От любви до ненависти к PlayStation за 20 лет, или почему я продал PS 4 и купил Steam Deck

В лонгриде постараюсь рассказать почему же я продал некогда любимую приставку, возненавидел бренд PlayStation, решился на покупку Steam Deck и не разочаровался ли в итоге.

Мой новенький Steam Deck и лимитированный DualShock 4
Мой новенький Steam Deck и лимитированный DualShock 4

Чтобы наиболее полно проникнуться моей историей, нужно будет погрузиться в прошлое, в котором будет много личной ностальгии, по временам, в которые уже нельзя вернутся. Эсли вам это все неинтересно, и вас интересует чисто информация про сам Steam Deck, то мотайте вниз — статью я разбил на главы, чтобы структурировать содержание, поэтому вы сможете быстро найти интересующие вас разделы.

Игровой путь: Начало

Родился я в середине девяностых, поэтому более осознанное детство у меня пришлось на первую половину нулевых годов. Пока в Европе, Америке и Азии геймеры уже вовсю гоняли в ГТА 3 на своих PlayStation 2, я, и большинство моих знакомых, могли, в лучшем случае, довольствоваться 16-битной графикой на приставке Sega MegaDrive, но, в основном, это была Денди. У меня своей приставки на тот момент не было, но это не было проблемой, поскольку только летние каникулы располагали практически безлимитным временем на развлечения, и на них я жил в гостях у своих дяди, тети и двоюродного брата в деревне. Как сейчас помню, как дядя принес домой, купленную скорее всего с рук, Денди, с целым пакетом картриджей, и небольшой пузатый телевизор, внешне напоминающий первый Макинтош, с ЧБ экраном, размерами, наверное, как современнные айпады. В общем, нашей радости не было предела, и мы рубились в эту Денди все свободное время, пока родители брата были на работе. На следующий год, а точнее лето, я также гостил у своих родственников в деревне. В этот раз брату перепала Сега. Не могу сказать, что Сега погрузила нас в гейминг больше, возможно потому, что на моей памяти, мы играли только в Мортал Комбат 3. У других моих друзей игр для Сеги было больше, поскольку мне удалось пощупать игры про Тасманского дьявола, Бэтмена, Сонника и многие другие.
Про компьютер в те времена я тоже особо ничего не знал — дома его не было, у знакомых и друзей тоже, в те года это скорее было чисто офисное оборудование, особенно для тех, кто в них особо не разбирался, и не видел в них для себя особого интереса, например, как мой папа.

Моя собственная первая консоль

И вот наступает сентябрь 2003 года, я иду в первый класс. Спустя пару недель, 17 числа у меня наступает день рождения и исполняется семь лет. В честь таких событий папа дарит мне… первую плойку! А если быть точнее, то ее более свежую версию — PS One, это своего рода аналог Slim версии для первого поколения консолей Сони. Не знаю точно, была ли она новой, но она точно была в отличном состоянии, с двумя геймпадами, картой памяти и с коробкой.

Фото не моё, честно взято с ebay.com
Фото не моё, честно взято с ebay.com

Честно скажу, что меня очень впечатлила графика. А именно то, что она была 3D и сильно отличалась от предыдущих приставок, на которых мне доводилось играть. Между Денди и Сегой я тоже видил разницу, но мне тогда не казалось это чем-то особенным, я даже не знал и не мог подумать, что это консоли разных поколений (хотя справедливости ради я вообще не знал про поколения, применительно к приставкам).

Как сейчас помню, что моей первой игрой к ней был Человек-Паук от Activision, и мне вообще снесло голову: я был гикнутым фанатом, читал комиксы, обожал единственный, на тот момент, фильм и мультсериал 90х годов, почти все школьная канцелярия была так, или иначе, мерчом Человека-паука — и тут 3D игра про моего любимого героя, знакомые злодеи, озвучка (!!!).

Наверное именно в этот момент я влюбился в эту приставку, и бренд PlayStation соответственно. У меня были игры, в основном, по мультфильмам — наверное, в силу возраста, мне папа покупал игры самостоятельно, и естественно, он выбирал то, что было лично ему знакомо и понятно, например, игра «Король лев» — очень крутая, перепроходил ее несколько лет назад. Поэтому всякие «Resident Evil» прошли мимо меня, но зато я рубился в «Гарри Поттер и Тайная комната», «Дорога на Эльдорадо», «Гринч», какие то игры про Бетмена, Людей-X и многое, многое другое.

В чем был еще плюс старых приставок — они были небольшими и достаточно портативными — их легко можно было взять с собой в деревню, в гости и другие места. Поэтому, по окончанию учебного года, я снова отправился на летние каникулы в деревню, но уже СО СВОЕЙ приставкой. Брат, которого я упоминал ранее, старше меня на год, поэтому он тоже увлекался гаджетами и техникой, и при виде игры «Driver» и «Medal of Honor» он был в шоке — он не мог поверить, что такие игры есть на приставке, ведь он успел «заценить» у своих старших знакомых компьютер, и даже поиграть на нем в третью ГТА шку. В-общем, в этому году уже я был «королем видеоигрового балла» и теперь ему приходилось спрашивать у меня «разрешения» поиграть, и вообще всячески угождать мне.Не очень хочу пересказывать все что было дальше очень подробно, поэтому постараюсь достаточно кратко — наверное, спустя еще год, моему брату подарили компьютер, и на нем он мог играть в GTA Vice City, поэтому к моей приставке он потерял интерес, в отличие от меня самого.

Компьютер мне казался сложным и непонятным, и не привлекал от слова совсем — я тогда не знал, что такое операционные системы, как ими пользоваться, компьютерная мышь мне казалась вообще чем-то инородным и неудобным: помню как брат учил меня играть в ГТА, и один из моментов «обучения» была попытка приучить играть меня на клавиатурой и мыши. С клавиатурой было все более-менее понятно, но вот мышь… это было что-то с чем-то. В те года игры на Плойке имели автокамеру — потому что стики недостаточно активно использовались как игроками, так и разработчиками, поэтому камера, как правило, следовала по поворотом персонажа и всегда оказывалась за спиной (если что, не придирайтесь — конечно были и исключения, но большинство игр, в которые я играл, были именно такими), поэтому управлять камерой, чтобы персонаж корректно двигался в нужную сторону — было для меня новинкой, и то, к чему я долго не мог привыкнуть, пока у меня у самого не появился компьютер. А появился он у меня довольно скоро — примерно перед четвертым классом мой папа продал мою плейстешн и купил ПК.

Почти 10-летия недо-«пекабоярства»

Стоить отметить, что переход на ПК не был лишен «сюрпризов» для молодого консольщика: во-первых, на тот момент я слабо разбирался в компьютерах, и учить меня было особо некому (максимум помогали друзья, а мой брат жил в деревне), поэтому даже такие банальные вещи, как установка игр с DVD дисков (особенно если у них не было Autorun) была для меня реальным испытынием. Во-вторых, железо моего компа, даже по тем годам (примерно 2007 год), было, мягко говоря, не топовым — процессор Intel Celeron (одно ядро, частоту не помню), два гига оперативки, и винчестер гигов на 60 (точно не помню, но было очень мало). Видеокарты не было, да я и не знал, что это такое, и для меня стало шоком, что не все игры могут в принципе запускаться. После плойки для меня это казалось совершенной дикостью. Доказать моему папе зачем нужно покупать видеокарту, когда вроде бы компьютер работает и так, я смог только спустя три-четыре года, а пока этого не случилось, я мог довольствоваться старенькими и нетребовательными играми, выпущенными примерно в первой половине нулевых. В принципе, человек — такое существо, которое привыкает ко всему, поэтому я смог все-таки наслаждаться играми — и в основном потому, что я окрыл для себя такой жанр игр, как стратегии — при чем, и RTS, и пошаговые, типо Цивилизации и серии «Тотал Вар». Особое место в моем сердечке занимала серия «Казаки» (1-3 часть) от небезызвестных GSC Game World.

Особенно я обожал создавать гигантскую карту, добавлять максимально возможное количество противников на «харде» и сражаться против них сутками, а то и неделями

Кстати, во вторую часть «Казаков» (которая «Наполеоновские войны») я очень долго хотел, но не мог поиграть, потому что эта игра требовала обязательное наличие 3D ускорителя a.k.a. «видеокарта», и когда все-таки я таковой обзавелся, то был сильно разочарован сильно другим геймплеем, относительно первой части. Потом я очень долго ждал релиза третьей части, но ожидание было столь долгим, что я попросту забил на нее, когда все-таки она вышла (ну и еще повлияли «прохладные» отзывы критиков).

В 2013 у меня произошел достаточно мощный апгрейд моего ПК — папа подарил мне новый комп, который тянул на высоких настройках все, что выходило в период жизни до PS 4/XBOX One. В принципе, я радовался жизни и своему ПК геймингу до тех пор, пока не вышла PS 4 и игры стали адаптировать уже чисто под это поколение, то есть примерно до 2015-2016 года. И поймите, не то, что я графодрочер, но многие современные новинки того времени уже были не такими «приятными» на моей GTX 580.

И вдруг, в 2016 происходит череда событий, которые «поменяли игру» (надеюсь вы заценили каламбур): помимо вышеупомянутого Человека-Паука, я являюсь, если так можно выразиться, «фанатом» вселенной Гарри Поттера — прочитал все книги, посмотрел все фильмы, прошел все игры на ПК на тот момент, в-общем, являюсь поклонником этой замечательной вселенной. И вот, я решаю устроить себе «марафон по Гарри Поттеру» — перечитать все книги, пересмотреть все фильмы и перепройти все игры. Сказано — сделано: на все-провсе ушло около пары месяцев (на тот момент я учился на первых курсах в экономическом универе, поэтому времени было «вагон»). Но мне оказалось этого мало — и я стал гуглить, что еще «есть»: по сути оставались только консольные версии этих игр. Примечательно, что в свое время выходило две экслюзивные игры на двух конкурирующих консолях одного поколения, и эти игры должны были быть «систем-селлерами» девайсов, которые эти игры использовали: я говорю про «Гарри Поттер для Kinect» для XBOX 360 и про «Wonderbook: Книга заклинаний» для PS 3.

Все это выглядело достаточно весело для «поттеромана», но не слишком для бедного студента, у которого нет ни этих консолей, ни денег на это. Уже начиная думать, что вряд ли я когда-нибудь смогу поиграть в эти игры (во всяком случае в обозримом будущем), я чисто случайно поделился этими мыслями со своим одногруппником. К моему глубокому удивлению, у него оказалась не просто PS 3 с контроллерами, но и эта игра, которые в свое время покупались для его младшего брата, благополучно забросившего такие подарки спустя непродолжительное время. В итоге мы ударили по рукам, и уже на следующий день PlayStation 3 версии Super Slim, PS Camera, Move и диск «Wonderbook: Книга заклинаний» со специальной книгой были у меня дома. Оговорюсь сразу, что игра совсем не оправдала моих ожиданий — в жизни оказалось, что это просто скучный аттракцион буквально на несколько часов. Да даже такое определение — это ругательство по отношению к аттракционами, поскольку более точным определением будет «технодемка средней паршивости», для привлечения внимания покупателей в магазине. К слову, XBOX вариацию я так и не смог попробовать до сих пор, но судя по отзывам других людей потерял я совсем немного.

«Гарри Поттер для Kinect» для XBOX 360, в который мне так и не удалось поиграть

«Wonderbook: Книга заклинаний» — поиграть удалось, но оно того не стоило

Когда я предложил вернуть консоль другу, то он не стал настаивать, чтобы я принес ее сразу, а просто предложил мне поиграть на ней в другие игры, а точнее в консольные эксклюзивы. Я согласился на «Одни из нас» (в которую лично я до этого не играл, но слышал очень много восторженных отзывов) и на две части Uncharted: вторую и третью (в которые я, соответсвенно, тоже не играл, но видел много мемов про графон). Вообще, не могу сказать, что прямо очень хотелось играть в эти игры на третьей плойке (которая была объективно технически хуже моего компьютера), но попробовать эксклюзивы мне было интересно… и это оказалось намного лучше, чем я думал. Мне очень понравились вышесказанные игры, и я попросил друга дать мне первый «Анчартед», от которого я по началу отказался из-за полного отсутствия русификации.

Наверное, с этого момента можно сказать, что я захотел вернуться в родное игровое плейстейшеновское «лоно».

Четыре остановки «Игровой станции»

Но понравились мне не только игры. Мне очень понравилась плойка, как девайс, как игровое устройство — нет ничего лишнего, все как бы «заточено» для игры — красивые обложки, заставки/фоны (которые, дай бог, есть только в режиме Steam Big Picture на ПК), музыка в меню, достижения, скриншоты и тд. Нет никаких проблем с совместимостью и работоспособностью игр — вставил диск (или скачиваешь его со стора) и сразу начинаешь игру. Забытое чувство всех прелестей игр на дисках — можешь обмениваться с друзьями-консольщиками или продать их на специальных площадках в интернете. Раньше (к сожалению это осталось в прошлом) в диски прикладывали красивые мануалы или хотя бы рекламные буклеты, и у тебя (ну у меня так точно) возникало чувство, что ты купил не просто виртуальные «нули и единицы», а ВЕЩЬ.

Короче, именно так я подсел на эту «иглу консольного экспириенса». При чем дело было не только в третьей плойке — я надыбал у знакомых первую «фатку», а спустя какое-то время купил себе PS 2. Конечно, мощным импульсом к этому было желание продолжить свой игро-марафон по «Поттеру». Опять таки, не хочется очень надолго растягивать эту историю не совсем интересными подробностями, поэтому этот фрагмент постараюсь тоже сократить — консольные версии Поттера, которые делались эксклюзивно под ПС1 и ПС2 мне не понравились от слова совсем, ПК версии их наголову лучше. И то, по первым двум частям Поттера для ПС1 у меня была какая-никакая ностальгия по детству в деревне летом у бабушки с дедушкой, да и в целом, игры достаточно душевные и мемные, а вот три части Поттера для PS 2 просто бездушный кал (ИМХО), хоть и графонистый.

PS 1, PC и PS 2
PS 1, PC и PS 2

Но все это привело меня немного к неожиданной развязке — я понял, что очень хочу PS 4, и только ее, и играть на ПК мне больше не хочется. И вот, в силу разных обстоятельств (например, мне выплачивали повышенную стипендию в универе за разные заслуги), у меня появляется необходимая сумма, чтобы купить новенькую PS 4 Slim на 500 гигов — да, версия самая простенькая, но большего мне, на тот момент, и не надо было. 31 марта 2017 года, в пятницу вечером, курьер привозит мне заветную сине-белую коробку. Я был счастлив, как ребенок, который очень долго просил родителей подарить ему дорогостоящую игрушку. До сих пор я вспоминаю этот день, как один из самых счастливых дней своей жизни.

<span>Вот я — двадцатилетний, очень молодой и очень счастливый</span>
Вот я — двадцатилетний, очень молодой и очень счастливый

Наверное нет смысла подробно пересказывать, что было дальше — пока я оставался студентом, у меня было достаточно много времени на игры. У меня было не очень много денег, но мне хватало стипендии отличника (игры играми, а учился я хорошо) на то, чтобы покупать не только диски на Авито, но и новые в магазинах. Один из мифов тех лет был про то, что игры на консоли стоят очень дорого, и «содержать» приставку затратно. Это вообще не так, если, конечно, ты не играешь во все новинки подряд на их выходе — возможностей сэкономить было очень много, а также вообще играть бесплатно, если у тебя прокачан скил «социализация». И мне очень нравилось быть в этом «сонибойском» комьюнити — таком глобальном сообществе людей, которых объединила не просто «игровая платформа», а нечто большее. И забегая вперед скажу, что Сони, лично для меня, просрали один из важных «столпов» — я про эксклюзивы, но немного подробнее остановлюсь на этом позже.

Итак, у меня побывали все существующие, на тот момент, поколения, но все в итоге я забросил. Первое — PS One, помимо описанного выше, я купил себе точно такую же версию приставки, как из моего детства. Думал, что буду играть на ней, но включал ее по факту всего пару вечеров. У меня была вторая плойка, в которую я активно играл только до покупки четвертой, т.е. буквально пару месяцев. Третья — я купил себе в один период свою собственную белую слимку, но по итогу быстро же продал, потому что почти все эксклюзивы на нее портанули на четвертую, и с более лучшей графикой.

Так, стоп, а что же с четвертой? Я же тут вроде пел ей дифирамбы, нахваливал ее, а тут говорю, что забросил. Ну что, сказать, со мной произошло то же, что и с многими другими мужчинами — я повзрослел, возмужал, и … женился. Постараюсь в паре предложений пояснить, как это взаимосвязано для более юных читателей этого поста.

Как я уже говорил, в плойку активно я играл, учась в институте. На последнем курсе я познакомился с девушкой, с которой мы стали чуть позже жить вместе. Моя девушка не является геймером, поэтому мои увлечения видеоиграми она не особо разделяет, но и не препятствует. Но даже эта причина не основная — так как я жил один, а институт закончился, то пришла пора мне самому себя содержать, соответственно устраиваться на работу. Примерно с середины 2019 года моя приставка стала включаться мной примерно пару раз в неделю — на выходных, поскольку приходя домой в будни, у меня даже и мысли не возникало садится за нее.

Также, примерно в это время у меня стал угасать интерес к играм в принципе. Линейка эксклюзивов Сони для этого поколения стала подходить к концу: насколько я помню, там должны был выйти Одни из Нас ч.2, Призрак Цусимы и Майлз Моралез. Из вышесказанных игр меня интересовала только первая, и я даже оформлял предзаказ на физическую копию игры (но об этом будет позже).

Так прошло еще несколько лет. В прошлом году, в апреле 2022 года мне понадобился iPad — я люблю читать перед сном, смотреть видосики, да и в целом планшет от Apple вещь весьма многофункциональная. У меня до этого был iPad 2, но в какой то момент он перестал нормально работать (жуткие интерфейсные тормоза и прекратилась поддержка очень многих приложений), поэтому нужно было что-то более актуальное, но за «недорого». Так я нашел на Авито iPad Air 2 на 64 гб за 10 тысяч рублей. Несмотря на то, что он все равно достаточно старый и пользоваться им уже в наше время не то, чтобы очень комфортно: он не поддерживает последнюю версию iPadOS, многих функций просто нет, а те что есть — работают с долгой подгрузкой, и еще у них в силу возраста сильно просела емкость батареи, но для меня он стал прямо «девайсом года» — я полгода очень много свободного времени проводил в нем: играл в шахматы, читал книжки перед сном, включал видосы «на фоне» (работаю на удаленке). Еще я скачал на него купленные, когда-то давно, игры от Рокстар — Макс Пейн, 3 части ГТА. Мне нравилось, что, например, я могу спокойно поиграть полчасика перед сном, или пока жена смотрит на нашем основном большом телевизоре сериал (потому что раньше «борьба за телек» была постоянным делом, и приходилось идти на компромиссы и занимать его по очереди). В какой-то момент эти игры мне надоели, и я решил посмотреть, что еще интересного портанули с ПК или консолей на эту платформу, т.к. современный мобильный донатный мусор типо «Клеш оф Кланс» я отказываюсь воспринимать за игры.

Оказалось, что много крутых проектов, типо «Фаренгейт» или «Герои 3» больше недоступны для скачивания из Стора — то ли их перестали поддерживать, то ли санкции, тут уж не знаю, и это было печально. Но не настолько, поскольку эти игры на ПК стоят недорого, а то и вообще бесплатно, а цены на порты игр на мобилки иногда прям кусаются.

В этот же период, достаточно много блогеров, которых я смотрю, выпускают обзоры на Стим Дек — и, в целом, его хвалят, несмотря на некоторые недостатки или недоработки. Наверное, в тот момент в моей голове возникла мысль из разряда «прикольно, наверное, когда-нибудь куплю себе его», но покупка PS 5 все равно казалась более вероятной, ровно до одного момента, который изменил все.

Как меня (и не только) кинули Sony

Практически под самый Новый Год, мне очень захотелось перепройти игру «Человек-Паук» 2018г. на моей плойке, но не только сюжетную компанию, но все ДЛС, которые к ней выходили. Вообще, сделаю небольшое отступление — я делал предзаказы игр на плойку всего два раза: уже вышеупомянутую «Одни из нас, ч.2» (к которой еще вернемся немного позже) и как раз «Человек-Паук», которого я ждал с E3 2016 и хотел поиграть прямо на старте. Игра была на диске, я прошел его за пару недель на платину и продал диск. И вот я решил снова перепройти ее, но уже вместе с доп. контентом. Когда Сони в марте 2022 года забанили «ПС Стор», то я не особо этого почувствовал — в онлайне последние годы я не играл; подавляющее большинство игр у меня было на дисках, а тайтлы «в цифре» я покупал крайне редко, когда были прямо очень приятные цены (видимо, как знал). Париться с регистрацией турецкого аккаунта мне не хотелось (регать акк самостоятельно, как я понял, не очень просто, в силу отсутствия зарубежной карты, а платить посредникам не видел особого смысла). Поэтому для меня единственный рабочий способ оставался в том, чтобы купить диск с кодом активации дополнений. Но тут же встала первая проблема: прямо на коробке было написано, что код действителен до конца августа 2022 года, а на дворе был уже конец декабря. Посоветовавшись с другими пользователями в одной из групп «Плейстейшена», мне сказали, что на это можно забить, потому что коды продолжают работать, но само собой, без каких либо гарантий. И я решил все-таки рискнуть и уже 29 декабря заветный диск был у меня.

Начало конца
Начало конца

Как вы можете заметить, версия игры была европейской, и я переживал, что там не будет русской версии, но этот страх быстро развеялся. Как выяснилось, главная проблема была в другом — Сони выпилили из быстрого доступа функцию «Активации кодов», и кастрировали свое мобильное приложение и личный кабинет в Вебе для РУ-аккаунтов. Выход из положения был необычным — я нашел в интернете номер горячей линии поддержки PlayStation и позвонил. Меня бесплатно проконсультировал специалист, как найти на консоли эту функцию (она оказалась спрятана глубоко в настройках). Я уже было обрадовался — ввел код и все дополнения в магазине стали бесплатными. Но при попытки их скачать выскакивала ошибка оплаты. Я снова позвонил на горячую линию — и там меня «обрадовала» девушка-специалист:

Вы не сможете скачать бесплатные дополнения, которые вы добавили через КУПЛЕННЫЙ ВАУЧЕР, пока компания Sony не снимет санкции с российского региона

Техподдержка PlayStation

В этот момент мои руки затряслись — отдал за новый диск почти 3,5 тысячи рублей, специально, чтобы поиграть в дополнения, а мне просто кинули. Да, понятно, что это проблема комплексная, и начинается она с ухода платежных систем, но специально ограничивать «покупку» бесплатного контента — до такого, насколько мне известно, не доходил никто: в Гугле можно скачивать бесплатный контент, в Стиме ограничения только на методы оплаты российскими картами, в App Store можно платить через мобильного оператора. То есть это сознательное решение чисто компании «Сони», и спасибо, что хоть можно скачивать уже ранее купленные игры. Возможно это иронично, но моя «любовь» к этой платформе началась с игры про Человека-Паука, и на ней же закончилась спустя почти 20 лет.

И именно в этот момент у меня щелкнуло, что я хочу ее продать и купить себе уже наконец Steam Deck

Я решил прикинуть, сколько стоит моя коллекция игр на диске: получалось в районе 27 тысяч рублей. Вместе с приставкой, вторым геймпадом получалось в районе 50к — примерно, как версия Дека на 256 гигов. Я решил продавать все поэтапно: сначала распродать свои диски, в которые я уже точно не собирался играть, параллельно проходя игру It takes two, которую мне подарили на Новый Год, и кстати, проходил ее вместе со своей девушкой, а точнее уже женой — как я указывал ранее, она не особо любит и умеет играть, но эта игра ей в целом зашла, хоть иногда и приходилось ее уговаривать, чтобы проходить сюжетку дальше. Потом решил перепройти The Last of Us p.2 — пока еще не «слитый» эксклюзив PlayStation, и после этого продать уже саму приставку.

Сказано — сделано: я отфоткал все диски, составил специальную эксель таблицу в Гугл Доках, загуглил рыночные цены и выложил свою коллекцию

Моя скромная коллекция, до начала распродажи
Моя скромная коллекция, до начала распродажи

Сначала все двигалось хорошо — It takes two я прошел за новогодние праздники, а половина дисков ушла до конца января. В феврале я, наконец-то, смог сесть за Last of Us, и проходил его в районе двух месяцев, потому что играл я, в-основном, по выходным. За этот период я распродал все диски, кроме Driveclub — как ни странно, но эта игра уже не продается «в цифре» и осталась в основном на дисках, либо на аккаунтах, которые купили ее до 2019 года, и ни смотря на этот дефицит, этот диск никто долго не хотел покупать даже за 400 рублей, хотя игрушка то сама по себе неплохая. Last of Us 2, со второго захода, мне понравилась не меньше, чем на релизе, а в чем то даже и больше — зная сюжетные твисты, я даже больше проникся происходящем и больше кайфовал от геймплея. В общем, я очень надеюсь, что ее портанут на ПК, и я ее, с большим удовольствием, куплю себе на Стим Дек.

<p>«Я снял палец с курка. Все было кончено» — Max Payne</p>

«Я снял палец с курка. Все было кончено» — Max Payne

Заказ Steam Deck

Закончили с моей историей, теперь перейду к рассказу непосредственно про сам Steam Deck. Я долго искал выгодные и надежные способы покупки Дека: Авито, интернет-магазины, «баеры» (люди, помогающие делать заказы в интернет-магазинах за границей за небольшую «наценку»), даже маркетплейсы. Раньше, на Авито вообще не было смысла покупать консоль — она была у перекупов с дикой накруткой (в районе 100 тысяч, а то и больше), и их все равно раскупали. В начале 2023 года, сцены стали более адекватными, но предлагались в наличии самые бюджетные варианты на 64 Гб, либо наоборот, топопые на 512. Средние версии были в основном «под заказ», с ожиданием в несколько недель. Еще изначально был выгодный вариант на сайте ru.microless.com (это бывший Computer Universe, на котором продается компьютерная техника по выгодным ценам), но как раз курс рубля упал, и версия на 256 Гб с 46 тысяч стала стоить тысяч на 10 больше.

В итоге, я купил себе приставку на старом-добром AliExpress, хоть изначально его особо и не рассматривал, из-за возможности получить «кирпич» в посылке, либо, как минимум, долгой доставки в районе месяца, а то и больше. Но, мне повезло — посылка доехала до меня почти ровно за 14 дней. И снова ирония — 31 марта заветная коробочка была у меня дома, прямо как ровно 6 лет у меня появилась четвертая «плойка».

И вот снова я — спустя ровно шесть лет, 26 летний, уже не такой молодой, но в целом, счастливый
И вот снова я — спустя ровно шесть лет, 26 летний, уже не такой молодой, но в целом, счастливый

Не могу не упомянуть, что я был доволен доставкой — обещали, что отправка будет из России и приставка доедет за неделю — на деле же посылка зависла на таможне (!) дней на 8-9. Но зато я получил ее в целости, и на том спасибо. Забыл упомянуть — на Али, версия на 256 гигов обошлась мне за 49 000 рублей.

Все было чин-чинарем: упаковка полностью заводская, все новое с пломбами, как и положено
Все было чин-чинарем: упаковка полностью заводская, все новое с пломбами, как и положено

Опыт использования, и Steam Deck — как гаджет.

Теперь расскажу про свои впечатления от самой приставки, и о плюсах и минусах, которые я для себя выделил.

Наверное, хочется начать с минусов, а их у «паровой палубы», к сожалению, не мало.

Недостатки Стим Дека:

1. К самой оболочке Big Picture вопросов нет (вернемся к ней еще в другом разделе), но к Линуксу у меня вопросов очень много. Вообще, при первом приближении, Линукс очень походит на «помесь» Мак ОС с Виндой, но пресловутый пользовательский опыт сильно отличается. Какие-то банальные и очевидные функции в Линуксе решаются через терминал, и лично для меня это дико. Не хочу схватить хейта от технарей, но мне лично понятно, почему при всей бесплатности, Линукс по охвату пользователей в мире занимает такую маленькую долю в персональном использовании. Плюс, некоторые игры на Деке не запускаются в принципе — лично у меня так и не получилось завести «пиратку» Hogwarts Legacy, поэтому игру пришлось покупать.

2. Эргономика. Стим Дек — огромный и тяжелый (ну и шумный еще). Очень много обзорщиков об этом говорили и сравнивали его с Нинтендо Свич Олед. Но при этом они говорили, что у него «очень удобный хват», и типо это не так чувствуется. Опять таки, все люди разные, но лично для меня — он очень тяжелый, и если играть на нем, держа Дек «навесу», то у меня натурально начинают неметь кисти рук уже через 30-40 минут. Наиболее «удобный» вариант — играть полулежа, подложив на живот подушку и использовать ее как опору для нижней грани приставки – благо там нет никаких отверстий, кроме слота для карты памяти. Хочу отметить — вроде бы «туннельным синдромом» я не страдаю, и таких неприятных ощущений в кистях у меня почти никогда не было при использовании мыши и клавиатуры, а при игре на обычном геймпаде от Сони — такие ощущения возникали часа через 3 непрерывной игры, и то, это было намного в меньшей степени. Имейте это ввиду.

3. Маленький объем накопителя. Даже в самой топовой версии Дека стоит накопитель на 512 Гб. Это очень мало, если вы собираетесь играть в более современные игры, где их средний вес колеблется в районе 100 Гб. Поэтому, если вы планируете покупку — сразу закладывайтесь на покупку карты памяти — и чем больше, тем лучше. Я вот купил себе карточку от Samsung на 512 Гб, и существенно улучшило опыт использования, поскольку я смог скачать намного больше игр. В будущем я вообще планирую заменить стандартный накопитель на 1 ТБ, чтобы закрыть свою потребность в памяти в принципе.

Вообще объем памяти на минимальной комплектации Стим Дека в 64 Гб — вообще звучит как издевательство. Пользователю, в лучшем случае, будет доступно в районе половины этой памяти, и ни одну более менее свежую AAA игру ты тупо не сможешь установить. И нафиг вообще эта версия нужна? В идеале, на будущее Вольво должна сделать сделать следующую линейку, в плане накопителей: 128, 512 и 1 Тб. Ну это так, мои размышления и фантазии.

4. Посредственное качество материалов и сборки. Удивительно, но для не самого бюджетного устройства, Валв выбрала, наверное, самый дешевый шершавый и неприятный черный пластик. Особенно это ощущается на задней стороне Дека. Блин, да даже самые бюджетные современные китайские смартфоны имеют намного лучшие материалы корпуса и качество сборки в целом. Кстати про нее — некоторые углы у Дека сильно люфтят, а крестовину в пазу можно «сдвигать» пальцем. На фоне качества сборки Sony лично для меня это выглядит дико.

Так, ну с основными недостатками это все. Теперь расскажу про плюсы, которые я для себя отметил.

Достоинства и киллер-фичи Стим Дека

1. Мои любимые игры всегда со мной, в любое время. То, о чем я писал выше в своем тексте: что у меня, после определенного возраста и периода жизни стало меньше времени на игры — это Стим Дек смог решить. Теперь я могу играть в любой свободный интервал времени, хоть 10-15 минут — Дек быстро включается и ты можешь играть в любом месте комнаты, даже если там нет розетки. Раньше, я бы даже в принципе не подумал включать плойку на такой короткий промежуток времени — пока включится телевизор, пока ты «обустроишься» на диване — как раз это «свободное время» закончится. Теперь мне не надо «соревноваться» с женой за телек, но при желании, эту приставку можно к нему подключить и играть с геймпада, как на полноценной приставке.

2. Оболочка Стим ОС. Да, Линункс я «поругал», но сама стимовская оболочка очень удобная и к ней быстро привыкаешь. Что мне очень понравилось — что есть специальные «твики» для этой оболочки, которые позволяют легко и быстро кастомить какие-то вещи, например, обложки у игр (вообще топовая тема, особенно для старых игр, которые давно не поддерживают разработчики), или смена всяких заставок, при включении/выключении консоли. Короче это отдельная тема, которую можно долго изучать, поэтому не будем больше про это, и двинемся дальше.

3. Удобное расположение кнопок и их настройка. Несмотря на проблемы с эргономикой у Дека в принципе, мне понравилось расположение элементов управления — кнопочки, стики, курки, тачпады. Все работает хорошо. Дополнительные лепестки сзади — тема топовая, не смотря на то, что их никогда не было на Плейстейшн (не считая кастомных геймпадов СКАФ и ПРО-версию контроллера DualSense), я быстро к ним привык и оценил их по достоинству. Плюс хочу отметить, что у каждой игры можно настроить свою раскладку, особенно если игра не поддерживает управление через геймпад «из коробки». И тут ты можешь сам заморочиться и долго настраивать каждую кнопочку, ее чувствительность и тд, так и просто выбрать готовый пресет от сообщества — но самый прикол, что это работает не только для игр, которые есть в библиотеке Стим: ты можешь добавить стороннюю игру, которой в этой библиотеке никогда и не было, и он будет искать по названию.

Да и трекпад тоже тема — они работают лучше, чем в среднем на винде, поэтому управлять компьютерным курсором, а иногда и персонажем удобно. Что уж там говорить — я накатил на Дек несколько стратежек, в том числе и РТС, и вполне комфортно играю в тех же «Казаков» или «Napoleon: Total War»

4. Это еще планшет и переносной компьютер. Да, по части планшета он не сравниться с тем же Айпадом, но в целом — у него неплохой сенсорный экран, и ты сможешь, например, сидеть в том же полноценном брауезере, типо Гугл Хром. А подключив Стим Дек к монитору, клавиатуре и мыши он, по-сути, превращается в полноценный ПК (правда придется либо смириться или страдать с Линуксом, либо накатить сюда Винду и страдать уже от отсутствия в ней оптимизации для таких устройств, но при этом получив полную работоспособность в плане совместимости софта).

Что в итоге

Плюсов и минусов я выделил для себя поровну — да, у меня по итогу нет восторга от этого устройства, но с другой стороны, что мои надежды на его «портативность», которые я на него возлагал — они оправдались. И тут наверное, стоить об этом поговорить немного подробнее, поскольку Стим Дек позиционируется, как «мощная и портативная консоль».

Наверное, более массовое представление о «портативности» — что это набор свойств гаджета, связанных с легкостью его переноски, использования в любом месте и достаточным объемом аккумулятора.

Если вы для себя рассматриваете эти вещи «в лоб» и думаете о приобретении этой приставки — то она не для вас. Стим Дек реально «огромен», как для портативного гаджета. Как я уже писал, он не конкурент Свичу по удобству и весу. Про использовании «в любом месте» — тут скорее всего тоже сомнительно. У него не шибко хороший экран, чтобы использовать его на улице (яркость всего 400 нит, у большинства смартфонов сегодня — намного больше, раза в 2 минимум) или в транспорте. Аккумулятор — тут очень специфический, и зависит от ваших игр: если это условный «Ведьмак 3», то вряд ли аккум продержит больше 1,5-2 часов в лучшем случае. Если для вас это показатель вашей средней игровой сессии, то норм, а если же вы будете играть в старое ПК старье (типо как я, в первые три части «Поттеров»), то он может держать и 4 часа.

Кстати недавно я летал с женой в отпуск и решил взять приставку с собой. Решение оказалось максимально спорным — Стим Дек с чехлом весит и занимает места неприлично много. В самолете же нет розеток, а на весь 6 часовой полет его не хватило бы в любом случае, что сильно снижает смысл брать его в такие дальние поездки. Зато хорошо он проявил себя в поезде — там розетка есть, да и ехать мне пришлось больше 7 часов, и игра на Стим Деке сильно сократила время поездки (уточню, что говорю про «сидячий» поезд — там розетка под каждым креслом).

Коротаю время за игрой в «Гарри Поттера и Узник Азкабана», пока идет ожидание посадки в египетском аэропорту
Коротаю время за игрой в «Гарри Поттера и Узник Азкабана», пока идет ожидание посадки в египетском аэропорту

Если для вас, как и для меня, «портативность» — это просто играть не где-то в конкретном помещении за компьютерным столом, а просто везде, где есть розетка и удобное место для игры — диван, кресло, кровать, то для этого приставка отличная.

Если вам нужна «мощь» — конечно, он не сравнится в современными видеокартами. Благо, есть «движения» от разработчиков по оптимизации своих игр для Дека — но наверное, его можно сравнить в лучшем случае с паст геном или Series S (на счет последнего — сам не знаю, не пробовал, говорю голословно, словами, которые сам читал или слышал в других обзорах).

Что в сухом остатке — приставка, которая не является ни достаточно «мощной», ни достаточно «портативной», но у которой есть свои «приколюхи» и потенциал.

Будь я продуктовым менеджером Дека, я бы двинулся в следующем поколении немного в другом векторе, как Apple — сделал бы 2 линейки: типо Pro и типо Air. То есть, если хочешь портативности, небольшого веса и габаритов, но «средненького» железа -- бери Air версию. А если хочешь прям Full HD и 60 ФПС сидя дома за монитором или перед телевизором — бери Про Версию, она тяжелая и большая, но все равно удобнее, чем ноутбук.

Но я абсолютно точно, не разочаровался — под мой текущий ритм жизни эта приставка подходит более чем, но сам Steam Deck, как девайс, мог бы быть и лучше

Кстати, буквально недавно, Sony ставили свою Project Q — по сути, портативный симбиоз геймпада и планшета для игры портативно, через WiFi. Очень хочется надеяться (даже при моей нынешней «нелюбви» к Сони), что этот концепт будет стоить адекватных денег и он «выстрелит» и будет успешным, поскольку даст стимул для развития и появлению большего числа подобных устройств на рынке в будущем.

Project Q
Project Q

Ладно, я надеюсь, что всем, кто до сих пор думает о покупке этого устройства я хоть немного помог, шутки про сонибоев или консолесрач приветствуются!

Если же вам понравилось — не стесняйтесь жать на лукасы, это ускорит написание мной отдельной статьи про игры, которые я накатил на свою паровую палубу, потому что это отдельная интересная тема, которая, я надеюсь, будет интересна не только мне!

119
101 комментарий

Ты эту ебанину нечитабельную высрал сравнив две абсолютно разные консоли? Лечись блять

20
Ответить

Лол, а где их сравнил то?) я рассказал про то, как пришел к тому, что плойка мне лично стала больше не нужна

Ну и про свой опыт использования Стим Дека

25
Ответить

Ты бы сам полечился, а то с нихуя огрызаться на людей...

16
Ответить

Кто прочитал эту ебанину полностью земля вам пухом

6
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Ну, поздравляю с обновкой. Хотя сам посыл поста очень странный - ужасные сони обидели фаната. Не сони виновата в нынешней ситуации а кое кто другой и обвинять компанию в этом - глупо.

11
Ответить

Не хочется кстати разводить полит срач, но с «обвинять компанию в этим - глупо» — я с этим категорически не согласен. Это решение целиком и полностью на совести Сони. При чем я говорю не про оплату. «Кастрировать» русские аккаунты решили именно они, ограничив многие действия.

И ещё многие пользователи Плейстейшн — это дети. И они в этой ситуации совершенно точно не при чем, и пострадали не за что. Я просто могу представить ребенка на своем месте, которому купили диск с игрой про паука с дополнениями

9
Ответить