=1&hash=292fc509d11a742988c39c349359b8a7762b22888d88e9937ef05b31ded930cc","title":"\u041a\u0430\u043a \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d-\u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0435","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Анатолий Гвоздев

Нужен ли перезапуск "Вавилону-5"?

На днях Майкл Стражински, известный сценарист и комиксист, объявил о перезапуске своего величайшего творения – сериала «Вавилон-5». Казалось бы, ничего необычного – в наше-то время моды на ремейки, сиквелы и прочие переосмысления классики. Да и телевидение до «Вавилона» вроде как доросло… Но много ли ремейков классики выходило удачно? И вообще, насколько нам нужен новый «Вавилон»? Много ли шансов, что он не окажется бледной тенью великого сериала? Рассмотрим аргументы за и против.

Почему «Вавилону» стоит дать шанс

Мы до него доросли

Последние десять лет ознаменовались, среди прочего, модой на сериалы, которые с подачи «Игры престолов» стали серьезнее, дороже и масштабнее. Сложную и многоплановую историю с кучей раскрытых персонажей за несколько сезонов рассказать проще, чем за полнометражку. Да и прокатных рисков у сериалов нет, то есть они могут себе позволить оставаться более нишевыми. Сейчас его снять даже проще, чем тогда, тем более, технологии тоже успели вырасти. А денег явно будет достаточно для приличной картинки (стучим по дереву).

Но важнее не технологии, а идеи. «Вавилон» рассматривает множество проблем, от политических до философских. Нам показывают, как политики не могут толком подготовиться к грандиозной войне – не все в нее верят, а своих проблем вагон: Нарн не ладит с Центавром, в правительстве Земли зреет заговор, на Минбаре растут внутренние противоречия, террористы-ксенофобы, космические пираты и прочая нечисть мешает жить... Согласитесь, очень актуально. А что насчет эволюции персонажей? Эта тема актуальна всегда. Каждый герой совершает ошибки, чем-то жертвует, что-то теряет. Смехотворный дурачок Лондо Моллари вынужден принять страшное решение и жить с его последствиями. Джон Шеридан вынужден идти против своих вчерашних сослуживцев. Гарибальди разрывается между долгом и любовью. Эпикуреец Г’Кар превращается в мрачного пророка, с трудом не утратив самого себя. У всех свои внутренние демоны, и борьба с ними не менее важна, чем политические дебаты.

Столько всего между ними было - от прямой вражды до горькой дружбы...

Есть в сериале и то, что сейчас превратилось в социальную повестку. Несколько сильных женщин (Деленн, Иванова, позже Локли), афроамериканец (доктор Франклин) и даже ЛГБТ-нотки (между Ивановой и Талией Уинтерс). Да и трансформация Деленн в эту волну очень удачно укладывается. Клад для современного экрана!

Не обошлось и без разговоров о вечном, которые обычно мелькают в фэнтези, но здесь органично вплетены в научную фантастику (или наоборот). Темы предопределенности, пророчеств, таинственных вроде как божественных сил… Временные аномалии, например, здесь нужны в основном для размышлений об определении будущего – причем не столько в качестве эффекта бабочки, сколько в качестве инструмента для предсказаний. Прошлое влияет на будущее, или наоборот, или этот процесс взаимен? Пророчества – это гениальное прозрение, анализ прошлой и нынешней ситуации или просто инструмент для манипуляции, который сбывается благодаря массовой вере? Заглянув назад во времени, можно увидеть многое и на многое повлиять – особенно если знаешь, что именно произойдет и на какие кнопки нажимать – так поступил в третьем сезоне Джеффри Синклер, перейдя в прошлое в образе Валена, величайшего минбарского святого. Но в каком времени и в какой момент он повлиял на историю Минбара? Сложно ответить. Тем более, действовал он не один, а в составе Единственного – существа из трех личностей (Синклера, Шеридана и Деленн), связанных пророчеством в одного исполнителя. Единого в трех лицах – вот вам и прямая отсылка к Библии. О богах в сериале говорится не меньше – правда, они обернуты в научно-фантастическую оболочку древних пришельцев. Насколько сильно они на нас влияют? И насколько они нам еще нужны? Вроде ответ дан вполне прямой – мы выросли, и покровители с неба нам сейчас только мешают. Но без них что-то не то – надо же как-то развиваться, а как именно, решать теперь только нам… Тут и метафору взросления можно углядеть. И это еще не все…

Ворлонский посол Кош был макгаффином во многих сериях (и здорово достал всю станцию)

«Вавилон-5» здорово опередил свое время. В эпоху моды на ремейки, умные сериалы и социальную справедливость он вряд ли мог остаться в стороне. Даже странно, что с полки его достали только сейчас. Хотя в чем-то его можно и осовременить…

Современное прочтение классики от автора оригинала

Стражински обещал перенести в новый сериал все, что работало в старом, - и это прекрасно. Речь в первую очередь идет явно о вечных темах и реалистичных персонажах, да и главную (по его мнению) фишку – долгосрочное планирование – наверняка не забудет. Хотелось бы верить, что потрясающий грим тоже останется на месте. А вот техническую сторону модернизировать не помешает. Речь в первую очередь о спецэффектах – в оригинале они свою красоту не утратили (тем более, картинку недавно «причесали»), но состарились заметно. Сейчас спецэффектами даже на малом экране удивить сложно, но при должном бюджете и, может, каких-то новых визуальных решениях наш любимый сериал заиграет новыми красками. Чем плохо?

Спецэффекты "Вавилона" состарились красиво, но все же состарились

Но гораздо интереснее было бы увидеть техническое обновление антуража. Все-таки с девяностых технологии изменились, больше стало электронных сетей, социальных сетей и прочего киберпанка. Понимает голову киборгизация – уже разработан бионический глаз, ожидается первая операция по его имплантации, паралитиков ставят на ноги с помощью чипов, нейромеханическими протезами давно никого не удивишь – в общем, киборгизация тоже не за горами. Электронные сервисы везде. А также сенсорные экраны. И Интернет, отбивающий позиции у классических СМИ, – так что через двести пятьдесят лет знакомого нам телевидения, не говоря уже о газетах, явно уже не будет. А в «Вавилоне» они есть. При этом Интернета не видать – только видеофоны (прототип нынешних видеочатов, как-никак), бордель с голограммами (в полнометражке «Река душ») да что-то вроде Википедии, закачанное в станционный компьютер. Всего в одной серии появляется киборг, еще в одной – искусственный интеллект. Мобильные средства связи имеются в основном у службы безопасности, а видеоигры присутствуют только в паре сцен фоном.

Телепатов в качестве оружия тоже можно сюда приплести. Но их тоже не так много

А ведь где новые технологии, там и новые фобии, и новые привычки, правила этикета и прочее. Например, воспетая фантастами нескольких поколений видеосвязь оказалась вовсе не такой популярной – даже в чатах типа Zoom многие предпочитают не пользоваться камерой, оберегая личные границы. Да и польза от нее есть всего в паре случаев – при общении с близким человеком, с которым давно не виделись, и при онлайн-оказании определенных услуг для взрослых (и то в обоих случаях часто обходятся селфи). Как эволюционирует письменность, если сейчас мы общаемся не в последнюю очередь смайликами и стикерами? Конечно, это не «Черное зеркало», действие которого происходит практически в настоящем, а далекое будущее, которое предсказать сложнее… Но тем интереснее! Еще интереснее станет, если земляне начнут активнее осваивать инопланетные технологии – а то в оригинале таких случаев был минимум. Ну, в гиперпространство научились летать, кое-что из оружия переняли, еще пару вещей… Справедливости ради, инопланетные технологии показаны довольно скромно, быт братьев по разуму дан в общих чертах. Какую-то роль технологии играют всего в нескольких сериях, и это всегда что-то штучное, древнее и только что открытое. С повседневными гаджетами сложнее. Почему бы не исправить ситуацию?

Кто первым в этой вселенной додумался до гиперперехода, неизвестно. Но это одна из инопланетных технологий, которая нужна всем

Ну, и просто новые истории тоже хотелось бы посмотреть. У Стражински за прошедшие годы наверняка накопился вагон идей, достойных воплощения. Новые расы, сюжеты, конфликты… Хотелось бы!

На ТВ сейчас ничего подобного почти нет

Тогда, в девяностые, космоопер на малых экранах хватало: в разное время вышло сразу несколько «Звездных путей» (включая «Глубокий космос-9», основную идею которого, по всей вероятности, сплагиатили именно с «Вавилона», который Стражински предлагал еще в восьмидесятые), «Лексс», «На краю Вселенной», «Звездные Врата» и куча сериалов рангом пониже вроде «Звездной полиции». В разной степени масштабные, с красивыми, хоть и недорогими, спецэффектами, со своими конфликтами (пусть и не такими монументальными), со своими мирами. Не особо отставали и нулевые – чего стоят «Звездный путь: «Энтерпрайз» и «Звездный крейсер «Галактика». А сейчас с этим сложно: «Пространство» скоро уйдет со сцены, новые сериалы по «Звездному пути» не так популярны, как предыдущие, а почившие «Киллджои» и «Темная материя» пали жертвой скромных бюджетов. Сейчас выходит «Основание» по книгам Азимова, но настоящим ценителям жанра, согласитесь, этого маловато. Нужно больше дорогих и серьезных космоопер!

"Основание"

И сопутствующих продуктов

Мерчендайз выходил и к оригинальному «Вавилону». Но книги и комиксы не получили популярности оригинала, фигурки продавались почему-то как детские игрушки (с соответствующим качеством), а немногочисленные видеоигры были в основном модами на игры по тому же «Звездному пути». Только космосим Babylon-5: I’ve found Her еще кто-то помнит, но эта игра прошла уже давно. Проект гиперреалистичного симулятора пилота земного истребителя так и застрял на стадии демоверсии. Так почему бы не попробовать снова? Вряд ли выйдет что-то прямо культовое, но что-то интересное – вполне возможно. Скрещиваем пальцы и ждем, подавляя сомнения…

… о которых все же стоит поговорить

Опять ремейк классики? Не надоело еще?

Вот правда, сколько можно? Но дело даже не в самом факте ремейка, а в том, что получаются ностальгические возвращения, продолжения и так далее в лучшем случае никак. Да, есть отличный «Мир Дикого Запада», но фильм-оригинал был просто обычным боевиком. Есть глубокий и серьезный «Звездный крейсер «Галактика», но прототип, опять же, звезд с неба не хватал – это был просто небезынтересный, но проходной клон «Звездных войн». А «Эш против зловещих мертвецов» особо не напрягался – просто продолжил формулу тупорылого комедийного боевика с бензопилой и кучей нечисти. «Вавилону» же придется всерьез постараться, чтобы дотянуться до своей же планки. Особенно тревожно смотрится этот факт на фоне большинства экранных респаунов: вялое «Особое мнение», посредственные «Герои: возрождение» и так далее. Их первоисточники были сильными, неглупыми историями, а сами они выглядят как фанфики за не очень много денег. Да, Стражински со временем вроде не и испортился и вполне себе в форме, но это явно не совсем тот же человек, который еще в восьмидесятые сочинил, а в девяностые контролировал производство оригинального сериала. В лучшее верить хочется, но осторожно.

"Галактика" - один из редких ремейков, которые лучше оригинала (и один из немногих сериалов, достигших уровня "Вавилона"

Да и канал какой-то подозрительный

The CW (еее, «Сидаб»!) – один из главных поставщиков фантастики на американском ТВ. Но какой фантастики? Его флагманом вот уже десять лет остается телевселенная DC, которую даже фанаты пинают за неестественный драматизм, странный дизайн костюмов, качество, прыгающее вверх-вниз и другие косяки. Есть еще подростковая «Сотня», вызывающая истерическое хихиканье с первой же серии – прямо учебник по созданию нелогичного фантастического мыла. И этим людям доверили возрождать один из самых умных фантастических сериалов? Да и бюджеты у них явно не те. Конечно, под чутким контролем Стражински в полный трэш сериал вряд ли уйдет, а денег под крупный бренд могут дать и побольше. Но все же…

" Сотня" - самый известный космический сериал от "Сидаба". Бюджет на костюмах написан

Удастся ли вернуть атмосферу?

«Вавилон» стал для своих фанатов практически домом, а его обитатели – своими людьми (и не совсем людьми). И это заслуга не только сценария, но и режиссуры, и актерской игры, и обстановки. Удастся ли все это организовать в новом сериале? Только если найти нужных людей. Актеров точно придется набирать новых – те, что дожили до наших дней, уже не те. Какие-то второплановые роли или камео им предложить могут, но вряд ли больше. А новую кровь надо подобрать. И найти режиссеров, которые все организуют. Как ни радует возвращение любимого сериала, все равно пока что немного страшно. Потому что опасения построены на фактах. Но все равно хочется верить, хочется снова вернуться на родную космическую станцию и пройтись по знакомым коридорам в компании минбарцев, нарнов, центавриан и всех остальных. А если не выйдет – что ж, старый сериал у нас уже никто не отнимет.

Интересно, как он в новом сериале будет выглядеть?
0
3 комментария
Чорный Игаист

Похоже, здесь всем плевать на B5, кроме нас с тобой... Это ли ни показатель?

Ответить
Развернуть ветку
Entropy

показатель чего? Того что пост запощен в личном блоге с 0 подписок?

Ответить
Развернуть ветку
Чорный Игаист

Это был риторический вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null