Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

В 2019 году на экраны выходит сериал «Болотная тварь», экранизация приключений одноимённого героя из комиксов DC. Над проектом совместно работают студии Warner Bros. Television и Atomic Monster, раньше выпускавшая исключительно фильмы ужасов. Почему выбор пал именно на них?

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Если ввести в Google «Swamp Thing», самым частым вопросом будет: «Болотная Тварь — герой или злодей?». Возможно, это непонимание связано с тем, что авторы грядущего сериала заявили — рейтинг их проекта будет R, то есть, для взрослых. Но это не просто очередная попытка кинематографистов, сотрудничающих с DC, сделать свою продукцию более «серьёзной» и «неоднозначной», чтобы чем-то отличаться от Marvel.

То, что сериал именно про этого персонажа одним из первых получит высокий рейтинг, абсолютно справедливо. Но чтобы понять, как рассказ о болотном чудовище-мутанте стал одним из самых «взрослых» комиксов, нужно углубиться в историю.

Появление Болотной твари

Болотная тварь впервые появился в июле 1971 года, в комиксе House of Secrets #2. Он практически неизвестен в России: это не серия о приключениях супергероя и не большой графический роман, а серия маленьких несвязанных друг с другом сюжетов в жанрах мистики, фэнтези и ужаса. Сам этот формат возник в 50-е годы, когда кризис в индустрии заставил крупные американские издательства активно экспериментировать и не ограничиваться комиксами о супергероях.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Во втором выпуске была напечатана история сценариста Лина Уэйна про учёного Алекса Олсона и его жену Линду. События комикса разворачивались в 20-х годах и были посвящены любовному треугольнику между Линдой, Алексом и его ассистентом, Дэмианом Риджем. Влюблённый в жену своего нанимателя, Ридж подстроил в лаборатории учёного несчастный случай. Олсон погиб, убийца выкинул его труп в болото, но из-за химикатов, которые пропитали тело Алекса в момент смерти, учёный не умер, а превратился в гибрид человека и растения.

Несколько лет спустя он вернулся и свернул Дэмиану шею: бывший ассистент планировал убить Линду из опасения, что та раскрыла его преступление. Правда, спасённая женщина не узнала своего мужа и сбежала от Болотной твари. Олсон, в свою очередь, остался жить на болотах, где подружился с группой аборигенов и стал учить их лучше понимать окружающую природу и растительный мир.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Этот простой готический рассказ понравился публике, и через год, в ноябре 1972-го, на его основе была выпущена полноценная серия комиксов — собственно, Swamp Thing.

Писал её всё тот же Уэйн, который в промежутке успел поработать над комиксом «Нечто» (Man-thing) от студии Marvel. Это тоже была история про учёного, превратившегося в гибрид человека и растения, и вышла она на два месяца раньше оригинального комикса про Болотную тварь — в мае 1971 года, что характерно — тоже в рамках антологии, под названием Savage Tales. В Marvel даже рассматривали возможность судиться с DC, но решили, что сходств между персонажами недостаточно, и закрыли вопрос.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Новый комикс Уэйна был не прямым продолжением, а перезапуском истории, в общих чертах повторяющей оригинал. Действие перенесли в современность, а главного героя, также учёного, теперь звали Алек Холланд. Он занимался исследованиями в области биологии и пытался разработать формулу, ускоряющую рост растений, чтобы решить проблему голода. Но созданное Холландом вещество после взрыва в лаборатории вступило в реакцию с его телом, и на свет появился Болотная тварь. При этом из сюжета пропал мотив личных отношений. Алек также был женат на женщине, которую зовут Линда, но люди, устроившие аварию, сделали это, когда пытались украсть его формулу, а не из ревности.

В целом, Болотная тварь стал ближе к традиционным супергероям. Он существовал в общем пространстве вселенной DC, и у него были понятные суперспособности: сверхсила и живучесть, объяснявшиеся его растительным телом, а также умение управлять флорой. Тварь использовал это для традиционных супергеройских занятий: защиты простых людей от различных опасностей. Но при этом Уэйн не забывал о корнях персонажа и жанре хоррор. Тварь часто сражался с демонами, оборотнями и тому подобными монстрами.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

А главным антагонистом стал персонаж по имени Антон Аркейн. Это был сумасшедший учёный и маг из неопределённой восточноевропейской страны, одержимый поисками бессмертия, и считающий, что ключ к нему — тело Болотной твари.

Вдохновлённый доктором Франкенштейном, образ Аркейна был построен вокруг готических клише о Восточной Европе и боди-хоррора. Он превратил своего брата Грегори, подорвавшегося на мине, в сшитого по кусочкам Лоскутного Человека, а в качестве «рядовых» слуг использовал уродливых Un-Men, «искусственно созданных людей». Также Уэйн ввёл в историю ещё одного члена семьи Аркейн — дочь Грегори Абигейл, которая со временем станет основным романтическим интересом Болотной твари.

Характерная черта Абигейл — белые волосы
Характерная черта Абигейл — белые волосы

Противостояние Болотной твари и Аркейна хорошо иллюстрирует странное положение, которое новый комикс занимал во вселенной DC. В отличие от демона Этригана или доктора Фейта, Болотная тварь не был в строгом смысле «мистическим» персонажем — он обрёл свои способности благодаря науке и не владел магией. Да и Аркейн позиционировал себя как учёный, а не чернокнижник.

Но сюжеты про них оказались очень далеки от реалистичных комиксов, вроде борьбы Супермена с Лексом Лютером, или и от нуарных историй про Бэтмена и Зелёную Стрелу. Аркейна и других врагов Болотной твари объединяла именно верность канонам хоррора, в рамках которого можно легко смешивать науку, древние проклятья и криминальные истории, пока они выглядят достаточно жутко.

Впрочем, на этом этапе никакого фурора Болотная тварь не произвел. А к 1976 году популярность комикса упала, и DC приняли решение закрыть серию. Два года спустя к ней хотели вернуться, но финансовые проблемы компании помешали этому. «Звёздный час» Твари наступил только в 1984 году, когда за работу над ним взялся Алан Мур.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Взрослый комикс

Чтобы понимать, почему в 80-е комикс про Болотную тварь изменил всю индустрию, надо немного представлять себе ситуацию на момент его выхода. Ещё в середине 20 века, после падения интереса к комиксам, крупнейшие студии пошли на серьёзные изменения в своей политике, чтобы остаться на плаву. Общей идеей стала ставка на детей и подростков в качестве основной аудитории. Именно из-за этого выпускались комиксы в новых жанрах, благодаря чему уже в 70-е и появился всё тот же Болотная тварь, а десятилетием раньше, например, Тор.

Но менее приятным следствием изменившейся ситуации стало введение внутренней цензуры, принятие «Кодекса комиксов» и создание специальной корпоративной организации, следившей за его соблюдением — Comics Code Authority.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Кодекс Комиксов запрещал авторам включать в свои произведения излишне «взрослые», жестокие и спорные темы: наркотики, насилие, секс. Также запрещалось изображать слишком страшных чудовищ, из-за чего, например, студия Marvel была вынуждена в какой-то момент называть «зомби» в одном из своих комиксов «зувемби».

А все классические чудовища вводились с отсылками на классическую литературу: не просто вампир, а потомок Дракулы, как у Брэма Стокера, не просто живой мертвец, а Монстр Франкенштейна, и так далее. Понятно, что и сюжеты комиксов в целом стали такими, чтобы соблюдать эти запреты было легче.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Но к 70-м и 80-м ситуация в индустрии выправилась, а дети, которые спасли её 20 лет назад, выросли и стали требовать, чтобы любимый медиум повзрослел вместе с ними. Какие-то шаги в эту сторону делались ещё в 70-е, причём пионером была студия Marvel. В 74-м году они создали Карателя, героя, который не просто готов убивать, а систематически это делает, в 81-м — Электру, также отличавшуюся впечатляющей жёсткостью для своего времени.

В сущности, Нечто, как и Болотная тварь, также отражали попытки раздвинуть границы дозволенного. К 80-м годам Кодекс Комиксов уже «трещал по швам», сценаристы и художники в обеих студиях выискивали способы обходить его запреты. Но переломить ситуацию, удалось именно Муру и Болотной твари.

Всё начиналось достаточно безобидно. В 1982 году DC решили вернуть персонажа в новом комиксе — «Саге Болотной Твари» (Saga of the Swamp Thing). Они хотели воспользоваться выходом в том же году фильма про приключения чудовища, который снял режиссёр Уэс Крейвен («Кошмар на улице Вязов», «Крик», «У холмов есть глаза»).

Фильм он снял в характерной кэмповой манере, создав скорее чёрную комедию, нежели кино про супергероя. Впрочем, Крейвен был вполне верен оригиналу, а его фильм оказался достаточно популярным для того, чтобы вновь привлечь внимание к Болотной твари.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Автором нового комикса стал сценарист Мартин Паско, сохранивший верность фильму Крейвена и классическим сюжетам о Болотной твари. В центре его истории были отношения героя с девочкой по имени Карен Клэнси, тело которой стало сосудом для могущественного демона — Предвестника Антихриста. Вместе с Карен Болотная тварь путешествовал по всему миру, пытаясь предотвратить грядущий апокалипсис. Новая серия была достаточно популярна, однако принципиально не выделялась на фоне других комиксов.

Но в 1984 году Паско отказался от работы над Сагой из-за других проектов. И Лин Уэйн, который некогда придумал Болотную тварь, а теперь был издателем новой серии, предложил место сценариста неизвестному на тот момент автору — Алану Муру. А следующий издатель, Карен Бергер, дала Муру практически полную свободу, посчитав, что «старый» Болотная тварь уже отжил своё, и героя нужно либо радикально переосмыслить, либо окончательно забыть. Муру удалось сделать первое.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

На протяжении шести томов «Саги», написанной под руководством Мура, сам герой, да и вся вселенная DC, серьёзно изменились. Всё началось уже с первого тома и комикса «Урок анатомии», который, судя по интервью, должен лечь в основу грядущего сериала. В рамках этого комикса сравнительно малоизвестный суперзлодей Флороникмен, или профессор Джейсон Вудроу, убивает Болотную тварь и вскрывает его тело.

Будучи ботаником, Вудроу совершил важное открытие: Тварь — это не Алек Холланд, сросшийся с флорой, а просто сгусток растительности с луизианского болота, который «заразился» сознанием Холланда в момент смерти учёного. Тело Твари оказалось просто не вполне удачной попыткой растительности воспроизвести человеческий организм. Конкретно сюжет про Вудроу закончился достаточно быстро, но имел далеко идущие последствия для всего комикса.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Во-первых, Болотная тварь больше не был привязан к человеческому телу, что открыло перед сценаристом впечатляющие перспективы. На протяжении шести томов Тварь научился создавать себе новое растительное тело в любой точке планеты, чтобы фактически телепортироваться, и захватывать контроль над огромными массами растений. Во втором томе Болотная тварь чуть было не уничтожил весь Готэм. А в дальнейшем он научился создавать из растений отдельные полуавтономные формы жизни, даже обладающие подобием сознания.

Поскольку герой теперь не имел тела, ему был нужен какой-то новый «якорь», объясняющий, кто он такой и как его можно убить. Этим «якорем» стала выдуманная Муром Зелень — коллективная энергия всех растений на Земле, управляемая группой элементалей под названием Парламент Деревьев. Парламент рассказал Твари, что на протяжении веков они создали сотни таких, как он — стражников и защитников растительной жизни на планете. Заодно Мур смог соединить свой комикс с самой первой историей о Болотной Твари, сказав, что Алекс Олсон — это предыдущий служитель Парламента.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Мотив Зелени и Парламента Деревьев стал одним из ключевых элементов комиксов про Болотную тварь. А у последующих авторов помимо Зелени появились также Багрянец, коллективная энергия всех животных, Серое, энергия грибов, Гниль, энергия разложения, и так далее. А к Парламенту Деревьев добавились Парламенты других элементальных сил, вроде Огня и Воздуха, хотя сюжет, где это произошло, оказался не очень популярным и постепенно был забыт.

Но переосмысление Болотной твари не ограничилось простым изменением его сил. Мур смог задать совершенно другой тон всего повествования. Первые тома его истории посвящены, по сути дела, духовному и физическому путешествию Твари по Земле и другим мирам. Герой пытается ответить на вопрос, кем и чем он, собственно, является.

Впрочем, «серьёзные» вопросы не повлияли на жанровые истоки комикса: это всё ещё был хоррор. Мур активно использовал монстров и жестокость, которую проявляет как Тварь, так и его противники, для того, чтобы подкрепить атмосферу сна или, скорее, ночного кошмара, из которого герой ищет выход.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Сохранилась верность хоррору и в сюжете. Вернувшись из своего путешествия, Болотная тварь был вынужден защищать мир от чудовищной угрозы, буквально поднимающийся из самых глубоких кругов Ада. Посвящённые этому комиксы известны двумя вещами. Во-первых, на их страницах Мур собрал настоящую антологию американских страшных историй, предложив свой взгляд на всех классических монстров: вампиров, оборотней, призраков, зомби и маньяков.

А во-вторых, именно там впервые появился Джон Константин, маг и мошенник, который впоследствии стал одним из самых противоречивых и «взрослых» персонажей этой вселенной. Дуэт Константина и Болотной твари уже в десятых годах станет одной из основ для команды Тёмная Лига Справедливости, противостоящей оккультным угрозам в мире DC.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

А самое главное — все эти комиксы, ни в плане сюжета, ни в плане рисовки не «умещались» в ограничения, накладываемые Кодексом. На их страницах присутствовали человеческие жертвоприношения, гибель несовершеннолетних, сцены ада, маньяки, абьюзивные отношения и жуткие способы убийства, связанные с контролем Болотной твари и Вудроу над растениями. Один из выпусков наполовину посвящён странному сексу между Тварью и Эбигейл Аркейн, который происходит после того, как девушка съела галлюциногенный плод, созданный главным героем из своего тела.

Всё это стало возможно благодаря тому, что студия DC заняла жёсткую позицию и отказалась пересматривать идеи Мура. Вместо этого они честно написали на обложке, что комикс предназначен для взрослой аудитории, и ограничения Кодекса в нём не соблюдены. А последовавший успех комикса смог убедить издательство, авторов и читателей, что никаких проблем в этом нет.

И хотя формально Кодекс и соответствующая организация не развалились сразу после этого, а просуществовали, фактически, до конца нулевых, «Сага о Болотной твари» серьёзно поменяла всю индустрию. И поэтому кажется справедливым, что и ее экранизация пытается взять высокий рейтинг, сильно отличающийся от уже существующих сериалов по вселенной DC.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Продолжения и потомки

В дальнейшем над Болотной тварью работал ещё ряд сценаристов. Ни один из них не смог повторить успех Мура, но им удалось поддержать интерес к персонажу вплоть до 1996 года, развить старые конфликты и ввести новые. Финал «Саги о Болотной твари» писал другой известный писатель, Марк Миллар, прославившийся, в частности, как автор «Гражданской войны» Marvel. Он закончил всё сюжетом, в котором главный герой собирает у себя силы всех остальных элементальных Парламентов, включая саму планету.

Впрочем, после этого DC возвращались к Болотной Твари ещё неоднократно, создавая собственные серии или включая его в истории других персонажей. Наиболее значимая из этих работ — «Болотная тварь» сценариста Брайана Вона, автора легендарной «Саги» и комикса «Беглецы», недавно ставшего сериалом. Вон рассказывал историю не самого Алека, а девушки Тефе, дочери Твари и Абигейл Аркейн, зачатой ещё в предыдущей серии.

Из-за своего происхождения, Тефе не только унаследовала силу отца, но также обрела способность управлять живой плотью. Но при этом речь шла не об отстранённом элементале, а о бунтующем подростке, сбежавшем от приёмной семьи, куда девочку пристроили Тварь и Абигейл, чтобы дать ей шанс на нормальную жизнь.

Герой или чудовище: почему экранизация «Болотной твари» должна стать хоррором

Такая завязка позволила сценаристам вывести хорроровые элементы истории на новый уровень. Не злая, но по-детски жестокая Тефе уже в первом томе «проращивает» листья салата, съеденные обидевшим её человеком, прямо у него в желудке, а в дальнейшем уровень насилия только повышается.

Тем не менее, этот комикс — не история становления злодея, а скорее ещё один рассказ о поисках себя, который во многом перекликается как с работой Мура, так и с темами, к которым часто возвращается сам Вон. В грядущем сериале ожидать Тефе не стоит, хотя тот уровень гротеска, который достигала её история, вполне может вдохновить современных сценаристов наряду с комиксом Мура.

118118
23 комментария

Кое-что о способностях Болотной твари.

Однажды Джон Константин пригласил его на свой день рождения. У него был маленький кустик конопли...

27

Надеюсь, по Энималмену тоже однажды будет сериал со взрослым рейтингом. Желательно по The New 52. Вот где уж точно боди-хоррор.

19

Комикс крутой, но есть ощущение, что в рамках сериала будет практически нереально передать всю его атмосферу

Даже у твари есть тян (

17

Собственная дочь между прочим. Инцестуальненько.

1

Спасибо за материал, про "Тварь" всегда интересно почитать, надеюсь что и с сериалом получится всё удачно. По рану Мура кстати в следующем году выходит абсолют с божественной обложкой

17