{"id":3887,"url":"\/distributions\/3887\/click?bit=1&hash=837dd690d7c77869b670b8efecc1250222db45ec03d51a911f9726c02a05c7c6","title":"\u0421\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442 \u043d\u0430 \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"629d35eb-0db2-5643-b6f7-bd3a6714a6eb","isPaidAndBannersEnabled":false}
Just Качан

История Ми-24: как советский вертолёт стал символом зла в массовой культуре

«Крокодил» поучаствовал во множестве военных операций и занял место «босса-вертолёта» в компьютерных играх. [Перезалив удаленной статьи.]

Нередко в фильмах и играх главным врагом предстаёт «босс-вертолёт» — как правило, это советский Ми-24. «Крокодил» принял участие в десятках конфликтов и состоял на вооружении многих стран. Каким образом вертолёт, чуть не уничтоженный партийной бюрократией, стал типичным символом зла в поп-культуре?

История создания и эксплуатации вертолёта

1960-е выдались для авиастроения прекрасной эпохой: тогда начали массово использовать крупные пассажирские самолёты, появились сверхзвуковые истребители, а вертолёты стали обыденностью. В то время армии со всего мира задумались о создании транспортно-боевых вертолётов, которые могли доставлять пехоту и вести огневую поддержку.

В США разрабатывался подобный вертолет фирмы Сикорского S-67. Но в США уже было развернуто производство легкого вертолета UH-1 «Iroquois», и другого средства перевозки отделения солдат не требовалось. На сам «Ирокез» иногда дополнительно устанавливались блоки неуправляемых ракет и пулемёты, но огневая мощь все равно была меньше, чем у боевого AH-1 «Cobra».

Sikorsky S-67

СССР тоже смотрела в сторону таких вертолётов. В те годы вертолета, способного перевозить отделение солдат, в советских десантно-штурмовых бригадах не было: Ми-4 скоро должны были списать, а попытка превратить Ми-2 в аналог «Литл Берда» оказалась неудачной.

Таким проектом решил заняться известный конструктор Михаил Леонтьевич Миль. Он смог зарекомендовать свой проект, однако нашлись его противники среди высокопоставленных чиновников Минобороны во главе с министром Малиновским. Он предпочитал боевым вертолётам традиционные средства вооружённой борьбы.

Нужно посадить главного конструктора на вертолет и отправить на нем повоевать, чтобы он сам убедился, какую ерунду предлагает

Малиновский Родион Яковлевич

В 1967 г. Миль уговорил обсудить свой проект первого заместителя министра обороны Гречко — тот с пониманием относился к идее вооружённого вертолёта. Конструктор получил поддержку.

Однако в то же время свой проект предложил Николай Камов: он разработал вооруженную версию успешного Ка-25. Модернизация существующего вертолёта дешевле, чем создание нового — это стало ещё одним препятствием к реализации идеи Миля. Проект планировали сворачивать, но благодаря поддержке главы ЦНИИ-30 генерала Молоткова разработку нового советского вертолёта одобрили.

ОКБ быстро подготовило два предложения: первое — вертолёт семи тонн с одним двигателем ТВЗ-117, второе — по вертолёту массой 10,5 тонн с двумя такими же двигателями. В итоге выбрали второй вариант из-за его возможности нести большую боевую нагрузку и лучших лётно-технических характеристик. На него установили новый ПТУР «Штурм».

Ми-24А

Этот вертолёт получил кодовое название «Крокодил». В формулировке НАТО его прозвали «Hind», что в переводе с английского означает «Лань».

Отдельная особенность модели — устройство кабины пилота. В ОКБ она получила неофициальное название «Веранда». На неудобства кабины жаловалось множество пилотов, и из-за этого в модификации Ми-24Д спроектировали принципиально новую носовую часть. Лётчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях.

Также пилоты говорили, что на некоторых режимах полёта им не хватает запаса путевого управления. Эту проблему решили в 1974 году переносом рулевого винта с правого борта на левый. В итоге винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли. Но зато за счёт изменения направления вращения его окружающая скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта. В результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так Ми-24 приобрёл свой облик.

Ми-24В

31 января 1970 года скончался от инсульта Михаил Леонтьевич Миль — он не дожил до начала эксплуатации и триумфа вертолёта Ми-24. Из-за его смерти работа над проектом приостановилась. Спустя полгода после кончины Миля работу над проектом продолжил новый генеральный конструктор ОКБ Марат Николаевич Тищенко.

Марат Николаевич Тищенко

Самой массовой модификацией является Ми-24В, созданный для ведения боя с танками. Было выпущено более тысячи вертолётов этой модификации. Также разработали противолодочный Ми-24М, противопехотный Ми-24П и корректировщик Ми-24К.

На экспорт для стран не входивших в ОВД вертолёт поставляли под кодовыми именами Ми-25 (экспортный вариант Ми-24Д) и Ми-35 (экспортный вариант Ми-24В).

Этот вертолёт используют в 57 странах — преимущественно в Азии, СНГ, Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Количество вертолётов Ми-24 в авиапарке ВВС России превышает количество других ударных вертолётов Ми-28 и Ка-52.

Впервые «Крокодил» появился на поле боя в 1978 года в ходе Эфиопо-сомалийской войны. Им управляли кубинские летчики, нанося удары по пехоте и технике сомалийского генерала Сиада Барре. Затем во время гражданской войны Ми-24 использовались правительственными войсками.

Вертолёт стал особенно известен во время Афганской войны. Тогдашние «двадцатьчетвёрки» не были готовы к ведению боя в горной местности против пехоты. Пришлось облегчить броню некоторых вертолётов и заменить противотанковое оружие на противопехотное. Крупной проблемой стал и ПЗРК «Стингер», который ЦРУ поставляло моджахедам.

После вывода советских войск из Афганистана вертолёт поучаствовал ещё во множестве войн как на пост-советском пространстве (например, в Чеченской войне), так и по всему миру (например, во время гражданской войны в Ираке).

«Крокодил» в культуре

Впервые «Крокодил» «появился» в Рэмбо: первая кровь 2. Это был переделанный под Ми-24 французский вертолёт Aérospatiale SA 330 Puma. Этот же вертолёт использовали в Рэмбо 3 и Красный Рассвет как копию «Крокодила». Тогда не было про-западных стран, где можно было достать Ми-24, поэтому при создании фильмов приходилось выкручиваться.

В те годы вертолёт, способный перевозить пехоту и нести тяжёлый огонь, был одним из главных страхов Минобороны США. Поэтому этот вертолёт стали в фильмах как транспорт антагонистов.

После распада СССР Ми-24 появися в фильме «Самолёт президента». В картине моделью пользовались террористы из Казахстана. В дальнейшем «Крокодил» стал появляться во множестве западных фильмов, например: Хитмэн, Крепкий Орешек 5, Кровавый Алмаз, 5 дней в августе и Неудержимые 2.

Крепкий орешек 5

В игровой индустрии Ми-24 впервые заметили в игре Rambo 3 1989 года. Тогда он был финальным боссом. После этого вертолёт стал несменяемым «боссом-вертолётом» в играх.

Rambo 3: The Game 1989

Увидеть этот вертолёт в можно в игре Metal Gear Solid 1998 года. Его использовал главный злодей Ликвид Снейк. В игре модель была промежуточным боссом. Затем этот вертолёт побывал «в гостях» у таких игровых серий как Call of Duty, Battlefield и STALKER.

Metal Gear Solid 1998 A Hind-D?! Colonel, what's a Russian gunship doing here?

Вот такая история вышла про вертолёт, который чуть не сгубила смерть главного конструктора и бюрократия Минобороны СССР.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Techtraveling ru

Спасибо за статью!

Когда-то давно делал такую же, только про соперника «Крокодила»:

https://dtf.ru/games/52206-indeec-neudachnik-vertolet-rah-66-comanche-v-kino-igrah-i-kulture

Ответить
Развернуть ветку
Sendor

Вот только в армии «Крокодил» не прижилось. В авиации его так не зовут, а прозвище это дало СМИ.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пастухов

А какое имя прижилось? Просто интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Sendor

Да впрочем никакое). В большинстве случаев звали «двадцатьчетверка» , «Ми-24».

Такие имена как «Лань», «Барабанщик» и т.д у нас не употреблялись. Если всё верно помню.

Информация от бывшего лётчика Ми-8, сейчас являющегося сотрудником ED(Eagle Dynamics)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sendor

Всё верно) Я вроде не утверждал, что наши должны кодовые названия НАТО использовать. Скорее просто подчеркнул.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sendor

Благое дело!)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пастухов

Благодарю.

Ответить
Развернуть ветку
Ottis

помню бросил играть в дивижн когда узнал что там босс вертолет. Считаю это самой настоящей бездарностью и импотенцией у разработчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Привычный Влад

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
kerokero

https://dtf.ru/255643 - удалено, но можно послушать (кек).
https://tjournal.ru/408611 - живое.
Автор вроде тот же.

Ответить
Развернуть ветку
Just Качан
Автор

он самый

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ботов

Мой дядя в Афганистане служил,ДШБ ,инвалид (((в коляске( електронику чинит,в игрухи играет, грит иногда за рюмкой чая,что Ми-24 помог ему, когда душманы напали на блокпост,та,что от меня честь и хвала и вертолётчикам и вертолету Ми -24

Ответить
Развернуть ветку
Pe40nkin
вертолёт, способный перевозить пехоту и нести тяжёлый огонь

Шо?

Ответить
Развернуть ветку
Pe40nkin

Текст выглядит как перевод промтом с английского и требует вычитки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Just Качан
Автор

@Блогосфера нужен репост

Ответить
Развернуть ветку
Типичный украинец

О, босс вертолет собственной персоной

Ответить
Развернуть ветку
rayzerz

Savage из gta 5

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 20 комментариев
null