{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Артемий Козлов

Туман и память. Как The Elder Scrolls III: Morrowind играется в 2022

Неудобства, неизвестность и непроглядное.

В The Elder Scrolls 3: Morrowind не осталось неизученных мест. Интернет знает каждую хитрость, каждый текст и диалог, каждый костыль, подпирающий игру, которая в 2002 году казалась невозможной, проходит основной сюжет за две минуты и записывает мемные трэп-альбомы. Даже те места, которых нет на карте, легко обнаруживаются и вскрываются через редактор Construction Set.

Morrowind часто вспоминают, но в нее мало играют. Считается, что эта игра заложила основы для новых Fallout и Skyrim, но сама по себе “плохо состарилась". Тем интереснее сегодня запускать ее впервые.

Ну, почти. Совсем впервые я запустил Morrowind, когда мне было 9. Сошел с корабля и создал себе персонажа — беловолосого норда. Меня впечатлил польский сериал, который тогда случайно увидел по телевизору за завтраком. Что там было— не помню, помню только голую женщину и человека с мечом, которого звали Геральт. Это было мое первое знакомство с “Ведьмаком”.

Мой Геральт расписался в бумагах об освобождении из тюрьмы (игры этой серии принято начинать с тюрьмы), получил задание (найти Кая Косадеса и поступить к нему на службу) и вышел в мир.

Мир в Morrowind всегда начинается с деревни под названием Сейда Нин. Художник Марк Баллок рассказывает, что начинал строить ее с маяка. Вокруг пристроились деревянные рыбацкие лачуги, чуть дальше — более основательная, почти тюдоровская архитектура. Идеальный баланс привычного и странного: маяк заманивает к себе путешественников, а домики с картинок про британское Средневековье тонут в болоте и готовят почву для всего, что мы увидим дальше.

Тогда я, конечно, ни о чем из этого не думал. Меня куда больше занимал туман, который окружал деревню со всех сторон, а вернее — то, что в нем прячется. Каждый раз при загрузке игры на экране крутятся портреты монстров, с которыми игрок (однажды) (может быть) столкнется. Тощие алчущие с растущими отовсюду когтями и толстенными губами, сросшимися в одно безобразное сосало. Похожие на разросшихся миног квамы. Костяные лорды, одетые в мантии скелеты, но непонятно чьи — две пары рук, маньеристские длинные шеи, чудовищно длинные пальцы, которыми, мне казалось, можно защекотать до смерти.

В итоге путь Геральта закончился всего в паре шагов от начала. Эта инкарнация Нереварина так и не рискнула заглянуть в туман, и навсегда осела в уютном болоте под названием Сейда Нин.

Дальше было много попыток вернуться, и каждый раз удавалось зайти чуть дальше. Со временем я чуть осмелел и обнаружил, что в двух шагах от меня все это время был силт страйдер — еще одна местная диковина — десятиметровый транспортный жук. Если заплатить возчему десять с чем-то монет, он моментально и без страха отвезет тебя к Каю Косадесу.

Кай Косадес ждет в городе Балмора, и в Балморе, как и в Сейда Нин, все еще много знакомого. Например, магазины. Однажды я — уже не Геральт, а темный эльф Иллидан с лицом и прической как на обложке игры — придумал себе способ разбогатеть. Игрок в Morrowind может войти в каждую дверь, а вот другие персонажи так не умеют и если нападать на них в помещении, те не смогут сбежать или позвать стражу. Пользуясь этим, Иллидан прикончил всех домоседов Сейда Нин и сдал их вещи балморскому торговцу Ра’Вирру. Как потом выяснилось, среди популярных способов сломать Morrowind этот — один из наименее эффективных, но мне хватало.

Иллидан зашел в избушку и увидел человека.

Другая знакомая штука — гильдии. В Балморе можно вступить в гильдию воинов, магов и воров. Они дают задания, игрок их выполняет, получает награды и растет по званию. Первое задание гильдии магов — прогуляться вдоль озера недалеко от Балморы и собрать образцы местных трав. Первое задание гильдии воинов — убить крыс в подвале одной из горожанок. Первое задание гильдии воров — украсть у хозяйки алхимической лавки бриллиант. Ничего сложного, но Иллидан смог выполнить только одно из трех — воровское. И то, он предпочел честно выкупить бриллиант за деньги, заработанные домашним разбоем. Подземелья и туман пугали психопата не меньше, чем Геральта.

Проведя за такими набегами часов 40, я все еще ни черта не знал о Morrowind. Я не был в Альд’Руне, построенном внутри и вокруг панциря гигантского древнего краба. Я не видел грибных городов Телванни, по которым лучше не гулять, не зная левитации. Я не спускался в двемерские руины, даэдр видел только на тех самых картинках с загрузочного экрана. Слово “Нереварин” я видел в рецензии из Game.Exe, но само оно мне ни о чем не говорило.Еще на тогдашних игровых форумах каждую неделю по расписанию запускали спор: что лучше — Morrowind или ее современница Gothic? Нагулявшись между Сейда Нин и Балморой, я занял позицию: “Готика” все-таки лучше.

Сегодня, спустя почти 20 лет, я восполняю пробелы. Ощущение, будто я все тут видел и знаю, держалось максимум час — несмотря на годы осмысления в народе, эта игра не перестала быть загадкой. А фраза “Как в Morrowind уже не делают” — мало того, что страшное клише, так еще и неправда. Так и раньше не особо-то не делали.

Туман правит миром. Вварденфелл (так называется субконтинент в провинции Морровинд, куда вас отправляют по сюжету) укутан им целиком. Если не использовать фанатские модификации, все, что дальше метров сорока, скрывается в бледном мареве.

Уже в Oblivion, следующей части The Elder Scrolls, можно из любой точки увидеть хоть противоположный край провинции, если забраться повыше. Первое, что мы видим, выходя из стартового подземелья — эльфийские руины и впечатляющую громаду Имперского Города. Идти туда пока не надо, но — можно. Чтобы создать видимость свободы, Oblivion уже как абсолютно современная игра с открытым миром обращается к глазам: дальние горизонты цепляют взгляд достопримечательностями-лэндмарками, и даже если ничего не знать о мире, можно с первых минут примерно понять, о чем он и куда здесь стоит сходить.

Morrowind же еще не успела прийти к такому формату. Туман диктует облик мира, а также правила игры. Вряд ли туман подразумевался здесь сразу как особенность климата и способ прятать интересное и жуткое — это все-таки не Silent Hill. Он скорее как “туман войны” из стратегий и следует из устройства игры. В 2002 году и так мало какой компьютер мог потянуть игру, а Xbox-версии приходилось незаметно перезагружать консоль на фоне, чтобы освободить место в 32 мегабайтах оперативной памяти. Низкая дальность прорисовки на тот момент — необходимый компромисс, чтоба игра хоть как-то работала.

При этом вся Morrowind построен вокруг этого ограничения. Сегодня туман можно рассеять, что нередко рекомендуют на фанатских форумах. В этот раз я запустил игру через OpenMW — движок с открытым кодом, который в том числе позволяет увеличить дальность прорисовки и придать Вварденфеллу облик современного открытого мира. Я смело ступил из Сейда Нин, свернул по указателю к Балморе и прошел мимо имперского села Пелагиад — по пути не было хороших обзорных точек, но даже с низин игра порой выглядела лучше Oblivion. Но дойдя до Балморы, я вернул туман на место.

Балмора в тумане

По первому заданию Кая Косадеса нужно спуститься в руины двемеров — одной из вымерших народностей Вварденфелла — и достать оттуда древнюю головоломку. Разумеется, в прошлых прохождениях я этих руин не видел. Мужчина, которому нужна была головоломка, будто специально описал дорогу к руинам так, чтобы тогдашний я не захотел никуда ходить: выйди из города, поверни, потом, не доходя до форта, еще раз поверни, дальше топай вверх по склону, пока не доберешься до моста через фойяду (так здесь называют русла лавовых рек)… короче, это описание обещало приключение — далекий, волнующий путь через незнакомые земли, а к приключениям Иллидан однозначно не был готов.

Проматываем на сегодня. Те руины я увидел уже на подходе к Балморе. Это высоченная гора, с торчащими из нее ржавыми башнями, которую теперь видно отовсюду из города — абсолютно не та далекая цель, что я себе рисовал. В “сыром” прохождении я не узнал бы об этом месте, не прийдя в него по указаниям. С “исправленной” же дальностью прорисовки руины превратились в тот самый “лэндмарк” из современных открытых миров — место, которое манит издалека и подразумевает честное испытание с хорошей наградой для каждого прохожего.

Балмора вышла из тумана. Руины — во-о-он они торчат.

И если бы я поддался инстинктам и спустился в эти руины ради интереса, то наверняка бы расстроился. Запутанные коридоры, половина которых ведет в тупик, горы пока не пойми зачем нужной добычи и двемерские роботы, готовые стереть в порошок всякого, кто чрезмерно любопытен и недостаточно подготовлен — это однозначно не честное испытание с хорошей наградой, которого я мог ожидать по старой (новой?) привычке.

Тут стоит упомянуть, как странно Morrowind играется. Она выглядит как экшен от первого лица, но при этом любой удар или попытка что-то наколдовать может обернуться случайным провалом. Даже если вы навели прицел куда надо, даже если видели, как топор вонзается в монстра — промах, бывает, не повезло.

Возможных причин тому много. Morrowind вышла между двумя эпохами: классические ролевые игры вроде Baldur’s Gate уже выдыхались, а до Mass Effect было еще долго. При этом высокоуровневые решения по Morrowind принимали два жутко непохожих человека: опытный настольщик и строитель миров Кен Ролстон поддерживал идеалы классических ролевок с бросками кубиков, а человек-зажигалка Тодд Говард толкал проект в сторону современных “погружающих” в себя миров, какими в итоге стали Oblivion и Skyrim.

Только это совсем не та ситуация, когда несогласие двух авторов рушит игру. Удивительным образом в Morrowind все сошлось. Сражений в Morrowind много, и они абсолютно неинтересные в моменте, но в игре такого формата у них вполне конкретная роль.

Во-первых, они создают трение. Враги здесь не подгоняются под силу игрока как в Oblivion и Skyrim, и перспектива встретить непосильного крокодила-даэдрота (на существование которых снова намекают картинки с загрузочных экранов) заставляет думать перед каждым поворотом.

Во-вторых, сам момент стычки не так важен, как подготовка к нему. Подземелья длинные, а здоровье и мана не восстанавливаются сами — нужно носить с собой запас зелий и свитков, чтобы поддерживать себя в ресурсе, или разворачиваться и возвращаться в город на полпути. Еще можно подхватить от кого-то болезнь или столкнуться с запертой дверью или просто заблудиться. К счастью, обо всем этом предупреждают, прежде чем отправить куда-либо. Мол, ты артефакт мне принеси, но не забудь набрать таких-то лекарств, а то кранты. В Morrowind нет ресурсов важнее информации.

Тут до меня дошло, в какую игру я на самом деле играю: Morrowind — это археологический детектив.

Чем дальше от Балморы, тем сильнее я ощущал, будто в этой игре слишком много всего. Слишком много персонажей без роли, комнат без истории, подземелий без кульминации. Это нормально — объекты в мире кажутся бессмысленными ровно до тех пор, пока на них не укажет чей-нибудь квест.

Вообще, это очень жизненно . Если мы попытаемся залезть в чужую квартиру без приглашения, нам вряд ли будет там интересно (а вот отхватить можно вполне). Точно так же как вы вряд ли полезете знакомиться к прохожим, пока не узнаете о них побольше. Мир Morrowind не рассчитан на то, что игрок будет ходить по нему и ощупывать каждый камень. Игрок не обязан ввязываться в каждый бой, спускаться в каждое подземелье. Туман заботится о том, чтобы скрыть все лишнее — вас должно заботить только то, что сейчас в непосредственной близости. Да и то не всегда. Эта игра будто и не ожидает, что вы зачистите ее всю.

Прежде чем найти в Morrowind что-то интересное, надо сперва об этом узнать. Семенами знаний здесь бомбардируют на каждом шагу. Диалоги устроены как гипертекст, в котором по каждому термину можно кликнуть и узнать что-то новое. Чтобы попасть в место, не привязанное к машрутной сети силт-страдейров, лодок и телепортеров гильдии магов, нужно либо следовать придорожным указателям (в дорогах здесь действительно есть практический смысл!), либо устным указаниям от собеседников. Картинки тоже имеют значение: снова экраны загрузки, да и сам облик мира подталкивает к поискам ответов. Над Вивеком висит огромный камень — почему он там? Почему в нем дверка? Если в нем дверка, то в нем кто-то живет? А если живет, то туда можно как-то попасть?

В самом начале, если пойти в Балмору к Каю Косадесу пешком, по дороге встретится женщина, которую ограбил чрезмерно обольстительный бандит. Если ей помочь, она посоветует пообщаться с кем-то из ее друзей в Тель Браноре. Что это, где это и как туда попасть — непонятно, но крючок в голове остается. Ага, Тель Бранора, это место, которое где-то есть.

Скриншота с Тель Бранорой у меня не было, поэтому вот красивый Тель Арун.

Со временем такие зацепки будут копиться. Сам Кай Косадес при встрече порекомендует поработать на какую-нибудь из гильдий, прежде чем взяться за основной квест. Задания гильдий как правило, простейшие (дизайн побочных миссий — это та область, где следующие The Elders Scrolls однозначно научились давать ДРАМЫ), но самое важное, что они делают — показывают какое-то место, где мы еще не были, и наделяют его смыслом. Двемерские руины кажутся мусорным подземельем, пока мы не узнаем, что в нем надо найти ту самую шкатулку, и зачем она нужна. Или кантоны Вивека видятся копиями копий, пока нас не отправят забрать конкретную книжку из конкретного книжного с редкими книжками.

А книги — о, книги! Morrowind окончательно пустил в меня корни, когда я вздумал прочесть очередной фолиант, за которым меня отправили на другой конец Вварденфелла. Это была легенда о двемерском якобы-големе, которого эльфы-кимеры попытались использовать в войне против его создателей. Дальше было так: “Ага, двемеров знаю, а кто такие кимеры?” — и начал на полном серьезе ходить по книжным и библиотекам и скупать все тексты, касающиеся истории Морровинда. Здесь тоже происходит интересная штука: эти тексты можно было бы уложить в журнал (см. кодекс в Mass Effect), но вместо этого эти инструменты ворлдбилдинга становятся инструментами ворлдбилдинга второго порядка. Выбор книг в комнате персонажа, эта витрина, умбертоэковская антибиблиотека, говорит, что интересует хозяина полки или чью точку зрения он поддерживает. Книги здесь редко содержат объективную информацию. Неудивительно, что фанаты The Elder Scrolls так сходят с ума по лору.

В плане построения вселенной Morrowind — полный антипод Dark Souls. Чтобы создать пространство для спекуляций и полета сознания, последняя оставляет массивные пустоты. Недосказанность и обрывки информации позволяют игрокам самим трактовать происходящее и дополнить мир до своего канона. Morrowind же, напротив, оперирует избытком. Morrowind наполнена историческими документами, комментариями к этим документам, сносками, мнениями, опровержениями, противоречащими друг другу оптиками и временными парадоксами (так, согласно официальному таймлайну каждая из шести противоречащих друг другу концовок TES2: Daggerfall — канонична). Недостача и избыток внезапно дают похожий результат — предыстории обеих серий в конечном счете обсуждают годами.

Альд'рун

Недавно меня не на шутку взволновало, почему в местной архитектуре нет окон (не считая крохотных иллюминаторов в жилищах Хлаалу), и почему они есть в Морнхолде и домах поселившихся на Вварденфеле имперских колонизаторов. Я так серьезно взялся за исследование этого вопроса, что он превратился в мой новый главный квест.

Если современные открытые миры раскрываются через видимое, то Morrowind обращается к памяти — картина мира рисуется в голове, а не перед глазами. Устройство дневника с заданиями эту особенность подкрепляет. Вместо аккуратного списка квестов, все задания уложены в единую хронологию — герой записывает все странное, вопиющее и любопытное в порядке обнаружения, с датой, прямо как настоящий дневник.

В дополнении Tribunal разделение записей по квестам все же добавили, но сперва я об этом не знал. Чтобы вспомнить, на чем я остановился в одной из брошенных когда-то миссий, мне пришлось прочитать по диагонали половину дневника и вспомнить заодно весь свой путь вплоть до здесь и сейчас. Это меняет буквально все. Когда события в жизни героя четко разбиты по чеклисту, законченные дела просто вычеркиваются и забываются. Здесь же даже само понятие “квест”, раскладывающее жизнь на дискретные кусочки работы, не фигурирует до какого-то момента. Даже незначительные в координатах манчкиской логики отвлечения навсегда вписываются в личную хронику.

Morrowind устроена как ящик с интересностями. Самой ценной наградой за задания часто оказываются не материальные призы, а ключи ко все новым и новым ее отсекам.

Эта особенность по-особому окрашивает отношения с миром. Например, в ней не так-то просто обращаться с NPC как с мясом, пусть даже ведут они себя как куклы. Morrowind часто отмечают за возможность убить каждого NPC, но смерть любого, даже мнимого статиста означает потерю знания, которым он может обладать. Даже когда мы становимся перекачанным полубогом, убивающим каждого встречного с полпинка, роль убийцы-завоевателя кажется наименее привлекательной из всех.

Даже путь к божественности тут лежит через знание. Morrowind позволяет перековать тело героя как вздумается, но поначалу оно медленное, неловкое, промахивается в трех случаях из трех. Первые заклинания и зачарованные артефакты позволяют заглянуть в вероятное будущее — в нем вы ходите по воде, летаете, прыгаете на километры вперед и таскаете на спине тонны камней. Делают они это с весьма трикстерским злорадством. Первый свиток на бонус к акробатике отправит вас так высоко, что вы разобьетесь о камни. Первая зачарованная на скорость обувь называется “ботинками ослепляющей скорости” и они, так точно, ослепляют (а если вы хаджит или аргонианин с лапками, то и надеть их не сможете). Но сперва вы понимаете как приструнить эти эффекты, а потом начинаете конструировать свои…

Сейчас все эти секреты успеха можно нагуглить, также как и прочесть по википедиям все книги, удобно разложенные по категориям. Это хороший способ срезать путь, но все же — очень не то. Осваивать Morrowind с чистого листа — опыт болезненный, поскольку не всякий сможет пробиться через слои цифр и олдскульно-ролевых абстракций, прежде чем увидеть в них живую вселенную (простите за клише, к этому абзацу я немного устал). Но если пробиться — начнется Процесс. Выученные привычки отступают, мир перестает ощущаться вместилищем для списка дел, и снова становится миром, а вопрос “почему так неудобно?” перестает волновать. Удобно — это для кого? Я сюда играть пришел или квесты пылесосить?

Примерно так Morrowind выглядит у меня в голове спустя сколько-то десятков часов чтения книг и хождения по квестам. Скриншот из Outer Wilds — не смотрите слишком близко, там могут быть спойлеры

К слову о “таких игр уже не делают”: по устройству археологической драмы Morrowind очень напоминает Outer Wilds. Точно так же она ставит во главу процесс познания. Ее так же можно “вскрыть”, проспойлерить разгадку и тем самым превратить в абсолютно тривиальное механическое испытание. Но как и Outer Wilds, Morrowind пересказом не убьешь. Погоду делают нюансы, а их так запросто не перескажешь. Если вы хотите узнать, какими еще могут быть игры с открытым миром, вам стоит изучить эту избыточную, небрежную, дикую игру, в которой нужно много читать, а все прекрасное приходится отвоевывать у тумана.

Процесс поиска разгадки интереснее готовых выводов. Тем более, что выводы почти всегда далеки от правды, правда неуловима, а если приходится выбирать между “Готикой” и “Морровиндом”, я предпочту не выбирать вовсе.

Если понравился текст, на меня можно подписаться в телеграме, где я точно так же хожу вокруг да около разных волнующих вещей.

0
510 комментариев
Написать комментарий...
Razamanaz

Играется великолепно (по крайней мере, лично для меня). Скачал уже готовую сборку FullRest, установил на стим-версию, выбрал только лорный оригинальный контент и всё! Весь декабрь и январь провожу в Морровинде, наиграл около двухсот часов (тридцать из которых посвятил внутриигровой литературе). Бумаги Каю Косадесу до сих пор не донёс.

Ответить
Развернуть ветку
Авиационный цветок

Какой же там красивый свет, даже в оригинале. Я выставляю дальность прорисовки чуть больше чем обычно через MGE, но туман оставляю. Получаются те же чувства что и в 2004 году. Теперь хочу VR попробовать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Козлов
Автор

Красиво!

Ответить
Развернуть ветку
Yes, Your Grace

А что за сборка? Типа lore-friendly?
А с боевкой всё также грустно? Меня вот она в основном от морры отваживает вот уже пятнадцать лет...

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Сергей Соколов

Второй скриншот если обработать чутка фильтрами и добавить небольшую размытость\размазанность - получится картина масками :D

Ответить
Развернуть ветку
xikku
Ответить
Развернуть ветку
Ник Лежневич

Типичный Казахстан be like:

Ответить
Развернуть ветку
Labanshee

Напомните, это Morrowind или Oblivion в народе считается как игра "не очень"?

В обе сам не играл, так что не бейте)

Ответить
Развернуть ветку
TROMlion

Обливион. Не заслуженно

Ответить
Развернуть ветку
194 комментария
Maxim Yurin

Обливион. Морровинд же - это бессмертная классика уже.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Мать Героиня

Обливион. И заслуженно

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Diffusion of the flesh

Arcania

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Соколов

Обливион так себе.

Ответить
Развернуть ветку
Явный супер_стар

Скайрим

Ответить
Развернуть ветку
Олег Максимов

Только обратил внимание, что в HoMM, и в свитках первые 2 части никто не вспоминает, 4 считается не очень, а 3 и 5 - классикой

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Vikharev

В тред призывается классический скриншот с обсуждением Морровинда поклонниками Даггерфола!

Кстати, помню журнальные рецензии тех лет на Морровинд - сквозь восторг, у многих авторов сквозило то самое "не, ну это не Даггерфол, конечно, оказуалеле".

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Stanislav
в HoMM
первые 2 части никто не вспоминает
Ответить
Развернуть ветку
Petr Matafonov

HoMM2 > HoMM3.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Xanathar

Вторых героев до сих пор куча любителей, вообще-то.
Также оставлю-ка я это.

Ответить
Развернуть ветку
Grand Osyotr

У меня коллега любит больше героев 2 и варкрафт 2)
3и ему не очень заходят

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
J.C.

Едва увидел превью статьи, и всё, вьетнамские флешбеки дали под дых и уложили на лопатки. Не знаю почему, но от данной игры постоянно испытываю самые теплые чувства.
Ах, как хочется вернуться,
Ах, как хочется ворваться в Morrowind
На нашу улицу в три дома,
Где всё просто и знакомо, на денёк.
Где без спроса входят Н'вахи,
Где Каджиты и Дреморы — милый дом,
Где со скумой дни справляют
И ничтожеств провожают всем двором..

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Баранов
Недавно меня не на шутку взволновало, почему в местной архитектуре нет окон (не считая крохотных иллюминаторов в жилищах Хлаалу), и почему они есть в Морнхолде и домах поселившихся на Вварденфеле имперских колонизаторов. Я так серьезно взялся за исследование этого вопроса, что он превратился в мой новый главный квест.

Ну и как, узнал?

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Козлов
Автор

Первой гипотезой был ashblight, но это не объясняло, почему окон нет даже в регионах, куда не добираются пылевые бури. А еще почему в имперских поселениях окна все-таки есть, и им норм.

В итоге сделал круг по книжкам и вернулся туда, откуда начал. Бури все еще фактор (привычка!), плюс экономика Вварденфелла, которая наполовину строится на подземной фарминге квам — все ведет к тому, что данмерам и без окон норм. Ну и отсутствие вентиляции в некоторых зданиях отлично бьется с тем, что у них 75% резист к огню!

А у имперцев здания с окнами, потому что приехали недавно (сильно после возведения Ghostfence) и пылевых бурь понюхать не успели.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Ranae Est

сейчас играю. дай думаю отдохну от грустной реальности, отыграю паладина: никаких грязных сделок, воровства и грабежей.
в это время морровинд: грязь, нищета, рабство, коррупция.
- гильдия воинов: ограбь этого человека, вопросов не задавать!
- имперская стража: отними документы на землю у вдовы погибшего шахтера. в империи не сомневаться!
-со всеми остальными дело иметь тоже очень выборочно.
-на очереди редоран.
-может поборемся с рабством?
население: мы любим рабство. а тебя не любим.
в общем приятный контраст с тес4 и особенно 5, где персонажа все облизывают. ты здесь не избранный, а случайный бомж, которого продвигают политики ради манипуляций на основе суеверий о заимствовании чужой судьбы, внезапно оказавшихся правдой.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Гордиенко
ты здесь не избранный, а случайный бомж

Синопсис главного героя в любой РПГ

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Семён Костин

Есть два гендера

Ответить
Развернуть ветку
Текущий клуб

Что-то не то с картинкой, вижу на ней только один гендер

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Баранов

Классный пост. Молодец, что не сдался. Я вот начал проходить в 2020 и это длится до сих пор. Очень тяжело идёт, хоть и интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Геральт из Ривии

До куда дошел?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Олег Рожнов

Да там за 15 минут можно все пройти. Если баг с текстурами еще не пофиксили вокруг горы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
CanadianRandom

На скриншоте всего один скальный наездник? Остальные у тебя за спиной чтоль?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Остальные - да))))

Ответить
Развернуть ветку
Art Scorpion

Отлично играется. Топ игра для планшета.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya the great

Осуждаю. Как вообще можно играть во что-то с сенсора.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Олимпийский волк

Хочется наконец пройти полностью но что-то как-то сложно в последнее время влетать в большие игры. Максимум хватает на 1-2 часа.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

нужно недели 3 непрерыной игры) с перерывами на сон)
бери отпуск

Ответить
Развернуть ветку
Seitori Aum

Хехе, обычно у меня столько занимает создание персонажа :]

Ответить
Развернуть ветку
Плюмбус
...в 2022
Ответить
Развернуть ветку
arghan3
...в 2022
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Мать Героиня

Помню при первом знакомстве вечно пытался украсть тот класный змеевидный посох в трактире Сейда Нин. И вечно за это огребал. Что я только не делал: пил зелья, кастовал тень, пытался быстро украсть и убежать - все на смарку. Я реально думал что этот посох какое-то супер оружие, которые стреляет бесконечными фаерболами.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Гордиенко

Играется так же плохо как в 2002. Интерактивная википедия по лору древних свитков.
Хотите играть в TES - для этого есть обливион и скайрим.
Хотите ознакомиться с лором TES в игровой форме - запускайте морровинд.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Komskyy

Эх помню в 11-12 лет выгрузился с корабля, и обалдел от заданий в первом городе Сейда Нин, там нужно было взять задание в трактире, найти на заднем дворе тайник Фаргота:) ждешь ночью следишь и потом когда он уходит, забрать его тайник, я думал вау вот это реализм в приключениях!:)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

А потом тебя загрывает фуражир квама, сносишь игру и заходишь в нее уже когда заболел и больше играть не в чего - а потом понимаешь что это одна из лучших игр евер

Ответить
Развернуть ветку
Klavdius

Что же вы делаете!Я не прошел до конца, отвлёкся на новинки. А теперь...хочется вернуться в Морровинд. После скайрима видно что серия сдала. Раньше было лучше, и старики верно говорят))

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

А было что то после Скарима? После Скайрима был Скарим и еще Скайрим и в прошлом году тоже ... угодайте что? Скайрим!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ярослав Голубев

ТЕСО если что делала Зенимакс и Тодда близко не подпускала к разработки - они там больше с Майклом Кирбрайдом работали в плане сюжета начиная с ДЛЦ морровинд

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
B1sher

В смысле как играется? Эта игра вне времени, зачем вообще её проверять.

Ответить
Развернуть ветку
Man Overboard

Даже сейчас, смотря на скриншоты с туманом и зная, что мир игры меньше Обливиона, все равно кажется, что мир Морровинда гораздо больше

Ответить
Развернуть ветку
Gloffan

Сейчас играю на смартфоне и это великолепно.

Ответить
Развернуть ветку
Weeper Orson

Вместо полотен, просто выскажу своё мнение: Морру (и первые Фоллачи) любят те, кто не жалуется на воображение. Ровно те же люди не любят Облу, Скайрим и Фоллачи от Бетесды.

Я к таковым не отношусь. Морру проходил раз 6. Это всегда был мейн квест и 2-3 фракции. На большее усидчивости не хватало. И то, без консоли с читами на скорость персонажа, я бы и до середины главного квеста не дошёл ни разу.

Ну и на сладенькое. Самый главный квест Морры, от которого у меня полыхнуло:
https://elderscrolls.fandom.com/ru/wiki/%D0%AF%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%B9_(%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82) . Прям апогей фантазии авторов.

Ответить
Развернуть ветку
Тэцубин

Это ж нереально круто. В противовес этому — квесты с метками на компасе. Лично я не понимаю интереса механического следования по указателю.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Геральт из Ривии

Проходил до конца в 21 году. Тоже отписывался только в ретро. Впервые начал играть в 17 году) Первая половина игры очень интересная для лора. Необычно леветировать на астеройд, посетить корприсариум (увидеть живого ....) и т.д. Вторую половину начал в 21 году. И увы, дома и племена слишком напоминали ммо, хотя квест с невестой и запомнился. В общем сейчас если и играть, то для общего развития. Ну и можно юзать команды на телепорт. Сам начал серию с Обливиона. При этом году в 2005 на сборнике рпг на двд была только Готика 2 Ночь Ворона, Морровинда не было. Думаю на те годы я бы не прошел игру до конца. Как и в 2006 году забил на сюжетное прохождение Обливиона, просто выполнял квесты по миру (добил году в 20 за 8 часов) Тут только по текстовому прохождению себе помогал. То есть по карте ориентировался доступной. Тоже по своему тянет на эксплоринг. Игре 8/10

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев
Ну и можно юзать команды на телепорт

Не нужно. В игре столько механик на быстрое перемещение ....

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Владислав Бакунин

Дальше вы не пройдете, пока не получите бумаги!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Олешкевич

Всегда хотел спросить у тех, кто играл и в TES и M&M, что, по-вашему, лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Vikharev

Мне больше нравится ТЕС.

В M&M очень много затяжных боев с десятками мобов, из-за чего львиная доля геймплея сводится к стоянию на месте с зажатой кнопкой А и периодическим отхилом банками и спеллами (до тех пор, пока не найдешь что-то типа Армагеддона и других убер-заклинаний). Социальная часть скудна, разговорных навыков нет, квесты за редким исключением сводятся к принеси-убей, и это даже не пытаются как-то замаскировать.

С другой стороны, там интересная прокачка, много тайников и сундуков, запрятанных в неожиданных местах, причем в этих сундуках будет что-то ценное, а не вилка, три монеты и паршивенький меч (привет Скайрим), и классная магия, позволяющая летать в небесах, расстреливая всех из лука, или уничтожать целые города Армагеддоном.

Но ММ это все равно данжон кроулер, пусть и вышедший наружу. А ТЕС - уже полноценный симулятор путешественника.

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar

Разный акцент. Might and Magic - это партийная CRPG про исследование данженов и открытого мира с интересными секретками на каждом углу и пошаговой (с опциональной риалтаймовой в последних частях) боевкой. ТЕС - про одиночное исследование мира и данженов с RT боевкой, Звучит похоже, но игры весьма разные. Ценны обе. Если будешь играть в МуМу - начинай с первой или второй части. ТЕС - второй, лучшей части. Ну или хотя бы Морровинда. Арена была забавная, но не сказать что маст плей.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
333hronos

Отыграл примерно 95 часов, и понял что дальше как-то скучновато.

Прошел по сюжету примерно до момента, когда отправляют в Вивек, и доп. квесты в основном туда же ведут.

Локации, музыка и атмосфера - это всё что в ней осталось (и то, если графически промодить игру).
То есть, по сути, остался симулятор ходьбы.

Игровой процесс же, во всех его проявлениях, очень плохо состарился, да и в целом очень однообразный.

Может допройду как-нибудь основную сюжетку.

Ответить
Развернуть ветку
Геральт из Ривии

Рпно или поздно придется юзать команды телепорта и Noclip. В дома и племена туда сюда надоест бегать

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Eduard Mirchev

А как в современное время поиграть в тес3 консольщикам? на боксе с обратной совместимостью знаю вроде можно, но насколько страшно это выглядит, боюсь смотреть

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Играть в ТЕСы на консолях извращение
ОНИ ЖЕ ПОЛОМАНЫ! Не модов загрузить, ни консолью игру чинить паралельно с прохождением.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Ярослав Голубев

И да для запуска морровинда потребуется весьма дешевое железо
Ставишь Фуллрест репак и наслаждаешься

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Max Chubar

Вообще не страшно, все заапскейлено до 4к, текстурки четкие. Ванилька, правда, модов не завезли.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ярослав Голубев

Если совсем приспичет то оригинальный Морровинд можно запустить на Андройд телефонах -планшетах

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Да вроде всё прекрасно, удобнее чем на ПК:

Ответить
Развернуть ветку
San4oBro

Лично я скачал морру на мобилку (openmw), купил специальный адаптер Usb type c в hdmi, подключил джойстик от пс4 (на счёт хбокса хз) и спокойно играю в морру на большом экране, мне каеф)

Ответить
Развернуть ветку
Sendler

Скиньте плз список модов, который лучше установить на чистую игру для более комфортной игры

Ответить
Развернуть ветку
Текущий клуб

OpenMW.

Ответить
Развернуть ветку
Aeterna Nox
Ответить
Развернуть ветку
Kndl

Готика 2 > Морровинда
Квесты, эксплоринг, насыщенность мира, боевка.
Да, морровинд атмосферный, но через несколько часов я заебалась бегать по всей карте по невнятным квеста, не находя никакого вознаграждения, так как большинство локаций пустышки, большинство персонажей не нужны. Постоянно ожидаешь что вот тут тебя игра вознаградит за любопытство, но ничего не происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Видимо ты был не очень любопытным.
:)
там дохрелион тайников и уникальных артефактов.
Но да в первые 3 часа можно успеть раздобыть только кольцо учителя.

Ответить
Развернуть ветку
CV514

Вот уж чего не ожидал, так это сравнения Outer Wilds и Morrowind. Не уверен, что хоть кому-то это вообще в голову приходило. Многое объясняет.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Аутер ворлдс это претензия на соревнование с фоллаутами и старфилдом
Так что после его выхода (филда) количество сравнений будет очень велико

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Deny

Люблю свитки

Ответить
Развернуть ветку
Rullezik

Играл в 2021. Все ок. Даже без модов. В чистую игру. Начинал как в далеком старом году, когда в 1ый раз запустил, интернета еще у меня не было. Если идти вправо по карте, и загружаясь, если тебя убила птичка сверху, то в одном месте в кольце-стене вокруг горы есть здания. В одном из них на полке есть стеклянная броня фул сет почти. Вот с нее и начинал прыгая под потолок и с зажиманием приседания пытался ее свистнуть(появлялась иконка на секунду что меня не видят), если свистнул часть сохраняешься и пытаешься дальше свистнуть:))))а потом уже наяинал путь по исканию артефактов, было шикарно, что они в основном просто валялись по карте. И их надо было найти либо убить того кто с ним. Ну еще в вивеке отлично качался уровень нажиманием подпрыгивания быстрого:))))атлетика качалась и уровень в итоге:)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Капущак

Как во втором фолаче сразу пойти в наварро

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Деднев
Ответить
Развернуть ветку
Алексей Журавлев

Годный текст, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Бездорнов

Прочел твою статью и сразу купил Морру) Никогда прежде не играл, хочу попробовать. Я нью-фаг, который играл пока только в Скайрим)

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Senchuk

Читать не стал, но могу сказать, что моррошинд по преднему играется прекрасно, даже лучше чем подливион, особенно если брать фулрест репак.

Ответить
Развернуть ветку
PurpleSlayerFish

Если вы не проперлись с первых абзацев, я просто оставлю бумаги здесь.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Benkendorf

Да, вот все думал накатить OpenMW на планшеты/телефоны и попробовать по сети поиграть с детьми

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Bullinside

Есть ролеплей сервера русские вроде,но ещё интереснее не русские,там эксперименты есть разные,часто Tamriel rebuild.
Но esp разные у ру и енг версий, аккуратненько

Ответить
Развернуть ветку
Dalaran

Ладно Морровинд, мне больше интересно как Tes Arena в 2022 играется, существуют ли хоть какие-нибудь моды на графику?

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar

Да что с ней будет.
Вон в 2021 играли.
Сгенерил бэттлмага и вперед.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
realavt

Её вроде кто-то на новом движке переделывает, как Даггерфолл.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Unknown God

А ведь Тодд мог подарить фанатам и новым игрокам ремейк Морровинд, но зачем работать, когда можно в очередной раз продавать Скайрим?

Ответить
Развернуть ветку
Тэцубин

Получилось бы как с трилогией гта

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
realavt

Морровинд слишком нишевый, сейчас он не взлетит - и Тодд это прекрасно понимает. Одно дело привлечь стайку олдфагов добавлением соответствующего региона в ТЕСО - и совсем другое дело тратить тонну бабла и времени на полноценную ААА, которая заведомо станет поперек горла уже имеющейся многомиллионной аудитории, взрощенной на Обливионе и Скайриме.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Азис Троянов

Никак ))))

Ответить
Развернуть ветку
Roman Simonov

ее бы на свитч

Ответить
Развернуть ветку
РАДЧЕНКО МАКСИМ

Посоветуйте годную сборку Моровинда без изменений квестов/предметов

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Фуллрест репак
При запуске можно указать величину допустимых изменений

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Образованный танк88

Игра хорошая, анализ смешной. Какие-то точки интереса, награды. В начале двухтысячных слов то таких не было.

Ответить
Развернуть ветку
Libens

Извини Моровинд, но я сейчас в пожилой долине рудников

Ответить
Развернуть ветку
Юра Сюзик

Странно, что никто Андрукса не запостил:
ПОЧЕМУ MORROWIND ЭТО ЛУЧШАЯ ЧАСТЬ THE ELDER SCROLLS

Ответить
Развернуть ветку
Денис Андреевич

Бумаги

Ответить
Развернуть ветку
NickBut23

Крутая статья. Прочитал, так как в детстве помню только в Обливион играл. Вообще странно, вот лежит у меня Скайрим перед глазами и я не могу уделить ему время, хотя вроде бы хочу …. Понимаю что серия игр крутейшая, но все откладываю …

Ответить
Развернуть ветку
Тэцубин
Ответить
Развернуть ветку
Марлен Нурмаков
Ответить
Развернуть ветку
Читать все 510 комментариев
null