Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Мнение поклонника поздних игр Свена Винке о новом стандарте видеоигровой индустрии. Без спойлеров.

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Поскольку далеко не каждый из пользователей DTF прошел игру, а обладателям PS5 и Xbox Series еще только предстоит в очередной раз спасти Фаэрун, я решил обойтись в этом развернутом мнении без критических спойлеров.

Однако, учтите, что упоминать локации, персонажей как и ссылаться на события я буду. Спойлером это все не является, многое было в трейлерах или других обзорах.

Но, если вы вообще ничего не хотите знать об игре, лучше воздержитесь от прочтения материала.

Оглавление:

С чего все начиналось

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Когда-то, лет 15-20 назад, BioWare проживали свои лучшие времена. Это была золотая эпоха канадской студии, сотворенная великим трудом на поприще создания RPG. Baldur’s Gate 1 и 2, Knights of the Old Republic, Neverwinter Nights, Jade Empire, Mass Effect, Dragon Age: Origins. Эти ребята дарили нам великолепные ролевые игры как по легендарным франшизам и сеттингам, так и создавали новые самобытные вселенные, в которые мы, игроки, с удовольствием погружались с головой.

Свен Винке и Larian в те времена еще не искупались и в сотой доли той славы, на лаврах которой они уютно расположились сейчас. Divine Divinity, Beyond Divinity, Divinity II - маловероятно, что эти названия вызовут хоть какие-то воспоминания у львиной доли читателей. Особенно, учитывая то усердие, с которым простые игроки продолжают называть предпоследнюю игру мистера Винке, Divinity: Original Sin 2, “Дивинити 2”.

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Larian тогда пытались найти себя. DD и BD получились изометрическими приключениями в подземельях, чьи мрачность и местное население вызывали ассоциации с Diablo. Divinity II попыталась удариться в эти ваши Готики и Ведьмаки, но выдала настолько разочаровывающую концовку, что под гнетом фанатов разработчикам пришлось выпустить аддон, ее исправляющий в прямом и переносном смысле. Divinity: Dragon Commander вообще внезапно оказалась стратегией-гаремником. Можно было подумать, что после очень средних ролевых проектов бельгийская студия вообще отказалась пытаться сделать что-нибудь в этом непростом жанре, но тут наступил 2014 год.

Divinity: Original Sin. Самая народная из всех CRPG. На ее разработку собирали всем миром на Kickstarter, где она заполучила примерно четверть всего бюджета. Несмотря на более, чем просто скромные продажи в 500 тысяч копий за 3 месяца с релиза, критики и игроки очень тепло приняли необычный проект Larian, наставив ему девяток. Именно первый Original Sin не только собрал вокруг разработчиков фанбазу, но и определил их стиль на годы вперед. Важная деталь: уже примерно через год D:OS получила Enhanced Edition, где не только подтянули техническую часть, но и сильно переделали одну из важных сюжетных локаций, заодно и поправив некоторые квесты.

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Divinity: Original Sin 2 - это не совсем сиквел Original Sin. На самом деле, между двумя играми с этим подзаголовком прошли добрые полторы тысячи лет. Первая из них стала приквелом классических Divinity, а действия второй разворачиваются немного после них. Более подробно с таймлайном можно ознакомиться здесь.

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

D:OS 2 получилась игрой “побогаче”, хотя не обошлось и без противоречий. Например, в нее завезли нелюбимую многими систему магической и физической брони, что на корню убивало смысл в пати со смешанным уроном. Зато тут появилось аж 6 персонажей с предысторией и личным квестом, которых можно было взять с собой или вообще выбрать одного из них как главного героя.

Унаследован был и кооп, и пошаговая боевка с влиянием стихий на поле боя, и юморной тон всего происходящего. Традиция переделывать игру, выпуская улучшенное издание, тоже никуда не делась. Definitive Edition, помимо балансных правок и горстки нового контента, практически полностью переписал финальный акт, который игроки раскритиковали. Вот где-то здесь и сформировался окончательный образ современных игр Larian. Пошаговые бои, где само поле боя и взаимодействие стихий играли решающую роль, веселый кооп, персонажи с предысторией, которых можно либо взять с собой в пати, либо поиграть за них и неравномерное качество сюжетных глав.

Многие тогда отмечали, что после Форта Радость, радость от игры в последующих главах постепенно улетучивалась вместе с названием локации из первого акта. Все это выглядело так, будто начало игры делалось столько, сколько нужно, а все остальное - столько, сколько можно. Но переиздание хотя бы сглаживало углы.

Baldur’s Gate 3

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Содержание

Лето 2023 года. Медвежий маркетинговый бум разорвал инфополе. Люди, далекие не только от Divinity, но и от RPG в целом готовились встречать, по их мнению, спасителя жанра.

Первый акт

Так называемая ловушка Свинкера. Знаете, очень сложно критиковать такой подход. Что в Original Sin 2, что в Baldur’s Gate 3 Larian удалось выдать качественное, насыщенное событиями начало игры. И во времена, когда сюжетную кампанию любого крупного проекта можно пройти за 15-20 часов, это самое ларианское начало длилось 20-30. 30 часов замечательного вступления, достойного отдельной игры.

<i>- За Шар с нами, за хрен с ними!</i>
- За Шар с нами, за хрен с ними!

Первый акт BG3 состоит из Побережья, Яслей гитиянки и Подземья с финалом во время перехода в Проклятые Земли. За это время мы попытаемся решить внутренние конфликты в Роще Друидов, разберемся в ее противостоянии с лагерем гоблинов, повстречаем множество друзей и потенциальных сопартийцев с их личными проблемами, займемся спасением людей из пожара, проберемся в скрытое убежище Зентаримов, попробуем провести лазерную коррекцию зрения разными способами, найдем Кузню, наведем шороху в Подземье и повстречаемся с самой настоящей богиней. Лепота!

Более того, большую часть этого контента можно освоить разными способами и пройти в разном порядке. А можно вообще ничего не проходить. То, что не нравится, вы можете скипнуть. Тех, кто не нравится - сразу убить, даже сопартийцев. Сами бои могут проходить иначе в зависимости от ваших билдов, состава партии и инвентаря. Вариативно, красиво, вовлекающе. И, что самое главное, в это просто приятно играть.

Да, я понимаю, что есть люди, которым не понравились кубики, и частично я даже с ними согласен. Кубики в разговоре - рак. Представьте. Вы с убеждением 100 и харизмой в 10, всю игру качавшись в разговоры и скрытность, забивая на боевку и свои очки здоровья, отправляетесь к Легату Ланию в финале Fallout: New Vegas. Со своей прокачанной говорилкой видите скиллчек на убеждение, который позволяет пройти игру без драки с финальным боссом. Смело тыкаете на него, а ехидный кубик говорит, что ему плевать насколько крутой из персонажа получился краснобай, ведь у тебя тут единица выпала. «Вставай на колени, - игриво шепчет двадцатигранный дайс, - сейчас будем проверять натренированность твоего речевого аппарата

Ну тут сложно было зафейлить.
Ну тут сложно было зафейлить.

С моим мнением по данной ситуации все просто. Кубик убивает смысл развивать разговорные навыки персонажей. Да, чаще всего за счет прибавок к навыку, вы будете проходить подобные скиллчеки. Но и не реже вы будете фейлить. Лишь потому что ваш харизматичный болтун выкинул 3 на кубике. Это никуда не годится. Я не записываю данную механику ни в плюсы, ни в минусы. Лично мне она не нравится.

А вот сам по себе геймплей получился каким-то аддиктивным. Эксперименты с билдами, пошаговые сражения с влиянием окружения на них. Мой личный джентльменский набор хорошего вечера за приятной игрой. Уже спустя неделю на разного рода видеоигровых ресурсах появились гайды на соло-прохождение паладином. Комьюнити действительно понравилось выдумывать необычные пути раскачки персонажей.

Мой вам совет. Знакомьтесь с женщинами в бассейне. В таком случае они не смогут скрыть свою личину за тоннами штукатурки.
Мой вам совет. Знакомьтесь с женщинами в бассейне. В таком случае они не смогут скрыть свою личину за тоннами штукатурки.

В Baldur’s Gate 3 просто приятно слоняться по локациям и отвешивать пендели надоедливым гоблинам. Боевая система реализована на достойном уровне, а способы решить тот или иной вопрос радуют вариативностью. Этого у нее не отнять. Весь первый акт снова, как и в D:OS 2, играется как отдельная игра часов на 30. Лютый вин.

Но где же финальный босс первой главы? Выглядит все это странновато.

Сопартийцы

Твои товарищи по несчастью - это лицо любой партийной ролевой видеоигры. BioWare и сейчас, пожалуй, являются эталоном этой составляющей жанра (ни слова про Андромеду). И, разумеется, Larian, делая триквел к игре “пивоваров”, попытались выдать что-нибудь похожее на ярких личностей твоего отряда из Dragon Age/Mass Effect/вставьте сюда любой подходящий тайтл.

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Получилось ли? Члены пати из игр BioWare - это интересные личности со своим мнением на происходящее, квестами, разногласиями между собой и, да, не всегда с традиционной сексуальной ориентацией. И вот именно последний пункт, почему-то, Larian решили возвести в абсолют, халатно отнесясь ко всему остальному. Буквально каждый болванчик из лагеря норовит пенетрировать вас вне зависимости от пола, взглядов и внешности. С каких пор в Фаэруне каждый превратился в бисексуала, м?

На деле нас ждут лишь 2 компаньона с действительно неплохими личными квестами, которые переплетаются с основной сюжеткой напрямую и имеют какую-то более-менее внятную концовку. Возможно, сейчас кто-нибудь скажет, что я неправ и приведет пример еще какого-нибудь счастливчика. Но я лишь порадуюсь, потому что совсем уж ругать эту игру я не хочу.

Я лучше поговорю о своей личной боли. Минтаре. Хотя, лучше не поговорю, а приложу скрин с комментарием одного из разработчиков.

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Да, вы все правильно поняли. Один из самых интересных сопартийцев в теории, ради которого вам придется пожертвовать 2-3 кандидатами на членство в вашем деград-отряде, полностью сломан. Роман с ней не продвигается, сюжетные триггеры не работают. Кое-что, скорее всего, вырезано. 96 из 100, ага.

В итоге, получилось как у BioWare, но слишком поверхностно. Вот вам лагерь, как в Dragon Age, где вы можете общаться со своими прихвостнями. Только вот смена состава пати через задницу у нас работает. Надо сначала поговорить с ненужным болванчиком и попросить его подождать в лагере, в котором вы уже находитесь, а потом подойти к нужному и заставить его следовать за вами. Что, у BioWare был экран выбора компаньонов? Мы только про гомосвязи знали…

Вот они, слева-направо. Тыкаешь на нужных бедолаг, они вступают в отряд, отправляетесь в приключения. А что, так можно было?
Вот они, слева-направо. Тыкаешь на нужных бедолаг, они вступают в отряд, отправляетесь в приключения. А что, так можно было?

Я думаю, что про обмен предметами и упоминать не нужно. Скорее всего, вам и так эта боль знакома.

Как итог, 2.5 квеста на все это сборище недотеп, отсутствие внятной реакции на события игры (за исключением парочки строк диалога, которые появятся после очередного босса, если тыкнуть на подручного бедолагу с просьбой пообщаться), неуклюжие романы и полное разочарование в этих ярких пустышках. Скорее всего, они тоже пострадали от вырезанного контента.

Повесточка

Есть. Много. Бросается в глаза. Навязывается.

<i>- Хватит улыбаться! Нормально с ориентацией. </i>(Скрин честно стырил где-то в комментах).
- Хватит улыбаться! Нормально с ориентацией. (Скрин честно стырил где-то в комментах).

Ну оказывается, что очередной высокопоставленный член какой-нибудь структуры снова является сильной женщиной, тогда как мужчины - либо злодеи, либо болваны, либо злодеи-болваны. Играть-то интересно.

Ну стоит полуорчиха-офицер Абсолюта и сетует на то, что придется со мной драться, хотя лучше бы она покувыркалась с моим персонажем женского пола. Какая разница-то? Сейчас будет интересный файт, в котором я и выбью из ее головы эту дурь вместе с мозгами. И поурчу от местной боевки и визуальных эффектов АОЕ-заклинаний. Делов-то.

Однако, в какой-то момент концентрация радужных настроений начинает превышать все мыслимые и немыслимые пределы. В Проклятых Землях есть таверна, которая укрыта от проклятья. Ею управляет старая сильная женщина. Защитное заклинание наложила другая сильная женщина. У которой есть однополые отношения с загадочной сущностью, которая на самом деле является сильной женщиной, дочерью богини. Да, сильной женщины.

У плененной гномихи, допрашиваемой другой сильной женщиной, конечно же, есть жена. И нам обязательно нужно услышать об этом в разговоре. А у дворфа-повара есть муж. А еще при создании персонажа можно сделать сильную бородатую женщину с крепкой волыной между ног. И т.д., и т.п.

Раздражает? Да. Но ты снисходительно закрываешь на это глаза и продолжаешь пытаться насладиться игрой, прекрасно понимая в какое время она выходит. Пока все хорошо, можно на это дело забить.

На мой взгляд, Larian просто попытались угодить всем и сразу. Woke-когорта будет рада видеть целые толпы очень важных и могучих женщин на первых ролях (Шутка ли! Даже главное зло в игре женским голосом разговаривает и ей поклоняется целая секта!), а их противники не преминут возможностью размозжить черепушку этих икон современной молодежи. И да, как я уже говорил, если в игре нет ничего, кроме повесточки, это плохо. У Свена такой проблемы нет.

Кроме того, в этой игре есть, например, Шедоухарт и Минтара. Красивые женщины с отличной фигурой, которые носят белье от Кельвин Кляйн. Крепких натуралов, любящих излишнюю сексуализацию женщин, тоже удовлетворили.

Кетерик Торм

Лучший злодей в игре.

<i>- Паркер, чтобы фотографии Песни Луны были в моей башне к обеду!</i>
- Паркер, чтобы фотографии Песни Луны были в моей башне к обеду!

Первая встреча с ним красноречиво и наглядно объясняет что это за фрукт. Невероятно крутой и могущественный адепт Миркула, нагло подставляющий свою шею под секиру очередной челяди, усомнившейся в нем, только для того, чтобы вырвать из своего тела робко посаженное в него оружие и раздавить букашку голыми руками.

Уже на этом моменте ты понимаешь, что противостоять ему будет непросто, но очень интересно. Только вот все прекрасие этого некро-эджлорда состоит не во внешней его крутизне, а в вариативности восприятия личности лорда Торма. Здесь Larian еще никуда не спешили.

Какая-то часть игроков решит идти против него до конца, не пытаясь склонить противника к переговорам. Они получат непоколебимого и могучего слугу бога смерти, который не останавливается ни перед чем.

Другие, возможно, попытаются узнать о Кетерике больше. В таком случае откроется другая его сторона - отчаявшегося отца, готового пожертовать даже судьбой всего мира ради того, чтобы его дочь снова жила. В таком случае даже финальный боссфайт второго акта пройдет по слегка иному сценарию.

Кетерик Торм умен, мудр, прагматичен. Он видит свою цель, он давно взвесил риски и понял чем и ради чего именно он жертвует. Однако, если вы достаточно убедительны, мрачный служитель Миркула может прислушаться к вам, перестав заниматься эскапизмом. Таким образом можно склонить персонажа, общающегося с богами голосом Джей Джоны Джеймисона, на свою сторону, что выльется в его фатальный полет навстречу бездне с летальным исходом. С геймплейной точки зрения это всего-лишь пропуск одной стадии боя. Совсем избежать сражения не получится. Зато диалог какой!

И все же, к событиям, разворачивающимся вокруг несмертного лидера культа, у меня все равно остались вопросы. Почему, при всех намеках на возможность примкнуть к военачальнику в его походе на Врата Балдура, этого варианта в игре нет? Да, наша основная задача - уничтожить Абсолют. Но, во-первых, в концовке мы можем захватить власть над этой силой. Во-вторых, почему бы не внедриться в секту, в нужный момент нанеся удар откуда никто этого не ожидал? Тут же, в конце второго акта реализован нестандартный способ закончить игру и получить за это достижение. Возможно, этого никогда и не было в планах, а я воспринял все способы завоевать доверие иллитидских прихвостней слишком буквально. Думаю, мы уже никогда не узнаем.

Второй акт

Сам по себе второй акт мне показался на фоне замечательного первого каким-то странным. Он выглядит более линейным и напоминает хороший аттакцион. Тебя то ведут за ручку, то отправляют в конкретное место, то просто рассказывают о какой-то точке интереса. Если в первой трети игры ты оказывался на обширной локации, будто высаживаясь на огромную карту Фортнайта из десантного иллитидского автобуса в поисках приключений на свою задницу, то второй акт напоминает, скорее, интересную экскурсию в краеведческом музее этого региона Забытых Королевств.

<i>- Колдовство?</i>
- Колдовство?

Хорошей иллюстрацией этого тезиса послужит весь путь, что вам приходится преодолеть от Лунных Башен до концовки квеста про Песнь Ночи. Сам маршрут от цитадели генерала Торма до храма Шар сильно отдает каким-нибудь рельсовым аттракционом. Вот есть путь в точку B, а по сторонам от него расположено развлекалово. Тут у тебя босс, которого можно перепить, там - сумасшедший хирург-шарит. Вся тропинка до нужной локации выполнена в подобном стиле.

Я и не думаю сказать, что это что-то плохое. Боссы - интересные, стильные, запоминающиеся. Меня лишь смутила смена тона со своего рода песочницы на более рельсовое приключение.

Ну а храм Шар - настоящий лунапарк для любителей острых ощущений. Мириада интересных боев и простейших загадок, завершающаяся моральным выбором и красивой катсценой как вишенкой на торте вашего приключения. Я ошарашен резкой сменой подхода к построению акта, но очень доволен результатами.

В другой части Проклятых Земель расположена таверна, окруженная магическим барьером, дающим возможность мирно существовать под его защитой, не прибегая к волшебным фонарям для развеивания тьмы. Если вы там побывали, поздравляю! Вы впервые повстречали в этой игре проблемы с производительностью. Они еще не настолько существенны, но рваный фрейм-тайм вам обеспечен как и сниженный средний FPS.

В общем и целом, второй акт оставил у меня смешанные впечатления. Глаза перестали разбегаться от неисчислимого количества вариантов, открывавшихся тебе в первом акте, повествование стало более линейным, концентрированным и сфокусированным на развлечении игрока. Плохо ли это? Да нет, конечно. Смущает лишь его продолжительность, которая, по ощущениям, сжалась в два раза по сравнению с началом игры. Такой вот первый звоночек, пока еще не превратившийся в колокол, звонящий по вырезанному контенту и стремлению поскорее закончить игру.

Третий акт

Финальная треть большого путешествия получилась какой-то неравномерной. С одной стороны тут довольно много контента как в плане квестов, так и в плане простора для исследований. Локации обширны, точки интереса старательно расставлены по карте, а бесчисленные орды именных NPC так и норовят всучить какое-нибудь задание. Но все это практически никак не вплетено в основную сюжетную линию.

<i>- Суп из чего, блин?</i>
- Суп из чего, блин?

Вам на входе в город говорят, что необходимо пойти и убить двух боссов локации, а потом можно приступать к нахлобучиванию Абсолют. И все. Можете сразу туда пойти, навести шороху и закончить игру.

С одной стороны - вариативно, с другой - вопросы к ленивому распределению контента. Зачем вообще нужен этот побочный контент с точки зрения игровых механик? Скорее всего, уже на подходе к Вратам Балдура ваши карманы будут звенеть от бесконечного количества золотых монет, а еще через пару часов игры вы упретесь в кап по уровню. Да, возможно, вам захочется просто познакомиться с теми историями, что Larian заложили в последний акт, но и в этом не так много смысла, кроме вашего личного интереса. Да и многое этот опыт способно омрачить.

Стильно, модно, молодежно. Вроде крепенько, надежно. Полы у этой мантии живут своей жизнью. Ноги при беге проходят сквозь них, например. Никакой физики у них, разумеется, нет.
Стильно, модно, молодежно. Вроде крепенько, надежно. Полы у этой мантии живут своей жизнью. Ноги при беге проходят сквозь них, например. Никакой физики у них, разумеется, нет.

Оптимизация здесь оставляет желать лучшего. Если вам удалось выжать 120+ fps, можете попрощаться с трехзначными числами на вашем счетчике в верхнем углу экрана. Стабильные 60? Больше нет. 30-FPS-Enjoyer? Мои вам соболезнования. Перенос на более раннюю дату явно не пошел на пользу этой игре. Судя по тому, как проблема с оптимизацией прогрессирует по мере прохождения, на полировку этой части Baldur’s Gate 3 просто не хватило времени.

У этого персонажа нет никакого паразита в голове. Сюжетом не предусмотрено. Но рассказчик заявляет об обратном.
У этого персонажа нет никакого паразита в голове. Сюжетом не предусмотрено. Но рассказчик заявляет об обратном.

Баги, десятки бесполезных именных NPC, созданных лишь для озвучивания одной-единственной фразы, минимальная реакция сопартийцев на происходящее, стадии квестов в журнале, живущие своей жизнью и концовки. Концовки...

Если сама BG3 вернула меня лет на 15 назад, туда, к ранним партийным RPG, то концовки вызвали воспоминания десятилетней давности. Воспоминания о светофоре из Mass Effect 3. Плевать на все то, чем вы занимались по ходу игры, вот вам выбор вариантов, тыкайте. Хотели как у BioWare? Пожалуйста!

Отыгрывали паладина? Беспринципного маньяка-убийцу? Неважно, ведь варианты у вас будут одни и те же. Ну и для чего я две недели тут пыхтел? Более того, здесь совсем нет каких-то итогов прохождения. Ничего не говорят о долгоиграющих последствиях ваших решений, о судьбе компаньонов и прочих персонажей. Игрок просто потратил 100 часов на то, чтобы его одобрительно похлопали по плечу.

Краткое резюме концовки

Baldur’s Gate 3 - это долгие часы отличного приключения, которое закончится разочарованием.

Le Roi de ta mère, человек, запустивший Steam впервые за два года, ради BG3.

Я лишь хочу сказать, что очень расстроен. У меня большие вопросы к 3 акту с точки зрения повествования. Все выглядит так, будто из него вырвали целые пласты контента. Верхнего Города, который Свен обещал всего за пару-тройку недель до релиза, мы так и не увидели. Роль компаньонов за пределами их сюжетных линий скукожилась до болванчиков, которые в лучшем случае выдают по строчке диалога после каждого ключевого события, если вы решите тыкнуть на них мышкой. И Минтара. О, моя Минтара! Игра будто вообще забывает про ее существование после второго акта. Баги это или вырезанный контент? Я не знаю. Надеюсь, с ближайшими патчами станет понятнее.

Музыка

Да, вкусовщина, знаю. Разные люди любят разную музыку. Но я сейчас не о личных предпочтениях, я о проблемах саундтрека Baldur’s Gate 3.

Давайте попробуем сформулировать критерии хорошего саундтрека к ролевой игре. Он должен легко запоминаться, вписываться в сеттинг, оттенять и дополнять происходящее на экране и плотно ассоциироваться с событиями игры. Грубо говоря, если вы легко можете напеть мотив или отстучать ритм трека, если при его прослушивании вы вспоминаете свое прохождение и испытываете те самые эмоции, а сама песня стилистически не выбивается из сеттинга, это отличный саундтрек.

Позвольте я приведу вам пару примеров. Причем, намеренно начну с не самых сильных вариантов, постепенно повышая градус годноты.

Neverwinter Nights 2:

Главная тема партийной RPG от Obsidian, работающей на системе D’n’D. Может быть, это не самая врезающаяся в память мелодия, но она совершенно точно звучит как что-то, что вполне могли исполнять на просторах Забытых Королевств. Более того, уже с первых минут она настраивает на приключение, полное загадок, опасностей и новых друзей.

Star Wars: Knights of the Old Republic II - The Sith Lords:

Те же Obsidian, тот же подход, но уже совсем противоположное настроение. Несмотря на не самый запоминающийся мотив, все это звучит так, будто создатели оригинальной трилогии Звездных Войн пожаловали разработчикам один из невошедших треков, которые те с удовольствием и использовали. Более того, мрачный тон произведения с первых нот вызывает ассоциации с неумолимо надвигающейся угрозой в лице Триумвирата Ситхов, с которой нам и придется разбираться по ходу игры.

Оба эти саундтрека просто работают, хоть и не являются хитами сами по себе. Они не безлики, уместны и передают настроение игр.

Fable:

Я никогда не забуду простой мотив, что играл в стартовой локации первой Fable. Закрывая глаза, я представляю перед собой эту уютную деревеньку, еще не пострадавшую от набега разбойников. Сейчас мне нужно собрать всего три монеты на подарок своей сестре, но то, какими способами я добьюсь этого, зависит лишь от меня.

Dragon Age: Origins:

Лагерь, тепло костра, вечно недовольная и надменная Морриган, угрюмый Свен, пьяный Огрен, мудрая Винн, похотливый Зевран, моралист Алистер. Леллиана... Тишь и покой, маленькая передышка между изнурительными походами и затяжными боями. А где-то там, буквально за лесом, Мор, порождения тьмы, набеги на деревни и простые жители, молящие о спасении. Пора в дорогу, не время бездельничать, нам еще мир спасать.

Mass Effect 3:

Путь длиною в пять лет. Вы собирали союзников по всей галактике, пытались найти ультимативное средство против угрозы невиданных масштабов. Земля - это последний рубеж, отступать больше некуда. Вы воспользовались этим затишьем перед бурей как короткой передышкой и шансом почтить память павших. Вокруг вас собрались самые близкие соратники. Возможно, это путь в один конец, но шаг навстречу ему обязаны сделать именно вы. Время для воодушевляющей речи.

The Witcher 3: Wild Hunt

Эредин? Гюнтер О’Дим? Да хоть сам Палпатин! Под эту песню вы вобьете уши в задницу любому проходимцу, что перейдет вам дорогую. За Крах ан Крайта, Цири, Лео, Региса, Весемира - за любого человека, что вам в какой-то степени дорог. Вы не остановитесь ни перед чем, дайте только спирт залутать.

Все треки выше звучат максимально органично. При этом, они пытаются развести вас на эмоции, навевают воспоминания и настойчиво отпечатываются в памяти. Лично вам может не нравиться такая музыка - это вопрос вкуса. Но она хороша сама по себе и прекрасно справляется со своими задачами.

Музыка в Baldur’s Gate 3? Я не могу вспомнить ни одного трека. Она получилась невероятно безликой и незапоминающейся в массе своей.

Теперь сравним главные темы двух последних работ Larian.

Divinity: Original Sin II

Чарующая, манящая композиция, звучащая в главном меню второй Ориджинал Син, легко врезается в память попутно знакомя нас с общим тоном сеттинга и повествования. Простой мотив, в меру веселый, в меру загадочный, знаменует старт эпического пути к божественности.

Baldur's Gate 3

Мужики воют в микрофон самое дженерик фэнтези музыка скачать бесплатно.

В этом сокрыта главная проблема саундтрека Baldur’s Gate 3. Он максимально никакой, безликий и серый. И, что самое показательное, на его фоне выделяется ровно одна песня, о которой вы уже гневно строчите свой комментарий под моим постом дабы оспорить все, что я тут написал.

Замечательный трек! Запоминающийся, атмосферный. Его исполняет один из самых харизматичных и клевых персонажей во всей игре.

Но, простите, что в игре по Забытым Королевствам забыла стандартная песня из диснеевского мультфильма? Я ничего не имею против Raphael’s Final Act, но она абсолютно не вписывается в общий тон саундтрека игры. С другой стороны, именно поэтому она и запоминается.

Музыка - это едва ли не главное разочарование в этом проекте, претендующем на звание маяка индустрии от мира RPG. Благо, проблема эта небольшая, ведь всегда можно отрубить ее в настройках и включить что-то, что приходится вам по душе.

Большие вопросы к игре

По мере прохождения в моей голове формулировалось все большее количество вопросов. В какой-то момент я даже начал их записывать. И, хотя часть из них уже испарилась из моей памяти, давайте попробуем выстроить из них список.

  • Где Верхний Город, обещанный Свеном?
  • Почему Омелум в раннем доступе давал кольцо, блокирующее способности иллитидов, а теперь награда за этот квест не намекает на возможные негативные последствия от использования мозгожорских абилок?

  • Почему Рафаил при первой встрече предлагал избавление от иллитидского паразита, а потом замял вопрос и полностью изменил свою мотивацию?

  • Почему у первого акта нет босса?

  • Почему Свен намекал, что Иллитиды - это лишь затравка перед более масштабным конфликтом, а на релизе оказалось, что это совсем не так?

  • Почему Император внезапно начинает вести себя как идиот, если выбрать цвет светофора, который ему не понравился?

  • Почему Минтара выглядит такой недоработанной?
  • Такая ценная валюта, как монеты душ, была введена только для Карлахоприемника?
  • Почему нет никаких минусов в употреблении личинок?
  • Куда подевались сестры карги, упоминаемые в письмах из ее убежища?

  • Что случилось с концовками игры?

  • Почему на экранах загрузки так активно упоминается Авернус, хотя в игре от него - лишь Дом Надежды? Такое же внимание к личности Джергала, например, в итоге оправдалось.

<i>- Обещания действуют один день, малютки.</i>
- Обещания действуют один день, малютки.

На все эти вопросы есть лишь один печальный ответ. Вырезанный контент.

К моменту выхода этого поста разборы вырезанного контента уже расползлись по сети. Они есть на Reddit, появлялись на DTF, но если вы просто хотите быстро пробежаться по основным моментам, могу порекомендовать эту заметку.

Свен не врал, когда незадолго до релиза рекламировал нам Верхний Город, он и не обманывал, когда обещал, что Иллитиды - это лишь затравка перед основным конфликтом. Мы действительно должны были побывать в еще одном районе Врат Балдура, а затем и наведаться в Авернус.

Вся история не обрывалась на огромном городе и культе Абсолют. Судя по всему, и сама структура актов очень резко изменилась перед релизом. Первый должен был закончиться в Лунных Башнях (теперь это финал второго), второй - в городе-из-которого-вырезали-целый-район (в игре - это финал третьего), а затем, видимо, адский план и более глобальный конфликт.

Не задумывались почему вы можете преспокойно жрать личинок и не получить никаких пагубных последствий? Концепт с влиянием на вас особой диеты не дожил до дня выхода BG3. Скомканные концовки и отсутствие каких-то итогов - туда же.

Завершающая стадия проекта не была готова к релизу, ее искромсали, сшили из готового и отправили в печать. Это очень разочаровывает.

Новый стандарт

Перед выходом Baldur’s Gate 3 произошла массовая тряска разработчиков. Они молили игроков не делать свежий тайтл Свена Винке стандартом для игр в целом и RPG в частности. И знаете что? Я с ними полностью согласен.

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Larian выпускают Divinity: Original Sin, прекрасно зная о проблемах в финальной трети своего детища, а потом переделывают спорные моменты в скором переиздании, превращая полноценный релиз в ранний доступ за фуллпрайс.

Larian выпускают Divinity: Original Sin II, прекрасно зная о проблемах третьего акта, а потом полностью переделывают его в скором переиздании, превращая полноценный релиз в ранний доступ за фуллпрайс.

Larian выпускают Baldur’s Gate 3 в раннем доступе, дав возможность игрокам поиграть в первый акт и хорошенько его потестить до релиза. Затем наступает этот самый релиз, в котором разработчики вываливают BG3, прекрасно зная о проблемах c производительностью, багами, недоделанном и вырезанном контенте в финальной трети игры, знаменуя тем самым переход проекта в ранний доступ 2.0 за фуллпрайс.

К черту такие стандарты. Свен Винке - умный человек. Вы серьезно считаете, что его студия не знает сколько покупателей проходят игры до конца? Его тактика проста. Нужно вылизать первую половину, выкатить продукт в релиз, а, пока игру хвалят и проходят черепашьим темпом, оформить переиздание с исправлениями всего того, на что был забит болт изначально.

На момент написания этой статьи, игру прошли 7.5% игроков. Разумеется, кому-то она понравилась в текущем ее состоянии, кто-то разочаровался, как и я. Вы серьезно считаете, что эта горстка недовольных способна хоть как-то повлиять на статистику, оценки и отзывы?

Это не какая-то ошибка, финансовый успех налицо. Свен - гений, который еще во времена работы над D:OS 1-2 случайно, а может и намеренно, нащупал эту стратегию и мастерски воплотил в Baldur’s Gate 3. Несколько лет работать над шикарной игрой про конфликт тифлингов и гоблинов категории B на 30 часов геймплея, а потом за год свалить все, что успели доделать, в кучу и отправить результат своих трудов во второй цикл раннего доступа под видом готового AAA-проекта.

Критики и игроки в восторге, пророчат игру года и десятилетия, Larian спокойно доделывают BG3 под фанфары, пока Фил Спенсер на коленях умоляет выпустить ее на Xbox даже без сплит-скрина на Series S.

Кранчащие разработчики из Ubisoft сейчас сидят с такими лицами.
Кранчащие разработчики из Ubisoft сейчас сидят с такими лицами.

Я не готов принимать такой стандарт в индустрии. А вы?

Итог

GOTY? Разочарование? Провал? Крепкий середняк?

Мое восприятие этой игры слегка отличается от восприятия большинства новоприбывших фанатов. Я был готов.

Baldur’s Gate 3. Вы что, хотите как у BioWare?

Руководствуясь своим опытом в общении с играми Larian, я смог прочитать BG3 еще до релиза. По поводу онлайна только недооценил. Все же, и сам Свен признавался, что ждал 100 000 игроков.

А так, все это было. И рекордный онлайн, и хвалебные обзоры, и баги с плохой производительностью (4 хотфикса, огромный патч и обещание второго соврать не дадут. И это все в первый месяц после релиза!). Акт I, действительно получился очень хорошим, из третьего вышел какой-то сумбурный винегрет с никакущей концовкой.

Я был готов, поэтому я не настолько сильно разочаровался в самой игре. А вот в людях, так неистово защищающих второй ранний доступ у одного проекта, очень даже сильно.

Это действительно лучшая ролевая игра в году. Starfield, каким бы он не получился, не сможет в этом плане потягаться. Несмотря на сомнительную политику разработки Larian, BG3 заслуживает звание RPG года. Но я очень надеюсь, что GOTY отдадут кому-то еще. Иначе мы обречены.

Обречены играть в игры, не готовые к релизу, которые будут выпускаться в ранний доступ, а может и в два. И за это разработчиков будут хвалить, а не порицать, как то делается сейчас.

Получилось ли как у BioWare? Нет. До старых игр канадского коллектива бельгийцам еще расти и расти. Не помешает нанять хорошего сценариста, например. До современных BioWare, слава богам, Larian еще падать и падать.

Новый ли это стандарт в видеоигровой индустрии? Надеюсь, что нет.

8/10

Над третьим Ведьмаком за это смеялись, но 80% записей в журнале каждого фаната BG3 будут состоять из “найти/принести/спасти”.
Над третьим Ведьмаком за это смеялись, но 80% записей в журнале каждого фаната BG3 будут состоять из “найти/принести/спасти”.

P.S. А зачем в игре нелетальный бой?

650
1497 комментариев

За лучший лонг года

3
Ответить

С возвращением, а то я испугался, что зеленые без лидера остались

18
Ответить

Этот сайт тебя не забудет

3
Ответить

Какая же база, согласен с каждым словом на 100%. И главное как приятно было читать такой хорошо написанный и структурированный текст.

Разве что против сильных женщин ничего не имею и даже наоборот, питаю слабость к женским персонажам, особенно к озвученным такими чудесными голосами в играх поэтому тут для меня наоборот кайф.

Ждём DE.

35
Ответить

Спасибо!

1
Ответить

Какой же охуенный обзор

Конструктивно выразил все то, что вертится на языке. Спасибо за хороший пример того, как надо выражать свои мысли

7
Ответить