Решение социальной дилеммы, или размышления после фильма Netflix

В последнее время часто можно услышать критику в сторону социальных сетей, в частности Facebook. Они, мол, собирают слишком много данных о пользователях, распространяют недостоверную информацию и разжигают конфликты. Документальный фильм Netflix «Социальная дилемма» рассказывает о том насколько далеко зашел Facebook. Однако, я считаю что решения Facebook повлияло на современное общество не так сильно, как это преподносят. Основные тезисы фильма можно условно разделить на три пункта: данные и реклама, фейк-ньюс и разжигание конфликтов. Но обо всем по порядку. (P.S. эта статья лишь мое мнение, и я ее написал только потому что мне было лень объяснять друзьям, почему мне не понравился фильм)

Решение социальной дилеммы, или размышления после фильма Netflix

Представьте ситуацию: вы заходите в магазин брендовой одежды. Продавец-консультант подмечает во что вы одеты, к каким стендам подходите и чем интересуетесь. Затем, на основании собранной о вас информации, а также на том какие есть акции и том какие модели завалялись на складе с прошлой коллекции он рекомендует вам те или иные товары. Ничего не напоминает? Даже расположение товаров в магазине способствует тому чтобы вы тратили больше денег. Таким образом, процесс торговли всегда идет рука об руку с процессом сбора информации о потенциальном клиенте и манипуляции его вниманием, так как невозможно продать человеку товар, ничего о нем не зная.

Ложная информация распространяется в Twitter в 6 раз быстрее правдивой

Тристан Харрис, бывший сотрудник Google, "совесть Силиконовой долины"

Хотя в фильме не говорится насколько быстро распространяется недостоверная информация на Facebook, вероятно подразумевается что этот показатель сопоставим с Twitter. То что в Facebook любой человек может публиковать любую информацию (разрешенную законом) рано или поздно должно было привести в проблеме "фейк-ньюс". Точно так же как до эпохи Facebook слухи распространялись быстрее правды. "Ложь может обойти вокруг всей Земли, пока правда наденет свои башмаки" (Терри Пратчет, "Правда", 2000 год) В чем же здесь вина соцсетей? Разве слухи не всегда интересней правды?

Решение социальной дилеммы, или размышления после фильма Netflix

Последний же пункт связан с тем что ленты по интересам создают своеобразный информационный пузырь, что ведет к поляризации и радикализации общества. Даже в современном мире с единым информационным пространством кажется невозможным охватить все группы людей и интересы всех. Информационный пузырь никогда не дорастет до размеров всей земной ноосферы, а значит люди собирались, собираются и будут собираться по интересам и ненавидеть тех у кого другие. Что касается разжигания конфликтов, оно плотно связано с информационными пузырями и фейковыми новостями. То есть, если дать группе людей объединенных по географическому, расовому или религиозному принципу информацию о том что другая группа хочет разрушить все что для них ценно, вспыхнет конфликт. И то что их количество со временем растет связано с тем что скорость распространения информации тоже увеличивается. Если же в прошлом чтобы организовать революцию требовалось годами собирать единомышленников, то сейчас это можно организовать за пару месяцев.

Решение социальной дилеммы, или размышления после фильма Netflix

Все те проблемы общества которые приписывают Facebook в фильме существовали еще давно. Все что изменилось, это количество и доступность информации. У Facebook имеются проблемы, но они носят экономический и технологический характер: антиконкурентное поведение на рынке и безалаберное отношение к данным пользователей. Facebook изменила то как люди друг с другом общаются, но не изменила принципы функционирования общества, и вероятно в ближайшем будущем не изменит как того опасаются авторы фильма.

1010 показов
402402 открытия
2 комментария

Первый пункт:

У меня есть инста. В инсте я подписан на строго определённые круги лиц.
У меня нет Фейсбука (удалил).
У меня есть вк, из которого я удалил практически всё, что делало из меня личность вне школьных и рабочих кругов.

Инстаграм вчера предложил мне подписаться на человека, с которым я вёл беседу в контакте. Который никогда не был у меня в друзьях нигде. Который не принадлежит ни одному из моих кругов общений (отсутствуют общие друзья, общие интересы).

Дилемма социальных сетей заключена в том, что пользователем пользуются. Пользователь - товар, за который можно получить деньги. Перед тем как ты зашёл в условный магазин с условным супер-консультантом, этот консультант видел тебя всего, начиная с юного возраста (когда лично я появился в вк).
Ты только зашёл в магазин что-то купить, а этот магазин уже заплатил кому-то, чтобы получить всю информацию о тебе. Информацию, которую ты и сам мог бы продавать, но ты не владеешь собой.
Ты - товар. 

Второй пункт:
Туалетная бумага в марте. Это не столько вина социальных сетей, без них тоже случился бы бум, но. Скорость, с которой это охватило мир, без сети недостижима. 

Третий пункт:
Создаётся информационный пузырь (SJW); в этот пузырь попадает влиятельная фигура (Twitch, игровая индустрия, пищевая промышленность, одежда, что угодно); влиятельная фигура принимает решение; это решение затрагивает всех.

Ну и как вишенка на торте - Окулус квест 2.
Заплатил деньги за товар, сделал что-то против правил или попал под false positive блокировку - ты обладатель нерабочего устройства за $300.
Крутят человеком как хотят.

Комментирую исключительно ради обсуждения, даже пост плюсанул. 

Ответить

Да все это есть, но суть именно в том что изменилась только скорость распространения информации

Ответить