{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Артур Фурманов

Товарищ богатырь

«Мистер Нокаут», 2022 (Артём Михалков)

В семействе Михалковых происходит условная преемственность режиссерского ремесла: вместо Никиты Сергеевича кино в стране теперь снимают Надежда и Артем. У первой совсем недавно на одном из отечественных стриминговых сервисов отгремел мини-сериал «Номинация» (2022). А Артем, хотя до этого и снимал кино, но проекта такого масштаба у него не было.

Кадр из фильма / Кинопоиск

Фильм повествует о выдающемся советском боксере Валерии Попенченко, который за свою короткую жизнь (всего 37 лет) добился в спорте довольно больших высот.

И если обычно в подобных драмах-байопиках зрителю демонстрируют героя, который преодолевает все невзгоды во имя спортивной мечты еще с самого детства, то Михалков пошел от обратного: добродушный парень по кличке Пончик (Виктор Хориняк) не любит участвовать в потасовках, пишет стихи, занимается бегом с препятствиями и т.д. Кого-то побить он может только в одном случае – если парня разозлить (например, увести девушку). Однако сначала военное руководство не может пройти мимо таланта Валерия нокаутировать соперника, а затем и тренер-забулдыга (Сергей Безруков), который решил поставить все на кон и воспитать чемпиона.

В ходе этого процесса возникает и типичный для данного киножанра злодей – хитрый и завистливый советский чиновник (Никита Тарасов). Он имеет зуб на тренера-скандалиста, следовательно, и на его ученика без роду и племени (хотя Попенченко закончил Суворовское училище и ВВИТУ).

Другими элементами сюжета являются флэшбеки Валерия Владимировича из детства: как он конфликтует с хулиганами, как впервые влюбляется и т.д. Апогеем этих воспоминаний является сцена, когда его отец уходит на фронт, и маленький Валера кричит отцу вслед: «Я тебя ненавижу!»

Кадр из фильма / Кинопоиск

Кульминацией картины становится боксерский турнир Олимпийских игр в Токио в 1964 года, где в финале Попенченко сошелся с боксером из ФРГ Эмилем Шульцом. Скорее всего, Михалков задумывал финал по масштабу сопоставимый с «Рокки» (1976), но сделал он это довольно противоречивым способом. Во-первых, в попытке нагнетания атмосферы режиссер сближает Попенчеко с другим советским спортсменом – Юрием Власовым (Никита Зверев). Каждая победа штангиста прямо пропорциональна успеху боксера, однако, как известно, Власов в финале уступил Леониду Жаботинскому, следовательно, это событие не внушает оптимизма Валерию Владимировичу. Во-вторых, в Токио случайным образом оказывается первая любовь боксера, которая умоляет его забыть прошлые ошибки молодости и уехать с ней. В-третьих, это сюжетный поворот, не позволяющий тренеру Григорию Кусикьянцу вылететь на соревнования. И в-четвертых, в финале соперником Попенченко становится не немец, а он сам, и лишь закрытие гештальта с отцом становится главной мотивирующей силой в победе советского спортсмена.

Безусловно, финальный бой снят с особым изяществом и действительно вовлекает зрителя в происходящее действие. Оператору Юрию Никогосову за это отдельная благодарность. Сопровождается все это и уже классической сценой в отечественном кинематографе, когда за финальным поединком следит вся страна. Однако весь этот бой – это художественный вымысел, так как на деле бой длился меньше минуты, и Попенченко оправдал свое прозвище, вынесенное в название ленты.

Анализировать актерскую игру в данном случае представляется малосущественным, так как, по сути, это фильм двух актеров - Виктора Хориняка и Сергея Безрукова. Первый, мало внешне схожий с историческим прототипом, во многом взят на роль из-за успеха франшизы «Последний богатырь». Безруков же, со свойственным для него актерским талантом, играет роль советского гражданина с не самыми хорошими наклонностями.

Отдельно стоит отметит, что в фильме про бокс довольно мало его самого. В сценах же, где он есть, довольно отчетливо заметно прямое цитирование «Рокки», «Шерлока Холмса» (2009) Гая Ричи и «Бойца» (2010) Дэвида О. Расселла.

«Мистер Нокаут» - фильм, который хочет быть оригинальным спортивным байопиком, но наступает на одни и те же грабли: именитые актеры играют в слабом драматургическом сюжете с уровнем конфликта для сериала на федеральном канале. При такой первоочередной проблеме для зрителя становится не важным уровень картинки. Таким образом, приходится констатировать, что снимать кино в России все-таки научились, а вот создавать качественный творческий продукт, увы, пока что нет.

0
3 комментария
famiak

Тема заградотрядов раскрыта, надеюсь?

Ответить
Развернуть ветку
Артур Фурманов
Автор

Нет, забавно, но кроме чиновника эту тему не затрагивают. Тренер же будто бы сбежал из «Каникул строгого режима».

Ответить
Развернуть ветку
Yanson Moralis

Посмотрел с пушкинской картой, после снятия qr кодов , много фильмов. Сложилось стойкое ощущение , что наши умеют снимать на очень высоком уровне, но снимают как будто по черновикам сценариев. (Тот же богатырь - концепция, картинка - весьма интересно придумано, но связать в приемлемый сюжет так и не смогли)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null