{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ze Ron

Beholder. Страна невозможностей

Зазываю на стрим. Бухчу про серию. Без спойлеров.

У меня сложные отношения с серией Beholder.

Безумно люблю первую часть, испытываю теплые чувства ко второй (но только в первой её трети), про третью пока могу сказать не особо много - играл в Playtest, доволен картинкой, но не доволен технической частью. А ещё там управление похерили.

Понимаю, как это прозвучит сейчас, учитывая наши реалии, но... я когда-то влюбился в атмосферу первой части: пробирающее ощущение упадка, угрюмые жители, на лицах которых буквально отпечаталась жизнь в том мире, правильно подобранные декорации - словом, когда в игре слышался рокот ржавого полицейского фургона, сердце сжималось уже у тебя. Даже в те моменты, когда ты сам обрушивал «правосудие» на головы граждан.

Если кратко о сути, вы - Смотрящий (англ. Beholder): младший гос. служащий, который, наконец, сумел прорваться повыше, и теперь закреплен за муниципальным жильем. Официально вы заботитесь о доме и жильцах, неофициально... копаетесь в их грязном белье, чтобы выведать секреты, разоблачить предателей и написать на них донос. Всё во славу Великого Вождя.

Задача перед Карлом (так зовут главного героя) стоит весьма нетривиальная: подслушивать, подсматривать, выведывать, расставлять скрытые камеры и наматывать на ус - либо для того, чтобы выполнить свой гражданский долг, либо для шантажа или... для блага самих жителей.

Заботиться о потребностях своих подопечных - еще один (не)приятный бонус, доставшийся товарищу Штейну вместе с должностью, и именно это - главная цель игры.

Шесть квартир, множество историй.

Почти каждый постоялец, оказавшийся в этих стенах - своя особенная история со множеством возможных концовок: сегодня здесь поселится добрый доктор, завтра командированный моряк, а до них в квартире обитал тунеядец и просто неприятный тип, которого вы с радостью отправили на расстрел... чтобы потом сопереживать ему, пройдя дополнение. Впрочем, большинство историй тут не высечены в граните - но и разрешить их миром будет не так-то просто.

Пожалуй, это и зацепило лично меня, когда я только наткнулся на эту серию - несмотря на смерти и неудачи, раз за разом я возвращался в этот мир, ломал жизни, решал судьбы, и продвигался всё дальше. Пока, спустя десятки часов, все они не оказались у меня как на ладони.

Во многом, это заслуга Warm Lamp, создателей оригинальной дилогии: сами выходцы из России, они, создавая свой проект, попытались замиксовать в нем как наши современные реалии, так и байки времён СССР, приправив это сверху аллюзиями на ГДР. Какие-то из этих элементов бросаются в глаза сразу, хоть тот же образ местного вождя, в поисках других... придется слегка покопаться.

Впрочем, сатиры на современность тоже хватает.

Из-за подобной «родной» атмосферы судьбы жильцов кажутся более личными: главный герой не супергерой, от него мало что зависит, и повлиять он может только на тех, кто оказался в его скромной власти. Вы не можете сделать жизнь лучше для всех - зато можете спасти несчастную женщину от тирании её деспотичного мужа. Или спасти двух стариков, которых невзлюбил режим. А может не сделать ничего, обрекая их на смерть или мучительные страдания. Всё зависит от вашего взгляда на вещи.

...

А потом они сделали «Блаженный Сон». И, с этого момента, серия покатилась куда-то не туда.

Blissful Sleep

Дополнение к первой части отправляет игрока в недалекое прошлое, примерно за пару недель до событий основной игры: во времена, когда трава у подъезда была зеленее, а хозяйничал в нем Гектор Медина - старик, которого бюрократическая ошибка обрекла на скорую кончину.

Поначалу это дополнение кажется образцовым довеском к основной игре - уже знакомые персонажи в неизвестных доселе ситуациях начинают раскрываться абсолютно с другой стороны. Но потом проступают две огромные проблемы: (1) это приквел и (2) он начинает перекраивать оригинал.

Первая проблема очевидна: раз история происходит раньше, то и её персонажи наделяются сюжетной бронёй: пусть в «Блаженном сне» и можно, местами, вставить свое «но» в уже известные события, но колесо сюжета туго встряло в колею, и его уже из неё особо не вытащишь. Вторая же проблема...

Ладно, некоторая доля сюра была и в оригинале: Карла на его посту и в Матрицу заносило, и клонов из него клепали. НО - всё это было за скобками, в рамках секретных концовок и единичных гэгов. Тут же история, с первых минут, начинает разбавлять относительно приземленный сеттинг чуть ли не элементами фантастики и фэнтези: в одной из квартир прочно прописался фанат народной медицины, в другой молодой инженер создает BFG, а страна резко продвинулась в умении вычислять изменников родины настолько, что теперь достаточно теста ДНК. И всё это не на задворках - это основной сюжет. Который, впрочем, и сам вечно куда-то торопится, стараясь уместить множество событий в ограниченные рамки.

Приключения Медины не стали менее интересными на фоне основной игры - тут есть и нотка драмы, которая как раз меняет отношение к главной истории, и личная трагедия самого Гектора. Но, если оригинал пытался оставить историю в рамках бед обычных людей, то приквел предлагает нам следить за маскарадом фриков - любопытных, не спорю, но ломающих погружение напрочь. Впрочем, у главного героя есть крутой кот, и на него даже можно написать донос - это ли не повод сыграть?

Благо, вскоре последовал Beholder II - и оказалось, что странности ещё только начинались.

Beholder II

Признаться, я не был разочарован в серии, впервые запуская вторую часть - единичные промахи, неплохого, в целом, дополнения, не умаляли ожиданий от сиквела. И он даже давал на это надежды: новое место действия, разросшийся масштаб и интрига, которая касалась главного героя и его роли в этой истории.

Эван Редгрейв

Вы больше не Смотрящий, теперь вы чиновник! Нелёгкая заносит Эвана в самое сердце страны, в главное министерство - и его жизнь, как и у Карла, делится на две части: официальную, в которой он скромный клерк на службе Отчизны, и неофициальную - где он расследует гибель отца и некий заговор, развернувшийся на самом высшем уровне.

И тут... всё отлично. Первая треть Beholder II - лучшая треть Beholder II: как и в оригинале, пусть и на иной должности, главному герою приходится втираться в доверие и искать путь на вершину - делая это мирным путём или оставляя за собой реки крови. Сатира первой части здесь ощущается не меньше, а то и больше: мало того, что Эван оказался в живом муравейнике из карьеристов, так он ещё и работает в отделе приёма прошений граждан - месте, в котором хочется задержаться хотя бы для того, чтобы прочесть их все.

Это ещё довольно безобидное

Наверное стоит отметить - если первая игра была скорее стратегией, то тут это уже просто квест: игрок, в лице Эвана, больше не скован постоянными временными рамками оригинала и волен сколько угодно слоняться по локациям, общаясь с персонажами, ища полезные предметы, и правильно применяя их в нужные моменты. Некоторые из них (персонажей), при определенной напористости, просто выдадут ему задания, другие подскажут что-то насчет первых, а третьи и вовсе дадут доступ к необязательным активностям, оформленным в виде текстовых квестов.

Иногда такое встречается и по сюжету

В эти моменты игра раскрывается во всей красе: в отличии от Карла, Эван лишён веса, даваемого его должностью, поэтому ему приходится постоянно выкручиваться, подстраиваться и подставлять тех, кто пытается подставить его. Первый из трех этапов в Beholder II - отличное развитие идей оригинала, где мы снова следим за обычными людьми в необычных обстоятельствах, решая их судьбы так, как нам велит наш моральный компас.

Но, к сожалению, рано или поздно этот этап заканчивается, и главного героя переводят на более высокую должность. Я, кажется, обещал обойтись в тексте без спойлеров, но один себе всё же позволю. Внутри откровения насчёт всей остальной игры. Читать на свой страх и риск.

Содержание скрыто
Показать

Гигантская мясорубка, в которой перемалывают плохих сотрудников, отдел создания клонов во главе с безумным ученым, путешествия во времени и система всеобщего промывания мозгов, управление которой построено на ДНК главного героя. That escalated quickly. Нет, никакой подводки к этому в начале нет (кроме сцены в самом начале, которая не особо делает смысл по мере сюжета) - игра просто резко переходит от вполне себе приземленных тем к мировым заговорам и клишированным злодеям, один из которых хочет создать армию клонов, второй - замучить всех до смерти, а третий - провести массовый геноцид. И всё это на фоне тех же дневников отца Эвана, в которых рассказывается, без шуток, тяжёлая и трагичная история его решений, промахов и судеб, разрушенных этими ошибками.

Содержание скрыто
Показать
Кончились хиханьки-хаханьки с доносами за яблоки

Учитывая возросшую длительность: 4 часа оригинала против 10+ сиквела - под конец прохождения уже просто устаешь. Благо, если во второй трети история всё ещё цепляла хотя бы забавными персонажами, то третья в этом плане даёт лишь заходящие в тупик квесты и куда менее интересную, на фоне прошлых, работу, которую ты выполняешь уже не для того, чтобы почитать про весёлые тоталитарные истории, а просто для набора рейтинга и валюты.

Впрочем, пройти эту игру один раз можно - даже полтора, если захочется вернуться в самое начало и посмотреть, как можно было вывернуть историю. Но если первая часть цепляла интересным сеттингом и ситуациями, то сиквел порой слишком скатывается в будничную рутину.

Не буду много говорить про слона в комнате - графика и так бросается в глаза из скриншотов. Переход в полное 3D не пошел игре на пользу: если локации, выполненные в стиле модерн, хорошо смотрятся в трех измерениях, то персонажей стоило оставить плоскими. Примечательно, что игра режет количество массовки в версии на Nintendo Switch: коридоры на ПК заселены куда большим числом болванчиков.

Третья же часть в графическом плане... впрочем, смотрите сами. Хорошо, что вернулась к прежнему стилю. Про остальное сказать пока не могу.

А если вдруг захотите посмотреть, как удалось развернуть старую историю на новый лад - милости прошу (часов в 10 вечера по МСК). Выведем диалоги на кухне на новый уровень.

0
1 комментарий
Ze Ron
Автор

Начинаю, однако

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null