Жизнь — вдвойне странная штука

Размышления о том, почему Life is Strange 2 это и шаг в сторону, и два вперед, и три назад для серии.

Жизнь — вдвойне странная штука

Оригинальная Life is Strange многим игрокам запомнилась как ламповая история о жизни подростков в своём окружении в маленьком городке. В сиквеле, к сожалению (в первую очередь для героев), сама история начинается с трагедии, которая бьёт под дых. Игра словно сразу заявляет: «Не будет здесь никакого уюта. Выживайте в этом мире, где неприятности будут ждать повсюду». И героям только и остаётся бежать от опасностей. Они, конечно, будут следовать за ними не каждую минуту, но периодические моменты спокойствия — лишь моменты. Непродолжительные и оттого очень ценные.

Я попытался нарисовать пенис на снегу
Я попытался нарисовать пенис на снегу

Следуя истории и намеченному героями пути, Life is Strange 2 пожертвовала камерностью. Взамен она приобрела масштаб и вайб роад-муви.

В первой части было не так много локаций, и само окружение практически не меняется, но преображаются и развиваются его детали: все-таки события происходят в пределах одного небольшого городка. И поэтому Аркадия Бэй цепляет сильнее. Веришь в то, что в этом городке живут люди, и что у каждого из них есть своя интересная (или не очень) жизнь за кадром.

В дороге иногда встречаются прекрасные люди. Без помощи незнакомцев путь братьев закончился бы слишком рано.
В дороге иногда встречаются прекрасные люди. Без помощи незнакомцев путь братьев закончился бы слишком рано.

В сиквеле герои вынуждены постоянно двигаться вперёд, поэтому страдает повествование через окружение. Сюжет попросту не даёт возможности проследить за тем, как с течением времени изменяется действительность, окружающая героев, потому что они вынуждены постоянно всё оставлять позади.

В Life is Strange много второстепенных персонажей, но ощутимая их часть очень карикатурны и стереотипны. Второй сезон в этом плане остался верен первому, но тут кроется проблема — эти герои занимают мало экранного времени и не успевают раскрыться и как-то иначе «зацепить». То есть проблема тут та же, что и с окружением.

Отдельное спасибо Капитану Призраку и его «Удивительным приключениям», что решили эту проблему хотя бы для второго эпизода. Но вот жители поселения Даль из последнего эпизода вызывают абсолютно ноль эмоций и никакого интереса, за исключением %spoilername% из %spoilercity%. Единственная их характеристика — они не такие как все.

Разработчики не стесняются напоминать о том, что их игра — политическое высказывание
Разработчики не стесняются напоминать о том, что их игра — политическое высказывание

С проработкой персонажей связана еще одна вещь, за которую сиквел критикуют. Life is Strange 2 внезапно для фанатов первой части стала высказыванием разработчиков на остросоциальные темы: расизм, сексуальное самоопределение, вера человека, ожидания общества от отдельно взятого человека и его месте в такой системе.

И сам факт того, что разработчики захотели затронуть эти проблемы, это не что-то плохое. Загвоздка тут в том, что культисты, расисты, хиппи, бандиты и другие персонажи карикатурные и плоские. Как следствие эти проблемы подаются слишком уж в лоб. И создаётся ощущение, что сильно над проработкой этого вопроса разработчики не думали.

Главная игровая механика как и прежде — выбор. Этот, кстати, действительно важен для Шона.
Главная игровая механика как и прежде — выбор. Этот, кстати, действительно важен для Шона.

Оригинальная игра была глотком свежего воздуха в жанре интерактивного приключения, в котором тогда главенствовала студия Telltale и в котором ощущался уже некоторый застой. Но ключевая характеристика этого жанра, а именно выбор и его влияние на историю, была реализована слабее, чем того хотелось. Часть решений в игре можно было откатить и переиграть по-другому и последствия не ощущались слишком серьезными. А концовка игры не зависела вообще ни от каких решений, принятых ранее, и подразумевала всего лишь два исхода.

Жизнь — вдвойне странная штука

В сиквеле разработчики придумали систему морали младшего брата, которая принимает во внимание все ключевые решения, принятые старшим братом под управлением игрока. И вот это уже огромный шаг вперед для серии. Игра действительно на этот раз не вводит в заблуждение пометками о том, что герой запомнит это решение. В Life is Strange 2 от этого и вправду зависит конец истории двух братьев.

От того, как хорошо к Шону прислушивался Дэниел, насколько чуток большой волк к капризам маленького волчонка и как умело с ними управляется, и какой морали старший брат научит младшего, зависит их судьба. Это же касается и второстепенных героев, поскольку время тут не отмотать назад. Что станет с окружающими тоже зависит от того, какие отношения выстроились между братьями и какие решения принимал игрок.

Жизнь — вдвойне странная штука

Игровой процесс немного упростился по сравнению с первым сезоном. Игра лишилась головоломок, основанных на механике перемотки времени, которые были в первом сезоне. И это даже можно назвать плюсом. У тех загадок была небольшая проблема в том, что Макс по сути не просто поворачивала время вспять, но и таким образом перемещалась в пространстве для независимого наблюдателя. А это смотрелось странно и вредило приостановке неверия, которая устанавливалась самим вводом этой суперспособности. Здесь же телекинез Дэниела — это в первую очередь двигатель сюжета, нежели геймплейная механика и таких проблем с ней не возникает.

Но все равно немного грустно от того, что каких-нибудь других загадок игра не предлагает. В свое время произведения Telltale тоже лишились логических паззлов и просто превратились в хождение и поиск предметов с выбором пути в сюжетных развилках.

Хотелось бы больше необычных задачек с применением телекинеза. Но решение наделить суперспособностью не героя под управлением игрока, а его спутника, лучше работает на историю. В этом ведь и состоит один из центральных конфликтов — действовать напролом с помощью способности или использовать её только в крайних ситуациях. «Чем больше сила, тем больше и ответственность», как говорил дядя Бен.

Жизнь — вдвойне странная штука

В игре сохранилась и ставшая классической для серии фишка — главный герой LiS — личность творческая. Фотография, граффити или скетчи — у Макс, Хлои и Шона свой способ самовыражения. Надеюсь, что у Алекс в True Colors тоже будет художественная сторона и своя особенность помимо способности читать настроение дргуих людей и управлять им.

По ощущениям в игре не так много лицензированной музыки, но та, что есть, попадает в самую цель. Она здесь, как правило, звучит не на фоне, а в сюжетные моменты, подчеркивая состояние героев. Приятно слышать редкие беззаботные мелодии в минуты, когда у героев получается забыть о своих тяготах (ну или они еще попросту не успели начаться). А Natalie — Milk & Bone из концовки третьего эпизода и вовсе будто диалог между братьями, настолько точно она бьет и по тексту и по настроению.

Мир Дэниела вот-вот будет разрушен. Тем временем на фоне играет Banquet группы Bloc Party. Механика, кстати, тут интересная. То что нужно для ребячества.
Мир Дэниела вот-вот будет разрушен. Тем временем на фоне играет Banquet группы Bloc Party. Механика, кстати, тут интересная. То что нужно для ребячества.

Оригинальная музыка Джонатана Морали так же хорошо подчеркивает ощущения спокойствия, сожаления, растерянности, открытия неизведанного, которые сопутствуют героям. Запоминающихся тем в итоге здесь гораздо больше, чем в первой части.

По музыке игра очень приятно удивила и превзошла первую часть, которую в свое время нахваливали как раз за саундтрек. Но хотелось бы больше. В последнем эпизоде и вовсе нет ни одной лицензированной песни.

Трагичные события — хороший двигатель сюжета. Но постоянный побег героев от проблем, наложенный на формулу Life is Strange (и Before the Storm), обнажает неидеальную совместимость этих двух сущностей. Второстепенные герои — лишь декорации, в эпизодах чувствуется затянутость попросту потому, что героям надо куда-то идти. Однако сюжетная сторона игры, а именно развитие главных героев, их выбор и последствия их решений — несомненно сильнейшая стороная игры, проработанности которой не хватало оригиналу.

Что понравилось

  • Приятный арт-дизайн, доставшийся от оригинала
  • Музыкальное сопровождение
  • Решения сильно влияют на концовку
  • Проработанность взаимоотношений между братьями
  • Сиквел во многом верен духу оригинала

Что не понравилось

  • Плоские персонажи
  • Игра — неловкое политическое высказывание
  • Геймплей лишился загадок
  • Верность духу оригинала не всегда уместна
  • Малое количество музыки

Что мне точно не понравилось бы, играй я по мере выхода, так это растянувшийся более чем на год график релиза эпизодов. Поэтому одновременный выпуск всего произведения целиком в случае грядущей Life is Strange: True Colors не может не радовать.

22 показа
1.3K1.3K открытий
44 репоста
32 комментария

@Блогосфера репост?

Ответить

Репостнул за белого, не проверяй.

Ответить

Думаю Dontnod вообще не поняли за что полюбилась первая часть.

Ответить

Нормально описал, согласен по большей части. 

Ответить

Спасибо на добром слове.

Ответить

ура рассуждения про мусорные игры

Ответить

Не согласен.

Ответить