Тёмная сторона советской анимации

От психоделического «Колобка» до мрачных экранизаций произведений Рэя Брэдбери.

Когда речь заходит о советской анимации, зачастую можно услышать мнение, что она предназначается исключительно для детей. Однако это утверждение не совсем верное.

Конечно, если говорить о подавляющем большинстве мультипликационных работ, то их целевой аудиторией являются дети, поэтому ни о каких глубинных смыслах и двойном дне можно не думать. Но всё же на пространстве страны появлялись мультфильмы, которые были способны удивить «взрослостью» поднимаемых тем и оригинальным подходом к режиссуре и визуальной составляющей.

О таких работах сегодня и пойдёт речь.

Тёмная сторона советской анимации

Для удобства сделано кликабельное оглавление:

Итак, начнём. Приятного чтения!
(В материале возможны спойлеры)

Тёмная сторона советской анимации

Контракт

На отдалённую планету прибывает колонист, чтобы выполнить задание от одной крупной корпорации. В ходе боя с недружелюбной фауной его спасает робот, выполняющий на этой же планете задание конкурирующей фирмы. Вскоре человек и машина становятся товарищами, которым предстоит объединить свои силы против бездушных руководителей своих фирм, интересующихся лишь деньгами.

Мультфильм высмеивает вездесущих продавцов и опасную привычку не вчитываться в условия контракта. Снят режиссёром Владимиром Тарасовым по мотивам фантастического рассказа Роберта Силверберга «Company Store».

Контракт (1985 г.)
Контракт (1985 г.)

Перевал

На необитаемую планету совершил аварийную посадку научно-исследовательский корабль. На нём произошла утечка радиации, так что экипаж в срочном порядке покидает его и отходит на безопасную дистанцию.

Из-за срочности команда не успевает взять необходимое количество провианта и оружия, поэтому люди выживают как первобытные дикари: защищаются от местной фауны луками и ножами, занимаются собирательством и животноводством.

После вынужденного приземления проходит 16 лет. Три экспедиции, посланные за это время к кораблю, оказались провальными. Надежда на спасение постепенно угасает. Однако новое поколение, которое росло в суровых условиях, в десятки раз лучше приспособлено к жизни на планете. Поэтому на общем совете трёх ребят под руководством учёного посылают в новую, на этот раз самую важную и ответственную экспедицию...

Перевал (1988 г.)
Перевал (1988 г.)

Мрачная история в сочетании с необычным визуальным стилем и роковыми композициями очень объёмно передаёт ощущение безысходности и обречённости попавших в ловушку людей.

Мультфильм является экранизацией первой части повести Кира Булычёва «Посёлок».

Здесь могут водиться тигры

На 7-ую планету 84-й звездной системы высаживаются «охотники за планетами» — люди, которые бороздят космические просторы с целью поиска и добычи полезных ископаемых. Их ракеты уже давно летают со скоростью «Бога», а небольшое ядрышко антиматерии может с лёгкостью выпотрошить нутро планеты.

Команда из четырёх человек и собаки высаживается на планету. Она оказывается не только благоприятной для жизни, но и разумной: позволяет людям летать, превращает для них воду в молоко и вино, даёт пропитание. Но самый подозрительный член команды — Чаттертон, не верит в доброжелательность намерений куска ископаемых, поэтому выдвигается на выполнение цели экспедиции.

Загвоздка в том, что планета разумна и способна защитить себя. К тому же остальные «охотники» не горят желанием уничтожить райский уголок вселенной.

Мультфильм снят по одноимённому рассказу Рэя Брэдбери, который поднимает в нём вопросы экологии и отношения людей к своей родной планете.

Здесь могут водиться тигры (1989 г.)

Будет ласковый дождь

Город Глендейл, штат Калифорния. 31 декабря 2026 года. Семь часов утра. Большой укрепленный дом, смахивающий на бункер. Робот-слуга будит на завтрак семью: родителям на работу, детям в школу, а у бабушки утренняя молитва. Однако никто никуда не идёт: все накануне оказались убиты ядерным взрывом. Остался только пепел, который разлетелся по всему дому-бункеру.

При этом робот продолжает свою работу: готовит праздничный новогодний ужин, поздравляет всю семью с наступившим 2027 годом, а затем в одиночестве слушает гимн США.

Птица, случайно залетевшая в окно, буквально сводит с ума умную машину, вследствие чего она начинает крушить дом и мимолётом пробивает распятие Христа, что даёт понять зрителю — спасения не будет.

Вся картина пропитана символизмом, который буквально кричит зрителю об ужасе ядерного апокалипсиса и войны в целом.

Мультфильм был снят режиссёром Назимом Туляходжаевым на студии «Узбекфильм» по мотивам одноимённого рассказа Рэя Брэдбери.

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.

Сара Тисдэйл, перевод Евгения Витковского
Будет ласковый дождь (1984 г.)

Полигон

Гениальный инженер изобретает танк, способный читать и анализировать мысли человека. Для испытания оружия нового поколения изобретателя вместе с командой инспекторов отправляют на отдалённый остров. Но инспекцию возглавляет генерал, под началом которого погиб сын инженера, а механизм танка готов уничтожить любого поддавшегося эмоциям.

Взрослые темы для размышлений, одна хорошая шутка и танк — что ещё нужно для счастья?

Полигон (1977 г.)
Полигон (1977 г.)

Урок

Научно-фантастический мультфильм о команде космодесанта, прибывшей на неизученную планету. Люди легкомысленно начинают уничтожать всю флору и фауну, но планета жестоко карает за любое убийство: охотник сам перерождается в жертву. И это правило работает для всех живых существ планеты.

Над мультфильмов работала студия «Арменфильм», известная по таким картинам, как: «Ишь ты, Масленица!», «Кто расскажет небылицу?», «В синем море, в белой пене...» и так далее. Поэтому неудивительно, что «Урок» демонстрирует наготу с недвусмысленными намёками и изобилует сюрреалистическими сценами.

Урок (1987 г.)

Вампиры Геоны/Хозяева Геоны

Двухсерийный научно-фантастический мультфильм об инспекторе Янине, которого Космоэкологическая комиссия посылает на планету Геона с целью узнать причину нападения тамошних обитателей на исследовательскую экспедицию.

В плане качества «Вампиры Геоны» довольно спорны. Карикатурные американцы с соответственным акцентом, посредственный дизайн оружия и техники. Также вопросы вызывает странная режиссура и хронометраж — его явно не хватает на раскрытие основной идеи мультфильма.

У «Вампиров Геоны» есть сиквел — «АМБА», снятый, правда, уже в России. При желании советую ознакомиться.

Вампиры Геоны (1991—1992 г.)
Вампиры Геоны (1991—1992 г.)
Тёмная сторона советской анимации

Наваждение

Жуткий пластилиновый мультфильм по мотивам украинской сказки о мужике, который нашёл клад. Проблема лишь в болтливой жене, из-за которой клад может отобрать пан. И мужику приходит гениальная мысль...

Немного банальная история с избытком окупается визуалом и самой подачей истории. Лихой женский голос за кадром, пластилиновые лица, с их фантастическими формами и концовка, которую никак не ожидаешь.

Наваждение (1989 г.)

Медведь — Липовая Нога

Ослабление цензуры в 90-х дало огромный простор для анимационных экспериментов. Зоотриллер «Медведь — Липовая Нога», снятый по мотивам русской народной сказки, тому отличное подтверждение.

В центре конфликта семья, состоящая из деда, бабки и младенца, которые, видимо, живут рядом с лесом. Однажды к ним заявляется медведь, которому дед топором отрубает ногу, после чего зверь возвращается восвояси. Проходит время, однако медведь не забыл свою потерю и словно палач в судный день возвращается, чтобы свершить месть.

Медведь — Липовая Нога (1990 г.)
Медведь — Липовая Нога (1990 г.)

Большой Тылль

Мультфильм создан по мотивам эстонских сказаний о Большом Тылле — великане, который живёт на острове Сааремаа. Он мирно пашет поле, но его давний враг —Нечистый, постоянно пакостит и закидывает всё поле камнями.

Между тем на остров нападают датские рыцари, поэтому островитяне нуждаются в помощи великана. Тылль покидает свой дом и жену и отправляется в бой...

Специфический визуальный стиль дополняется откровенной жестокостью: нам не раз покажут сцены с кровавыми убийствами. Слов в мультфильме нет, звучит лишь эпическая мелодия. Впрочем, это не убавляет ему выразительности.

Большой Тылль (1980 г.)
Тёмная сторона советской анимации

Потец

Обнародуй нам, отец,
Что такое есть потец?

В 1989 году журнал «Звезда» опубликовал произведение Александра Введенского «Потец», которое он написал ещё в середине 30-х годов. Причиной столь поздней публикации послужила цензура — у текста не было жанрового определения, а темы, поднимаемые в нём, были отнюдь не детские. И только ближе к развалу СССР литературоведу А.А. Александрову удалось опубликовать столь сложное произведение.

Почему сложное? Поводом для его написания стала смерть отца, воспринятая Введенским как трагедия. Она и легла в основу произведения.

Вернёмся к мультфильму. Его фабула довольно проста: три сына добиваются у умирающего отца ответа на вопрос: что такое «Потец»? Тот же иносказательно пытается донести до них, что Потец — холодный пот, выступающий у умершего отца. Довольно жуткая идея, лежащая в основе произведения, в синтезе с психоделическим видеорядом (зрителю наглядно показывают подготовку усопшего к упокоению) дарит уникальный опыт и уж точно не оставляет равнодушным.

Мультфильм был несколько раз показан по телевидению в начале 90-х годов, после чего до 2008 года был недоступен простому зрителю. Благодаря усилиям энтузиастов и сценаристки фильма Марины Вишневецкой «Потец» был оцифрован и выложен в интернет.

Потец (1989 г.)

Фру-89. Жертва/Фру-89. Слева направо

Дилогия советских короткометражных сюрреалистических мультфильмов для взрослых 1989 года. Обе работы посвящены фрустрации — состоянию человека, которое возникает из-за неудовлетворения своих потребностей.

Фру-89. «Жертва» посвящена фантасмагорическим мечтам чиновника.

Фру-89. Жертва (1989 г.)

Вторая работа, Фру-89. «Слева направо», представляет зрителю кошмарный мир сюрреализма в видениях голодного щенка.

Фру-89. Слева направо (1989 г.)

Ветер

Мультфильм о служащем военного полигона, которого одолевают фантастические видения. Произведение отражает события недавних лет: закончившаяся Холодная война с гонкой вооружений, ужас от свежей Чернобыльской катастрофы.

Между тем «взрослости» добавляет и происходящий на экране сюр: офицер с голыми грудями на спине, зубастые ботинки, уборщица прямиком из потустороннего мира, употребление наркотиков одним из военных, надувная женщина с небритой промежностью и так далее.

Ознакомиться стоит хотя бы по той причине, что это работа киностудии «Арменфильм».

Ветер (1988 г.)

Гипнэротомахия

Мужчина засыпает в переживаниях о разлуке со своей любовью. Состояние героя отражается на его сне: он попадает в сюрреалистический потусторонний мир, в котором орда безумствующий монстров слилась в одно единое целое, чем-то напомнив мне «человеческую многоножку».

Инфернальные образы в синтезе с соответствующим музыкальным сопровождением могут привести в ужас. Смотреть на свой страх и риск. Я предупредил.

Гипнэротомахия (1992 г.)

Страсти-мордасти

Альманах из трёх треш-историй от студии «Укранимафильм». Тут есть всё: слэшер с парой перчаток-убийц и пытающимся от неё спастись куском говядины, фантастический комедийный хоррор с чудаковатыми монстрами и криповая версия народной сказки про Колобка. Какого-то скрытого смысла или подтекста в них нет: основная задача — шокировать зрителя. «Страсти-мордасти» с этим отлично справляются, хотя порой и вызывают смех.

Страсти-мордасти (1991 г.)

Его Жена Курица

Тихая семейная жизнь: жена на кухне, готовит обед, заодно заботясь о муже, который греет ноги в горячей воде, и о странном существе — огромной гусенице с человеческой головой.

Своеобразную идиллию разрушает подозрительный мужчина в чёрной маске — старый друг мужа. В процессе тёплого общения гость рассматривает хозяйку дома и внезапно делится своим открытием: жена-то у друга — курица. Муж оказывается потрясён таким поворотом и в горячке выгоняет из дома супругу. Однако вскоре понимает, что совершил ошибку, и пытается всё вернуть обратно...

То, что творится на экране, назвать кроме как сюром не удаётся: присутствие явного сексуального подтекста, демонстрация фаллических символов практически на минуту экранного времени, домашняя гусеница с головой человека, граммофон, который использует вместо иглы заводную машинку.

Над мультфильмом работала студия «Пилот», известная по различным психоделическим работам в 90-х годах. Их стиль трудно перепутать: карикатурность и абсурдность происходящего с довольно грязной рисовкой и гротескным юмором на грани приличия.

Его Жена Курица (1990 г.)

Солдат и чёрт

Солдат ВДВ, потерявший руку в Афганистане, возвращается на поезде домой после войны. Ему попадается скрипка, которая пробуждает в нём давно забытые воспоминания о счастливых днях и показывает, какой бы была его жизнь без войны. Однако же в этом поезде едет и чёрт, который хочет заполучить душу солдатика и предлагает тому сыграть в карты. Если солдат выиграет, то получит протез, а если нет...

Сюрреалистическое произведение с мистическим характером поднимает в первую очередь темы войны и жизни простых солдат, только недавно вернувшихся с неё. А характерный визуальный стиль только подчёркивает посыл мультфильма.

Солдат и чёрт (1990 г.)
Тёмная сторона советской анимации

Гостья

Абсурдная комедия, снятая режиссёром Анатолием Солиным в перестроечное время, которое, несомненно, наложило на неё отпечаток.

Действие мультфильма разворачивается в 20-х годах прошлого столетия в одной бедной деревушке, где Советская власть полным ходом устанавливает свои порядки. Обстановка в деревне оставляет желать лучшего: везде грязь, агитационные плакаты и покосившиеся избушки. В одной из таких живут дед с бабкой, которым из-за скуки пришла замечательная мысль — ходить друг к другу в гости.

Социальная сатира, сочетающая в себе стёб как над менталитетом народа, так и над несостоятельными идеями власти. Мультфильм отлично отражает состояние страны, с её противоречиями и проблемами. Даже группу Metallica упомянули, хотя и косвенно.

Гостья (1991 г.)

Диалог. Крот и яйцо

Философская притча о слепце, который не ведает, что творит, и глупце, не зрящего за пределы своей скорлупы.

Диалог. Крот и яйцо (1987 г.)
Диалог. Крот и яйцо (1987 г.)

Лень

Лень — страшная штука. Именно этот посыл передаёт мультфильм, причём максимально доходчивым образом.

Главным героем выступает мужчина, страдающий лишним весом из-за того, что абсолютно не двигается. Он целыми днями сидит перед аквариумом со своим верным котом, ест изо дня в день одну и ту же порцию еды, которую никак не может доесть.

Однажды появляется злая рыба, съедающая всех своих собратьев, а затем и кота главного героя. Позже она выходит из аквариума на сушу и закидывает мужчину на своё прежнее место обитания. Спустя некоторое время с героем происходят страшные метаморфозы, и затем он сам становится рыбой, которой ничего не нужно, кроме как вовремя поданного корма.

Лень (1979 г.)

Бескрылый гусёнок

Мультфильм создан по мотивам чукотской народной сказки о гусёнке, который очень любил спать и поэтому сбежал от мамы. На своём пути он повстречал Лису, которая закинула его в свою норку, про запас. Оттуда и началось подземное путешествие маленькой птицы.

В мультфильме большую роль играет мифология: тут тебе и ворон Кутх, сменяющий день на ночь, и песнопения с танцами и бубном. Даже мышка-шаман есть. Очень запомнилась вторая половина мультфильма, где начинается сущая мистика: появляются животные самых непостижимых форм, а закадровый голос на чукотском зачитывает какие-то мантры.

Бескрылый гусёнок (1987 г.)
Бескрылый гусёнок (1987 г.)

Келе

Экранизация чукотской сказки про двух девочек, которые повстречали в лесу мифическое существо Келе, любящее поиграть на дудке.

Подобные работы запоминаются причудливой, очень атмосферной рисовкой и колоритной музыкой чукотских народов. И этот мультфильм не исключение.

Келе (1988 г.)

Поморская быль

История о том, как два брата, занимавшихся рыбным промыслом, остались одни посредине моря на одиноком островке, без шансов вернуться на сушу. Это произведение, на моя взгляд, очень точно описывает русский дух тех лет, где даже пред ликом смерти люди смогли в себе найти душевное спокойствие и уйти чистыми, светлыми душами на тот свет.

Поморская быль (1987 г.)
Поморская быль (1987 г.)

Мир советской анимации поистине велик. Серьёзные темы: от морали и гуманизма, до устройства человеческого общества и покорения космоса, поднимаемые многими авторами в своих мультфильмах, до сих пор важны и актуальны.

Всё то, что упоминается в этой статье — всего лишь малая часть очень колоритного и по-своему волшебного мира. Если вы не смогли найти какой-нибудь мультфильм детства, то расскажите о нём в комментариях!

9494 показа
72K72K открытий
3333 репоста
219 комментариев

Хорошая статья. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Ответить
Ответить