Как я посвятил жизнь виноделию…

… в игре Hundred Days — Winemaking Simulator (2021).

Как я посвятил жизнь виноделию…

Про что эта замечательная игра? Как может быть понятно из названия, про производство вина. На наших глазах будет происходить полный цикл жизни бутылки вина: от существования в виде виноградинок до продажи в бары и магазины.

В игре условно три режима: режим истории (кампания), бесконечный режим, режим испытания. Но учтите, что кампания переходит в бесконечный режим, а испытания просто имеют ограничения по времени и цели

Режим истории

Основная кампания призвана сделать две вещи. Во-первых, дать какой-то сюжет и обоснование тому, чем мы занимаемся, во-вторых, дать ненавязчивые подсказки-обучалки, чтобы было понятно, что делать.

По истории, мы — женщина, которая работала в скучном нудном офисе Большой компании, и которой неожиданно свалился в наследство виноградник. Естественно, она решает изменить свою жизнь.

Игра подаёт дальнейшие события в виде писем, небольших газетных вырезок и диалогов. И если с первыми всё понятно, то диалоги тянут на отдельное художественное произведение. Так, все персонажи очень глубоко прописаны: например, мы узнаём, что героиня любит дерзить старшим, а её соседка — много болтать. Потрясают и сами реплики: вместо пары сухих предложений — целые стены болтовни о всяком разном. А некоторых персонажей мы видим даже больше двух раз!

Сюжетный диалог. Это говорят о нас :)
Сюжетный диалог. Это говорят о нас :)

Радует и инновационный подход к подаче истории. Вместо того, чтобы привязываться к конкретным событиям, игра выдаёт порции сюжета строго по расписанию, вне зависимости от действий игрока. Даже если вы сделаете самое отвратительное вино в мире, всё равно к вам придут посмотреть на новую звезду виноделия — очень удобно.

Предусмотрены и необычные случаи. Обучающий персонаж по сюжету покидает город? Ничего страшного, вас не лишат порции обучения: почувствовав, что вы что-то исследовали, он специально вернётся на несколько минут, чтобы прочитать лекцию.

Даже учитывая, что история в таких играх не главное, мы получаем потрясающий сюжет. Героиня знакомится с людьми, один из них — местный журналист, который сразу же просит интервью. Газета расходится, все местные бары хотят покупать у нас вино. Но не всё так просто: кто-то в другом журнале печатает ужасающую заметку, что наша звезда лишь новичок и может быть временной. Как героиня справится с таким жестоким ударом судьбы? Может, отправится на встречу в литературный кружок? Не буду спойлерить столь замечательную историю.

Диалог-обучалка. Даже немного интересно.
Диалог-обучалка. Даже немного интересно.

Вторая цель кампании — это обучение игрока. И тут игра справляется тоже чудесно. Нам поясняют каждый этап производства вина и что за ним лежит. Познавательно, но было бы не так интересно, если бы игра держала игрока за идиота и объясняла всё. Так что некоторые незначительные моменты, такие как продажа вина, дерево технологий, банковские кредиты, уход за оборудованием, специальные заказы, принцип расчёта доходов и расходов, и вообще то, что на поле есть три интерактивных здания, которые никак не подсвечены, а в них можно докупить оборудование — игрок исследует самостоятельно.

Разобраться с интерфейсом игры помогут и многочисленные подсказки: кликни — и получишь небольшую справку о том, как всё устроено в реальной жизни.

Бесконечный режим

Поговорим о самих механиках.

Цикл производства

Первое, что вы видите — это пустое поле в центре. Возможно, вы думаете, что это и есть виноградник, но вы ошибаетесь. На самом деле — это расписание работ, в которое вы будете раскладывать задания в виде тетрисных фигурок. Говорю честно, впервые вижу такой подход; необычно.

Сами задания приходят в виде карточек, если пришло определённое время или если вы взяли карту вручную из какого-то из зданий.

Зимой-весной вы ухаживаете за виноградниками, что влияет на количество и качество винограда.

Одна картинка вместо сотни слов.
Одна картинка вместо сотни слов.

Летом-осенью вы собираете урожай. Типичная ошибка неопытного винодела — кликнуть на завершение сбора, когда у тебя нет свободного места в резервуарах. Тогда всё, что вы можете, — это продать плоды года трудов за бесценок. Жизнь сурова. Конечно, игра могла бы выпускать из меню, чтобы вы докупили необходимые вещи и только потом завершили сбор, но очевидно, это рушило бы погружение.

А дальше происходит магия виноделия. С игровой точки зрения у вина четыре характеристики, и у каждой есть оптимальное значение. В ходе обработки винограда вы повышаете/понижаете эти значения, причём можете настраивать силу эффектов. Например, выдерживание в бочках повышает тельность вина, и чем больше дней вы выдерживаете — тем больше прирост характеристики.

Вот так выглядит типичный этап. Выбираем <i>оборудование </i>и <i>длительность </i>процесса под требуемые характеристики. Стрелочки на тельности — это изменение характеристик (прирост).
Вот так выглядит типичный этап. Выбираем оборудование и длительность процесса под требуемые характеристики. Стрелочки на тельности — это изменение характеристик (прирост).

Стоит похвалить игру за то, что она не пытается путать пользователя адаптивными интерфейсами. Например, для белого вина брожение всегда идёт без ремонтажа/пижажа, но игра всё равно продолжает показывать пустую вкладку, чтобы игрок намертво запомнил этот факт, делая несколько лишних кликов раз за разом.

Отзывы от дегустаторов отправляются в журнал. Так вы сможете узнать формулу идеального вина. Заодно игра<i> потренирует вашу память</i>, потому что в других местах оптимальные значения нигде не показываются.
Отзывы от дегустаторов отправляются в журнал. Так вы сможете узнать формулу идеального вина. Заодно игра потренирует вашу память, потому что в других местах оптимальные значения нигде не показываются.

Готовое вино разливается в бутылки. Тут нам дают просто невероятную кастомизацию: три формы бутылки, три цвета стекла, шесть разных пробок и разные этикетки. За счёт крутой бутылки можно повысить итоговую стоимость в будущем, но и производстве она дороже здесь и сейчас.

Кастомизация бутылок. У этикеток отдельно можно выбрать эмблему, форму подложки и фактуру этикетки, а также их цвета.
Кастомизация бутылок. У этикеток отдельно можно выбрать эмблему, форму подложки и фактуру этикетки, а также их цвета.

Продажи

Готовое вино можно реализовать двумя способами. Специальные заказы покупают большими партиями по хорошей цене, но требуют определённых параметров у вина. Обычные заказы приходят на любое готовое вино: частники скупают мало по высокой цене, бары и магазины скупают оптом по большой скидке.

Подойдёт не любое вино, а только выдержанное хорошего качества.
Подойдёт не любое вино, а только выдержанное хорошего качества.

Механизм продаж выставляет очередной раз игру с выгодной стороны. Мало того, что тут есть целых четыре сортировки заказов (опять же без каких-либо подсказок, но умный игрок разберётся сам!), так мы можем сами выбирать, кому продавать. Так что каждый день начинается с такого ритуала: заходим в меню заказов, выбираем самые интересные из них (клик-клик-клик-клик-клик), делаем остальные действия. И пусть вас не смущает, что вы всегда выбираете только пять верхних позиций, главное — свобода. Ну, или вы можете забыть про заказы и тут будет всё как в реальности — вы просто не заработаете денег, но понесёте накладные расходы.

Довольно скоро вы построите магазин, который сможет автоматизировать продажи. Теперь у вас есть целый набор правил того, как продавать вино:

  • продавать вручную;
  • продавать только частникам.

Заметно, что в игре заложен глубокий посыл: не теряй деньги на продаже крупным перекупам! Конечно, ничего не мешает продавать и крупные партии, теперь это ещё проще: отмените заявку от частного лица, пролистайте до запроса от бара, примите заявку.

Возможно, вы думаете, что продать 902 бутылки и получить 8К выгоднее, чем продать 7 бутылок за полторы сотни, но вы<i> глубоко заблуждаетесь</i>.
Возможно, вы думаете, что продать 902 бутылки и получить 8К выгоднее, чем продать 7 бутылок за полторы сотни, но вы глубоко заблуждаетесь.

Лично замечу, что игра дополнительно учит твёрдости руки и чёткости действий. Ведь если вы нажали на кнопку и хоть немного сместили курсор мыши, то нажатие не зачитывается. Очень удобно: если передумал, то не придётся кликать ещё раз на отмену.

Технологии

Игра может похвастаться довольно оригинальным подходом к исследованиям.

У нас четыре дерева прокачки. Первое просто добавляет клетки к расписанию, позволяя делать больше операций, если вы их хорошо распланируете.

На участке тесновато...
На участке тесновато...

Сарай открывает новые виды винограда и ускоряет операции по обработке виноградников.

Винный погреб даёт дополнительные опции для стадий производства вина.

А склад отвечает за продажи и вашу репутацию, которая нужная для высокоуровневых технологий.

Одно из самых полезных улучшений — это найм персонала. Они будут работать по собственному расписанию, так что не будут занимать место на общем поле.
Одно из самых полезных улучшений — это найм персонала. Они будут работать по собственному расписанию, так что не будут занимать место на общем поле.

В чём оригинальность? В том, что для использования чего-либо, вы сначала должны расширить хранилище (что стоит много денег) — при это оно будет требовать большей ежедневной платы, — купить технологию (что стоит ещё кучу денег), а только потом купить (деньги!) предмет. И не забывайте, что постройки дополнительно требуют ежедневных расходов (💵), а используемые предметы — очистки (💲) и ремонта (💰).

Так что любая покупка приносит действительно много восторга, ведь для её покупки придётся пахать как минимум минут десять.

Раз у нас симулятор виноделия, то, наверное, самыми интересными будут улучшения винного погреба. Ведь спецзаказы и обычные продажи вертятся вокруг качества вина. И тут авторы постарались в реализм. Приведу пример.

Второй тип винограда, который вы получите — это шардоне. Вина из него должны быть сладкими. Но вот проблема: во время стадии брожения почти вся сладость съедается дрожжами и вино получается невкусным. Причём брожение можно продлить и сладости станет ещё меньше.

Тут в дереве технологий есть разные виды дрожжей. Обычная игра, которая пренебрегает достоверностью, наверное, дала бы дрожжи, которые забирают меньше сладости. Но только не эта! Тут, как и положено, другие дрожжи делают… то же самое. Просто другой привкус дают. Ладно есть и второй тип дрожжей… Ага, а они просто убирают ещё больше сладости, так что вы можете ждать не два дня, а один. Эффективность увеличена в два раза!

Можно вывести свои дрожжи с уникальным ароматом. Стоит ли говорить, что я <b><i>никогда </i></b>эти ароматы так и не получил?
Можно вывести свои дрожжи с уникальным ароматом. Стоит ли говорить, что я никогда эти ароматы так и не получил?

Моей второй проблемой была кислотность вин. Тому же шардоне нужна строгая шестёрка по шкале кислотности, а мой виноград немного кислее. Что ж, открываю ферментацию, но она уменьшает слишком сильно, не подходит. Хм, тут есть ещё два типа бактерий для ферментации в дереве технологий. Ох, я на минутку забыл, что играю в симулятор, а не какую-то там казуальную головоломку. Ничего страшного, полчаса игры — и я опять заработаю потраченные 50 000 денег. Или просто загружусь, да.

Стоит ли говорить, что <i>ферментация, </i>хотя она и открывается в самом начале, <b><i>не нужна</i></b> для начальных трёх сортов?
Стоит ли говорить, что ферментация, хотя она и открывается в самом начале, не нужна для начальных трёх сортов?

Впрочем, есть игру за что и поругать в этом плане. Так три вида бочек просто увеличивают тельность на разный показатель. Уныло. А продвинутый пресс выжимает с меньшими потерями. Имбаланс!

Обслуживание объектов

Впрочем, хоть что-то игра делает правильно. Так, всё ваше оборудование может с каким-то шансом сломаться, даже если вы его только что обслужили. А за этим следует простой производства, трата места в расписании и круглая сумма потраченных денег. А ещё может загрязниться, что тоже требует обслуживания в виде прочистки.

Очистка бьёт по карману, но полный ремонт стоит намного дороже.
Очистка бьёт по карману, но полный ремонт стоит намного дороже.

И тут игра опять показывает невероятные высоты реализма. Вы должны следить за состоянием всего оборудования. А делать это легко: просто зайди в здание, пощёлкай по всем вкладкам и ищи, что требует внимания. Конечно, есть ещё сообщения в начале дня, но они тоже лишь открывают нужную вкладку. Осталось для каждого предмета выбрать под-вкладку со статусом и посмотреть, нужна ли чистка.

Или есть другой простой и элегантный способ: можно наводиться мышкой на каждый объект в визуальном представлении помещения и читать информацию в всплывающей подсказке. Зачем это делать? Потому что грязное оборудование на треть снижает итоговый рейтинг вина.

Чтобы проверить оборудование, достаточно щёлкнуть на вкладку «инфо» на каждом из объектов.
Чтобы проверить оборудование, достаточно щёлкнуть на вкладку «инфо» на каждом из объектов.

Некоторое оборудование можно купить в двух экземплярах, например, разливочную машину. Но это не обязательно значит, что она должна работать. Просто полюбуйтесь, как она занимает место в погребе!

Зато можно купить несколько дробилок. Правда выбрать какую-то конкретную вам не дадут, так что остаётся надеяться, что игра выберет новую чистую, а не доломает старую.

Устав от случайно проявляющихся дефектов вина вы можете погулять по вкладкам и найти спасительную машину: снижает дефекты! Отпразднуем нахождение этой имбы новой партией вина... с существенными дефектами.

Больше виноградников!

Накопив сумму и расширив расписание, вы захотите выращивать новые сорта винограда. Похвальное рвение! Покупаем землю и смотрим, что нам досталось. Ах, отлично, этот участок не подходит ни для одного из виноградов, а значит будет получаться мерзкое вино, которое будет продаваться по дешёвке. Да, это вам не жалкие казуалки, где всё просто. Ещё одно очко в пользу реалистичности!

Самый дорогой участок не подходит ни для чего...
Самый дорогой участок не подходит ни для чего...

Кстати, если вы вдруг вышли на стабильный доход, то не расслабляйтесь. Град и жара вредят урожаю. Суровые зимы не дают ничего сделать в зимнее время (а некоторые операции можно сделать только тогда). А если вы не привили в этом году растения от обеих болезней, то быть беде. Кстати, тут тоже постарались с реалистичностью: никто не будет вам напоминать, профилактику против какой из болезней вы уже сделали и сколько она длится — тренируем память!

Самое весёлое, что их может выпасть несколько штук подряд.
Самое весёлое, что их может выпасть несколько штук подряд.

Ну и если у вас вдруг много денег (например, взяли в банке под грабительские проценты) и вы купили один участок, то игра сразу же временно повысит цены на другие — дескать, разберись сначала со свежекупленным.

Как я посвятил жизнь виноделию…

Я уже упоминал, что у вина должны быть определённые характеристики. Но среди них есть и скрытые параметры. Так даже вроде бы идеальное вино может получить скромные 64/100.

Перфекто? Обычно игра клеймит вина плохим привкусом из-за несоответствия земли и немытого оборудования. Но тут решила поиграть в загадку.
Перфекто? Обычно игра клеймит вина плохим привкусом из-за несоответствия земли и немытого оборудования. Но тут решила поиграть в загадку.

Перевод

А, ну и стоит отметить идеальную работу локализаторов. На удивление, все надписи подогнаны по размеру (осталось только достать лупу для мелких надписей), никаких ошибок (ведь заглушка — это не ошибка, да?) и даже есть интересные находки:

«Тара» стала просто «т». Как говорится, кр. — сестр. тлнт. Кстати, всё купленное можно прода... за половинный price.
«Тара» стала просто «т». Как говорится, кр. — сестр. тлнт. Кстати, всё купленное можно прода... за половинный price.
На складе у нас находятся склад и помещения. «Щ» в названии я📦ичного поддона стилизована под ящик.
На складе у нас находятся склад и помещения. «Щ» в названии я📦ичного поддона стилизована под ящик.

Итоги

Что и говорить, игра удалась на славу. Игрок лично может прочувствовать, как сложно и долго зарабатывать деньги виноделам. Запредельная стоимость всего и малый доход позволяют получать новый контент даже после десятка часов игры. Игра активно поощряет заниматься микро-менеджментом — прокликиванием десятка вкладок каждый ход, — чтобы игрок вдруг не заскучал. А ещё игра не принимает игрока за казуала, так что всё время подкидывает негативные события, даёт неподходящие неплодородные почвы и не даёт так необходимых улучшений в дереве технологий. Добавим сюда сюжет и обучение, которое оставляет простор для изучения игроку — и получаем рецепт идеальной игры.

Хорошей игре — хорошие обзоры.
Хорошей игре — хорошие обзоры.

[/sarcasm]

1010 показов
4.8K4.8K открытий
19 комментариев

После демки я думал, что это будет что-то вроде Биг-фармы, только про вино. Там тоже надо было подбирать оптимальные параметры, проводить лекарства через несколько стадий, размещать станки причудливых форм, а набор доступных веществ увеличивался с ходом игры.

Не смотря на всё, игра получилась скучноватой, главным образом из-за очень похожих сценариев, а сюжетная кампания и вовсе отсутствует.

Зато после *каждого* сделанного исследования чувствовался прогресс. Приборы, которые увеличивают эффективность в три раза. Которые умеют делать более сложные лекарства. Разные типы упаковки действительно разные.

Ты всегда мог сделать идеальное лекарство — пусть даже его производство шло в минус, потому что каждый шаг максимально прозрачен.

Ну и конкуренты влияли на твои планы, переманивая клиентов, а не как тут — лишь строчки на выставке вин.

Ответить

Спасибо за обзор. Теперь раздумываю взять

Ответить

Рад, что помог определиться с выбором :)

Ответить

шесть разных пробовшесть чего? тут точно нет ошибки?

Ответить

Какая игра, такой и текст (¬‿¬)

Ответить

Блин, я понимаю конечно, что у инди трудно с бюджетом, но меня тайкуны всегда привлекали своей визуализацией, а тут очередной уровень мобилки с квадратными деревьями (

Ответить