{"id":3826,"url":"\/distributions\/3826\/click?bit=1&hash=aa8ae934c4b405b2d10a14343e22e97821fd478e8a4a31defae61d161d040867","title":"\u041e\u0444\u0444\u0435\u0440 \u0434\u043b\u044f \u0434\u0436\u0430\u0432\u0438\u0441\u0442\u0430-\u043c\u0438\u0434\u0434\u043b\u0430 \u0437\u0430 \u043e\u0434\u0438\u043d \u0434\u0435\u043d\u044c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435?","imageUuid":"2b70606f-740c-5d85-8a71-8a33c5f66557","isPaidAndBannersEnabled":false}
Анатолий Герасимов

Почему каждый любитель фантастики должен посмотреть "2001 год: Космическая одиссея"

Пятьдесят четыре года назад жанр научной фантастики стал таким, каким мы его знаем и по сей день. В 1968 году вышла культовая лента Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея". Великое кино от не менее великого режиссера стало новым этапом в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом. Почему творение Кубрика актуально в наши дни и каким образом оно повлияло на развитие жанра, об этом сейчас и порассуждаем.

Стэнли Кубрик и Артур Кларк

Замысел картины появился у Кубрика после знакомства с писателем Артуром Кларком. По правде говоря, Стэнли хотел снять кино о внеземной жизни (то есть о космосе) довольно давно, но именно после плодотворной встречи с писателем-фантастом родилась идея фильма, за основу сюжета был взят рассказ Артура "Часовой".

Пролог

Кино рассказывает историю встреч людей с загадочными черными "монолитами".

В культовом прологе ленты нам показывают, как произошла первая встреча земной цивилизации с прямоугольным параллелепипедом. Черный монолит научил австралопитеков пользоваться оружием и инструментами, в последствии один из них, благодаря полученным знаниям убивает лидера стая и становится её вожаком.

В экспозиции же показан современный мир, в котором люди освоили компьютерные технологии и космическое пространство. В это время и происходит вторая встреча человека и черного "монолита", в это раз на Луне.

Основная же история ленты начинается спустя восемь лет. Космическая экспедиция "Дискавери" с искусственным интеллектом на борту отправляется в сторону Юпитера, откуда был получен сигнал третьего параллелепипеда.

Съемки

С первых минут ленты становится ясно, что Кубрик задумал Космическую одиссею, как торжество сюрреализма. Первые четыре минуты нам показан черный экран, с музыкальным сопровождением в виде классической музыки. В момент прибытия черного "монолита" на Землю (пролог) играет классическая мелодия Рихарда Штрауса, она же воспроизводится каждый раз, когда на экране появляется загадочный камень. К слову здесь симфоническая музыка является чуть ли не главным связующей частью всех аспектов картины. Больше половины хронометража отведено не диалогам, а именно аудиосопровождению, как пример, первая реплика произносится лишь на 26 минуте ленты. Привычная структура повествования была намерено сломлена Кубриком, с целью достижения эффекта внеземного присутствия, чего-то сверхъестественного в фильме.

Также важной частью Одиссеи является прорывной визуал. Просто представьте, середина шестидесятых годов прошлого века, на визуальные эффекты у создателей фантастических фильмов попросту не хватало ресурсов, денежных и умственных. Кубрик же смог показать космос максимально приближенным к реальности. При создании фильма не обошлось без консультации режиссера с работниками NASA, ведь Стэнли - мастер своего дела, трепетность и извращенность в плане производства являются характерной чертой его фильмов.

В итоге Космическая одиссея стала вехой в кинофантастике, до неё попросту не было картин с таким уровнем визуала. Творение Кубрика стала отправной точкой для многих авторов-фантастов, будь то Лукас с Звездными войнами или Скотт с Чужим. На работу Стэнли и по сей день опирается большинство режиссеров современной эпохи, например Кристофер Нолан, работая на Интерстелларом, вдохновлялся Одиссеей. Все, что мы видим в фильмах о космосе двадцать первого века выросло на великом документе Стэнли Кубрика.

Но все же Космическая одиссея - это в первую очередь мощнейшее философское высказывание. Кино проносит нас через всю историю человечества, от каменного века до современной эпохи. Фильм рассматривает вопрос смысла жизни, а с ним и понятие бога (здесь он метафорически предстаёт в виде того самого черного "монолита").Также кино показывает, как великое творения человека, а именно искусственный интеллект может сыграть злую шутку со своим создателем (к слову, эту же тему, вдохновившись Одиссеей в совершенстве раскрыл Кэмерон в Терминаторе).

Финал же картины считается одним из самых неясных в истории кинематографа. Он породил множество спором и коллизий. Вот что говорит на этот счет сам Кубрик: " Суть в том, что героя забрали богоподобные существа, состоящие из чистой энергии и разума, не имеющие формы. Они помещают героя в своего рода зоопарк для людей, где изучают его. Так проходит вся его жизнь. Только он не чувствует течения времени. Для него все происходит моментально, как и на экране перед зрителем. Покончив с ним, как бывает в большинстве мифов нашей культуры, он трансформируется в некое суперсущество и возвращается на Землю. Можно сказать, что он стал сверхчеловеком. Мы можем только предполагать, что с ним случилось. Это важный момент в любой мифологии, и именно на это мы и намекали."

Можно много и долго говорить о Космической одиссее 2001 года. Это великое кино, считающееся помимо всего прочего, предзнаменованием будущего. Фильм предугадал появление искусственного разума, портативных планшетов и много чего другого. Лента обязательна к просмотру каждому любителю фантастики, ведь можно её можно считать первоисточником этого жанра.

Сегодня же творение Кубрика является шедевром мирового кинематографа, многие критики говорят о нем, как о культовом художественном произведении двадцатого века.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Сын маминой подруги
Фильм предугадал появление искусственного разума, портативных планшетов и много чего другого

Чел... Про книжки слышал? Бумажные прямоугольники такие. Всё эти описанные штуки будущего появилась за много лет до съёмок фильма. Кринжанул.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт

Самое смешное что он сам в начале написал:

но именно после плодотворной встречи с писателем-фантастом родилась идея фильма, за основу сюжета был взят рассказ Артура "Часовой".
Ответить
Развернуть ветку
famiak

Потому что это база.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Травин

Люди переоценивают свой эволюционный успех. Что не ситуация, то нам помогли инопланетяне или божественные силы. Никто нам не помогал, наш мозг и прямохождение также удивительны с точки зрения эволюции, как и клешни краба или способность верблюда есть кактусы.

Ответить
Развернуть ветку
famiak
переоценивают

Наоборот недооценивают получается

Ответить
Развернуть ветку
M N

слабо повторить? )

Ответить
Развернуть ветку
Дурной теркин30см

Когда весь фильм говорят что HAL умнейший ИИ а потом два надмозга залезают в капсулу чтобы обсудить как его вырубить и поворачивают её окошечком к одной из камер HAL'а понимаешь что фильм не так хорош как везде трубят.

Ответить
Развернуть ветку
Полив Баклажанов

"Кино рассказывает историю встреч людей с..."
"В культовом прологе ленты нам показывают..."
"Основная же история ленты -..."
"Первые четыре минуты нам показан - "
"Также кино показывает, как..."

Автор, спасибо конечно за обзор Кубрика. Но перечислять все перескоки по времени повествования и перечень сюжетных событий, которые являются одними из главных майндфаков этого кино, это идея так себе.

Если бы я еще не смотрел Одиссею и прочитал статью, я бы наверно расстроился. Зачем вообще в обзоре перечислять сюжет?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Герасимов
Автор

Потому что это не обзор, а статья, объясняющая, почему Одиссея - это великое кино и почему его стоит посмотреть. Мне кажется я достаточно поверхностно описал сюжет, так сказать краткий синопсис

Ответить
Развернуть ветку
Полив Баклажанов

Просто мне кажется, одна из самых нажористых фишек Одиссеи 2001 это то, что Кубрика дико укачало на волнах постмодернизма и он играет в игру со своим зрителем при помощи неожиданных для зрителя особенностей повествования, и вы эти неожиданные для зрителя особенности подробно описали в статье для не смотревших.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Герасимов
Автор

От того и интересней будет смотреть, этакая затравочка. Ну это исключительно мое мнение, ваше мнение я уважаю.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Коцарь

Опубликовал бы в @Кино и сериалы , тут мало кто увидит

Ответить
Развернуть ветку
Андрон Макаров

Отличная статья

Ответить
Развернуть ветку
RmView

первый фильм Кубрика - такое мутное гавно, второй фильм получше, частично обьясняет первый фильм

Ответить
Развернуть ветку
Zalmo
Пятьдесят четыре года назад жанр научной фантастики стал таким, каким мы его знаем и по сей день.

да нет, и до этого писали очень много

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Герасимов
Автор

Имеется ввиду жанр кинофанастики

Ответить
Развернуть ветку
Zalmo

что читаю - то комментирую, пардон

Ответить
Развернуть ветку
Иван Санаев

Опять любители фантастики что-то должны!

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Этим фильмом явно вдохновлялись создатели Ксеногирзов и Ксеносаги, с тамошними таинственными монолитами и сценой постепенного отключения ИИ-мудрецов антагонистом.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 19 комментариев
null