Статья удалена
Lancia Delta
Lancia имеет богатую историю. Она боролась и с полноприводным Audi Quattro в заездах Группы Б, и со скоростным седанами. У Lancia даже была четырёхдверка Thema 8.32 с мотором Ferrari.
И рассказывая об этой марке, хочется начать не со Stratos, а со скромного на вид хэтчбека Delta
Изначально его придумывали совсем не для гонок: итальянцам нужна была альтернатива Volkswagen Golf и Ford Escort. Lancia схитрила и пригласила для разработки дизайна Джорджетто Джуджаро, который только-только закончил работу над «Гольфом». В 1980 Delta стала «Европейским автомобилем года». Передний привод, комфортный салон, моторы мощностью от 64 до 140 лошадиных сил… Так бы и оставалась «Дельта» обычным представителем гольф-класса, но у судьбы на неё были другие планы. В 1985 году 480-сильная Delta S4 заявилась в мировой чемпионат ралли, где тут же одержала победу. А потом ещё одну. И ещё. В 1987 году Группу Б упразднили, но Lancia это не остановило: появились полноприводные HF Integrale, которые принесли Италии шесть титулов подряд в зачёте производителей. Ни Golf, ни даже Escort о таком и не мечтали.
Lancia Stratos
Этот автомобиль, в отличие от Delta, изначально был создан для участия в ралли. Это проект менеджера раллийной команды Lancia Чезаре Фьорио, инженера Майка Пирса. Первый концепт-кар под названием Stratos Zero, был впервые показан на Туринском Автосалоне в 1970 году и больше был похож на космический корабль, чем на машину.
И да, именно на Stratos Zero катался в клипе Smooth Criminal Майкл Джексон
Stratos дебютировал на ралли Корсики в 1972 году, а уже в 1974 Lancia выиграла чемпионат WRC и продолжила победную серию в 1975 и 1976.
Помимо этого, были попытки участия в кольцевых гонках, но самое запоминающееся и яркое событие для Lancia Stratos на этом поприще - пожар в квалификации в Зольдере в 1976 году
Audi Quattro
Появление Audi Quattro стало возможным благодаря изменениям в регламенте WRC от 1979 года, которые позволяли использовать полный привод в машинах. И не секрет, что Quattro и его дальнейшие модификации - ярчайший представитель эпохи. Пятицилиндровый турбодвигатель мощностью 220 л.с разгонял автомобиль до сотни - за 6,3 секунды и позволял набрать скорость до 230 км/ч.
И если вам кажется, что Quattro был мощным, то Sport Quattro поражал воображение ещё сильнее. Он стал короче на 30 см., легче почти на 200кг (вес составлял примерно 1100кг). Но самое главное, мощность возросла более, чем в 2 раза и составляла 450лс.
Sport Quattro S1 стал ещё мощнее (550лс), обзавёлся аэродинамическим обвесом, но при этом сбросил ещё 10 кг относительно Sport Quattro. Была ещё специальная версия для Pikes Peak International Hillclimb, где мощность двигателя была доведена до 600лс. Вот это настоящий монстр и верх инженерной мысли того времени.
И да, именно за рулём Quattro выигрывала гонки Мишель Мутон, самая успешная женщина в автоспорте (но это уже материал для отдельного поста).
Subaru Impreza
Вдохновлённые успехом Quattro, японцы из Fuji Heavy Industries (сейчас Subaru Corporation) в 1980 году решили выпустить на раллийные трассы свой полноприводный седан Subaru Leone. Опыта в автоспорте у Subaru тогда ещё не было, и особыми успехами в ралли Leone не отличались.
В 1988 году Subaru выделили целый автоспортивный отдел Subaru Tecnica International (да, именно это обозначает известная всем фанатам Subaru аббревиатура STI).
Первым их проектом был Subaru Legacy, который принёс первые победы в ралли, но в 1993 году на "ралли 1000 озёр" дебютировала Subaru Impreza, экипаж которой в составе Ари Ватанена и Бруно Берглунда финишировал на втором месте.
В отличие от конкурентов, Impreza 555 (эти цифры - марка сигарет British American Tobacco, компании, которая была спонсором команды Prodrive Subaru) оснащалась не рядной, а оппозитной четвёркой EJ20G.
Ещё одним отличием была полуавтоматическая коробка передач с возможностью переключения подрулевыми лепестками. Ранее лепестки применялись только в Формуле-1.
За рулём этой машины выступали известнейшие пилоты Колин МакРей, Карлос Сайнс, Ричард Бёрнс.
Citroën Xsara
Производство дорожных автомобилей Xsara началось в 1997 году. В 1999 Xsara Kit Car дебютировал и сходу выиграл ралли Каталонии и Tour de Corse.
Машина была лучшей в своём классе, Филипп Бугальски занял седьмое место в общем зачёте и первое в зачёте Kit Car F2.
В 2001 году категория Kit Car исчезла, на её замену пришли категории Super 1600 и Super 2000. XSara перешла в категорию World Rally Car, а Хесус Пурас за рулём этой машины выиграл один из этапов - Tour de Corse. Но до 2003 года команда не участвовала в кубке конструкторов.
В 2003 году дела Xsara WRC улучшились, но Себастьян Лёб из-за ошибок на последнем этапе проиграл Петеру Сольбергу одно очко в чемпионате мира. Тем не менее, в зачёте производителей Citroën одержали победу.
Далее Xsara принесла ещё 3 победы в кубке конструкторов и 3 победы в личном зачёте Себастьяну Лёбу.
В 2007 году на замену Xsara пришёл C4, который продолжил победную серию в ралли для команды Citroёn
Volkswagen Polo R WRC
Ну и как не рассказать о современной легенде, машине, которая выиграла 4 кубка конструкторов, начиная с дебютного сезона, и заканчивая тем, что команда просто ушла из чемпионата.
О Polo R WRC было объявлено в 2011 году, и изначально дебют планировался на Ралли Италии в 2012 году, но сроки разработки затянулись, и на омологацию FIA машину отправили только в ноябре. Финальная версия была показана в декабре в Монако.
Из 13 этапов чемпионата мира 2013 года Polo R выиграл 10 этапов. Неплохо для новичка, не правда ли? Себастьян Ожье прервал гегемонию Citroёn Лёба, начав новую эпоху WRC.
Далее доминирование продолжалось до 2016 года, а машина последовательно улучшалась от сезона к сезону.
В 2017 году FIA внесла в технический регламент серьёзные изменения: применение спецификации двигателя от WTCC (что означало увеличение мощности до 380 лс), а также увеличение рестриктора турбины и уменьшение веса. Volkswagen упорно работали над машиной для 2017 года на протяжении всего сезона 2016. К сожалению, из-за дизельгейта компания была вынуждена уйти из спорта. Тем не менее, компания поставляла автомобили для частных команд в ралли и в ралли-кроссе.