DANGER MOUSE — ГЕНИЙ

Я написал заголовок сразу после первого прослушивания альбома «Cheat Codes», а текст пишу несколькими днями позже. На самом деле, на этом заголовке можно было бы и закончить. Моя главная эмоция — бесконечное восхищение с первого и до последнего трека.

DANGER MOUSE — ГЕНИЙ

Я давно заметил такую вещь: чем больше нравится релиз, тем меньше получается про него написать (почти Пушкин) , потому что невозможно вербализировать мурашки от винтажных семплов, жирнющих аранжировок и речитатива Black Thought; невозможно описать те эмоции, которые я получаю в тот момент, когда альбом заканчивается и сразу же включается заново, вновь напоминая мне о том, какой сейчас будет ахуительнейший вступительный «Sometimes», — и я не думая слушаю пластинку по второму кругу полностью. И все-таки, попробую разжевать некоторые моменты и влюбить вас в совместную работу Danger Mouse & Black Thought!

Включается открывающий релиз трек «Sometimes», и с первой же секунды становится ясно, что мы попадаем в волшебный мир, полный неочевидных семплов-находок. Вокал Gwen McCrae, из песни которой и взят отрывок для «Sometimes», звучит настолько проникновенно, настолько эмоционально и чувственно, что даже фирменные мычания Кади на ее фоне меркнут.

Danger Mouse & Black Thought — Sometimes

Семплирование — один из главных чит-кодов альбома (опа, каламбур) , который моментально подкупает. Семплы раскиданы абсолютно по всей пластинке, без них не обходится ни один трек. С помощью этого блестяще решается сразу несколько задач: создается неебически атмосферный, ретро-звук, отсылающий к истокам жанра, и самое главное, — возможно вообще главное мое впечатление от пластинки — это то, как грамотно и тонко Danger Mouse с помощью семплов разбавляет тяжеловесные и витиеватые куплеты 50-летнего техничного, угловатого и максимально голодного Black Thought. Вообще не нужны припевы в привычном смысле слова: их можно иногда отдать на откуп некоторым голосистым гостям релиза, но в основном, они просто идеально заменены семплами. Таким образом не нарушается баланс между топорным, грубым речитативом и мелодичностью. Danger Mouse проделывает этот трюк настолько виртуозно, что несмотря на то, что «Cheat Codes» на 90% состоит их классического хлесткого хип-хопа, пластинку хочется назвать мягкой, податливой, музыкальной.

«Cheat Codes» — очень задротский альбом. Этим он напоминает мне совсем раннего Канье и его первую трилогию: семплирование как основа, большое внимание к аранжировкам, прописанность и выверенность релиза, эксперименты внутри ограниченного жанра. Да что тут сравнивать, «Cheat Codes» — чистая реинкарнация «The College Dropout», «Late Registration». Как будто все самые сочные инструменталы того периода собрали в один ультимативный плейлист (даже фиты очень похожи в идейном смысле) . Danger Mouse, как и Канье, приходит в хип-хоп с видением мультиинструменталиста, который хочет расширять границы и способен создать каноничный, но максимально свежий и аутентичный биточек, смело скрещивая любые жанры, любые паттерны, любые музыкальные традиции, используя любые семплы.

Сразу понятно, что «Cheat Codes» — это чистокровный хип-хоп, но это инди-хип-хоп, альтернативный хип-хоп, внутри которого царит полная творческая свобода. Такой звук может создать только человек «со стороны», и хотя Danger Mouse уже много раз занимался хип-хоп проектами, его мультижанровость и экспериментальность позволяет впихивать барабанные марши (очень по-каньевски, кстати) , подбирать самые диковинные семплы, изобретательно подходить к сведению, аранжировкам и создавать совершенно непривычные, неожиданные, живые звуковые слои, иначе расставлять акценты. В этом он похож не только на Канье, но и на Мэдлиба. Тут, кроме огромной тяги к раскопкам необычных семплов, на поверхность выходит общее настроение музыки, в которой задротство и академичность совмещается с нативной уличной энергетикой, а также проявляется желание играться со структурой песен: инструментальная концовка «Identical Deaths», переходы на «Saltwater». В этих мелких деталях угадывается нечто схожее с альбомами от Либа и Фредди Гиббса, где все было построено на противоположностях.

Danger Mouse & Black Thought — Identical Deaths
Danger Mouse & Black Thought — Saltwater (feat. Conway the Machine)

В первой части релиза — примерно до «Belize» — альбом звучит мелодично, интеллигентно, чисто, по-гиковски, а вот начиная с «Belize», записанного при участии покойного MF DOOM (у которого, кстати, есть совместный с Danger Mouse альбом «dangerdoom»), начинается грязь, наглость, шероховатость. Альбом выходит из уютного и теплого дома, где стоит дорогая пианинка, саксофон и тысяча пластинок на полках и оказывается на улице, где все куда проще и прямолинейнее. Вторая часть альбома (умозрительная часть, конечно же, никаких разделений нет) отдает флёром андерграундного хип-хопа 90-х. Биты уже не настолько пёстрые, но все еще очень грувовые и выразительные. Теперь от них веет не чистотой и вылизанностью, а подвальчиком (в самом лучшем смысле этого слова). Прослеживается нечто гризельдовское в инструменталах «Identical Deaths» и конечно же «Saltwater», где на фите Conway The Machine собственной персоной.

В альбоме как бы присутствует такое вот двоемирие. Многослойность пластинки относится не только к музыке, но и к выбору гостей. Удается совместить артистов разных поколений и разных эшелонов: на этих виртуозных битах уютно сидит что A$AP Rocky, что старина Raekwon, что MF DOOM, что Сonway, что мой любимый Joey Bada$$, что парни из Run The Jewels. И даже Michael Kiwanuka, музицирующий совершенно в другом направлении, уместился как нельзя лучше. «Cheat Codes», может даже и бессознательно, интуитивно, создает концептуальную линию, вбирающую в себя два разных хип-хоп пространства, две разные парадигмы, два разных взгляда (гиковский и уличный) и поколенческий нарратив, объединяющий артистов совершенно разных идеологий, направлений, возрастов и эшелонов. И даже на этом уровне есть разделение на эдаких нердов и чисто стрит-артистов.

Danger Mouse & Black Thought — Strangers (feat. A$AP Rocky and Run The Jewels)

Я бы назвал этот альбом «инди-олдскул». Ничего точнее в голову не приходит. Запал, харизма и техничность Black Thought просто поражала меня на протяжении всего релиза: он мог перечитать кого угодно, на любом бите идеально раскрывал свои сильные стороны; а открытость и свежий взгляд Danger Mouse позволили альбому выйти за границы «классического» хип-хоп релиза и при этом стать живой классикой. Может вывод кому-то покажется резковатым, но я абсолютно убежден, что этот альбом будет одним из каноничных примеров переосмысления старорежимного хип-хопа 20-ых годов и уж точно будет одним из моих любимых в этому году, а быть может, и на долгие годы вперед.

Для меня это правда откровение, потрясение и ахуй. Я послушал альбом уже раз 5 и никак не могу насытиться. «Cheat Codes» именно потряс меня, как это всегда со слушателем делают великие пластинки — когда не можешь даже понять толком что происходит, но чувствуешь, что внутри все бурлит, кричит, разрывается от праздника музыки, от того, что прямо сейчас прикасаешься к чему-то потрясающему, большому, настоящему.

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

55
11 комментариев

Друг, где можно послушать в хорошем качестве? Послушал с ютуба - отлетел, музон - кайф!

1
Ответить
Ответить

блин я так и не послушал его нормально из за гейма до сих пор. гейм мне какт нравится по старой памяти но блин такой альбом длинный, а таких людей black thought надо все таки внимательно слушать

Ответить

предлагаю обмен: я теперь слушаю гейма, которого до сих пор не включал, а ты - чит код

1
Ответить

Нихуясе там клипы — очень круто. Типа своя стилизация, как у Brockhampton прям.

Ну и да, ты мне продал альбом)

Ответить

это лучший комплимент, мужик!

1
Ответить