Киноязык любовного настроения

Спустя 20 лет с премьеры в кинотеатры возвращается отреставрированная в 4К версия, широко известного в узких кругах, шедевра гонконгского режиссера Вонга Карвая “Любовное настроение”. Для кого-то это приятная возможность пересмотреть полюбившийся фильм, а для кого-то - познакомиться с творчеством этого талантливого режиссера. Здесь мы разберем самые яркие режиссерские приемы данной картины и то, как именно они работают на раскрытие персонажей или позволяют автору поиграть со зрителем.

  • Кадр в кадре

Суть этого приема в том, что кроме границ самого кадра, персонажей или действие, обрамляют еще и какие-то предметы в самом кадре : окна, дверные рамы, стены, лестничные площадки. В данной картине это стилистическое решение показывает насколько главные герои стеснены метафорическими рамками : социальными, нравственными. Они так и не решаются дать волю своим чувствам и желаниям в том числе и из-за этих самых ограничений.

Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
  • Ограниченность пространства

Фильм очень камерный, практически все действия происходят в маленьких квартирах, офисах, закусочных. В нем практически нет сцен на большом открытом пространстве, даже улочки показаны очень тесными и узкими. Этот прием работает на передачу атмосферы Гонконга тех годов, густо заселенного, где практически теряется понятие личного пространства.

Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
  • Эффект подглядывания

В многих сценах камера Кристофера Дойла подглядывает за главными героями. Через стекла, через прозрачную штору, через окна такси. Так Вонг Карвай одновременно и раскрывает ощущение персонажей и играет со зрителем. С одной стороны ( в связке с двумя предыдущими символами) это подчеркивает то, что герои связаны по рукам и ногам, у них нет права на личную жизнь. Ведь в любой момент кто-то может что-то увидеть и начнут ходить слухи, что так их пугает. С другой же режиссер заставляет самих зрителей чувствовать себя, в определенном роде, вуайеристами, которые не могут оставить героев в интимные для них моменты.

Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
  • Рифмованные сцены

Этот прием обычно используется, чтобы подчеркнуть прогрессию развития героя или отношения между героями. Вот пара едет в такси, мистер Чоу пытается взять за руку миссис Чен, но она убирает ее. Ближе к концу фильма сцена повторяется, но здесь уже героиня принимает это проявление нежности и сама сжимает руку своего спутника. Благодаря этому мы образно видим, насколько они стали ближе друг к другу, видим динамику их отношений и чувств.

Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
  • Отсутствие некоторых персонажей в кадре

Очень интересный момент, что супруги главных персонажей не показываются в картине, максимум силуэты со спины. Так режиссер еще больше запутывает зрителя в той игре, что затеяли герои. Это очень ярко выражается в сцене, где миссис Чен пытается выяснить есть ли у ее мужа любовница. Мужчину в этом диалоге нам показывают со спины и зритель может только догадываться ее ли это муж или мистер Чоу, реальный ли это разговор или очередная репетиция. игра. Ведь от этого очень сильно меняется восприятие сцены.

Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
  • Чеховские ружья

«Если вы в первом акте повесили на стену ружье, то в последнем оно должно выстрелить. Иначе — не вешайте его», Вонг Карвай отлично знает, что делать со своими “ружьями” и не вешает их просто так. Например тапочки миссис Чен, забытые в квартире своего соседа. Или еще более яркий пример : мистер Чоу рассказывает своему другу, что некоторые люди, у которых есть тайна, могут высказать эту тайну в дупло дерева, после чего закрыть его свежей землей и таким образом тайна навсегда останется там. И в конце фильм мы видим сцену, где маленький буддистский монах наблюдает за тем, как герой, дико устав хранить свою тайну, что-то проговаривает в стену, после чего уходит, а дыра в стене закрыта свежей землей.

"Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай
"Кадр из фильма "Любовное настроение" Вонг Карвай

Это далеко не все возможности киноязыка, которые использует Вонг Карвай в своем прекрасном фильме (здесь мы не говорили о игре с цветом, о музыке, о еде, циферблатах и еще о многом) но даже по ним можно понять насколько его подход к созданию картины виртуозный и творческий.

22
Начать дискуссию