Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

Хуан Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс, Ники Лауда и Джеймс Хант, Аиртон Сенна и Ален Прост. Погрузимся в историю?

Слева направо: Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Менселл, Нельсон Пике
Слева направо: Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Менселл, Нельсон Пике

Эпоха классической Ф1 (1950-1970)

Хуан Мануэль Фанхио

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

В 1950-х годах Хуан Мануэль участвовал (и побеждал, причем много), в Формуле-1, почти 50 лет был самым титулованным гонщиком с 5 чемпионствами в Формуле-1 (4 подряд). Единственный гонщик Ф1, завоевавший титул с 4 разными командами. Самый пожилой чемпион Ф1 (последний титул в 46 лет). Родился и жил в Аргентине, а в 13 лет Фанхио начал работать помощником автомеханика в мастерской местного пилота. Впервые дебютировал в гонках в 1938 году, на 27-м году жизни. В 1947 году дебютировал в Европейских гонках, при поддержке Аргентинского правительства. В 1950 году дебютировал в Формуле-1 за команду Alfa-Romeo, сходу став Вице-Чемпионом. В 1951 стал впервые Чемпионом. Пропустил сезон 1952-го, так как получил в Монце травму из-за своей усталости, потому что не успел сесть на свой самолет в Париже и ехал до Италии ведя машину. В 1957 был похищен на Гран-При Кубы (спойлер: все хорошо, пилоту даже понравилось это «приключение»). Но в 1958 году завершил свои выступления. С 1987 и до самой смерти в 1995 возглавлял Аргентинское отделение Mercedes-Benz.

Сэр Стирлинг Мосс

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

Самый невезучий пилот. Из 11 сезонов, проведенных в Формуле-1 4 раза становился вторым и 3 раза третьим. До подписания контракта с Мерседесом за 4 сезона завоевал всего 1 подиум (3-е место). В 1955 году стал пилотом Мерседеса, по итогам сезона стал Вице-Чемпионом. Следующие три года, после ухода Мерседеса из автоспорта, также становился Вице-Чемпионом. В 1962 попал в серьезную аварию и долгое время восстанавливался. В 2000 году стал Кавалером Ордена Британской Империи. Умер 12 апреля 2020 после продолжительной болезни.

Лауда. Против. Ханта. (Честно, я даже пост по всему сезону готовлю)

Ники Лауда

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

Семья Ники Лауды не поддерживала его увлечение автоспортом, из-за чего ему, ради дебюта в Формуле-2 (и чуть позже в Ф1), пришлось брать кредиты в банке на собственное имя.

После первого года выступлений в Формуле-1, неудачного (0 очков), почти отчаявшийся Лауда берет еще один кредит и выкупает себе место в BRM. Это была плохая команда, частые сходы, поломки, и за год получилось заработать всего 2 очка.

После того как партнер по BRM перешел в Феррари, и Энцо, ее владелец, поинтересовался насчет Лауды, Ники смог попасть в Феррари. Его выступления начали окупаться. На четвертой гонке за Феррари Лауда первый раз победил и его победа стала первой для Феррари за два года. На следующий год, после окончания разработки новой машины, Лауда взял титул. После становления Вице-Чемпионом из-за решения Ники (о Сезоне-1976 отдельно, чуть позже (я что, еще тогда хотел?)) у него испортились отношения с Феррари, поэтому сезон-1977 вышел сложным, хоть Лауда и завоевал чемпионство. В Brabhamе, в который пилот перешел после Ferrari, результатов добиться не смог и после 1979 года покинул Формулу-1 и открыл свою авиакомпанию.

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

Увы, авиакомпаний Лауды была малоприбыльной, к тому же сам австриец посчитал, что рано ушел из Ф1 и в 1982 вернулся в Макларен, сумев стать чемпионом еще раз в 1984. В 1985 году объявил о завершении карьеры, на этот раз окончательно. Некоторое время комментировал гонки Формулы-1. В конце жизни был неисполнительным председателем совета директоров Mercedes-AMG Petronas Motorsport. Умер в 2019 году, перед самым началом Гран-При Монако, в котором Льюис Хэмилтон посвятил свою победу Лауде.

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

Перекрашенная Halo в честь Ники.

Джеймс Хант

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

Плейбой, гонщик и изгой. В 18 лет участвовал в автопробеге возле Сильверстоуна, после которого загорелся гонками. В Формуле-1 дебютировал в 1973 году за Hesketh, которая прославилась шампанским, пятизвездочными отелями и девушками. Но несмотря на это, в первом же сезоне Хант дважды побывал на подиуме. В 1974 году финишировал шесть раз, из которых три — на подиуме, а первую победу одержал в 1975 за тот же Hesketh. Но несмотря на победу и подиумы, у владельца команды, Лорда Хэскета, закончились деньги. Внезапно, перед началом сезона-1976 Фиттипальди меняет Макларен на собственную команду и Хант попадает в Макларен. Начало сезона вышло неудачным, были сходы, а первая победа, в Испании, была аннулирована из-за превышения габаритов машины, но так как дело оказалось в шинах, победу вернули Макларену. Хант стал чемпионом. Дальше у Ханта не получалось повторить результат 1976 и он покинул Формулу-1, став бизнесменом и шоуменом. Хант был известен своим разгульным образом жизни, из-за которого он умер в 1993, в возрасте 43 лет, от сердечного приступа.

1976

Один из самых интересных и драматичных сезонов Формулы-1 в истории, а по его мотивам снят фильм Гонка. (А еще я пост напишу, честно-честно)

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

Начав сезон с двух побед, Ники попадал на подиума до самого схода в Франции. В то же время, до Франции Хант смог финишировать всего 3 раза, (1, 2 и 6 места). Разрыв между Лаудой и Хантом был катастрофическим для последнего, но во время Гран-При Германии случилась трагедия. Трагедия, изменившая жизнь Лауде и изменившая Формулу-1. На мокром Нюрбургринге-Нордшляйфе машина Ники развернулась и загорелась.

Из-за ожогов Лауда пропустил три гонки, в двух из которых Хант победил. Разрыв между гонщиками почти исчез.

Гран-При Японии

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

В квалификации победил Марио Андретти, опередив обоих претендентов на титул, а перед стартом гонки прошел сильный дождь и видимость была сильно ограничена. На втором круге Ники Лауда заехал в боксы, отказавшись ехать в таких условиях. За 5 кругов до финиша Ханту нужно было наверстать две позиции, чтобы стать чемпионом. И Хант смог, обогнав Алана Джонса и Клея Регаццони, занял третье место и стал чемпионом.

История Профессора и Человека Дождя (80-90е)

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

Первый эпизод их борьбы, Монако-1984, прошел под проливным дождем. На неравных машинах, Прост, выступавший на Макларене и боровшийся за титул С Ники Лаудой, ехал аккуратно. Ники разбил свой болид, вылетев с трассы. Главным соперником для Проста стал Сенна, выступавший в команде-аутсайдере, но на 32-м из 78 кругов гонка остановилась. Аиртону Сенне не хватило буквально нескольких кругов чтобы опередить Проста.

Я знал, что не выиграл эту гонку, но всё равно позволил себе вскинуть руку в жесте победителя. Они и не собирались дать Toleman возможность одержать победу, тем более в Монако. Впрочем… Может быть, я и захватил бы лидерство, а кругов через пять попал бы в аварию и закончил вообще ни с чем… Но всё-таки Икс не должен был останавливать гонку в момент, когда решалась судьба трёх первых мест

Аиртон Сенна

Да, Айртон обиделся на меня тогда. Хотя я тоже предпочёл бы, чтобы гонка продлилась ещё три круга: при таком раскладе мы бы проехали 75% дистанции (по времени). И пусть он выиграл бы, но и я получил бы шесть очков за второе место, а не половину за первое. Тогда я стал бы чемпионом мира в том году (на финише сезона Лауду и Проста разделили 0,5 очка)… Однако, думаю: если бы ту гонку выиграл любой другой гонщик, Айртона устроило бы второе место, и без того являвшееся лучшим его результатом на тот момент. Но так как речь шла обо мне, для него всё было по-другому, Я был тогда на вершине Формулы-1, а он всегда стремился быть выше вершины.

Ален Прост
Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

В 1988 году Аиртон Сенна попал в McLaren, команду, в которой выступал Ален Прост. Этот сезон прошел при полной доминации Макларена. У Сенны и Проста, на двоих 15 побед в 16 гонках, из которых 8 у бразильца, а 7 у француза. А вот 1989 год обернулся плотной конкуренцией, чего только стоит Гран-При Японии, в котором после столкновения с Простом Сенну дисквалифицировали, а Ален стал чемпионом.

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

В 1990 году Ален Прост ушел в Феррари, где он, в отличие от Макларена, был безусловным лидером. Ален и Айртон сражались за титут до конца, вплоть до выбивания Проста Сенной.

В 1991 году Сенна снова стал чемпионом. На этот раз без борьбы с Простом.

Черный Уик-Энд Имолы'94

Лучшие гонщики Формулы-1 XX века

Уик-энд сразу начался с неприятностей: во время пятничных заездов Рубенс Баррикелло получил перелом носа.

Продолжилось не менее печально: в квалификации погиб Роланд Ратценбергер, у которого оторвалось переднее антикрыло, лишив машину прижимной силы и, как следствие, поворачиваемости. Автомобиль влетел на скорости 315 км/ч в стену и пилот получил перелом основания черепа, первая, для Формулы-1 смерть с 1982 года.

Гонка также началась с печальных событий: на старта гонки Педру Лами и Юрки Ярвилехто столкнулись, обломками их машин ранило несколько зрителей и убило полицейского.

Сэфти-кар.

Рестарт.

Из-за непрогретых шин Айртона Сенну снесло в стену, гонщик сумел притормозить машину с 310 км/ч до 211 км/ч, но этого оказалось мало. Сенна неподвижно сидит в болиде, и вот, зрители испытывают облегчение, голова гонщика шевельнулась. Тем временем, подъехали медики. а пилот все также неподвижен. Из-под шлема течет кровь, а из носа пилота, кроме крови, лилась мозговая жидкость. Но на его теле не было ни одного синяка, ни одного перелома, просто отлетевший кусок подвески пробил шлем. Трехдневный национальный траур в Бразилии, последующие похороны на миллион человек и улучшение безопасности в Автоспорте.

2222
6 комментариев
Ответить

20-го века, Льюис лучший в 21-м

1
Ответить

Хм, ну "толстого из Сликов" сложно будет переплюнуть в тематике истории ф1, но пост всё равно интересный.

Ответить

Где Жиль Вильнёв?????????????????????? Вы же Мосса добавили, а он тоже лишь вице чемпион.

Ответить