Брюллов Карл

Русский живописец и рисовальщик Карл Павлович Брюллов (при рождении и до 1822 года — Брюлло) (1799—1852). Один из главных художников позднего русского классицизма первой половины XIX века; автор монументальных исторических полотен, также успешно работал как портретист и жанрист.

Портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова
Портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова

Струговщиков Александр Николаевич (1808–1878), военный чиновник, поэт, переводчик. Знаток и поклонник творчества И.В. Гёте. Современники считали его лучшим переводчиком «Фауста». Близкий друг Брюллова.

Внешне портрет прост – изображен человек в вольтеровском кресле с книгой в руке. Портрет создавался во время работы Струговщикова над переводом отрывков из «Фауста». Этот литературный герой вновь начинает привлекать внимание просвещенного общества, но уже не «прометеевскими», богоборческими чертами, как в XVIII веке, а «мефистофельским» холодным скепсисом. Таким и представлен Струговщиков: бледное изможденное с печатью раздумий лицо, глаза, лишенные блеска, худые нервные руки, устало лежащие на подлокотниках кресла. Перед зрителем истинный «герой нашего времени», представитель поколения «лишних людей», хорошо знакомого по литературе сороковых годов XIX века.

Портрет князя А.Н. Голицына
Портрет князя А.Н. Голицына
Итальянское утро, 1823
Итальянское утро, 1823

В 1825 русская публика с восторгом встретила первую завершенную в Италии картину Брюллова «Итальянское утро». Общество поощрения художников преподнесло ее императрице Александре Федоровне, ее супруг Николай I выразил желание иметь к ней парную вещь.

Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)

Тогда Брюллов и задумал «Итальянский полдень». Обе картины составляют серию (такие серии очень любила эпоха романтизма) – утро, юность, заря жизни и полдень, зрелость, полнота сил. Здесь впервые появляется излюбленный художником тип слегка простонародной южной женской красоты. Неслучайно Общество поощрения художников довольно холодно отнеслось к картине, на что живописец возражал:

Я решился искать <…> разнообразия в тех формах простой натуры, которая нам чаще встречается и нередко даже более нравится, нежели строгая красота статуй.

«Итальянский полдень», находящийся в Третьяковской галерее, более скромен, условен, изображенная девушка скорее напоминает не реальную крестьянку, а античную менаду, спутницу бога виноделия Вакха.

Портрет великой княгини Елены Павловны
Портрет великой княгини Елены Павловны

В течение 12 лет, что Брюллов жил в Италии, им было создано множество парадных портретов и среди них – «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830, ГРМ). Работа из ГТГ – поясной портрет с натуры для большого парадного портрета.

Жена (с 1824) великого князя Михаила Павловича (1798–1849) великая княгиня Елена Павловна (1806–1873), урожденная Фредерика Шарлотта Вюртембергская, была дочерью принца Павла Вюртембергского. Она получила хорошее образование в Париже, отличалась живостью ума, интересовалась науками, занималась благотворительностью. Переезд из маленького Штутгарта в Петербург позволил найти применение ее способностям. На портрете Брюллова – 23-летняя привлекательная дама в украшениях из крупного жемчуга. Портрет удачно вписывается в овал, что позволяет не только внимательно рассмотреть саму княгиню, но и полюбоваться модной в то время высокой прической, которую называли «жираф».

Автопортрет
Автопортрет

Человеческая личность интересна для художника эпохи романтизма своим многообразием, непредсказуемостью внутренней жизни. Следствием этого интереса стало развитие жанра автопортрета. «Автопортрет» был написан К.П. Брюлловым сразу после тяжелой болезни в один сеанс, поэтому так естественно зазвучала в нем одна из ключевых тем романтизма – борьба бессильного тела и могучего духа.

Цвет предельно дематериализован, черно-красная доминанта подчеркивает бледность лица, полного внутреннего горения, волосы уподоблены языкам пламени. Бессильно упавшая рука, изможденный облик демонстративно противоречат энергичной живописи полотна. Полукруглое завершение рамы, черная блуза, прическа с бородкой-эспаньолкой, положение руки заставляют вспомнить старых мастеров (современники называли художника «русским ван Дейком»).

Брюллов изображает себя одновременно и как утратившего иллюзии «сына века», и как «избранника богов».

Вся его натура перед вами; в картине выражено разом множество сторон духа, которые раскрывались перед наблюдающим умом художника не в одну встречу, а во много разных встреч; оттого, чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше открываешь в нем всесторонней правды и глубины.

Критика об «Автопортрете» К.П. Брюллова.
3838
6 комментариев

Лонги про искусство на дтв
Даже звучит странно

3
Ответить

думаешь, это лонг?
иногда, кстати, я встречаю удивительный контент на дтф. вроде поста про книги, которые я люблю. никогда не знаешь чем удивит местное сообщество)

3
Ответить