Metroid Dread. Лучшая M?

Metroid Dread. Лучшая M?
  • Разработчик: MercurySteam, Nintendo EPD
  • Издатель: Nintendo
  • Жанр: Metroidvania, Action-Platformer
  • Дата выхода: 08.10.2021
  • Платформы: Nintendo Switch
  • Мультиплеер: отсутствует
  • Похожие игры: вся 2D-линейка Metroid

WARNING: THERE ARE SOME SPOILERS BELOW!

Содержание:

  1. Remember The Legacy (Вступление)
  2. Descent. Chapter 5 (Завязка)
  3. Dreadfully beautiful (Визуал)
  4. Echoes of The Dread (Музыка и звук)
  5. Faster, Stronger, Higher and... Harder? (Геймплей)
  6. Ascent. Chapter 5 (Заключение)

Remember The Legacy

Metroid Dread. Лучшая M?

Даже как-то страшно представить, сколько лет прошло со дня релиза Fusion. А с релиза Super Metroid? А Metroid? 1986, 1991, 1994, 2002... Господи, в любом случае это вечность. Серия Metroid всегда была некой эфемерной и загадочной, и каждый редкий и удачный релиз в ней казался буквально чудом. В начале 2000-х Metroid Prime, поменяв механику сверхскоростного 2D Action-Platformer на размеренное FPAA (First-Person Action-Adventure) с заметным упором на неспешное исследование и изучение лора, взбудоражил былых фанатов и породил множество новых, в том числе и меня, благодаря необычной для серии и посоветованной самим Сигэру Миямото (Shigeru Miyamoto) перспективе и новому взгляду на все аспекты геймдизайна в целом и жанра в частности. Через два года выйдет, пожалуй, самая атмосферная часть серии – Metroid Prime 2: Echoes, сиквел, вызвавший очередную и абсолютно заслуженную порцию оваций уже маститой Retro Studios.

В 2007-ом, во время релиза Metroid Prime 3: Corruption, казалось, что вот оно – блистательное настоящее серии, за которым последует только безоблачное будущее, будущее без томного ожидания в десятилетия, без провалов и неудач... Через два года праймовская трилогия триумфально отгремит на Wii, а ещё через год пожалует Other M – крайне неоднозначная и спорная. Подумаешь, японская Team Ninja и сам Сакамото-сан (Yoshio Sakamoto) не смогли в то, что делает Metroid особенной. В то время подавляющее большинство фанатов серии продолжали петь дифирамбы Retro и с нетерпением ждать от неё чего-то крутого нового. Но время шло, на горизонте ничего не маячило, Wii U сменила Wii, а талантливая команда занялась Donkey Kong. Фанаты рисовали в своём воображении новую грандиозную 3D Metroid, а в итоге получили только годы и годы невыносимого ожидания...

<b><i>She is gorgeous, isn't she?</i></b>
She is gorgeous, isn't she?

И вот на E3 2017 как гром среди ясного неба Nintendo показывает тизер Metroid Prime 4 и море материала по Samus Returns. 13 июня впору можно было называть своеобразным M-Day. Все счастливы, все в ожидании. Последняя выйдет через считанные месяцы, и пусть она была достойной, но звёзд с неба не хватала, ибо был это ремейк Metroid 2 и эксклюзив 3DS, что налагало свои ограничения. Тизер Metroid Prime 4 заставил меня тогда оргазмировать, но спустя столько лет понимаю, насколько же провальным был этот анонс.

У меня уже выработалась привычка покупать консоли Nintendo только ради Metroid. Так было с дилогией Metroid Prime (GC), с триквелом и трилогией (Wii), с богопротивной Hunters (не DS, а уже 3DS) и со свежей по меркам хронолигии выхода игр серии SR (уже не 3DS, а 2DS). В итоге продал все, кроме GC.) И вот 9 октября курьер привозит Dread и Switch. В общем, нечего нарушать традицию...

Metroid Dread. Лучшая M?

Кстати, первые упоминания «Metroid Dread» восходят ещё к 2005-му. В то время у Сакамото были идеи, но от разработки отказались из-за никакущего железа DS. Название даже всплывало в тематических журналах в разделах «ожидайте в будущем», но как мы знаем, ожидание и Metroid созданы друг для друга...

Descent. Chapter 5

<b><i><a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmetroid.fandom.com%2Fwiki%2FZDR&postId=898100" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ZDR</a> находится в таком живописном и романтичном месте галактики... Корабль Аран справа готовится войти в атмосферу планеты.</i></b>
ZDR находится в таком живописном и романтичном месте галактики... Корабль Аран справа готовится войти в атмосферу планеты.

Есть что-то дико притягательное во вступительных кадрах игр Metroid, в этой вечно безмолвной Самус Аран (Samus Aran), в её культовых кораблях, летящих к таинственной планете или космической станции навстречу заданию. В Dread космическая дорога заносит героиню на планету ZDR, где её цель – выяснить, действительно ли она населена X-паразитами, которые после финала Fusion считались истреблёнными. До неё это пытались сделать продвинутые роботы Галактически Федерации E.M.M.I. (Extraplanetary Multiform Mobile Identifier), но связь с ними пропала. По прибытию Аран повстречает очень колоритную и грозную фигуру, которая «проявит» к ней особую симпатию. Как потом окажется, фигура эта крайне заинтересована в Аран, а E.M.M.I. не просто так сошли с электронного ума. И никто в жизни не догадается, кем станет Самус ближе к финалу и кем она придётся этой фигуре!

<b><i>Эти глаза напротив!</i></b>
Эти глаза напротив!
<b><i>ЭТИ ГЛАЗАААААА!!!</i></b>
ЭТИ ГЛАЗАААААА!!!

Dread уникальна тем, что Самус здесь заговорит, пусть совсем чуть-чуть и не на человеческом языке. И в игре нагляднее и подробнее чем когда-либо показано наследие: архитектурное, научное, военное – могущественных и сверхразвитых птицеподобных Чозо (Chozo), а оно является центральным левел-дизайновым стержнем любой хорошей Metroid. Не было ещё в серии игры с таким количеством визуального лора по Чозо.

Несмотря на устрашающее название игры, пугаться в ней нечего. E.M.M.I. не страшны, больше назойливы. Эпизоды в обесточенной лаборатории космических пиратов с вырвавшимися метроидами или в шахтах в Metroid Prime нагоняли больше страха, чем вся Dread. А если вспомнить насквозь мрачную Echoes? Думаю, вся эта фишка с hunting party в Dread работала бы как раз в перспективе от первого лица. Не скажу, что погони от E.M.M.I. вносят какое-то большое разнообразие в геймплей, но и нисколько не портят его.

<b><i>Я из лесу вышла, сильно фонило...</i></b>
Я из лесу вышла, сильно фонило...

Порой забавно читать тех, кто хочет от Metroid какого-то насыщенного и активного повествования. Эта серия никогда не была сюжетно-ориентированной, она не об этом. Как правило, у правильной Metroid есть атмосферная завязка-затравка, после которой идёт роскошный геймплейный наполнитель, а заканчивается всё грандиозным босс-файтом и финальным роликом с улётом корабля героини в недра космоса. Если вас такая формула не устраивает – лучше пройти мимо серии. В противном случае дайте ей шанс.

Dreadfully beautiful

Признаться, мне всегда больше импонировало именно западное визуальное видение Metroid от Retro, пусть я и обожаю Super Metroid с его очевидным японским почерком. У испанской MercurySteam ещё в Samus Returns получалось сочетать эти подходы, а в Dread визуальный баланс между западом и востоком достиг совершенства, что особенно видно по крутому дизайну нового костюма Аран и облику Чозо. Samus Return была своего рода пробой пера для испанцев, и в Dread они разошлись на полную. Интересно, если верить wiki, обе были созданы на их собственном движке Mercury Engine, как и Castlevania: Lords of Shadow.

<b><i>Получение <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmetroid.fandom.com%2Fwiki%2FVaria_Suit&postId=898100" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Varia Suit</a> в каждой новой хорошей Metroid – как рождение заново.</i></b>
Получение Varia Suit в каждой новой хорошей Metroid – как рождение заново.
<b><i>У Dread самый сексуальный и красивый Varia Suit в серии?</i></b>
У Dread самый сексуальный и красивый Varia Suit в серии?

Да, избалованного нынешней, зачастую пресной, графикой не удивишь картинкой Dread. Не ищите здесь супердетализированных текстур и правильных теней. Игра берёт другим: скрупулёзно нарисованными и анимированными 2.5D-задниками, придающими локациям глубины и объёма, красивыми эффектами, разнообразием окружения, плавными анимациями.

Тем, кто считает графику игры плохой, нужно просто в неё поиграть. В динамике игра воспринимается совершенно по-иному. Ещё никогда Самус не двигалась так легко и грациозно. Ещё ни в одной номерной Metroid не было столько разнообразных зон, такого количества объектов и деталей, такого внимания к мелочам. Мне кажется, судя по тем редким кадрам из глаз Аран в кат-сценах, движок Dread хорошо бы подошёл 3D Metroid с видом от первого лица.

<b><i>Хороший пример анимированных и создающих эффект глубины 2.5-задников.</i></b>
Хороший пример анимированных и создающих эффект глубины 2.5-задников.

Разница в качестве картинки между handheld и docked режимами есть, но небольшая. В первом случае игра работает в 720p/60, во втором – в 1080p/60 и с лучшим сглаживанием. Единственное, скриншоты даже в доковом режиме почему-то снимались в 720p. Вообще, Dread оправдывает покупку хорошего монитора или телевизора, а если собираетесь играть в портативе – то оледовской Switch. Я играл на никудышном IPS-мониторе и постоянно жалел, что матрица не умеет в хороший чёрный цвет. Жаль, не получилось попробовать на OLED. Думаю, стоило бы того.

Echoes of The Dread

<b><i>You talkin' to ME?</i></b>
You talkin' to ME?

В титрах Кэндзи Ямамото (Kenji Yamamoto) значится как Music Director, но позже под Music and Sound появляются фамилии двух японцев – Soshi Abe и Sayako Doi. Как я понял, музыку писали они, но под надзором Кэндзи. Даже если Ямамото-сан сам принимал участие в написании, надеюсь, он оставил силы и вдохновение на свой magnum opus – саундтрек будущей Metroid Prime 4. Не буду писать, что саундтрек Dread прям плохой. Нет, он в целом достойный и хорошо ложиться на окружение ZDR, но после колоссальной и гениальной работы Кенджи над Super Metroid и праймовской трилогией музыка Dread кажется блекловатой, она не западает в память.

А вот сам звук в Dread отменный. Я сразу вывел его из монитора на свою акустику и не пожалел. Звуковики постарались на славу, чтобы флора и фауна ZDR звучала убедительно, а эмбиентные звуки – аутентично. Что тут говорить, в игре впечатляет даже отчётливый металлический звук катящегося и ударяющегося о препятствия Morph Ball.

Faster, Stronger, Higher and... Harder?

Начну с самого животрепещущего. Во-первых, в Metroid Dread – самая ветвистая и бэктрекинговая карта в серии. Я бы даже отметил, что слишком бэктрекинговая. Если целью стоит достичь 100%, придётся побегать. Во-вторых, в козыре Dread – самое большое количество локаций и способностей в серии.

<b><i>В этих статуях – всё величие Чозо.</i></b>
В этих статуях – всё величие Чозо.

Из новинок стоит отметить маскировочную Phantom Cloak, которая нужна для прохода в двери, закрывающиеся при обнаружении Аран, но которую я вообще не использовал против E.M.M.I., специальные бомбы у Morph Ball, бьющие крестом и дающие хорошее ускорение, Flash Shift, позволяющую моментально перемещаться на небольшое расстояние, причём можно делать три смещения подряд, в том числе в воздухе, и Pulse Radar, облегчающую нахождение секреток. Есть люди, которым последняя штука не нравится, мол, надо самому каждый метр локаций простреливать ракетами и взрывать бомбами. И сколько часов понадобиться, чтобы таким образом найти все секреты? В тех же Праймах порой ты по характерному звуку понимал, что где-то рядом апгрейд. В 2D-играх этого нет, и пойми, в каком месте в скале он запрятан.

Например, на новый уровень вышло использование Grapple Beam. Сейчас с его помощью можно не только раскачиваться на специальных точках, но и срывать GB-блоки, открывать двери, притягиваться к особым магнитным поверхностям.

<b><i>Раньше Grapple Beam крепился под левой рукой Самус, сейчас же он встроен в саму <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmetroid.fandom.com%2Fwiki%2FArm_Cannon&postId=898100" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Arm Cannon</a>.</i></b>
Раньше Grapple Beam крепился под левой рукой Самус, сейчас же он встроен в саму Arm Cannon.

Dread сложна. Если проигнорировать собирание даже нескольких энергоконтейнеров, вы в лучшем случае рискуете многократно переигрывать многие эпизоды игры, особенно босс-файты, в худшем – вообще её не пройти. Местная живность жалит и бьёт постоянно и сильно даже на дефолтной сложности, бои интенсивны, где зачастую только контратака и решает, E.M.M.I. можно убить лишь особым Omega-лучом, а ядрёные и беспощадные боссы непременно заставят попотеть и с переигровкой изучать их повадки. Фанаты ведь соскучились и готовы к схватке с огромным зелёным пузатиком?)

В игре никто вас не будет вести за руку, помечая цели на карте и подсвечивая к ним путь. Всё, что есть в вашем распоряжении, – сама карта, на которой вы сами можете отмечать объекты (двери, станции перезарядки и пр.) одного типа для наглядного их отображения, и скудные наводки и советы искусственного интеллекта ADAM (да, тот самый), которые напрямую никуда не ведут. В общем, по части сложности Dread – натуральный олдскул.

<b><i>Типичная карта одной из зон ZDR. Фанаты AM2R, вы потекли?</i></b>
Типичная карта одной из зон ZDR. Фанаты AM2R, вы потекли?
<b><i>А это – карта всех восьми зон ZDR, связанных элеваторами и челноками. Какие-то огромны, другие поменьше. Разноцветыне ромбы – телепорты.</i></b>
А это – карта всех восьми зон ZDR, связанных элеваторами и челноками. Какие-то огромны, другие поменьше. Разноцветыне ромбы – телепорты.

По ZDR распрятаны сотни секреток, получение особо каверзных из которых заставит пораскинуть мозгами и задействовать некоторые способности героини на 101%. По-моему, с некоторыми разработчики даже переборщили. Я прошёл Dread на 100% примерно за 11 часов, пришлось реально попотеть на добыче некоторых апгрейдов, но было три особо сложных случая. Первый случился с одной Energy Part (из 4 EP собирается 1 Energy Tank) в Ферении (Ferenia). Я знал механику Shinespark (да, Shinespark is back!) на зубок, в целом понимал, как можно добраться до точки и запустить способность. Но мне буквально не хватало милисекунды, чтобы это сделать. Даже сломал первый ряд SS-блоков, ударив с площадки под углом. После нескольких десятков попыток разбить второй блок выше всё же полез в сеть и узнал, что Самус под Speed Booster'ом, после которого запускается Shinespark, может бежать по наклонным поверхностям в 45 градусов. И это поменяло всё, прошёл с первой попытки. То есть эту фишку механики, возможно, не увидят 99% игроков, и в игре она нужна только для добычи этого Energy Part и ещё одной секретки, о которой ниже, да и спидранерам пригодится. Второй случился с большим апгрейдом ракет (10 штук, в малом – 2) в Дайроне (Dairon). Я пробовал верхом с помощью Shinespark, но угол не позволял пробить блоки. Полез смотреть прохождение и узнал, что у Speed Booster есть фича с Wall Jump, когда он не прерывается. В итоге прошёл без проблем. Третий – большой апгрейд ракет в Бурении (Burenia). Наверное, самая дикая и сложная секретка в серии, где требуется филигранное использование Shinespark аж три раза подряд с пробегом под Speed Booster по двум наклонам в 45 градусов. Причём на запуск третьей SS отведена чуть ли не секунда. Тем, кто додумался и сделал это самостоятельно, – моё уважение. Я на практике открыл, что лучше делать вторую SS стоя на блоках, а не пробивая их лучами и делая mid-air SS.

Ниже – несколько бомбических концепт-артов из бонусной галереи игры. Спойлеры! Смотрите на свой страх.

Ascent. Chapter 5

<b><i>Классика.</i></b>
Классика.

Лучшая ли это Metroid в истории? Очевидно, поклонники Super Metroid и Metroid Prime поспорят, в том числе и я. Но бесспорно – одна из лучших. Без намёков на инновации, но выверенная геймплейно и технически, как швейцарские часы, прекрасная внешне и невероятно анимированная, с множеством интересных способностей и фишек, с огромным структурно сложным миром, вмещающим сотни секреток, пусть и по умолчанию чересчур сложная для новичков жанра, Dread является к тому же одной из лучших 2.5D метроидваний на сегодня, полноценным и законченным приключением без намёков на DLC и прочую хрень, созданным по эталонным лекалам жанра и классики 90-х.

Как по мне, Dread мощнее Fusion во многих аспектах, но в основной серии атмосферно Super Metroid никому не переплюнуть. Слишком невероятная и культовая она в этом плане, даже спустя более 27 лет.

Стоит ли Dread 50-60$? Если вы любите жанр и для вас в играх главное не высокобюджетная постановка, сырая графическая сторона, а в первую очередь геймплей и необычный сеттинг, – определённо. У меня-то и выбора не было не покупать, ведь хороший Metroid выходит в лучшем случае раз в пять, а то и десять лет. Для скептиков же на крайняк есть эмуляторы.)

А я начинаю Hard Mode.

Pros:

  • Большой хитросплетённый мир ZDR
  • Множество интересных и разнообразных способностей героини
  • Опрятная картинка с непередоваемым шармом
  • Достойный звук
  • Жанрово-классический геймплей
  • Работа с лором Чозо

Cons:

  • Добротный, но незапоминающийся саундтрек, что важно для Metroid
  • Местами сложно даже на Normal, особенно боссы
  • Хотелось бы чуть больше контента, в идеале на 15-20 часов

9.4/10

P.S. За всё время моей игры вышел единственный патч 1.0.1, исправляющий какой-то критический баг с некой маркированной дверью в конце игры, плюс мелкие незаметные баги. Наверное, он будет первым и последним.

3737
118 комментариев

Пробежал часов за 9 с копейками. До этого прошел стандартный набор халоунайт/ори/салтнсэнкчуари. Все эти игры лучше по всем параметрам исследование мира/боссфайты/графика.
Особо убило бессмысленное исследование мира ради +2ракеты/+10 ракет/+ чутка к хп. И все , реально и все , больше ничего вам не дадут. У меня на ласт боссе 150 ракет , нахера мне еще с условием что они сыпятся с него прямо в бою?
"Магию нинтендо" не уловил , игра не плохая но далеко не шедевр.

28
Ответить

Рыцарь, сейчас вершина жанра, для меня уж точно.

17
Ответить

рыцарьлучше исследование мирабессмысленное исследование мира ради твердых душ

Мда.

10
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

У меня кста обратная ситуация. Играл конечно не во много метроидваний - хк/мессенджер/аксиом вёрдж, но метроид дред из них для меня самый лучший. Даже лучше полого, поскольку я устал в него играть на ещё на 20 часу из 30. А дред был пройден часов за 12, но это были кайфовые часы экшена и исследования. Ну а с ракетами - да. Их к концу было 200 штук и на ласт боссе вообще не пригодились

7
Ответить

Особо убило бессмысленное исследование мира ради +2ракеты/+10 ракет/+ чутка к хп.они хотя бы дают хоть какой то заметный бонус, что бы игрок стал сильнее.
но с ракетами и правда рофл, около 70 уже хватит на всё, а их еще и сыплят по кд в босс файте.
но мб на харде будет по другому.

6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить