Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

Всем здравствуйте! Что-то не выполняю норму по шитпостам, поэтому вот вам один. Сборная солянка фактов из книги + много ссылок в конце поста.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

Собственно, началось всё с того, что здесь я описал становление серии, упомянул разработчиков и игры, над которыми они работали в +- читаемом тексте.

Теперь же я хочу просто сделать большой набросок с информацией, которая лично мне показалась интересной и, возможно, она мне когда-нибудь пригодится в текстовом виде, ну и просто хочется поделиться некоторыми штуками. А так настоятельно советую фанатам прочитать книжку, вещь годная, как по мне. Также решил отыскать некоторые ссылки, представленные в конце книги, так как там никаких гиперссылок, естественно, нету, то нужно только ручками вбивать, поэтому сделал это за вас, лежат в конце поста.

Засим и начнём. Внимание, дальше будут спойлеры!

Оглавление

Факты 1

- В серии Yakuza нельзя напасть на кого-либо самостоятельно, то бишь игрок зачастую не может инициировать драки.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Глядя на пункт выше стоит упомянуть и то, что в отличие от той же GTA в Якудза (до 7 и 8 частей, по крайней мере) полиция редко воспринимается в качестве главного врага якудза.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

И правда, в былые времена якудза относились к полиции с некоторым уважением, хоть и не любили их, поэтому после совершения преступления некоторые члены якудза даже сами отправлялись в полицейский участок, чтобы дать показания. А полиция в свою очередь понимала, какую регуляторную позицию в обществе занимает якудза и до начала 1990-х особо не вмешивалась в дела преступности, в частности, даже не существовало законов против рэкэта и отмывания денег, да и слежка за преступниками особо не велась.

- Масаёси Ёкояма: «На мой взгляд, из-за одновременного присутствия различных компонентов, миссий, подмиссий, мини-игр и прочего небольшая территория впечатляет куда больше, чем крупный город». Это было сказано в период выхода Якудза 6, иронично, что затем они сделали два больших города: Иокогаму и Хонолулу)

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Известную гоночную игру Pocket Circuit придумал один из сотрудников студии, который в детстве увлекался подобными машинками. Он лично выдвинул эту идею и разработал саму концепцию мини-игры, производство которой оказалось слишком дорогим и её хотели вырезать.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Сабсториз служат по мнению разработчиков контрапунктом к основной сюжетке. Чем мрачнее история, тем глупее всё остальное. Ну, трудно не согласиться, хотя лично я в целом больше фанат грустных и меланхоличных историй типа сабсториз из Якудзы 7, где Итибан встречает девушку-призрака. О ней, кстати, тоже написано в книжке, рад, что автор и научный редактор тоже оценили эту сабсториз.

- Собственно про разработку сабсториз немножко. Часто планировщиков (низшая ступень в студийной иерархии) приглашают набросать второстепенные истории. Все планировщики представляют свои идеи, в результате получается некое лоскутное одеяло из идей, которые затем перерабатывают сценаристы. Все эти идеи заранее ложатся в определённые заданные категории, например: в игре будет пять заданий с нелепым сюжетом, пять, отправляющих игрока по разным частям района, пять, связанных с боёвкой и т. п.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

Такая строгая организация, основанная на идеально отложенном механизме, позволяет студии так часто выпускать сиквелы. Однако же на мой взгляд качество сабсториз упало и им нужна какая-нибудь новая изюминка.

- Дизайнеры персонажей делают кисти героев крупнее, чем надо, чтобы удары кулаками выглядели эффектнее. Из-за чего разработчикам пришлось увеличить размеры стаканов в барах.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Yakuza можно рассматривать как социально-исторический документ своего времени. Игру на стыке жанрового кино и камерной хроники. И правда, сразу заметно, сколько всего взяла серия из кино и документальных хроник.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- В японской версии Yakuza 4 SEGA экспериментировала с функцией интернет-соединения на PS3. Внутриигровая реклама менялась регулярно с помощью обновлений, модифицирующих городские дисплеи и демонстрирующих всё больше разной рекламы. Интересная фича, как по мне, да и денег можно много принести) Но всё же цель тут не только в получении денег, но и в создании «эффекта подлинности» мира, трамплина в реальность, где мы живём.

Понятия на японском

Здесь я представлю немного понятий, которые так или иначе меня заинтересовали, пока читал книгу, добавил к ним подпись на японском, она не во всех местах была в книге.

- Понятие 人情 (ниндзё: ) «человечность» играет важную роль в игре. Что особенно заметно в сабсториз.

- А знаете, что ещё заметно в сабсториз? Ага, ещё один японский термин «какэмавари» 駆け回り(дословно «ходить туда-сюда)– в контексте же будет «мальчик на побегушках». Ох как знакомо… Почему-то мне вспомнилась сабсториз с пиццей из Якудзы 0 и мороженкой из Якудзы 3.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- И ещё терминов. Подпольные торговцы «тэкия» (的屋) и «бакуто»(博徒)ребята из игорных притонов, по одной из теорий из этих двух категорий преступников вышли якудза.

- «юбицумэ» (指詰め) – ритуальное отрубание пальца. Считалось пережитком прошлого уже во время созданий первой части игры, не говоря о новых тайтлах.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Кабуки-тё – рай низменных удовольствий. В связи с этим в тексте упоминается слово, с которым и я немного поломал голову при переводе якудзы 6. «То:гэнкё:»(桃源郷、райский уголок), который в английском Shangri-la, мы вроде так и оставили. Тут речь идёт про огромный массажный салон-бордель, который называется «соуплендом».

ソープランド 桃源郷
ソープランド 桃源郷

Я бы это переводил как массажный салон, а там итак понятно, что там на самом деле «массажируют», но вроде у нас редактор настоял на том, чтобы оставить «соупленд», как впрочем и в книге написали.

- «Флорист» подпольный делец в Камуро-тё, который заправляет Чистилищем (Purgatory), которое в японском языке зовётся 賽の河原 (сай-но кавара, японский аналог чистилища, но для младенцев, умерших раньше родителей).

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- 刺青(ирэдзуми)– японская татуировка, покрывающая большие участки тела, стиль тесно связан с якудза. С 2005 года татуировки для игры разрабатывает японский мастер Хоритомо, живущий в Калифорнии.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

В частности, для Кирю художник разработал дракона, тянущегося к небу в знак удачи, дракон держит в когтях сферу с санскритским символом, обозначающим Вайрочану (будду, которого в Японии называют Дайнити-нёрай, он изображён в храме Тодай-дзи в Наре. Считается божеством-покровителем 1968 года, года, в котором родился Кирю).

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

В Японии любому человеку с татуировкой, как правило, запрещено заходить в общественную баню. И ниже приписка от редактора, что в играх почему-то забитые якудза спокойно ходят в баню. Ну, лично моё мнение, что зачастую это либо их личные бани, либо же дают на «лапу» деньжат и купаются, когда хотят. Скорее всего, как-то так оно в реальности и было. Но я не уточнял, просто лишь моя догадка.

- Минутка размышления для японистов и интересующихся японским. По поводу самого японского названия 龍が如く(Подобный дракону), по мнению автора книги правильнее было бы «рю га готоси» вместо готоку(如く). Да, в этом есть логика, ибо сам автор и многие японцы отмечают, что это название больше стилистическое, нежели правильное, но если взглянуть на те же статьи японцев ( http://kokugojuku.com/blog2215 ), то, кажется, правильнее вообще было бы 龍の如し «рю но готоси».

- В играх серии часто встречаются нелегальные и легальные мигранты и прочие угнетаемые слои населения, поэтому рассмотрим ещё пару понятий. Первое – дзайнити (在日) – корейцы, живущие в Японии, с которыми большую часть ХХ века обращались как с изгоями. Часто эти корейцы жили вместе с другими «нечистыми», то бишь буракуминами (部落民).

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

Понятие «буракумин» восходит к средневековой кастовой системы и использовалась для обозначения нечистой касты, которая занималась презираемыми работами, например, захоронением трупов, уборкой мусора, в общем тем, что считалось нечистым в буддизме. Буракумины должны были проживать в отдельных местах и не могли вступать в брак с другими сословиями. Кастовая система в Японии была отменена в 1871 году, но угнетения никуда не делись.

- Сюн Акияма является «саракином» (サラ金, саракин), то бишь «сарариманом-кредитором», ростовщиком. В реальности они переживали свой расцвет в 80-е, были прочно связаны с преступным миром, хотя не считались его частью. Стали печально известными из-за своих мер, которые они использовали, чтобы выбить деньги с клиентами: преследования, угрозы, насилие, акты публичного унижения.

Коити Такасуги из Якудзы 5 один из ярких примеров
Коити Такасуги из Якудзы 5 один из ярких примеров

- Интересное замечание про приют, который в нашем переводе будет «Вьюнок», в японском アサガオ (цветок ипомея, то бишь садовый вьюнок), а вот в английском существовало две разных версии. Первая – Sunshine Orphanage в духе приюта из Камуро-тё, но это название не отражает названия цветка. А всё потому, что его нормальное название Morning Glory несло коннотации сексуального характера и при первой локализации Якудзы 3 в 2009 компания решила не рисковать, а вот уже в Якудзе 6 сделали Morning Glory, что ближе к оригиналу.

Асагао
Асагао

Факты 2

- Разработчики рассказали в третьем эпизоде «Behind the scenes of Like a Dragon!», что сначала они снимают актёра захвата движения (без лица), после чего сэйю на основе этого записывает голос, и уже потом актёры записывают лицо (лицо и голос – это часто разные люди, но не всегда), тщательно имитируя мимику артиста.

- Начиная с Kenzan! разработчики применяют для сканирования лиц 3D-сканеры компании Cyberware, затем снимки обрабатываются с помощью Softimage XSI (HP). В целом подход к сканированию лиц позволяет сокращать время на разработку моделей. В той же Yakuza 3 сканы сотрудников студии помогли создать более трёхсот второстепенных персонажей. Да и в целом после стольких лет у РГГ студии поистине огромные запасы отсканированных людей.

- Со слов Нагоси: Якудза не стремится к строгой имитации реальности. Кроме того, видеоигры вообще не предназначены для идеального моделирования действительности. Игры Yakuza не боятся быть неправдоподобными.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

Ёкояма: «Я лично считаю, что Yakuza – нереальная вселенная, где есть доля реализма». Короче говоря, серию можно описать как «неправдоподобный реализм».

- Позабавила аналогия автора про башню Тысячелетия.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

«Небоскрёб – очевидный фаллический символ, возвышающийся над городом. Его внушительный вид на горизонте Токио демонстрирует власть денег и роскошь сильных мира сего, но корни здания уходят в грязный квартал, построенный на секс-индустрии и теневой экономике… приводящая первую Yakuza к кульминации, заканчивается эякуляцией самой башни, из которой вылетают тысячи банкнот – семя всего нашего общества». It’s so deep.

- Рёсукэ Хории (один из топ сотрудников студии), в первую очередь известный за разработку караоке, но чем он только не занимался и сюжетами, и боевыми системами, и озвучкой. Так вот, во время разработки Якудза 6 он узнал, что у него поздняя стадия рака. Он сумел поправиться и позже шутил: «Было бы обидно умереть во время разработки игры с подзаголовком “Песнь Жизни”». А уже несколько позже он получил должность руководителя в Yakuza: Like a Dragon.

- По опросу SEGA и мнению многих фанатов одним из самых популярных антагонистов в серии остаётся Ёситака Минэ.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Один из второстепенных героев Якудзы 3 – Мак – срисован с Эдди Мёрфи.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Акияма оказался одним из самых успешных и запоминающихся героев серии. Ёкояма представлял его как отсылку на Рё Саэбу из манги «Городской Охотник». Кстати, аниме мне зашло, забавное, а вот мангу не читал.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Присутствие порноактрис в Якудзе 0 (изначально Ёкояма хотел включить в игру сотню актрис) положило начало отдельному тренду, который продолжился в Якудзе 6, а затем в Кивами.

Kana Momonogi, Yui Hatano, Yuna Ogura
Kana Momonogi, Yui Hatano, Yuna Ogura

- Во время работы над Якудзой 0 в написании сценария Ёкояме помогал Цуёси Фурута, затем он вместе с Ёкоямой написал сценарий для Якудзы 6, а затем самостоятельно провёл работу над Judgment.

- В шестой части озвучены все диалоги и побочные истории. В Якудза 6 оформление и удобство превалируют над стилем – это начала конца целой эпохи.

- На создание черновика сценария Якудзы 6 у Ёкоямы ушло более полугода(вдвое больше обычного, ещё полгода ушло на переписывание и редактирование). Сам сценарий разрабатывался в тесном сотрудничестве с Нагоси и уже упомянутым Цуёси Фурутой.

- В Якудзе 6 практически фотореалистично воссоздан Ономити, шарм которого также выражается в его особенном диалекте. Некоторым актёрам пришлось выучить его, чтобы войти в роль, так как местных актёров на роли было решено не привлекать (кастинг не удовлетворил руководство), поэтому вся семья Хиросэ на самом деле просто изображает местный акцент.

- Разработчики даже придумали для Ономити талисмана (юру-кяра) по имени Оно Митио. В отличие от настоящих талисманов он нарочито неуклюжий и странный, а его восклицание «Oh no!» приобрело культовый статус. Так что по итогу он перекочевал и в другие игры серии.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Тацуя Фудзивара («Королевская битва», «Тетрадь смерти») сыграл Юту Усами (голос и лицо), а Хироюки Миясако исполнил роль Цуёси Нагумо. Оба уже были задействованы в Якудзе 3 и подарили свои голоса Рикие Симабукуро и Цуёси Канде, соответственно. Забавно, что у Нагумо и Канды одно и то же имя – Цуёси.

Цуёси Канда
Цуёси Канда

- Интересно, что Кирю сыграли два актёра, многие знают Такая Куроду, который подарил Кирю свой голос, а вот о Масанори Мимото знают не только лишь все. Масанори является актёром захвата движения для Кирю. Родился он в 1977 г. в Осаке, стал сэйю, исполнил некоторые роли в Якудзе в 2005 году, и уже во второй Якудзе ему доверили исполнять захват движения для Кирю. Для подготовки он просмотрел десятки фильмов о якудза, затем постоянно улучшал свою игру, чтобы передать сдержанную ярость Кирю в разных сценах. А затем даже стал участвовать в боевых сценах, а в Якудзе 6 практически все боевые и не только сцены исполнил самостоятельно без каскадёров. Через четыре года он уже сыграл Итибана Касугу. Вот такой вот мастер захвата движений есть у данной студии.

- Немного о фильмах. Начнём с жанра нинкё эйга (任侠映画, 任侠 – нинкё – рыцарский дух, благородство), то бишь это фильмы о якудза, но такие, где якудза показаны благородными героями. Сюда стоит включить таких звёзд, как Кэн Такакура («Тюрьма Абасири», 網走番外地), Нобору Андо (бывший якудза, снялся в «Волках» Хидэо Гося, а также в фильмах Киндзи Фукусаку и фильме «Бакуто»(1964).

«Тюрьма Абасири»
«Тюрьма Абасири»

В 1970-х кино о якудзе стало приобретать более реалистичный оттенок и тогда стали снимать дзицуроку эйга (実録映画 – фильмы-хроники). Бесспорным отцом поджанра считается Киндзи Фукусаку с его фильмом «Битвы без чести и жалости», 仁義なき戦い (1973).

«Битвы без чести и жалости»
«Битвы без чести и жалости»

В дальнейшем выходило бесчисленно число лент от разных режиссёров, например, от Такэси Китано, но стоит упомянуть отдельно Такаси Миикэ, многие его фильмы о якудзе пропитаны поп-культурой в броской манере, но есть у него и более тяжёлые картины, например, ремейк ленты Фукусаку «Якудза: Кладбище чести», 新・仁義の墓場.

 «Якудза: Кладбище чести», 新・仁義の墓場
 «Якудза: Кладбище чести», 新・仁義の墓場

Кстати, как раз Миикэ и снял ленту «Подобный Дракону» (2007 г.), которую ребята из команды перевели, и другая уже команда занимается озвучкой.

– За шесть дней до выхода Yakuza: Dead Souls (которая называется в Японии Ryu ga Gotoku OF THE END; я бы перевёл как «Подобный Дракону: Начало конца», так как-то лучше звучит, на мой взгляд) случилась катастрофа в Тохоку. Все копии игры переупаковали, на новых коробках появилась надпись: がんばろう、日本!(«Мужайся, Япония!»).

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

Разошедшаяся тиражом в 420 000 копий Dead Souls до сих пор остаётся одним из самых продаваемых спин-оффов серии, такие вот дела.

- Kurohyou создавала не команда Нагоси, а syn Sophia – студия, которая поднаторела в создании файтингов. например, Def Jam. Интересно, что одними из антагонистов первой части выступили Хидэо Накано (который затем сыграет Сибусаву из Якудзы 0) и сам Нагоси. Игра продалась тиражом в 340 000 экземпляров.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

- Долго и упорно работая над реконструкцией разных районов Ёкояма решил немного отойти от этого принципа при работа над Якудзой 7 и Исэдзаки Идзин-тё стал не таким, каким он есть в реальности. В седьмой части представлено его художественное переосмысление, но на мой взгляд получилось отлично.

- Через все эпизоды серии проходит национальная фигура великого японского реформатора Фукудзавы Юкити: мыслителя, переводчика, философа и теоретика эпохи Мэйдзи. Он внёс огромнейший вклад в модернизацию Японии. У меня даже есть книжка совсем новая про него от одного из лучших японистов России, Александра Мещерякова.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

Лицо Фукудзавы долгое время украшало купюры в 10 000 иен (в 2024 начали печатать банкноты с Сибусавой Эйити, отцом японского капитализма). Именно лицо Фукудзавы падает с неба, осыпая Камуро-тё деньгами после взрыва в «Башне Тысячелетия». Снова он летит из противников в Якудза 0, ну и он связан с одним из небольших плот твистов в Якудзе 4, кто знает, тот знает.

- Интересно, что в книге одного из главных антагонистов Якудзы 7 называют Вака(от 若様 вакасама «молодой господин»), но про это ничего не сказано, на мой взгляд было бы логичнее продолжать его называть Рё Аоки или Масато Аракавой.

- Релиз Lost Judgment был анонсирован одновременно для Запада и для Японии. Прекрасная новость, правда, обернулась головной болью для локализаторов, а в частности для главного локализатора Скотта Стрикхарта. Спешка повлияла на технические особенности и лицевые анимации, так как там был дубляж для английского языка. Ужасные кранчи и прочая наверняка повлияли на уход Стрикхарта с поста главы локализации игр студии, теперь же он просто занимает должность продюсера локализации в SEGA. Кстати, именно Стрикхарт подобрал шрифт представления персонажей в Якудза 0 (Edo SZ), а также настоял на двойных переводах игр с дубляжом, чтоб был подстрочник для японской озвучки и чуть более вольные субтитры под английскую озвучку.

В конце концов хочу процитировать автора послесловия, научного редактора книги.

…А нам остаётся наблюдать. Не столько из любопытства. Не просто из-за привязанности к извилистым улочкам квартала красных фонарей. Мы не отводим взгляд по иной причине: после десятков незабываемых приключений сага Ryu Ga Gotoku / Yakuza / Like a Dragon навсегда заслужила место в наших сердцах.

И. Ерышев

Лучше и не скажешь. Хоть я и не особо жду новую часть про Итибана, но буду и впредь тщательно следить за их играми, в первую очередь хочу поиграть в Project Century.

Всякие интересные факты из книги «Сага Yakuza»

Надеюсь, смогу ещё долгие годы наслаждаться их играми, и, возможно, доведётся поработать над переводом ещё какой-либо части саги.

Ссылки

Сделал разбивку на категории, если ссылка более-менее красиво вставляется, то она будет отдельной, если нет, то в текст влепил.

Локализация и интервью с локализаторами и т. п.

RGG Studio Boss Explains Why Yakuza Series Has been Retitled Like a Dragon in the West

How ‘Lost Judgment’ became the first global launch for the ‘Yakuza’ franchise

Sega’s commitment to better localization brings more Western players to popular Japanese franchises

Yakuza Ishin Localization “Under Consideration” at Sega

Yakuza Franchise Localization Head, Scott Strichart, Stepping Away From Series; Vicky Lee Taking The Helm

Lost Judgment Localization Director Explains Why its English Lip Sync isn’t as “Silky” as Yakuza 7

Интервью с разработчиками и не только

『龍が如く6』横山昌義さんへのロングインタビュー (Большое интервью с Масаёси Ёкоямой по Якудзе 6)

『バーチャファイター eスポーツ』サービス後を青木さんが語る。休眠IP復活のカギや狙い、今後の展望とは? (Интервью по Virtua Fighter)

『龍が如く 極2』、『龍が如くONLINE』、『北斗が如く』はどうなる!? セガ名越稔洋氏に聞く、龍が如くスタジオ新作への想い (Что станет с кивами 2, ргг онлайн, хокуто га готоку – мысли Нагоси)

George Takei’s Role In ‘Yakuza: Like A Dragon’ May Be His Finest Yet

『龍が如く7』発売記念インタビュー前編! 脚本はあの人も参加して“龍が如くスタジオ”が総力執筆【電撃PS】

東京ゲームショウ2016前に読んでおくべき! 『龍が如く6 命の詩。』横山昌義プロデューサーへの1万字インタビュー(1/3)

Разная аналитика, статьи и новости

Sega's biggest game of 2021 poses a surprising solution to a real-life problem

‘Yakuza’ creator Toshihiro Nagoshi has left Sega

‘Yakuza 0’ is A Postcard from Another Time

Разное про движки и технику

HP Workstation 導入事例紹介 株式会社セガ 「龍が如く3」 (Про оборудование для сканирования актёров)

Like a Dragon: Ishin! devs discuss why they chose Unreal Engine over Dragon Engine [PR interview]

Yakuza's Dragon Engine is a ‘Bit Old,’ RGG Studio Boss Weighing ‘Merits’ of Unreal Engine 5 Shift

Разное не по игре

Yakuza Revolution: From Bruisers to Boy Scouts?

Bullying in Japanese SchoolsModern Bullying Attacks Not Just The Odd Ones Out

Ijime, The Disease of the Japanese Classroom

The hell of adult bullying

26
19
1
1
1
24 комментария