{"id":3975,"url":"\/distributions\/3975\/click?bit=1&hash=7a51e809b58a86b7ea96667de949aaf9244193fd91029f3a3a1c980f40244631","title":"\u0410\u0439\u0442\u0438 \u0432 \u0430\u0442\u043e\u043c\u043d\u043e\u0439 \u044d\u043d\u0435\u0440\u0433\u0435\u0442\u0438\u043a\u0435 \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0441\u043a\u0443\u0447\u043d\u043e. \u041c\u0438\u0444 \u0438\u043b\u0438 \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c?","buttonText":"\u0412\u044b\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"c22764b5-e280-52b2-a6db-af308d4d1709","isPaidAndBannersEnabled":false}

Офицер зовёт солдат, сам съедает шоколад

Обещанная, подробная (и жутко запоздалая) заметка о фильме «Офицер и шпион».

На случай, если кто пропустил: «Офицер и шпион» — новый фильм Романа Полански, режиссёра лучших на свете кинокартин «Китайский квартал» и «Ребёнок Розмари». Впрочем, последние его работы, «Венера в мехах» и «Основано на реальных событиях», были довольно невыносимыми, и потому Полански почти перестали воспринимать как режиссёра. Иначе говоря, дед будто бы сдулся.

Зато его вновь вспомнили по другому поводу — в 2019 году ещё одна женщина рассказала, что Полански её изнасиловал. Сам он отрицает все обвинения, кроме одного — в 1977 году Полански признал, что занимался сексом с 13-летней девочкой.

И вот на фоне этого человек, будучи в возрасте 86 лет, снял фильм о деле Дрейфуса, которого посадили по ложному обвинению, и назвал его J'accuse!, «Я обвиняю!» — ну понятно.

Но при просмотре сразу же становится понятно, что опасения были напрасными. Чисто технически «Офицер и шпион» сделан блестяще — это лучший фильм Полански за последние 15-20 лет: с прекрасно выстроенным, замкнутым, душным пространством (небо редко попадает в кадр); с почти статичными, но по-настоящему напряжёнными сценами — разжалованием Дрейфуса, судом.

Звучит тяжеловесно, но на деле смотрится легко. Вопреки украденному у Золя названию, в фильме почти никто не восклицает, не повышает голос — и меньше всех сам Полански. Он не сравнивает себя с Дрейфусом и не выдавливает жалость, а момент наивысшего саспенса передаёт одним крупным планом; даже в 86 лет он снимает с образцовой режиссёрской экономностью.

Столь же сдержанно ведёт себя и Жан Дюжарден, комический вообще-то актёр, который тут играет главного героя, Жоржа-Мари Пикара. Это представительный офицер, который любил армию, а евреев как-то не очень — и который в итоге оказался главным защитником еврея Дрейфуса.

Суть фильма именно в этом — во внутренней трансформации Пикара. Он всю жизнь искренне верил армейскому уставу, но поневоле выступил против него; был и остался антисемитом, но пожертвовал всем ради еврея. Выбрал моральные принципы вместо морального большинства.

В культурном климате 2020 года, с его борьбой радикальных SJW и их столь же радикальных противников, это не сказать что отрезвляющий, но трезвый взгляд. Не важно, кто совершил преступление, важно, есть ли хоть малейшие причины для сомнений у тех, кто выносит приговор. И потому Пикар борется не только и, возможно, не столько за Дрейфуса, сколько за всех присутствующих — как внутри экрана, так и перед ним.

Как видите, с регулярностью публикаций пока проблемы, но совсем сырые мысли выдавать не хочется. Меж тем уже посмотрел и чилийскую «Эму», и румынских «Свистунов», которым и посвятим следующие два дня. Не переключайтесь.

#офицеришпион

0
1 комментарий
Александр Омолоев
Автор

Об «Офицере и шпионе» давеча написал и @Андрей Верещагин, почитайте — он обратил внимание на детализацию, которая тоже, думается, показывает здравомыслие Полански, его внимательность и точность даже в мелочах.

https://dtf.ru/cinema/105406-dtf-smotrit-nlo-shpiony-i-pticy

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null