{ "found": [], "achievements": [] }
Василий Кондрашкин
32

Консольная эксклюзивность. Размышления

История становления одного геймера и мысли об эксклюзивах, что тонкой красной нитью проходят через всё повествование...

В закладки
Моя небольшая коллекция игр на PS4

Оглядываясь на последние новости в игровой индустрии, в особенности, что касается консольных эксклюзивов, мне в голову пришла мысль написать пост со своими рассуждениями на этот счёт.

Свою геймерскую жизнь я начал довольно давно: во времена Dendy. И бо́льшую часть времени я был, в основном, именно что консольным игроком. Dendy, Sega Genesis (она же, по сути, Mega Drive), PSone, PS2, PS3. На данный момент есть игровой ПК, Nintendo Switch и PS4.

Застав и расцвет консольного гейминга, пришедшегося на первые две PlayStation, и возрождение ПК-гейминга (последние лет пять), могу с уверенностью сказать, что сейчас мы живём в крайне удивительное и, что не менее важно, благоприятное время для того, чтобы приобщиться к компьютерным и видеоиграм.

Если вспомнить мою молодость, то со мной сработал «эффект первого телефона». То есть, в более-менее сознательном возрасте первой полноценной консолью, когда я всерьёз стал играть, оказалась первая PlayStation. Позже второе поколение лишь укрепило мою любовь именно к приставкам Sony. Тем более, что на них, и только на них, выходили продолжения любимых мною игровых серий. Юношеский максимализм и некий консерватизм тогда превратили меня в самого настоящего сонибоя (каюсь).

Впервые сомнения относительно выбора следующей приставки у меня возникли, когда анонсировали PS3 и вторую консоль от Майкрософт – Xbox 360. Тогда Sony совершила ряд ошибок в маркетинге, презентации и продвижении своей новой игровой платформы, представив её как некий «мультимедиа-комбайн», где игры были лишь одной из возможностей. Слабая стартовая линейка тоже не внушала доверия. Мои сомнения продолжались до тех пор, пока в одном из журналов я не прочёл про новую игру от Ubisoft (да-да, раньше эти ребята делали качественные игры, без «средств, ускоряющих прогресс», затянутого геймплея и сервисов) для Xbox 360 про… Наруто. Это была Naruto: Rise of the Ninja и она являлась эксклюзивом. Именно тогда я решил, что впервые изменю своим принципам и возьму приставку не от Sony. Тем не менее, в дальнейшем я поменял своё решение, когда Konami и Хидео Кодзима сказали, что следующая часть Metal Gear Solid выйдет исключительно на PS3. Эта игровая серия была для меня одной из самых любимых и выход новой части стал решающим фактором. Уже позже я открыл для себя новые серии игр, многие из которых были либо эксклюзивами этой консоли, либо консольной (что не менее важно) мультиплатформой.

В дальнейшем был долгий промежуток времени, когда я полностью отошёл от консольного гейминга, приобретя себе игровой ПК и открыв Steam с его региональными ценами.

И вот, почти три года назад, весной 2017, я решил вернуться. И первой консолью, после длительного перерыва, стала Nintendo Switch. До этого я крайне скептически относился к Nintendo, их политике трёх эксклюзивов, игр не для всех и пр., но всё же решил дать приставке шанс. И тем, что продало мне консоль, стал длинный ролик The Legend of Zelda: Breath of the Wild, где показали открытый мир и вкрапления сюжетных вставок. Я понял, что это именно та игра, которой мне так давно не хватало. И новая часть о приключениях Линка встала мне ровно в цену консоли на старте, потому что на выходе меня больше ничто не интересовало. Сейчас у меня всего три игры, и они все являются эксклюзивами. В этом году выходит другая, которую я обязательно приобрету. И так выходит, что эти четыре игры полностью оправдают поспешную (во многих смыслах) и спонтанную покупку весны 2017 года.

Осенью 2018 года у меня появилась возможность приобрести себе ещё одну консоль и ей стала PS4. На момент приобретения вышли все значимые для меня эксклюзивы, на которых я и решил сосредоточиться. То есть, как и в случае с PS3 и Switch, продали консоль мне игры, а не её место на рынке, демократичная цена (брал с рук), онлайн без читеров (к тому же платный) и т.д. Хотя осознавать то, что консоль являлась первой по популярности, было приятно и давало уверенность, чего греха таить.

И сейчас мы подошли к тому, ради чего этот пост и планировался изначально.

Итак, эксклюзивы. Даже не так. Консольные эксклюзивы. И, как мне кажется, первым толчком к изменениям послужил EGS. Несмотря на то, что Майкрософт уже давно вела политику мультиплатформенности своих систем, именно приход на рынок магазина от Эпиков стал началом долгой череды лишения консольных игр своей эксклюзивности и выходом их на ПК. Вместо этого, популяризовалось такое понятие, как “временная эксклюзивность”. Я не говорю, что EGS стали здесь новаторами, но именно при них все эти явления обрели, можно так сказать, некую массовость, границы стали размываться быстрее.

Для себя я сделал такое разделение:

  • ПК – для полной мультиплатформы (игр, которые выходят сразу везде), жанров, которые в моём понимании удобны только на ПК (стратегии в реальном времени, например) и всего, что выходит в сервисах цифровой дистрибуции (Steam, GOG и пр.).
  • Nintendo Switch – только эксклюзивы самой Nintendo.
  • PS4 – временные эксклюзивы (FFVII Remake, Death Stranding), эксклюзивы самой консоли (God of War) и консольные эксклюзивы (игры, вышедшие только на консолях, не имеет значения, на скольких, для примера – Kingdom Hearts III).

И несмотря на то, что имея в своём распоряжении целых три игровых платформы, есть несколько моментов, которые всё равно оставляют после себя некий неприятный осадок…

Во-первых, как преподносятся те или иные игры самими платформодержателями. Для примера возьмём недавнюю новость (слух, ведь официального ответа ещё не было) про то, что Horizon: Zero Dawn выйдет на ПК в этом году. Дело в том, что на самой коробочке написано “Только на PlayStation”. Игра была разработана внутренней студией Sony, для консоли Sony и с целью привлечь аудиторию и сделать ещё одну игру, которую приобретут, зная, что эта плашка – гарант качества. Это, по идее, должно отсекать любые спекуляции по поводу эксклюзивности как у тех, кто игру покупает, так и тех, кто эту игру разрабатывает, издаёт и продаёт. Это эксклюзив. Точка. Как закон не имеет обратного действия или история сослагательного наклонения, так и статус эксклюзивности, если только это нигде не оговорено, знаете, мелким таким шрифтом, который никто никогда не читает, не должен быть снят по той или иной причине. Если даже пройдёт три года, игра потеряет в продажах (что и неудивительно) и нужно будет привлекать новую аудиторию. Иначе это можно расценивать как самый настоящий обман. Не удивлюсь, если кто-то, особенно в Штатах, подаст иск и выиграет его. Кто-то скажет, какая разница, игре уже три года, все кто хотел – купил, прошёл, выбил платину и теперь игра пылится на полке. И отчасти с этим можно согласиться. Но только отчасти. Как я уже упомянул в начале этого абзаца, всё дело в том, как нам преподнесли эту игру. У людей возникла стойкая ассоциация: Sony = Horizon: Zero Dawn, PS4 = Horizon: Zero Dawn. И то, что теперь эти ассоциации разрушают, причем руками тех, кто эти связи и создал, только обесценивает как само имя платформодержателя, так и игровой консоли.

Во-вторых, продают консоли не слова о мощности, дополнительных функциях или то, что они будут использовать новый вид компакт-дисков и поддерживать 8K. Продают консоли игры. И зачастую, эксклюзивы. Так уж повелось, что многие люди, сродни перекати-полю, кочуют с одной консоли бренда на другой не только из-за привычки, но и из-за того, что там выходят новые части полюбившихся им серий. Если игра отличная и продалась условными десятью миллионами, а новая часть выйдет на следующем поколении, есть вероятность того, что люди купят и новую консоль только из-за этой игры. Со мной это произошло дважды. Да и чему, если как не эксклюзиву, созданному внутренней студией, имеющей средства платформодержателя и первоклассных разработчиков, демонстрировать весь потенциал, все фишки и мощь новой консоли? Я не уверен, что очередная часть FIFA произведёт революцию в жанре, а вот новые части God of War или Halo вполне…

Выбор - это всегда хорошо. Если игра выходит сразу везде - это удобно для нас, геймеров. У кого-то есть 2 тысячи рублей, но нет 4.5 тысяч. Он возьмёт эту игру в Steam, чем тоже исполнит, так сказать, свой долг как игрока и поддержит рублём. Но...

...Эксклюзив должен оставаться эксклюзивом. Если какую-то игру окрестили эксклюзивом, она должна им оставаться. Как говорится, «назвался груздем – полезай в кузов». И тем не менее...

...Временная эксклюзивность – не как панацея, но как одна из мер. Многие видят в этом зло, но я же вижу тут некий компромисс между либералами и консерваторами. Полугода или года вполне достаточно, чтобы насытиться игрой, пройти её, выбить платину, поиграть в вышедшие DLC и отложить игру на полку или продать. На момент выхода этой игры на другой консоли или ПК вам будет уже плевать. У меня так было с Red Dead Redemption II, да и Death Stranding уже пройден вдоль и поперёк. Помимо этого, не возникнет и некоего чувства обмана или предательства, ведь изначально и не было заявлено о полной эксклюзивности, не было плашек «Только там-то и только здесь-то».

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Василий Кондрашкин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 96321, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 24 Jan 2020 13:38:00 +0300", "is_special": false }
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }