О режиссёрах: Андрей Тарковский — гений визуальных образов

О режиссёрах: Андрей Тарковский — гений визуальных образов

Сам того не подразумевая, начал небольшой марафон по творчеству моих любимых отечественных режиссеров советского (и не только) времени. Выглядит это, скорее как рекомендация к просмотру, а не эссе по творчеству того или иного автора.
Первый выпуск

Андрей Тарковский

Человек, чье имя вписано не только в историю отечественного кинематографа, но в большей степени даже мирового. «Гений экранных образов» — так будут его называть на протяжении всего творческого пути, так он и оставит свой след в искусстве — навека.

Режиссер, чьи идеи были явно выше банальных желаний руководства, ему были чужды «высшие цели» государства. Тарковский не вписывался в рамки сформировавшейся режиссерской школы, поэтому был крайне неудобен в родной стране. Когда одни думали о карьере, о том как бы забраться повыше, Андрей в это время думал о зрителе, картине, искусстве. Но, даже эмигрировав в другую страну, он все еще тосковал по родине, даже не смотря на то, как власть этой родины к нему относилась.

Впервые мне удалось познакомиться с Тарковским при просмотре фильма «Жертвоприношение». Я ничего не понял, почти совсем. Какой-то обезумевший мужик бегает вокруг горящего дома и кричит всякую ересь. О чем фильм? Зачем он вообще нужен? Все это я узнаю позже, после того как режиссер заинтересует меня по-настоящему. Случится это после просмотра кинофильма 1974 года «Зеркало». Я был в восторге. Фильм длится не долго, но я успел насладиться каждой минутой, каждым кадром похожим на живописную картину художника. То же касается и повествования.
Находясь на пике эмоций, я стал рекомендовать этот шедевр многим моим друзьям. И как позже оказалось — никому не понравилось, некоторые даже не смогли досмотреть.

И таких людей полно, кто не смог оценить Тарковского по достоинству. Но, ничего в этом плохого нет. Кто-то нашел в его фильмах, что-то очень важное для себя. А кто-то другой не нашел для себя ничего, значит найдет это «важное» в другом авторе. В этом и смысл искусства. Каждый видит в нем «свое».

Ладно, теперь к самим фильмам.

Иваново детство / 1962

О режиссёрах: Андрей Тарковский — гений визуальных образов

Лучший фильм для знакомства с режиссером.
Тарковский не любит тему войны, именно поэтому его дебютная работа — это психологическое исследование в театре войны. О ребенке, чья душа была омрачена ужасными событиями Второй мировой. Кино о маленьком мальчике, который во снах создает свою собственную реальность, дабы укрыться от действительности. О мальчике, который растет не благодаря годам, а мраку, который с каждой минутой заполоняет его сознание.

«В „Ивановом детстве“ я пытался анализировать… состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребенка… Он [герой фильма] сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси»

Андрей Рублев / 1966

О режиссёрах: Андрей Тарковский — гений визуальных образов

Исторический фильм Тарковского о русском иконописце Андрее Рублеве.
Идея о производстве такого фильма давно сидела в голове у Тарковского, но снять он хотел никак не документально достоверную, а ту которую по мнению режиссера видел сам иконописец.

«В фильме о Рублеве мне меньше всего хочется совершенно точно восстановить обстоятельства жизни инока Андрея Рублева. Мне хочется выразить страдания и томление духа художника в том виде, как понимаю их я, исходя из времени и проблем, связанных с нашим временем».

Также, после съемок фильма разгорелся один из самых знаменитых скандалов в истории кино. Участники съемок утверждали, что Тарковский ради сцены в фильме заживо сжег корову и рассек лошади голову (по его приказу конечно же, не он сам), и это утверждало сразу несколько человек. После этого, на режиссера прилетело очень много ругательных писем, где его называют живодером во всех ипостасях. Тарковский написал открытое письмо, в котором рассказал, что на корове горела асбестовая попона, а лошадь была взята на живодерне и в любом случае бы погибла.

«Вы каждый день едите сожжённых коров и ничего. Я же сжёг одну, чтобы показать, в каких варварских условиях человек жил и писал иконы.»

Солярис / 1972

О режиссёрах: Андрей Тарковский — гений визуальных образов

Фильм, определивший режиссерский стиль на долгие годы.
Снятая по одноименному произведению Станислава Лема фантастическая притча о морали, человеке, но никак не о космосе как в книжном оригинале, из-за чего Станиславу фильм не очень то понравился. Как в «Ивановом детстве», где Тарковский использовал войну как фон, так и здесь, он использует космическое пространство как обстановку, в которой происходит красивая и медленная драма о текучести времени.

«Я хотел бы доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например проникновение в космос, изучение объективного мира.»

Зеркало / 1974

О режиссёрах: Андрей Тарковский — гений визуальных образов

Один из самых личных фильмов режиссера.
Автобиографическая картина о тяжелых взаимоотношениях с родителями. В фильме часто меняется место действия, создавая некую хаотичность, которая также присутствовала и на съемочной площадке. Тарковский часто переписывал сценарий, из-за чего участники съемок даже не представляли что они будут делать на следующий день. Также, в фильме читают за кадром стихи, это стихи отца Андрея — Арсения Тарковского.

«Успех „Зеркала“ меня лишний раз убедил в правильности догадки. … > Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии».

Сталкер / 1979

О режиссёрах: Андрей Тарковский — гений визуальных образов

Одна из самый метафоричных картин Тарковского.
Самая известная картина режиссера, снятая по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», хотя от самой повести там только «Зона» и аномалии. Шикарная операторская работа, композиция кадра, локации. Этот фильм точно стоит посмотреть на большом экране, как и большинство фильмов Тарковского они воспринимаются с визуальной точки зрения как настоящие полотна великих художников. Этот фильм явно не исключение, а может и одна из лучших картин показывающая, что кино тоже способно быть красивым, хотя и по своему. И конечно же, отличная игра актера главной роли — Александра Кайдановского.

«Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность.»

Тарковский — это гордость отечественного кинематографа, его можно не любить за свойственную манеру медленного действа. Но, это тот человек, который даже при ограничении свободы творчества, смог создать выбивающееся за рамки кино. Кино, которое смотрят и ценят по сей день.

Ну, и напоследок.

О режиссёрах: Андрей Тарковский — гений визуальных образов
102102
34 комментария

Извините

22
Ответить

Понимаю

16
Ответить

О вкусах можно спорить, если они достаточно развиты. Я бы послушал мнение о Тарковском от человека кто хотя бы с 1940 года посмотрел 5 фильм за каждое десятилетие и литературу/видео соответсвующее.

Смысл спорить о вкусах с людьми, которые вообще ничего не понимают и кроме Марвел не смотрели, при этом думая что у них есть мнение.

8
Ответить

Как раз недавно пересматривал Сталкер, Солярис и Зеркало - это магия. Ты смотришь не кино, а заглядываешь внутрь себя, ведёшь внутренний диалог, если, конечно, тебе есть о чём с собой поговорить. Потом прошёл Journey и Abzû - ощущения схожие. 

10
Ответить

Смотрел «Солярис» неделю назад, рад что есть люди которым это понравилось. Ультра нудная экранизация, шо пзд.

5
Ответить

Сталкер - унылая хуйна. Книга интересная, захватывающая, но кино- унылое зрелище для тех, кто хочет найти сокрытый смысл в самом себе. Мне есть о чем с собой поговорить, но через сталкер разговор был короткий. 

1
Ответить