"Наука логики" Том 1 Кн.1 Бытие

1.ЧИСТОЕ БЫТИЕ. Это самая первая категория при изложении основной части книги. ЧИСТОЕ БЫТИЕ есть непосредственно неопределенное. Буду обьяснять на примерах. Возьмите любую вещь, и вы убедитесь, что при первом взгляде эта вещь будет непосредственно неопределенной, своим взором вы вычленяете её из общей картины вещей, так устроено наше мышление, что мы начинаем всегда с абстракции(изолированности), и только затем восходим от абстрактного к конкретному(сращенному, единство многообразия).

Чистое бытие потому и чисто, что лишено различий внутри себя и по отношению к внешнему. Оно пустое, лишено всякого содержания, иначе было бы определенным. И тем самым бытие переходит в ничто

НИЧТО есть непосредственно неопределенное. Но если мыслим ничто, то это означает что-то да мыслить. По своему определению ничто тождественно с бытием. Но так как ничто есть, то оно бытие, следовательно ничто переход в бытие. Я замечу, что у Гегеля всё всегда в движении, поскольку он хорошо понял тезис, что движение неотделимо от материи, а логика как раз и отражает законы мышления, как и диалектика(логика = диалектика = гносеология), поэтому здесь нет чисто отождествления, здесь есть переход на основе тождества. Даю пример. Вещь находится в данную минуту в одном состоянии, и вот пока мы сказали, что она находится в одном состоянии, она уже изменила это состояние, т.е одно состояние(непосредственно неопределенное) перешло в другое состояние(непосредственно неопределенное).

И вот это движение исчезновения бытия в ничто, а ничто в бытие есть СТАНОВЛЕНИЕ. В становлении бытие и ничто лишаются своей самостоятельности и низводятся до нераздельного единства. И здесь замечу, что ничто не переходит в бытие, а перешло в бытие, аналогично и с бытием. Следовательно, когда я говорю бытие, то уже подразумеваю ничто. Но в этой БЕСПОКОЙНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ есть, как мы заметили, два перехода. Переход ничто в бытие – это момент ВОЗНИКНОВЕНИЯ, и переход бытия в ничто – это момент ПРЕХОЖДЕНИЯ. Всё преходяще, как говорится, вообще, эта категория становления идет ещё от Гераклита, с его знаменитым примером про реку. В одну реку нельзя войти дважды, говорил Гераклит. Но Гераклит ошибался, в одну реку нельзя войти даже единожды, поскольку когда мы зайдем в реку, река уже изменится. В итоге всё течет, всё в движении.

Итак, у нас два момента в становлении, возникновение и прехождение. Эти моменты находятся в нераздельном единстве, они лишены самостоятельности. Эти моменты противоположны и всё же, они находятся в одном движении. Значит, МОМЕНТЫ есть противоположные движения в одном движении. Одним движением служит само становление. Даю пример. Система кровообращения есть движение крови, но есть кровь артериальная, есть венозная, и они различны по своей функции и составу, а значит и по направлению, одна идет к тканям, другая к сердцу, т.е противоположные движения в одном движении крови. Ещё пример, в нейтральном реле есть тройник в котором есть фронтовой и тыловой контакт, и при движении тройника фронтовой замыкается, а тыловой размыкается, т.е тоже противоположные движения в одном движении.

А теперь внимание, я говорил, что бытие и ничто переходят друг в друга благодаря тождеству, но если они переходят, значит было различие. Невозможно было движение исчезновения без различия. Во 2 книге “Науки логики” Гегель это и замечает, он пишет, что любое тождество есть тождество различного. Но это было раньше, когда категории были самостоятельны, теперь они доведены до моментов и тем самым различия сняты, бытие уже не бытие, ничто не ничто, они сняты друг в друге.

Но поскольку становление было возможно лишь благодаря этой разности, но разность устранена, то и само становление отрицается, снимается(в диалектике нет голого исчезновения, только отрицание и снятие). Тем самым беспокойная неустойчивость превращается в СПОКОЙНУЮ ПРОСТОТУ. Теперь нет ни ничто, ни бытия в прежнем смысле, как мы их понимали. Теперь есть только бытие, но не абстрактное бытие, как раньше, а конкретное, не бытие как для себя, а теперь бытие как определение целого.

Тем самым бытие есть СУЩЕЕ – непосредственно одностороннее единство этих моментов. Поэтому и спокойная простота, что нет движения и есть лишь одна категория, которая в себе содержит и ничто, но ничто не в прежнем, абстрактном виде.

33
1 комментарий

лучшая паста

Ответить