Just Paradox451

Причины возникновения бессонницы у старшеклассников и студентов

Данная работа была создана для защиты индивидуального проекта учеником 10Е класса Берг Василием Константиновичем.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

· Введение 3-4стр.

· Основные причины бессонницы

· Виды расстройств сна

· Русские первопроходцы в изучении сна

· Лечение и коррекция расстройств сна

· Заключение

· Список интернет-ресурсов

Введение.

Сон - это естественный биологический процесс, необходимый для восстановления нашего организма. Во время сна организм отдыхает и набирается сил. Нарушение сна – бессонница – является серьезным расстройством, ведущим к значительным проблемам со здоровьем и ухудшению качества жизни.

Бессонница- это нарушение сна, при котором наблюдается трудность засыпания, короткий период собственно сна или отсутствие после него ощущения отдыха. Бессонница проявляется сокращением длительности ночного сна, поздним засыпанием, ранним пробуждением, многократным прерыванием течение ночи. Сон при бессоннице нарушается и качественно- становится более поверхностным, сокращается продолжительность глубокого сна, нарушается соотношение между стадией сна, сопровождающегося сновидениями, и стадией сна без сновидений. Бессонница встречается при неврозах, некоторых сердечно- сосудистых и психических заболеваниях, нейроинфекциях, а также при повреждениях образований головного мозга, регулирующих правильное чередование сна и бодрствования.

Часто людям, страдающим от бессонницы, кажется, что они не спят вообще. Большинство из них отмечают, что в течение дня их постоянно клонит ко сну, а ночью заснуть не могут, или, задремав, тут же просыпаются, нередко видят одни и те же сны. Нарушение сна и бессонница- симптомы многих заболеваний.

К счастью, в наше время сон уже достаточно изучен множеством наук, в числе которых: психология, биология, физиология, медицина и естествознание, что позволяет нам лучше изучить причины этого заболевания.

Так в чём же кроется причина расстройств сна? К бессоннице и недосыпу чаще всего приводят слишком сильные эмоции; просмотр фильмов, физическая активность или использование гаджетов перед сном; переутомление в школе, после занятий с репетитором или спортивных состязаний; разные фобии; голод, заложенность носа; симптомы соматических заболеваний; употребление кофеина, черного шоколада, сладких газированных напитков перед сном, а также внутрисемейные конфликты.

Актуальность:

Сон – один из важнейших факторов жизни человека. Не зря на сон мы тратим около трети своей жизни. Люди, страдающие бессоннице, в последствии могут столкнуться со снижением иммунитета, повышенной утомляемостью и даже депрессией. Мировая статистика показывает, что расстройство сна присутствует у около 30% людей, большую часть из которых составляют

ученики и студенты. Именно поэтому я считаю затрагиваемую мной тему важной и актуальной и по сей день.

Целью моего исследовательского проекта является написание статьи о борьбе с расстройствами сна и последующей её публикацией на DTF.

Задачи:

1) Изучение и классификация различных расстройств сна; определение причин появления этих заболеваний у старшеклассников и студентов.

2) Составление рекомендаций по борьбе с бессонницей; составление полученных данных в одну статью.

3) Создание анкеты, содержащей вопросы о бессоннице.

Методы:

1) Изучение доступной литературы и интернет ресурсов, содержащих сведения о расстройствах сна.

2) Анкетирование учащихся с последующим исследовательским анализом полученных данных.

Основные причины бессонницы.

Сон – это естественный восстановитель после всех видов нагрузки и деятельности: физических, интеллектуальных, эмоциональных и т.д.

Сон не только отдых, но и работа по переработке информации, накопленной за день. Это доказывает биоэлектрическая активность мозга во время сна.

Бессонница – это симптом заболевания. Чтобы справиться с ней, нужно найти её причины.

Какова же основная причина бессонницы? Ответ на этот вопрос довольно прост. Это стресс. Старшеклассник и студент - это тот человек, который часто находится в стрессовых ситуациях, то есть нарушен его ритм между напряжением и расслаблением. Это объясняется тем, что им предстоит сдавать экзамены, выбор профессии, стремительное физическое и психологическое развитие, смена социального института, смена круга общения в следствии окончания школы или колледжа. В следствии этих причин возникает внутреннее напряжение, как реакция на определённую ситуацию или деятельность, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации. Время учёбы – это время больших физических и эмоциональных напряжений и поэтому учащиеся чувствуют себя раздражёнными и переутомлёнными. Стресс может возникать в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с переработкой поступившей информации и не успевает принимать правильное решение. Часто проявляется при высокой ответственности за последствия принятых решений. Стресс так же вызывают ситуации опасности, обиды и т.д.

Виды расстройств сна.

Рассмотрим остальные причины бессонницы. К ним относятся заболевания психического и соматического характера, эмоциональные подъемы, лекарственные препараты, вредные привычки и переедание перед сном. Среди заболеваний, провоцирующих инсомнию, можно назвать паркинсонизм, гипертиреозы, депрессивные расстройства, невроз, болезни почек и артриты. Частые переживания человека, связанные с бытовыми, рабочими и глобальными проблемами, также негативно влияют на здоровый сон. Выделим самые распространенные причины развития бессонницы у людей: психические нарушения и повышенные эмоциональные переживания, патологии эндокринной системы, соматические болезни, апноэ, вредные привычки (алкоголь, табак, наркотики), неврология, побочное действие лекарственных препаратов, боль, внешние раздражающие факторы, ночная работа и смена часовых поясов[1]. Так же причинами бессонницы могут быть индивидуальные особенности человека: возраст, образ жизни, темперамент.

И всё же, для старшеклассников и студентов основной причиной бессонницы является стресс.

Основными тремя типами бессонницы выделяют:

Преходящая бессонница – возникает периодически, т.е. возникает время от времени и, будучи обусловлена какими-то ситуациями, никогда надолго не задерживается. Обычно связана с какими-то психологическими и иными нагрузками. Стрессом, вызывающим ситуативную бессонницу может быть сессия, конфликты, выпускные экзамены, изменение графика учёбы, болезни, злоупотребление кофеином и/или никотином. Всегда можно безошибочно назвать причину ситуативной бессонницы. Больной страдающий этим типом бессонницы в обязательном порядке должен заняться гигиеной сна.

Кратковременная бессонница – длится от одной ночи, до нескольких недель. Возникает в связи с более серьёзными стрессами или психологическими травмами. Причиной этого типа бессонницы может стать эмоциональная или физическая травма. Обычно эпизоды кратковременной бессонницы длятся около трёх недель. Дополнительно к снотворным стоит заняться гигиеной сна и выполнить психотерапевтические техники, способствующие нормализации сна.[2]

Хроническая бессонница – длится не менее трёх ночей в неделю в течение месяца и более. Хроническая бессонница чаще всего связана с физическим и психическим заболеванием, например, с сердечно недостаточностью, депрессией, стрессом. Хроническая бессонница может быть вызвана длительным применением некоторых лекарств, злоупотреблением алкоголем или наркотиками. В случае если у учащегося или студента развилась хроническая бессонница, ему надлежит пройти курс лечения хорошими снотворными, освоить все психотерапевтические упражнения, способствующие быстрому засыпанию и глубокому сну, а лучше сразу обратиться к специалисту.

Бессонница проявляется следующими симптомами или их сочетанием: действительные трудности с засыпанием; частые ночные пробуждения, сопровождающиеся трудностью с повторным засыпанием; слишком ранние пробуждения; сон, не дающий чувство восстановления сил.

У бессонницы есть свои последствия: плохое самочувствие; сонливость; повышенная утомляемость; появление раздражительности, тревожности, перепадов настроения; снижение трудоспособности; ухудшение внимания и памяти; увеличение времени реакции.

Не стоит забывать, что и кроме бессонницы существуют многие расстройства сна, такие как:

Апноэ во сне – разновидность апноэ (остановка дыхательных движений), для которого характерно прекращение лёгочной вентиляции во время сна более чем на 10 секунд. При регулярных апноэ (обычно не менее 10—15 в течение часа) возникает синдром апноэ во сне с нарушением структуры сна и дневной сонливостью, ухудшением памяти и интеллекта, жалобами на снижение работоспособности и постоянную усталость. Различают обструктивное и центральное апноэ во сне, а также их смешанные формы.[3]

Синдром периодических движений конечностями - вид двигательного расстройства сна, который проявляется повторяющимися непроизвольными движениями ног во время сна. СПДК может нарушить сон и вызывать дневную усталость. Иногда расстройство сна приводит к бессоннице.[4]

Диссомнии – расстройства, связанные с трудностями иннициации и поддержания сна, или с избыточной дневной сонливостью, среди которых выделяют нарушение сна(инсомнии) и нарушение бодрствования(гиперсомнии).

Парасомнии – группа нарушений сна, в которую входят двигательные, поведенческие, или вегетативные феномены, которые возникают в специфической связи с процессом сна.

Гиперсомния: паталогическая дневная сонливость - расстройство сна, в результате которого человек испытывает сильную сонливость в течение дня. Это состояние называется повышенной дневной сонливостью. Пациент с гиперсомнией часто испытывает потребность в сне и редко чувствует себя полностью отдохнувшим.[5]

Гиперсомния: нарколепсия - заболевание центральной нервной системы, характеризующееся сложными расстройствами сна, которые имеют 4 основных проявления: Резкая дневная сонливость и приступы внезапного засыпания, катаплексия (приступы внезапной слабости), сонный паралич, гипнагогические (при засыпании) и гипнапомпические (при пробуждении) галлюцинации.[6]

Нарушение цикла сна и бодрствования - хроническое расстройство циркадного ритма, проявляющееся в виде очень позднего засыпания (часто после 01:00) и позднего пробуждения с невозможностью сместить время сна на более ранние часы. Помимо времени сна, у пациентов смещены ритмы выработки гормонов и ритм температуры тела. Попытки заставить себя рано вставать (например, при помощи будильника) не приводят к более раннему засыпанию, как у большинства людей, а лишь к недосыпанию, дневной сонливости и снижению работоспособности.[7]

Русские первопроходцы в изучении сна.

Сомнология – наука молодая. Сон всегда ассоциировался с чем-то магическим. Лишь в 19 веке мистические понятия уступили место физиологическим.

Важным этапом в развитии сомнологии стало изучение депривации (лишения) сна. В конце 19 века были напечатаны труды учёного И.Р. Тарханова, свидетельствующие об интересе к проблеме расстройств сна. В одной из своих статей автор поднимает вопрос: «Зачем человеку сон, если мозг продолжает во сне работать даже интенсивнее, чем в бодрствовании?» Вероятно, И.Р. Тарханов был первым учёным, начавшим изучение механизмов сна на светлячках. Последователем и наследником идей, является ученица Тарханова М.М. Манасеина, которая проводила опыты на щенках. В 1880 – 1890 годах в немецких и французских журналах ею были описаны результаты депривации. Следствием эксперимента явились физиологические изменения в организме и макроанатомические признаки нарушения мозгового кровообращения и дегенерация клеток мозга. В результате лишения сна животные погибали.

Опыты по изучению физиологии сна продолжил ученик И.П. Павлова, основатель Ростовской школы физиологии Н.А. Рожанский. Опыты по изучению физиологии сна продолжил ученик И.П. Павлова, основатель Ростовской школы физиологии Н.А. Рожанский. В выводах сделанных Рожанским в конце своей диссертации, в пунктах 24-27 содержится: «Сильнее всего нарушают сон раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию. Даже однократное применение такого раздражителя снижает его эффективность даже при промежутке во времени до нескольких дней. С потерей способности вызывать ориентировочную реакцию раздражитель теряет способность прерывать сон. Значительную способность нарушать сон имеют раздражения, идущие от переполненного мочевого пузыря и прямой кишки, являющиеся одновременно и возбудителями двигательной системы».

На современном уровне опыты по лишению сна проводились лишь в 1983 году, практически через 100 лет после первых экспериментов, А. Рекшаффеном и тоже на животных. Опыты, которые продолжают ставить в настоящее время новое поколение учёных, подтверждают, что длительное лишение сна действительно приводит к гибели животных в течении нескольких недель. Причиной является катастрофическое разрушение иммунной системы и появление сепсиса. Все эти опыты были направлены на изучение бессонницы и помощь людям, страдающим от неё.

Лечение и коррекция нарушений сна.

Выбор тактики лечения как правило связан с видом инсомнического расстройства. Транзиторная инсомния как правило требует лишь нелекарственных мероприятий и отмечается лишь ретроспективно. Лечение кратковременных инсмоний начинают с немедикоментозных методов. При их неэффективности возможно применение фармакологических методов. При диагнозе хронической инсомнии лечение начинают с фармакологических методов, с привлечением специалистов других профилей (психиаторов, психотерапевтов, кардиологов, ревматологов и т.д.). При этом фармакотерепия хронической инсомнии не исключает применения нелекарственных методов, напротив, комплексное лечение даёт наиболее выраженный клинический эффект.[1]

Особое внимание необходимо уделить гигиене сна. Применение достаточно простых рекомендаций позволяет достичь желаемого эффекта. Рекомендуется: ложиться спать и вставать в одно и тоже время; исключить дневной сон; не употреблять на ночь чай или кофе; уменьшить стрессовые ситуации, умственную нагрузку, особенно в вечернее время; организовать физическую нагрузку в вечернее время, но не позднее чем за три часа до сна; регулярно использовать прохладный или тёплый душ до ощущения лёгкого расслабления (контрастный душ исключается); рекомендуются различные виды психотерапии (индивидуальная или групповая); необходимо уделить внимание уменьшению уровня тревожности, как наиболее частому симптому сопутствующему нарушению сна; научиться справляться со стрессами при помощи специальных терапевтических техник; не участвовать в возбуждающих видах деятельности перед сном; воздержаться от использования постели как места работы.

Помимо естественных способов нормализации сна, есть ещё упражнения на устранение бессонницы. Такие как психотерапия и аутогенные тренировки. Психотерапевтические методики можно разделить на две больше группы - кратковременные и долговременные.

Кратковременные: целью краткосрочной психотерапии является корректировка привычек, влияющих на продолжительность и качество сна. Продолжительность лечения не более трёх месяцев, где человек учится контролировать неприятные мысли, мешающие ему заснуть и избавляется от некоторых убеждений и заменяет их другими, более полезными. Во время терапии врач обучает пациента техникам релаксации.

Долговременные: продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет и необходима если бессонница провоцируется хронической тревожностью, депрессией и стрессом.

Аутогенная тренировка - это упражнение на спокойствие или собранность, целью которой является сужение сознания, фильтрация внешних ощущений, подавление внутренних раздражителей и успокоение. Больной пациент должен верить в метод, самого себя и аутотреннинг. Благодаря тренировкам и упражнениям организм переходит к фазе восстановления, что является главной целью терапии.

Заключение.

Следуя рекомендациям и правилам, можно укрепить здоровье, повысить успеваемость. Правила помогут сделать сон полезным для здоровья, а организм будет правильно выполнять свои функции во время сна.

Недосыпание у старшеклассников и студентов негативно влияет на процесс и результат обучения. Недостаток и дефицит сна приводит к снижению активности в целом. Работоспособность учащихся напрямую зависит от количества и качества сна, что подтверждают исследования и анкетирование. Сон – важный фактор и составляющая здоровья и жизнедеятельности. Он необходим чтобы жить, учиться и развиваться.

Исследование количества сна у учеников моего класса и знакомых-студентов показало, что большинство спят меньше 8 часов, ложатся спать после полуночи, а 8 из 15 опрошенных страдают бессонницей. Недостаток сна в будние дни они пытаются компенсировать более продолжительным сном на выходных. Многие учащиеся уделяют время для любимых занятий в ущерб сну. Недостаток сна и свободного времени связан с большими нагрузками в учёбе, много времени так же занимает выполнение домашних заданий, неправильным планированием своего времени и режима сна, злоупотреблением кофеином и компьютером.

Я считаю, чтобы избежать проблем со сном, ученикам в первую очередь стоит заняться гигиеной своего сна, нормализацией режима и планированием собственного свободного времени и досуга. Во время работы над этим проектом я постарался подробно осветить причины различных расстройств сна, а также способы их лечения. Надеюсь, эти сведения помогут ученикам нормализовать свой сон.

[1] https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-sna-v-obschesomaticheskoy-praktike/viewer

[1] http://tdckms.ru/?page_id=5063

[2] https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-son-i-besonica-5413088.html

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Апноэ_во_сне

[4] http://www.likomed.com.ua/sindrom-periodicheskih-dvizhenij-konechnostyami/

[5] https://together.stjude.org/ru-ru/diagnostika-lechenie/pobochnye-effekty/narushenija-sna/dnevnaja-sonlivost-gipersomnija-narkolepsija.html

[6] https://ldc.ru/video-eeg-monitoring/narkolepsiya

[7] https://ru.wikipedia.org/wiki/Синдром_задержки_фазы_сна

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Зиппа Чур

Сократи общий объем до 15 слов и читать будет можно.

Ответить
Развернуть ветку
Just Paradox451
Автор

я бы с радостью, вот только комиссия по оценке тогда зажопит

Ответить
Развернуть ветку
Зиппа Чур

А дтф не будет жопить, просто отъебет без смазки.

Ответить
Развернуть ветку
Ayleo Ichiro

4 слова в заголовке, дальше можно не читать

Ответить
Развернуть ветку
Narlok

Ну в принципе, для школьного проекта вполне себе. Удачно защититься)

Ответить
Развернуть ветку
aiz penivaiz

депресия в 0 лет

Ответить
Развернуть ветку
Димас

Это какой-то новый уровень щитпостинга? Метащитпост?

Ответить
Развернуть ветку
неофит

Для школы наверное не плохо, но в научном плане так себе. Анкетирование сейчас применяется для диагностики расстройств сна только совместно с полисомнографией, о которой у тебя ни слова. А раздел истории вызывает разве что улыбку, особенно без упоминания товарища Вейна. Про структуру сна можно было бы добавить. Ну и вычитка не помешает - сходу несколько опечаток.

Ответить
Развернуть ветку
Рома Макара

Чел, я не спорю что у дтф мало контентмейкеров, но вот уж научные статьи тут точно нахуй не нужны.
Я не говорю что статья плохая (хз не читал), просто это типа как публиковать видео с обычными богослужениями на порнхабе - шо то не то.
В целом, можно публиковать интересные обзоры на статьи, в виде выжимки, и самое главное - с блекджеком, КАРТИНКАМИ и шлюхами. Главное - картинки, потому что в статьях всем похуй, а вот в интернетах тонны текста никто не любит.

Ответить
Развернуть ветку
Ayleo Ichiro

Это не научная статья, а проект для шк

Ответить
Развернуть ветку
Рома Макара

Выглядит как научная статья. По сути, она и есть.
Да да, есть и такие научные статьи (сам сейчас пишу полное говно говна, в котором смысла даже меньше чем тут)

Ответить
Развернуть ветку
Ayleo Ichiro

Я в шк для индивидуального проекта тоже пиздил текст и идеи с научных статей, да и сам сценарий проекта выглядел как научная статья, что собственно и должно быть.

С тех пор кстати ни одного проекта ещё не сделал

Ответить
Развернуть ветку
Zhenia

Скипнул в конец

Я считаю...

Выше можно не читать. Даже если чудом это была научная статья, то после таких слов она перестаёт её быть

Ответить
Развернуть ветку
Рома Макара

Ну ясен хуй редактура нужна, но редактура конкретных слов типа вот этой самой фразы, хорошую аннотацию, и вполне можно хуйнуть в какой нибудь третьесортный скопусовский журнальчик.
Потому что собсно ее и будут читать по принципу "скипнул в конец"

Ответить
Развернуть ветку
Zhenia

При чём здесь редактура конкретных слов и фраз?
В научных работах нельзя использовать субъективщину и собственное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Посторонний рубин

я знаю одно видео с обучением физики на порнхабе)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
null