Дешёвый и безыдейный дебют S.T.A.L.K.E.R. 2

Дешёвый и безыдейный дебют S.T.A.L.K.E.R. 2

Дебютный трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2 — это дешёвая презентации одной из самых обсуждаемых и ожидаемых видеоигр нынешней пятилетки. Звуковой дизайн без интершумов, панорамные бироллы без геймплея и безыдейный дженерик вместо увлекательного видеоряда — всё это делает презентацию S.T.A.L.K.E.R. 2 не по статусу бедной. Она прошла бы и вовсе незаметной для публики, не будь этот релиз под могучей силой семибуквенного бренда с точками.

Сам трейлер, вероятно, сочиняли более пяти месяцев, и вот почему: момент с аномалией и искорёженными автомобилями — это кадр, повторяющий первый скриншот из S.T.A.L.K.E.R. 2, который опубликовали в конце марта 2020 года под эгидой тринадцатилетней годовщины со дня европейского релиза S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, он состоялся 23 марта 2007 года.

Первый официальный скриншот S.T.A.L.K.E.R. 2 был опубликован 23 марта 2020 года
Первый официальный скриншот S.T.A.L.K.E.R. 2 был опубликован 23 марта 2020 года

«Обязаны дать вам многое — вторую главу великой саги, достойную своего наследия. Нашу самую амбициозную и масштабную игру на данный момент», — сообщили тогда разработчики. Ну, обязаны и обязаны, как заметил бы Артемий Лебедев. С одной лишь поправкой: весь презентационный путь «второго сталкера» — это излишне аккуратные анонсы, бесконтекстные концепты и самое страшное — непримечательные визуальные материалы, которые на сегодняшний день плохо соотносятся с заявлениями разработчиков из украинской студии GSC Game World. Грандиозный сюжет, несколько концовок, масштабы во все поля. Все эти обещания на фоне новогодней картинки с батоном из S.T.A.L.K.E.R. 2 — звучат немного провокационно и самонадеянно. Сейчас никто не возьмётся за явный прогноз, но чувствуется, что игра находится на ранних этапах производства, а политика промо-кампании S.T.A.L.K.E.R. 2 — это скорее инвестор-филлер, рекламная заглушка для стимуляции публичного интереса. Что тревожно — паршивого качества и исполнения.

Попомните: если в ближайшие полгода кадровики GSC Game World будут открывать аномально много вакансий — дело запахнет керосином, а если игра не появится в заявленном Game Pass до новогодних праздников 2022 года — присуждайте релизу почётное, но зловещее звание жертвы производственного ада. И вот почему.

Первой весточкой со «сталкерских» полей стала вовсе не мартовская сцена на лесной опушке с участием двух УАЗ'иков и одного ЗИЛ'ка, если помните — дебютными материалами S.T.A.L.K.E.R. 2, именно официальными, — стали два промо-арта, один из которых был с логотипом на монохромной гранжево-бетонной текстуре. Скажите, нормально для тизера? Возможно, но ни когда твой продукт ждут 12 долгих лет, а именно столько времени прошло со дня релиза S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl в 2007 году и до дня самой первой публикации логотипа S.T.A.L.K.E.R. 2 в последних числах марта 2019 года.

Арт с альтернативной айдентикой из публикации от 28 марта 2019 года
Арт с альтернативной айдентикой из публикации от 28 марта 2019 года

Правда, тогда же бонусом показали ещё один концепт — лицо окровавленного сталкера в разбитом противогазе на фоне панорамы с полосатой вентиляционной трубой Чернобыльской АЭС, а также с альтернативным логотипом, в котором была иная айдентика с вытянутыми буквами, всё той же монохромной текстурой на них и с огненно-рыжей двойкой в логотипе. Кстати, именно эта айдентика в итоге используется во всех промо-материалах, включая дизайн тамбнейлов на YouTube и оформление эндинга в дебютном трейлере S.T.A.L.K.E.R. 2, который транслировали 23 июля 2020 года на презентации Xbox Games Showcase.

Дешёвый и безыдейный дебют S.T.A.L.K.E.R. 2

Но худшее, как оно обычно и бывает — впереди. После новогодней ночи 2020 года, официальный Twitter видеоигры S.T.A.L.K.E.R. 2 поздравил поклонников франшизы очень по-свойски, опубликовав пшеничный батон, да — прямиком из виртуальной зоны отчуждения. Текстурный, румяный, пористый, наверняка — на топовой молочной закваске! Одна беда, за почти пару лет о самой игре, естественно — ничего. Ни тебе грандиозного сценария, ни даже открытого мира с картой, цитирую — «одной из самых больших, созданных на данный момент».

Все обещания и амбиции напоминают поклонникам серии S.T.A.L.K.E.R. о днях из уже очень далёкого 2002 года, когда кипела разработка оригинальной первой части. В том же году и была назначена примерная дата релиза — начало 2003 года. Правда, за полгода до этого как раз и был представлен дебютный трейлер S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl — народного хита, что и по сей день будоражит умы не только любителей графических и ролевых модов с Nexus, но и уважаемых книголюбов, предпочитающих метрошное чтиво в мягкой обложке. Сама видеоигра вышла ни в каком не в 2003 году, а сильно позже — как было упомянуто ранее, еврорелиз случился 23 марта 2007 года. Теперь главный фокус, который пусть и в текстовом виде, но призван вас поразить, читайте не торопясь и прочувствуйте эпичность: со дня премьеры трейлера до фактического старта продаж прошло 5 лет.

Ждать ли нам номерной сиквел S.T.A.L.K.E.R. в 2025 году? Надеюсь, что нет. Но это чревато контентными потерями по ходу разработки: например, многое из обещанного и заявленного в 2002 году, естественно — не попало в релизную версию 2007 года. По многим причинам, начиная от смены рендера, до особенностей сотрудничества с издателем THQ и заканчивая «укрощением» кастомной внутриигровой системы симуляции жизни A-Life.
Если вы считаете Хидео Кодзиму главным мистификатором поколения, то попросите японского модника подержать пиво Сергея Григоровича — основателя и генерального директора GSC Game World. Сергей Константинович, ярлык мистификатора — не оскорбление, как и лучшие люди этого мира, нам всем не чужда избыточная фантазия, — и мы все, поверьте на слово, ждём от вас и вашей команды если не новую «игру мечту», то хотя бы отличное приключение, которое призвано удивлять не только отечественного игрока, но и удовлетворить высокий стандарт западных запросов. Просим: сделайте чудо. Желаем: всего крутого.

Вайбы S.T.A.L.K.E.R. 2 навевают об июньских тяжбах из The Last of Us Part II
Вайбы S.T.A.L.K.E.R. 2 навевают об июньских тяжбах из The Last of Us Part II

И всё бы хорошо, если бы не дебютный трейлер грядущего блокбастера: так безлико, несодержательно и серо не было давно. На фоне этого дженерика трейлер игры 2019 года Chernobylite от польской студии The Farm 51 — выглядит как образчик из палаты мер и весов, где кондовыми стопочками уложены все произведения по мотивам радиационной аварии в Чернобыле, которая разметила страницы учебников истории поровну — до событий 26 апреля 1986 года и после.

К слову, в трейлере Chernobylite звучит избыточно иммерсивная хоррор-колыбельная под ёмким названием Tili Tili Bom. Как сказал бы один их популярных в России интернет-персонажей: «ребята из польской студии The Farm 51, а вы там не охренели, что так вкусно-то?», — и не без причин. Только вдумайтесь, новый IP с изрядно доставшем сеттинге заражённой Припяти, но только с чистого листа в случае с Chernobylite, без паразитирования на маркетинговой власти семибуквенного бренда с точками, да — это сравнение стартовых позиций The Farm 51 и GSC Game World.

Вероятно, пример «симуляции жизни» из S.T.A.L.K.E.R. 2
Вероятно, пример «симуляции жизни» из S.T.A.L.K.E.R. 2

«Бесчисленное количество событий и встреч будут происходить каждую секунду, даже если вас не окажется рядом», — заявляют разработчики о своей системе A-Life, которую игроки могли увидеть в трейлере S.T.A.L.K.E.R. 2, — правда, благодаря лишь трём пробегающим собакам из трейлера. И компании сталкеров, что приютились у костра с гитарой. Ну, то есть, понимаете, это же «симуляция жизни»: мужики перебирают струны пальцами, пёсики переваливаются с лапы на лапу во время бега, скажешь — недостаточно, маловато будет?

И что-то подсказывает, что заявленное «бесчисленное количество событий и встреч» будет материализоваться прямо за спиной игрока по законам какого-нибудь алгоритма случайных ивентов: вот это жизнь — точно не даст расслабится! И ведь неважно, что описанные разработчиками GSC Game World фичи — это фактически нижний порог качества для хороших видеоигр с открытым миром. То есть, под ними подразумевается «жизнь» из условных Red Dead Redemption 2 или The Legend of Zelda: Breath of the Wild с Хайрулом вместо Припяти.

Официальный скриншот S.T.A.L.K.E.R. 2 из публикации от 23 июля 2020 года
Официальный скриншот S.T.A.L.K.E.R. 2 из публикации от 23 июля 2020 года

Наконец, главное — дебютный трейлер, который, судя по тому кадру с аномалией и машинами, — долго находился в производстве. Видите ли, количество времени, затраченное на производство видеоматерилов, как правило — соизмеримо с конечным качеством. То есть, собранный командой режиссёров монтажа и продюсеров видеоряд, на который ушло несколько месяцев — это вам не пятнадцатисекундный скетч записать в TikTok. Правда, есть и разный бюджет, а также качество исходников и дотошность подхода. По дебютному трейлеру S.T.A.L.K.E.R. 2 не видно ни первое, ведь он смотрится до жути стандартно и безлико, ни второе — так как показано слишком мало локаций, большинство из которых и вовсе интерьерные в тёмных локациях, что упрощает работу с ними, ни даже третье — ведь помимо неподходящей музыкальной теме, в самом видео начисто отсутствует саунд-дизайн как таковой. Собаки не рычат, аномалии не стрекочат электричеством, гитара молчит, а на лесных опушках тихо, что называется — и ветра не слышно.

Чтобы вы понимали: собрать такое видео и в теории и на практике можно в течение одного рабочего дня: в нём отсутсвует графика и нет сложных внутрикадровых элементов, кастомных переходов и ритм-монтажа, то есть — перед нами просто нарезка тягучих планов под несочетающееся с видеорядом музыкальное сопровождение. Назовёте «атмосферой», отвечу — халтура.

Похожий подход к видеопродакшну популярен в Японии, когда речь заходит о перебивках из видеоигр, как правило — в жанре jRPG, где, например, после стартового меню проигрывается интро с какой-нибудь заводной мелодией под кадры из катсцен. Бесконтекстно и аритмично, по сути — просто движуха с титрами и сверкающими эффектами, вроде самой что ни на есть тривиальной из бюджетного японского аниме. Но делать «глухое видео» в качестве дебютного трейлера культовой игры под брендом коммерчески убойного бренда, да ещё и показывать это как эксклюзив для некстген-консолей и ПК — это сильно и отважно!

Неработающее «чёртово колесо» из S.T.A.L.K.E.R. 2, в реальности аттракцион был запущен польскими туристами в сентябре 2017 году для съёмки видеосюжета
Неработающее «чёртово колесо» из S.T.A.L.K.E.R. 2, в реальности аттракцион был запущен польскими туристами в сентябре 2017 году для съёмки видеосюжета

После первого трейлера S.T.A.L.K.E.R. 2 осталось крайне однозначное впечатление о подходе к разработке: нас ждёт ещё один проект, который будет выходить годами, а когда появится в продаже — наверняка соберёт на себе весь накопившийся хейт из-за, допустим, неработающей симуляции, пропадающих квестов, забагованных аномалий или чего похуже. В эту игру нужно верить, правда — получается с трудом. И все промо-материалы, злосчастный трейлер и непомерные амбиции, возможно, окажутся если и не пузырём из обещаний, то минимум жертвой производственного ада в двух-трёх, а то и пятилетней проволочке с проблемной разработкой и переносами сроков тестирования и релиза.

Возможно, этот трейлер монтировали полгода. Возможно, собрали в ночь перед презентацией Xbox Games Showcase, чтобы оправдать свою эксклюзивность с Microsoft и хоть как-нибудь показать хотя бы что-нибудь. Хочется верить, что эта погрешность не станет лакмусовой бумажкой, по цвету которой можно судить о качестве готового продукта. Верить нужно, вы же помните, правда — получается с трудом.

1010 показов
578578 открытий
22 репоста
12 комментариев

Будем надеяться и ждать. Все же этот трейлер лучше чем ничего. 

Ответить

Естественно! Правда, после такого трейлера надо глаз да глаз теперь за ними.

Ответить

На статью наверное больше времени потрачено чем на трейлер) Отличная статья получилась, жаль что мало внимания ей уделено. Сам когда первый раз посмотрел, была какая-то эйфория. А как на следующий день посмотрел, то появились сомнения на счет качества. Особенно артефакт бросился в глаза, как будто не с этой игры, не натурально смотрелся. 

Ответить

Спасибо! Рад, что статья понравилась, да — сейчас S.T.A.L.K.E.R. 2 выглядит крайне подозрительно. Тема не закрывается, продолжу копать дальше.

Ответить

Первый адекватный пост про сталкера, и ведь некоторые в комментах очень хейтят и их минусят без причин, чувствуется ведь какая то халтура. Я был удивлен анонсу, но терзают смутные сомнения

Ответить

Большое спасибо. Рад такому фидбеку.

Ответить

Мне нравится сталкер и я жду вторую часть, но с самого начала разработки создатели вели себя немного сомнительно(после анонса начали искать спонсора) и до сих пор об игре мало что известно. Надеюсь эта проблема решится и выйдет, может, не игра года, но добротный шутер который приятно играть.

Ответить