{"id":3872,"url":"\/distributions\/3872\/click?bit=1&hash=dfaa5b3c50208659098d01f07da485e8dde373ffdfc18a6c165dbdfdc8ce31fe","title":"\u041a\u043e\u0442\u044b \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043e \u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438 \u0441 \u0432\u0435\u0440\u0442\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e","buttonText":"\u041c\u044f\u0443!","imageUuid":"af50a6ca-4f1a-5649-a992-94e85a4ba2c0","isPaidAndBannersEnabled":false}
AGIMA

КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ДИЗАЙНЕРУ ЛЕГКО НАЙТИ ПЕРВУЮ РАБОТУ

Никак.

Это, пожалуй, самый честный ответ.

99,9% дизайнеров первая работа далась потом и кровью. Но в этой статье я попробую облегчить вам жизнь, разобрав типичные барьеры и ошибки.

Итак, меня зовут Костя, и я отвечаю за дизайн в Агиме. Свою первую работу дизайнером я нашел совершенно случайно больше 20 лет назад. Кому-то из знакомых надо было делать рекламные объявления в газету «Из рук в руки», а я был под боком, у меня было время, и я немного знал фотошоп.

И это первый совет:

Сделайте так, чтобы вам повезло

HR-анекдот:

Два менеджера по персоналу, опытный и стажёр, сидят в офисе и обсуждают дела. Молодой достает огромную пачку резюме, штук 300.- Мы должны просмотреть их все, чтобы подобрать кандидатов на эту вакансию. Опытный хладнокровно берет у него пачку, делит ее пополам, одну часть — на стол, вторую — в шредер. У молодого глаза по пятаку. - А как же претенденты? !Опытный невозмутимо:- А зачем нам неудачники?

Удача — прикольная штука. Она редко приходит к тем, кто ничего не делает и просто ждет. Чтобы повезло, нужно шевелиться и создавать ситуации, в которых звезды сойдутся нужным образом.

Поэтому делайте так, чтобы о вас могли вспомнить, чтобы вам могла попасть на глаза хорошая вакансия, чтобы вам было что показать и рассказать, чтобы у людей было о вас хорошее воспоминание и т. д.

  • Учитесь. Изучайте инструменты, методологии, паттерны.
  • Практикуйтесь. К тому моменту, когда появятся первые шансы, надо быть готовым показать свои способности. А это лучше сделать потренировавшись.
  • Общайтесь. Я понимаю, что в дизайнеры идут в первую очередь интроверты-затворники, но нетворкинг реально работает. Ходите на конференции, знакомьтесь на профессиональных форумах, задавайте вопросы (лучше умные), расширяйте сеть своих контактов.
  • Вписывайтесь во всякие движухи и помогайте другим.

Не профукайте свой шанс

Важная вещь, которую не все осознают: любая возможность — это не шанс всей жизни, а всего лишь ставка. Вы можете сделать ставку или не сделать. Можете выиграть, можете и проиграть. Но если вы хорошо поработали над тем, чтобы вам везло, то у вас будет выбор.

И еще небольшой спойлер: по опыту, чтобы нанять одного дизайнера по объявлению, надо получить 100–200 откликов. Это значит, что вам надо создать много удачных ситуаций, чтобы добиться цели и обогнать конкурентов.

Взвесьте возможность, которая у вас появилась, и примите решение. Может, вам и не надо идти работать за копейки к непонятному ИП, делать новую гемблинг-соцсеть. А может, и надо (но лично я бы не стал). Но вам точно надо быть готовым сделать ставку: иметь нужные навыки, быть готовым приложить усилия и всё такое.

Ищите свои сильные стороны

В Агиму приходит в среднем 2–3 запроса на стажировку или вакансию джуниор-дизайнера в день. Большинство — однотипные выпускники одной из школ, с 1–2 учебными кейсами в портфолио, похожими друг на друга. Я в принципе уже даже по превью умею отличать 2 самые популярные школы. Но из этого потока бывают исключения.

Например, Костя поразил тем, что у него была всего одна работа, но зато с шильдиком «Featured In UI/UX» от Behance. Он рассказывал, что потратил

о-о-очень много времени, чтобы довести работу до такого состояния, что она получила награду. И на стажировке он показал себя усидчивым и въедливым.

А Лена прислала хорошее сопроводительное письмо, где рассказала, как ее инженерный опыт помогает ей решать UX-задачи. И приложила классно описанный кейс. Лена — молодец, она нашла свои сильные стороны и трансформировала их в нужном направлении.

Обоих мы взяли, хотя и не планировали никаких стажировок. И не пожалели.

Выделяйтесь

В дополнение к предыдущему пункту просто приведу пару примеров, как я в свое время искал работу.

2013 год. Я закончил стажировку в веб-студии, у меня должна была родиться дочь, и мне надо было найти работу за деньги. На поднимающейся волне инфографик я запилил свою. Веселую и необычную (для того времени). И выложил в одной экстремистской соцсети. И мой одногруппник Тамаз сразу поделился постом. Этот пост сразу увидел бывший коллега Тамаза Женя, который через 6 минут позвонил мне, мы договорились о собесе. И в итоге я проработал в агентстве почти 5 лет.

Эту картинку было сложно разглядывать, из-за своеобразного интерфейса соцсети, но она сработала

Чувствуете? Я создал возможности появления шансов и не профукал их.

2017 год. Я устал от коммуникационного дизайна и решил перейти в продуктовый. В FB (экстремистская организация) только появился функционал панорам. Я придумал, как это использовать. Получил 45 шеров этой вакансии, и в результате мне написал сам великий Илья Михайлов (и кстати, еще несколько не менее великих ребят). И я попал в легендарный дизайн-центр Сбертеха.

Пост можно было крутить, и рассматривать там всякие картинки на фоне. Это привлекло внимание.

Я сделал то, что мне было интересно: разобрался с новой фичей FB, использовал свои сильные стороны, придумав необычную механику, и мне это отбилось, даже несмотря на не очень крутой продуктовый опыт я попал в крутую команду.

⚠ Наполните портфолио

Это, наверное, самый важный совет. Я его даже пометил эмодзи.

Всем, наверное, понятно, что без портфолио на должность дизайнера устроиться нереально. Но даже окончание многочисленных курсов не решает ваши проблемы. Выше писал, что я часто могу определить, какую школу закончил кандидат. И все, наверное, помнят мантру маркетологов: «выделяйся или умри».

Так вот.

  • Сделайте, чтобы в вашем портфолио было больше трех работ. Ну просто потому, что у большинства ваших конкурентов их две.
  • Пусть это будут коммерческие, а не учебные работы.

Воу-воу, хватит ругаться на меня. Сейчас расскажу, как, не устроившись на работу, получить коммерческие кейсы.

Инвестируйте в стажировку

Пока вы неопытны, вы не можете принести ценности работодателю. И у нас не так много компаний, готовых инвестировать в оплачиваемую стажировку (но если такая попадется — рекомендую в этот шанс вцепиться зубами).

Ищите бесплатные стажировки в серьезных компаниях и проситесь к ним поработать.

Важный параметр — наличие ментора, у которого вы сможете набираться опыта. Это будет ваша сделка: вам будут платить не деньгами, а советами и кейсами. И часто классных стажеров берут в штат. Мы, например, в Агиме так очень любим делать.

Ну и очень желательно сразу договориться, что вы сможете положить в портфолио то, что сделаете.

К слову, среди агентств и фрилансеров обычная практика увеличивать цену контракта на четверть, если работу запрещено показывать в портфолио.

Ищите возможности в соцсетях (включая малодоступные и заблокированные) и на сайтах по поиску работы. Вот, кстати, ТГ-канал, который собирает такие возможности. Гуглите и, может быть, повезет.

Поработайте по знакомству за еду

Работодателем важно понимать, что вы умеете работать в рамках реальных ограничений и понимаете бизнес-задачи.

Где-нибудь, кому-нибудь из ваших друзей/родственников наверняка нужны визитки или лендосик. Сделайте его за символическую плату. Скорее всего, вы сделаете две версии: одну – как хочет ваш заказчик, а вторую — красивую, чтобы положить в портфолио. Так бывает, не надо этого стесняться. Для работодателя важнее, что вы понимаете боли бизнеса, но можете аргументировать и свой вариант.

Только не надо негатива типа «вот этот клиент — негодяй… а я… а он…», нытиков никто не любит. «Это была первая версия, но потом я подумал, что так будет лучше, потому что раз-два-три реализовать не получилось, но зато теперь я умнее».

Благотворительность

Это и карму вам улучшит, и знакомства принесет, и практические кейсы.

А ещё, по моему опыту, благотворительные организации — самые благодарные заказчики. Они обычно рады любой помощи. Но при этом это настоящий проект: с бизнес-задачей, согласованиями, правками и вот этим всем.

Фейковые проекты/редизайны чего-нибудь

Относительно рискованный способ инвестиций своего времени по соотношению затраты/выхлоп. Но если проект будет классный, то очень хорошие шансы быть замеченным. Если сделаете качественную работу для громкого бренда, то на волне популярности бренда можете выехать. Да и приличных иллюстраций у больших брендов обычно в достатке: вам будет тупо проще.

Сейчас, правда, некоторые дизайн-школы поставили редизайн для всяких «марвелов» и «кока-кол» на поток, так что в этом инфошуме ваша работа может затеряться. Но вы можете сделать ставку на менее заметный бренд или вообще выдумать свой.

Участвуйте в хакатонах

Бывает, команды разработчиков ищут себе дизайнера, чтобы поучаствовать в каких-нибудь челленджах и порубиться за приз или просто повеселиться. В случае победы — это шанс на кейс. Да и в целом у вас появятся знакомства, а это классно. Знаю пару ребят, которые таким образом делали рывок в карьере.

И последнее:

Сделайте нанимателю удобно

Представьте, что вам нужно разобрать 100 откликов дизайнеров. Это 100 писем. 100 портфолио. 100 решений «да/нет/не знаю».

И тут вам присылают что-то типа этого:

Тут, кстати, решение принять просто: игнор. Ну, и с друзьям поделился тоже, чего уж скрывать.

Тут, кстати, решение принять просто: игнор. Ну, и с друзьям поделился тоже, чего уж скрывать.

Но бывает, приходят письма с подробным душевным сопроводительным письмом, а в нем нет портфолио. Или «портфолио по запросу».

Ну или оно есть, но в виде ссылки. А ссылка в резюме. А резюме в «Ворде». А «Ворд» в файле. А файл во вложении…

Или ссылка есть, но это «Фигма», которая открывается несколько минут, потому что «Фигма» всегда долго открывается. А еще это в виде прототипа, в котором непонятно куда тыкать.

Или это просто россыпь файлов на Яндекс.Диске. Ну типа иди, смотри, что там тебе надо.

Или это PDF по ссылке, который весит 500 мб, а ты на удаленке на даче с мобильным интернетом.

И у тебя обед близится. И еще пяток незакрытых тасков.

И ты смотришь на прелоудер этого PDF, на эти 100 писем…

Намек понятен? Ну и прекрасно.

В следующей статье поговорим о продуктовом подходе к поиску работы дизайнером.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
SpaceyPlane

Ожидал такой пост

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Kisleyko

Строчку про намек тоже надо удалить!

Ответить
Развернуть ветку
Valeria Kolosova

Можно поподробнее про портфолио, как лучше его отправлять в сопроводительном-только ссылкой на bh или есть ещё варианты?

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Kisleyko

Нет работающего рецепта. Я знаю тимлила который ненавидит портфолио в ПДФ. И знаю тимлида который считает что только мудаки присылают портфолио не в пдф. Так что придется рискнуть и сделать какой то выбор.
Но в среднем, если портфолио легко найти и удобно смотреть, то вы повышаете свои шансы. Тяжелый пдф, медленный хостинг, сслыка спрятанная фиг пойми где — понижает шансы.

Ответить
Развернуть ветку
Двачетырепять Одинодивосемь

Отличное чтиво! Интересно почитать, жду продолжения😎

Ответить
Развернуть ветку
Damir Shakirov

Не повезло просто родиться сейчас. Те кто родился в 70-80 легко находили первую работу и рубили бабло. Сейчас начинающему надо через фриланс начинать карьеру

Ответить
Развернуть ветку
I think it's a tiger!

Как раз заполняю резюме на вакансию 3д художника. Портфолио вроде бы есть, может и не выделяется чем то, но не хреновое. Только это все не реальные проекты, а значит никакого веса не имеют. Вот и проблема, поле "опыт работы" нечем заполнить. Волонтерством не занимался, стажировки нет и прочей ерундой не заполнить так как я самый обычный ленивый выпускник которой в люди то раз в месяц выходит).
Такая беда.

Ответить
Развернуть ветку
I think it's a tiger!

Ах да, фриланс. Вариант, но кажется там война ещё похлеще чем на фронте вакансий. На 3д рынке (как и везде на фрилансе) пока первый заказ возьмёшь пройдет пол года. Конкуренция - ужас. Месяц унижения на апворке не дал ничего, 50 коннектов перевел на чистый игнор. Местные отечественные биржи - 20-40 откликов на заказ.
Весело.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Kisleyko

нет реальных проектов — не дадут работу
не дадют работу — нет реальных проектов
классика
есть известная пословица: fake it until you make it
условно, вам придется инвестировать и заплатить за работу самому себе, но всем рассказывать что вам повезло и попался очень хороший, понимающий щедрый заказчик, для которого вы сделали 1-2-3-на сколько хватит денег проектов.
И да. параллельно с улучшением портфолио надо пытаться, откликаться на вакансии и стажировки.
Около 100 откликов — это не предел для стажера/джуна в наше время

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
null