Отзыв на «Боятся ли компьютеры адского пламени» Александр Тюрин

Отзыв на «Боятся ли компьютеры адского пламени» Александр Тюрин

Что первым приходит в голову, если речь заходит о русском киберпанке? Конечно, «Диптаун» Лукьяненко. И все. Хотя, есть, например, та же «Сеть» того же Тюрина из 90-х. И ряд других книг, вышедших много позже. И даже эта книга издавалась лишь раз, и о ней в настоящее время многие благополучно забыли. А между тем, книга местами по-прежнему актуальна. А другими местами - поражает буйством фантазии и сатиры, так же выглядящими довольно свежо, особенно на фоне произведений, написанных во время смерти киберпанка, и последнего издыхания пост-киберпанка.

Что здесь: в первую очередь это мир победившей красоты в классическом понимании этого смысла - хочешь, все Апполоны и Венеры, хочешь, кто другой, из иного пантеона. Мир победившего коммунизма, в котором все счастливы. Потому что в жизни все теперь хорошо, каждый занимается своим делом, и не отвлекается на мирские заботы. У всех нейроконнекторы, позволяющие видеть мир в новом, радужном и прекрасном свете. И даже если покажется, что во время ласк у партнера женского пола есть жесткие усы щеточкой, то это всё ложь и провокация, точно-точно! Не отвлекайтесь, товарищ.

Во вторую очередь это стеб с самых первых страниц, начиная с момента, когда наш мир изменился, и превратился в их, и заканчивая... не заканчивая вовсе. До самого финала. Сказать по правде, отчасти это утомляет, как если бы пришлось смотреть шоу Петросяна сутками подряд.

Впрочем, ладно. Об истории: она довольно проста - некий особист гоняется по странам и по планетам за неким преступником. И по ходу дела начинает понимать, что прекрасный мирр вокруг на самом деле ужасен, стоит только перестать пить таблетки и отключиться от корректирующих волн. Люди не боги, а те еще паршивцы, а искины, которые всем заправляют, существуют не во благо человечества, как всем было сказано много раз, затем проверено, правильно ли было усвоено, а совсем наоборот. И да, они, если применить к ним человеческие мерки, тоже паскудники. И только редкие представители человечества что-то еще пытаются... Что именно, не до конца понятно, поскольку за стебом и карнавалом местных необычностей основная идея книги благополучно теряется.

В этом и есть основная проблема книги - непрерывность действий.

Сменяются локации, сменяются монстры и враги, были ГМО-курочки в виде шариков, стали миноги-ктулхи. Миноги пропали, появились всякие роботы и ящеры. Земля сменилась Марсом, потом Юпитером, затем Европой, а когда искины подрались, льды разметало, и герой очутился в другом совсем месте...

Плотность событий зашкаливает, и в какой-то момент можно запросто перестать замечать моменты переходов - одно сплошное действо. То же и с персонажами. Поначалу их немного, они хорошо выписаны, а потом начинают накатываться на главного героя бурным потоком, появляться и исчезать, сменяться новыми, и вновь пропадать. И да, в какой-то момент можно поймать себя на вопросе - кто это вообще? Откуда взялся? Что хотел? А куда делись прошлые компаньоны, они же вроде хорошо ладили с главгероем, и даже приятно соприкасались коннекторами?.. Но нет, уже сменились декорации и персонажи, и герой вновь бежит куда-то, зачем-то.

И вот уже антагонист помер окончательно, а особист всё бегает, чего-то там добивается, и вроде бы уже начал представлять другую сторону, не этих искинов, а других. Чем новые лучше? И что стало с прошлыми? Где-то в финале книги есть ответы.

Книга кажется хорошей и интересной, местами даже смешной, но вот что-то как-то... неоднозначно вышло. «Шебутно», используя в качестве определения старое русское слово.

22
3 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

возможно, потому и не переизданий - не оценило большинство)

Ответить